Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 99 сентябрь 2010 г. >> 6 сентября – перенесения мощей свт.Петра, день Петровской иконы Божией Матери

6 сентября – перенесения мощей свт.Петра, день Петровской иконы Божией Матери

Петровская икона Успения Пресвятой Богородицы
Читайте также:

Беспредельная любовь многих поколений православных к Божией Матери выражается и в том, с каким вниманием подмечают они случаи Её помощи, и в благоговейном хранении Её праздников, и в знании истории тех или иных Её образов. Казанская, Владимирская, Почаевская…


Вряд ли найдётся верующий человек, не слыхавший о чудесных явлениях, связанных с этими иконами. Но есть менее известные нам сегодня образы.

Один из них - Петровская икона.

* * *

"Святителей Петра, Филиппа, Ермогена, Филарета, Тихона…" - уже привычно слышим мы на литии имена великих угодников Божиих в ряду иных святых.
До времени это просто некогда жившие святые.
Но вот однажды волею Божиею ты попадаешь на Соловки.
И по возвращении при имени святителя Филиппа уже чувствуешь тепло в сердце: ведь ты был у него дома, ходил по тем же лесным тропинкам, дышал тем же свежим воздухом Белого моря, исповедовался на камне, который Святитель клал себе под голову вместо подушки в минуты отдыха. А ещё прикладывался в Успенском соборе Московского Кремля к его мощам.

* * *
Святитель Петр, митрополит Московский и всея РусиКакими же незримыми нитями связаны мы со святителем Петром, митрополитом Московским и всея Руси, чудотворцем (†1326)?
Его память празднуется 5 раз в году: в день кончины (3 января н./ст.), в соборе Волынских, Московских святых, в соборе пяти святителей Московских и всея России чудотворцев и

6 сентября - день перенесения мощей святителя Петра празднование Петровской иконы Божией Матери.

У Господа нет случайностей.
Празднование Петровской иконы совпадает со днём перенесения мощей Святителя Петра, ведь именно он и написал этот образ, и по его имени называется эта чудотворная икона.

Святитель Пётр родился около 1260 года на Волыни в знатной боярской семье.
Перед его рождением его мать увидела во сне, что она держит на руках агнца, а между рогами его растёт дерево, покрытое цветами, плодами и горящими свечами.
В 12 лет Пётр поступил в монастырь и проходил различные послушания, а ещё учился иконописи. После рукоположения в иеромонаха Пётр отправился в безмолвное место на реке Рати, и через какое-то время там образовался Новодворский Спасо-Преображенский монастырь.
Нередко к теперь уже игумену Петру приходил за духовными наставлениями Галицкий князь Юрий Львович.
Однажды обитель посетил митрополит Киевский и всея Руси Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания.
Игумен Пётр принёс в дар владыке написанный им образ Пресвятой Богородицы.

В 1299 году митрополит Максим окончательно оставил разорённый татаро-монголами Киев и перенёс кафедру русских митрополитов в град Владимир на Клязьме.
С собою он взял Петровскую икону, богато украсил её и до конца дней своих молился перед ней в своей келье.
Когда же в 1305 году владыка Максим скончался, встал вопрос о его преемнике. Галицко-Волынский князь Юрий Львович послал в Царьград (тогда митрополитов поставляли на кафедру в Византии Константинопольские патриархи) игумена Петра, а великий князь Тверской и Владимирский - игумена Геронтия.
Игумен Пётр прибыл первым, игумена же Геронтия задержала буря на море.
В штормовую ночь ему явилась Богородица, как изобразил её игумен Пётр, и изрекла: "Напрасно ты пустился в столь дальний путь. Не на тебя будет возложен святительский сан, но тот, кто написал образ Мой, смиренный игумен Пётр возведён будет на верховный престол митрополии Русской, и украсит его, и возвеличит".
То же было открыто и патриарху Афанасию.
Он, возведя игумена Петра в архипастырский сан, благословил его написанным им же образом.
Пётр получил титул митрополита Киевского, но, как и его предшественник, перенёс кафедру во Владимир.
А в 1325 году кафедра предстоятеля Русской Церкви была навсегда перенесена в молодую столицу Русского государства Москву.
Совершивший сие знаменательное перемещение митрополит Пётр взял с собой и Петровскую икону, которую до его прославления называли ещё "Животворивой".

После кончины святителя, последовавшей на молитве во время вечерни 21 декабря 1326 года, этот образ был поставлен в кремлёвском Успенском соборе у его честных мощей.
В середине 16-го столетия Петровская икона считалась вторым после Владимирской из наиболее чтимых образов Успенского собора.

14 марта 1613 года её в числе иных святынь принесли с крестным ходом из Москвы в Ипатьевский монастырь, где был избран на царство Михаил Феодорович, первый царь из династии Романовых. Именно с ней в Кремле ходили на водоосвящение в навечерие Крещения Господня, а в дни памяти святителей возлагали на аналое у рак святителей.

Вплоть до 1880-х годов она пребывала в главном алтаре Успенского собора, затем её перенесли в Петропавловский придел к другим святыням: частице ризы Богородицы, ризе Господней и гвоздю от Креста Господня.
Однако на рубеже ХХ столетия следы иконы внезапно и странно теряются, и ныне можем молиться лишь перед её списками.
Самый первый образ был небольшой "пядничной" (от слова пядь - "протяженье меж большого и указательного перстов, растянутых по плоскости", читаем мы в Толковом словаре русского языка В.И.Даля, около 15 см) иконой с изображением Богородицы и Младенца слева от неё. Характерная деталь - рука Пречистой положена на грудь Младенца.

Издавна чтимый список с Петровской иконы хранился в г. Калуге. Недавно во Львовском Спасо-Преображенском женском монастыре также появился список Петровской иконы: в монастыре особенно почитается наш земляк свт. Пётр Ратынский, митрополит Киевский, Московский и всея Руси.
Именно в воспоминание о его обители на реке Рате названа молодая Львовская обитель.

Святитель Пётр уже через 13 лет после кончины был причислен к лику святых.
При его гробе князья целовали крест в знак верности князю Московскому; здесь нарекались и избира-лись русские Первосвятители; как особо чтимый святой он призывался в свидетели при составлении государственных договоров; ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитв у его мощей.
Святые мощи святителя Петра трижды обретались нетленными.
Сохранились два поучения святителя Петра, касающиеся семейной жизни.


Святителю отче наш Петре, моли Бога о нас!



Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 177