Настоящий рассказ о том, как сам Христос приходил на Рождество
к мужику в гости и чему его выучил, -- я слышал от одного старого
сибиряка, которому это событие было близко известно. Что он мне
рассказывал, то я и передам его же словами.
* * *
Наше место поселенное, но хорошее, торговое место. Отец мой в
нашу сторону прибыл за крепостное время и России, а я тут и родился.
Имели достатки по своему положению довольные и теперь не бедствуем.
Веру держим простую, русскую. Отец был начитан и меня к чтению
приохотил. Который человек науку любил, тот был мне первый друг,
и я готов был за него в огонь и в воду. И вот послал мне один
раз Господь в утешение приятеля Тимофея Осиповича, про которого
я и хочу вам рассказать, как с ним чудо было.
Тимофей Осипов прибыл к нам в молодых годах. Мне было тогда восемнадцать
лет, а ему, может быть, с чем-нибудь за двадцать. Поведения Тимоша
был самого непостыдного. За что он прибыл по суду на поселение
-- об этом по нашему положению, щадя человека, не расспрашивают,
но слышно было, что его дядя обидел. Опекуном был в его сиротство
да и растратил, или взял, почти все его наследство. А Тимофей;
Осипов за то время был по молодым годам нетерпеливый, вышла у
них с дядей ссора, и ударил он дядю оружием. По милосердию создателя,
грех сего безумия не до конца совершился -- Тимофей только ранил
дядю в руку насквозь. По молодости Тимофея большего наказания
ему не было, как из первогильдейных купцов сослан он к нам на
поселение.
Именье Тимошино хотя девять частей было разграблено, но, однако,
и с десятою частью еще жить было можно. Он у нас построил дом
и стал жить, но в душе у него обида кипела, и долго он от всех
сторонился. Сидел всегда дома, и батрак да батрачка только его
и видели, а дома он все книги читал, и самые божественные. Наконец
мы с ним познакомились, именно из-за книг, и я начал к нему ходить,
а он меня принимал с охотою. Пришли мы друг другу по сердцу.
* * *
Родители мои попервоначалу не очень меня к нему пускали. Он им
мудрен казался. Говорили: "Неизвестно, какой он такой и зачем
ото всех прячется. Как бы чему худому не научил". Но я, быв
родительской воле покорен, правду им говорил, отцу и матери, что
ничего худого от Тимофея не слышу, а занимаемся тем, что вместе
книжки читаем и о вере говорим, как по святой воле Божией жить
надо, чтобы образ создателя в себе не уронить и не обесславить.
Меня стали пускать к Тимофею сидеть сколько угодно, и отец мой
сам к нему сходил, а потом и Тимофей Осипов к нам пришел. Увидали
мои старики, что он человек хороший, и полюбили его, и очень
стали жалеть, что он часто сумрачный. Воспомнит свою обиду, или
особенно если ему хоть одно слово про дядю его сказать, -- весь
побледнеет и после ходит смутный и руки опустит. Тогда и читать
не хочет, да и в глазах вместо всегдашней ласки -- гнев горит.
Честности он был примерной и умница, а к делам за тоскою своею
не брался. Но скуке его Господь скоро помог: пришла ему по сердцу
моя сестра, он на ней женился и перестал скучать, а начал жить
да поживать и добра наживать, и в десять лет стал у всех в виду
как самый капитальный человек. Дом вывел, как хоромы хорошие;
всем полно, всего вдоволь и от всех в уважении, и жена добрая,
а дети здоровые. Чего еще надо? Кажется, все прошлое горе позабыть
можно, но он, однако, все-таки помнил свою обиду, и один раз,
когда мы с ним вдвоем в тележке ехали и говорили во всяком благодушии,
я его спросил:
-- Как, брат Тимоша, всем ли ты теперь доволен?
-- В каком, -- спрашивает, -- это смысле?
-- Имеешь ли все то, чего в своем месте лишился?
А он сейчас весь побледнел и ни слова не ответил, только молча
лошадью правил. Тогда я извинился.
-- Ты, -- говорю, -- брат, меня прости, что я так спросил... Я
думал, что лихое давно... минуло и позабылось.
-- Нужды нет, -- отвечает, -- что оно давно... минуло -- оно минуло,
да все-таки помнится...
Мне его жаль стало, только не с той стороны, что он когда-нибудь
больше имел, а что он в таком омрачении: Святое Писание знает
и хорошо говорить о вере умеет, а к обиде такую прочную память
хранит. Значит, его святое слово не пользует.
Я и задумался, так как во всем его умнее себя почитал и от него
думал добрым рассуждением пользоваться, а он зло помнит... Он
это заметил и говорит:
-- Что ты теперь думаешь?
-- А так, -- говорю, -- думаю что попало.
-- Нет: ты это обо мне думаешь.
-- И о тебе думаю.
-- Что же ты обо мне, как понимаешь?
-- Ты, мол, не сердись, я вот что про тебя подумал. Писание ты
знаешь, а сердце твое гневно и Богу не покоряется. Есть ли тебе
через это какая польза в Писании?
Тимофей не осерчал, но только грустно омрачился и лице и отвечает:
--Ты святое слово проводить не сведущ.
-- Это, -- говорю, -- твоя правда, я не сведущ.
-- Не сведущ, -- говорит, -- ты и в том, какие на свете обиды
есть.
Я и в этом на его сдание* согласился, а он стал говорить, что
есть таковые оскорбления, коих стерпеть нельзя, -- и рассказал
мне, что он не за деньги на дядю своего столь гневен, а за другое,
чего забыть нельзя.
(* Сдание -- ответ, возражение.)
-- Век бы про это молчать хотел, но ныне тебе, -- говорит, --
как другу моему откроюсь.
Я говорю:
-- Если это тебе может стать на пользу -- откройся.
И он открыл мне, что дядя смертно огорчил его отца, свел горем
в могилу его мать, оклеветал его самого и при старости своих лет
улестил и угрозами понудил одних людей выдать за него, за старика,
молодую девушку, которую Тимоша с детства любил и всегда себе
в жену взять располагал.
-- Разве, -- говорит, -- все это можно простить? Я его в жизнь
не прощу.
-- Ну да, -- отвечаю, -- обида твоя велика, это правда, а что
Святое Писание тебя не пользует, и то не ложь.
А он мне опять напоминает, что я слабже его в Писании, и начинает
доводить, как в Ветхом Завете святые мужи сами беззаконников не
щадили и даже своими руками заклали. Хотел он, бедняк, этим совесть
свою передо мной оправдать.
А я по простоте своей ответил ему просто.
-- Тимоша, -- говорю, -- ты умник, ты начитан и все знаешь, и
я против тебя по Писанию отвечать не могу. Я что и читал, откроюсь
тебе, не все разумею, поелику я человек грешный и ум имею тесный.
Однако скажу тебе: в Ветхом Завете все ветхое и как-то рябит в
уме двойственно, а в Новом -- яснее стоит. Там надо всем блистает.
"Возлюби, да прости", и это всего дороже, как злат ключ,
который всякий замок открывает. А в чем же прощать, неужели в
некоей малой провинности, а не в самой большой вине?
Он молчит.
Тогда я положил в уме: "Господи! Не угодно ли воле Твоей
через меня сказать слово душе брата моего?" И говорю, как
Христа били, обижали, заплевали и так учредили, что одному Ему
нигде места не было, а Он всех простил.
-- Последуй, -- говорю, -- лучше сему, а не отомстительному обычаю.
А он пошел приводить большие толкования, как кто писал, что иное
простить яко бы все равно что зло приумножить.
Я на это упровергать не мог, но сказал только:
-- Я-то опасаюсь, что "многие книги безумным тя творят".
Ты, -- говорю, -- ополчись на себя.
Пока ты зло помнишь -- зло живо, -- а пусть оно умрет, тогда и
душа твоя в покос жить станет.
Тимофей выслушал меня и сильно сжал мне руку, но обширно говорить
не стал, а сказал кратко:
-- Не могу, оставь -- мне тяжело.
Я оставил. Знал, что у него болит, и молчал, а время шло, и убыло
еще шесть лет, и во все это время я за ним наблюдал и видел, что
все он страдает и что если пустить его на всю свободу да если
он достигнет где-нибудь своего дядю, -- забудет он все Писание
и поработает сатане мстительному. Но в сердце своем я был покоен,
потому что виделся мне тут перст божий. Стал уже он помалу показываться,
ну так, верно, и всю руку увидим. Спасет Господь моего друга от
греха гнева. Но произошло это весьма удивительно.
* * *
Теперь Тимофей был у нас в ссылке шестнадцатый год, и прошло уже
пятнадцать лет, как он женат. Было ему, стало быть, лет тридцать
семь или восемь, и имел он трех детей и жил прекрасно. Любил он
особенно цветы розаны и имел их у себя много и на окнах, и в палисаднике.
Все место перед домом было розанами покрыто, и через их запах
был весь дом в благовонии.
И была у Тимофея такая привычка, что, как близится солнце к закату,
он непременно выходил в свой садик и сам охорашивал свои розаны
и читал на скамеечке книгу. Больше, сколь мне известно, и то было,
что он тут часто молился.
Таким точно порядком пришел он раз сюда и взял с собою Евангелие.
Пооглядел розаны, а потом присел, раскрыл книгу и стал читать.
Читает, как Христос пришел в гости к фарисею и Ему не подали даже
воды, чтобы омыть ноги. И стало Тимофею нестерпимо обидно за Господа
и жаль Его. Так жаль, что он заплакал о том, как этот богатый
хозяин обошелся со святым гостем. Вот тут в эту самую минуту и
случилося чуду начало, о котором Тимоша мне так говорил:
-- Гляжу, -- говорит, -- вокруг себя и думаю: какое у меня всего
изобилие и довольство, а Господь мой ходил в такой ценности и
унижении... И наполнились все глаза мои слезами и никак их сморгнуть
не могу; и все вокруг меня стало розовое, даже самые мои слезы.
Так, вроде забытья или обморока, и воскликнул я: "Господи!
Если б ты ко мне пришел -- я бы тебе и себя самого отдал".
А ему вдруг в ответ откуда-то, как в ветерке в розовом, дохнуло:
-- Приду!
Тимофей с трепетом прибежал ко мне и спрашивает:
-- Как ты об этом понимаешь: неужели Господь ко мне может в гости
прийти?
Я отвечаю:
-- Это, брат, сверх моего понимания. Как об этом, можно ли что
усмотреть в Писании?
А Тимофей говорит:
В Писании есть: "Все тот же Христос ныне и вовеки"*,
-- я не смею не верить.
-- Что же, -- говорю, -- и верь.
-- Я велю что день на столе ему прибор ставить. Я плечами пожал
и отвечаю:
-- Ты меня не спрашивай, смотри сам лучшее, что к его воле быть
может угодное, а впрочем, я и в приборе ему обиды не считаю, но
только не гордо ли это?
-- Сказано, -- говорит, -- "сей грешники приемлет и с мытарями
ест".
-- А и то, -- отвечаю, -- сказано: "Господи! Я не достоин,
чтобы ты взошел в дом мой". Мне и это нравится.
Тимофей говорит: -- Ты не знаешь.
-- Хорошо, будь по-твоему.
* * *
Тимофей велел жене с другого же дня ставить за столом лишнее место.
Как садятся они за стол пять человек -- он, да жена, да трое ребятишек,
-- всегда у них шестое место и конце стола почетное, и перед ним
большое кресло.
Жена любопытствовала: что это, к чему и для кого? Но Тимофей ей
не все открывал. Жене и другим он говорил только, что так надо
по его душевному обещанию "для первого гостя", а настоящего,
кроме его да меня, никто не знал.
Ждал Тимофей Спасителя на другой день после слова и розовом садике,
ждал в третий день, потом в первое воскресенье -- но ожидания
эти были без исполнения. Долгодневны и еще были его ожидания:
на всякий праздник Тимофей все ждал Христа в гости и истомился
тревогою, но не ослабевал в уповании, что Господь свое обещание
сдержит -- придет. Открыл мне Тимофей так, что "всякий день,
говорит, я молю: "Ей, гряди, Господи!" -- и ожидаю,
но не слышу желанного ответа: "Ей, гряду скоро!""
Разум мой недоумевал, что отвечать Тимофею, и часто я думал, что
друг мой загордел и теперь за то путается в напрасном обольщении.
Однако Божие смотрение о том было иначе.
* * *
Наступило Христово Рождество. Стояла лютая зима. Тимофей приходит
ко мне на сочельник и говорит:
-- Брат любезный, завтра я дождусь Господа.
Я к этим речам давно был безответен, и тут только спросил:
-- Какое же ты имеешь в этом уверение?
-- Ныне, -- отвечает, -- только я помолил: "Ей, гряди, Господи!"
-- как вся душа во мне всколыхнулася и в ней словно трубой вострубило:
"Ей, гряду скоро!" Завтра его святое Рождество -- и
не в сей ли день он пожалует? Приди ко мне со всеми родными, а
то душа моя страхом трепещет.
Я говорю:
-- Тимоша! Знаешь ты, что я ни о чем этом судить не умею и Господа
видеть не ожидаю, потому что я муж грешник, но ты нам свой человек
-- мы к тебе придем. А ты если уповательно ждешь столь великого
гостя, зови не своих друзей, а сделай ему угодное товарищество.
-- Понимаю, -- отвечает, -- и сейчас пошлю услужающих у меня
и сына моего обойти села и звать всех ссыльных -- кто в нужде
и в бедствии. Явит Господь дивную милость -- пожалует, так встретит
все по заповеди.
Мне и это слово его тоже не нравилось.
-- Тимофей, -- говорю, -- кто может учредить все по заповеди?
Одно не разумеешь, другое забудешь, а третье исполнить не можешь.
Однако если все это столь сильно "трубит" в душе твоей,
то да будет так, как тебе открывается. Если Господь придет, он
все, чего недостанет, пополнит, и если ты кого ему надо забудешь,
он недостающего и сам приведет.
Пришли мы в Рождество к Тимофею всей семьей, попозже, как ходят
на званый стол. Так он звал, чтобы всех дождаться. Застали большие
хоромы его полны людей всякого нашенского, сибирского, засыльного
роду. Мужчины и женщины и детское поколение, всякого звания и
из разных мест -- и российские, и поляки, и чухонской веры. Тимофей
собрал всех бедных поселенцев, которые еще с прибытия не оправились
на своем хозяйстве. Столы большие, крыты скатертями и всем, чем
надобно. Батрачки бегают, квасы и чаши с пирогами расставляют.
А на дворе уже смеркалося, да и ждать больше было некого: все
послы домой возвратилися и гостям неоткуда больше быть, потому
что на дворе поднялась мятель и вьюга, как светопреставление.
Одного только гостя нет и нет -- который всех дороже.
Надо было уже и огни зажигать да и за стол садиться, потому что
совсем темно понадвинуло, и все мы ждем в сумраке при одном малом
свете от лампад перед иконами.
Тимофей ходил и сидел, и был, видно, в тяжкой тревоге. Все упование
его поколебалось: теперь уже видное дело, что не бывать "великому
гостю".
Прошла еще минута, и Тимофей вздохнул, взглянул на меня с унылостью
и говорит:
-- Ну, брат милый, вижу я, что либо угодно Господу оставить меня
в посмеянии, либо прав ты: не умел я собрать всех, кого надо,
чтоб его встретить. Будь о всем воля Божия: помолимся и сядем
за стол.
Я отвечаю:
-- Читай молитву.
Он стал перед иконою и вслух зачитал: "Отче наш, иже еси
на небеси",
а потом: "Христос рождается, славите, Христос с небес, срящите,
Христос на земли..."
И только он это слово вымолвил, как внезапно что-то так страшно
ударило со двора в стену, что даже все зашаталось, а потом сразу
же прошумел шум по широким сеням, и вдруг двери в горницу сами
вскрылися настежь.
* * *
Все люди, сколько тут было, в неописанном страхе шарахнулись в
один угол, а многие упали, и только кои всех смелее на двери смотрели.
А в двери на пороге стоял старый-престарый старик, весь в худом
рубище, дрожит и, чтобы не упасть, обеими руками за притолки держится;
а из-за него из сеней, где темно было, -- неописанный розовый
свет светит, и через плечо старика вперед в хоромину выходит белая,
как из снега, рука, и в ней длинная глиняная плошка с огнем --
такая, как на беседе Никодима пишется... Ветер с вьюгой с надворья
рвет, а огня не колышет... И светит этот огонь старику в лицо
и на руку, а на руке в глаза бросается заросший старый шрам, весь
побелел от стужи.
Тимофей как увидал это, вскричал:
-- Господи! Вижду и приму его во имя твое, а ты сам не входи ко
мне: я человек злой и грешный. -- Да с этим и поклонился лицом
до земли. А с ним и я упал на землю от радости, что его настоящей
христианской покорностью тронуло; и воскликнул всем вслух:
-- Вонмем: Христос среди нас!
А все отвечали:
-- Аминь, -- то есть истинно.
* * *
Тут внесли огонь; я и Тимофей восклонились от полу, а белой руки
уже не видать -- только один старик остался.
Тимофей встал, взял его за обе руки и посадил на первое место.
А кто он был, этот старик, может быть, вы и сами догадаетесь:
это был враг Тимофея -- дядя, который всего его разорил. В кратких
словах он сказал, что все у него прошло прахом: и семьи, и богатства
он лишился, и ходил давно, чтобы отыскать племянника и просить
у него прощения. И жаждал он этого, и боялся Тимофеева гнева,
а в эту мятель сбился с пути и, замерзая, чаял смерти единой.
-- Но вдруг, -- говорит, -- кто-то неведомый осиял меня и сказал:
"Иди, согрейся на моем месте и поешь из моей чаши",
взял меня за обе руки, и я стал здесь, сам не знаю отколе.
А Тимофей при всех отвечал:
-- Я, дядя, твоего провожатого ведаю: это Господь, который сказал:
"Аще алчет враг твой -- ухлеби его, аще жаждет -- напой его".
Сядь у меня на первом месте -- ешь и пей во славу его, и будь
в дому моем во всей воле до конца жизни.
С той поры старик так и остался у Тимофея и, умирая, благословил
его, а Тимофей стал навсегда мирен в сердце своем.
* * *
Так научен был мужик устроить в сердце своем ясли для рожденного
на земле Христа. И всякое сердце может быть такими яслями, если
оно исполнило заповедь: "Любите врагов ваших, благотворите
обидевшим вас". Христос придет в это сердце, как в убранную
горницу, и сотворит себе там обитель.
Ей, гряди, Господи; ей, гряди скоро!
1881
|
Любовь 18.12.2019 22:51:
Сколько раз читаю и каждый раз плачу. Ирина 01.06.2010 20:33:
Слава Тебе Господи! Слава Тебе! 01.06.2010 | |
|