Все постоянство мира было со мною: море, высокие стены,
вход, келья, постель.
Измлада я начал бояться Бога, с юности моей дышал я Евангелием.
Слово его приветливо останавливало меня на себе, развивалось
передо мною и связью речи завлекало к последующему. Око
спокойно, трудится же ум.
Мостом и дверью была мне эта книга.
Прошел я мост и ум пошел внутрь:
"Господи, скажи
мне, ради чего оставляют люди дом свой и следуют Тебе?"
Ответом мне было молчание.
Ум мой парил как орел, а тело мое было подобно лютым зверям
в морских заливах, что способны поглощать людей. Куда
мне идти?
Долго я порывался страхом и любовью.
Любовь звала меня внимательно вглядываться, а страх удерживал
от такой пытливости.
Святая душа, мать Екатерина, отвлекла меня от внутренних
распрей просьбой вспомнить весну в раю. Но нынче я страшился
и помыслить об этом.
Когда я просил только вспомнить обо мне, Господь обещал
мне рай, как и разбойнику, который был в Царствии, уже
прозрев в распятом и оплеванном человеке Творца вселенной.
Другое место моста говорило об апостоле Павле, где он
сомневался в теле или вне тела он был восхищен в рай и
внимал неизъяснимым словам.
А третье место было для сильных и побеждающих в Откровении,
что они будут вкушать от древа жизни, которое посреди
рая Божия.
А мы - слабые и бессильные. Куда нам идти?
В ответ на мои размышления зашел ко мне возлюбленный брат
Арефа, который знал почти все.
- Разве не любишь ты святого апостола Фому, который прославил
Церковь нашу своими сомнениями, за что и был послан в
рай земной - Индию, проповедовать Христа?
- Люблю, но ведь мученица Перпетуя, говоря об рае, не
говорила об Индии.
- Да само слово "рай" - персидское и означает
сад, насажденный многоразличными деревьями.
Но вот преподобный Иоасаф, царь, апостол и наконец инок,
сподобился видеть рай именно в Индии. Однажды, после продолжительной
молитвы, сопровождаемой многими слезами, он погрузился
в тонкий сон. Во сне он увидел обширнейшее поле, усеянное
прекраснейшими цветами и чрезвычайно приятное. Там были
всех родов произрастения, изобиловавшие какими-то необыкновенными
и удивительными плодами, и особенно красивыми для вида,
и особенно приятными для вкуса. Там были седалища, устроенные
из золота и драгоценнейших камней, блиставшие обильным
светом. Там были светлые одры, украшенные чудными покрывалами
и пышностию, превышающею всякое слово. Там протекали чистейшие
воды, увеселявшие самый взор.
- Прости, брат, но мне неприятно слушать эти слова, твой
"рай" напоминает ландшафтный дизайн для людей
"со вкусом". Мне противны твои пустые растения,
бессмысленны твои драгоценности и каменья.
- Не печалься, брат, существует только духовный рай, а
все духовное представляется лишь как видение. Рай, в котором
был Адам, погиб, он уничтожен Потопом, что поднимался
на пятнадцать локтей самых высоких гор. Павел прошел "три
неба", но эти "неба" суть деятельное любомудрие
(херувим), естественное созерцание (древо знания) и тайнозрительное
богословие (меч огненный). Мертвые не страшатся теперь
пламенного оружия, ибо оно уже не стережет ворот райских,
они входят смело, и видят "мысленное солнце"
правды. Мы же, живые, на что полагали надежду, того уже
нет; чего не боялись, то нашли.
- Лукавый, перестань опираться на слабый разум - этот
хрупкий жезл, и именем Христа оставь брата моего Арефу!
Тебе невозможно было войти в рай, потому что и животным
и птицам не позволялось приближаться к его окрестностям.
В виде змея коварными вопросами к Еве, вышедшей к тебе,
узнал ты, что такое рай и каков он.
Открыты были глаза у прародителей, но не видели они красоты
святилища, не видели и своей наготы.
Оба эти познания сокрыл Бог в древе и поставил его как
бы судьею двух сторон.
Но знай, сатана, что не только горький вкус геенны познали
люди, но и открылась им святость рая в тот миг, отчего
и восскорбели. Они были исторгнуты из вожделенного видения,
как и море, когда увидит в недрах своих труп животного,
не оставляет его в себе, но выбрасывает вон.
Брата Арефу сотряс дух противления и покинул его.
Я продолжал слова:
- Человек - единственное существо во всех мирах, простертое
от ада и до рая. В нем нет ничего, что заканчивалось бы
раем или адом. В человеке струится некая загадочная вечность.
И рай, и ад начинаются здесь, на земле, чтобы после смерти
продолжиться навсегда в ином мире. Нам дана сила сотворить
для себя такую вечность, какую мы захотим. Страшно быть
человеком, потому что человек всем и во всем вечен. Диавол
хочет, чтобы мы приписывали раю то прекрасное, что может
найти человек в природе. И много раз люди пытались строить
рай на земле, но лишь воздвигали фундамент антихристова
царства. Муки не прекратились, взгляни на Западное Дышащее
море: там червь не усыпающий, и скрежет зубовный, и река
кипящая Морг, и вода уходит там в преисподнюю и вновь
выходит наверх трижды в день.
Говорил мне сопротивник-диавол: "Два места приготовил
Бог: одно - наполнено всем благим, а другое - тьмы и огня
преисполнено, суд же должен быть справедлив".
Но не знает он, что ввергнув человека хитростью в знание
огня и муки, он научил его и знать рай неведомый.
Оттого грустен человек, оттого просит он: "О, рай
святой, что мне красоты мира и все богатства его, умоли
Создателя моего хоть о секунде насыщения красотой твоей!"
Долго исследовал я топологию рая и познал все реки его.
Он расцветал в Содоме до поражения его с небес.
Он проистекал Нилом, во владениях Египетских, стекая росой
с алойных дерев.
Он шел с высоких гор, возвышавшихся от земли до неба,
где на недоступном месте для людей рахманы живут.
Знаю, Илия живет в раю, и брат наш Агапит встречал его
там и кусок хлеба у него взял.
И брат Ефросин был в раю и приносил яблоки игумену нашему
Василию, от них же много исцелений было.
Врет сатана, рай, созданный Богом на востоке не погиб:
едва пяты его касались высокие воды потопа; благоговейно
лобызали стопы его, и возвращались назад, дабы попрать
вершины гор и высот.
Око не видело, и ухо не слышало, и сердцем человек не
чувствовал того, что приготовил Бог любящим его. Петру,
Иакову и Иоанну мешали их телесные глаза созерцать красоту
Царства на горе Фаворской.
А монах Павел и не утруждал глаза свои, но радовался раю
в самозабвении.
- Послушай же брат, Арефа, историю юности моей и ты почувствуешь
благоухание рая, ибо в нем весна нынче. Я был юн, когда
путешествовал по берегам морским, и встретил ребенка с
двумя мужами великими. И дитя спросило меня:
- Мирон, здоров ли ты? Зачем ты путешествуешь здесь, не
страшась зверей лютых? Что твой путь? Куда хочешь идти?
И я ответил:
- Господь Бог - путь мой есть.
Младенец же, услышав то, велел мне идти в Новгород и дал
мне хлеб, ибо там были голод и мор. Послушал я младенца,
ибо страшен был вид сопровождавших его мужей. Когда же
пришел я в Новгород, то был бит за кусок хлеба жестоко
и, спрятавшись в амбаре, спал.
Утром же увидал дивное: у амбара моего собрался весь люд
городской и просили меня много не оставлять их, ибо болезнь
и скорбь вдруг оставили их:
- Ни хлебом, ни водой, не насыщались мы много дней и думали,
что сегодня или завтра утром умрем. Но вот мы ели хлеб
твой и сделались здоровы. Не уходи от нас, ибо мы имеем
обычай умирать, а ты - оживляешь.
- Я не умею оживлять вас, новгородцы, но умеет младенец,
давший мне хлеб.
- Ступай, найди младенца, пусть он всегда будет с нами.
Вот, мы дадим тебе нашего воеводу Моислава и сына его,
и снарядим корабль.
Долго путешествовали мы в поисках дивного младенца, пока
не принесло нас море к высокой горе. И по верху горы был
такой свет самосветящийся и пение, что невозможно человеку
рассказать о том. Мы велели одному из товарищей поглядеть,
что там.
Но он, только взойдя на гору, тотчас всплеснул руками,
засмеялся и бросился вглубь острова на звук пения. Подивились
мы и послали другого, привязав веревку к его ноге.
Накрепко наказали: "Если и смерть случится, но мы
бы хотели узнать о сиянии места сего".
И этот брат, увидев свет, захотел так же поступить: всплеснул
радостно руками и побежал, забыв от радости про веревку
на своей ноге.
Мы же сдернули его веревкой, и тут же оказался он мертвым.
Все, кроме меня устремились оттуда прочь: не хотели они
уже ни света, ни веселья.
Я же остался один, и как был, пошел на гору.
Как я остался жив не знаю, но открылся мне рай - город
сияющий, как бы в пузыре, на подобие хрустального.
Длина его триста километров - свет до горизонта, двенадцать
ворот сияющих и через пузырь этот идешь метров семьдесят
как через кисель густой, дышать нечем.
Райские ворота есть двери испытующие, хотя и любят людей.
Точнее их решительность.
Раз мы - христиане, это означает, что мы кандидаты в святые.
Различие между нами и святыми состоит не в природе, а
в воле и решительности.
Рай есть чувство Бога, и решительность моя после гибели
товарища пойти на смерть, но узнать свет, впустила меня
туда.
Тем более, я - русский, а ни один человек не падает так
глубоко, до последнего зла, как русский человек; но точно
так же, ни один человек не достигает так высоко, выше
вершин, как русский человек.
Я думаю, что Бог оставил меня живым, чтобы видев рай,
я научился каяться до конца дней своих, но не знаю, и
последним днем своим положу ли начало покаянию.
Нет, рай, это не цветочки и благоуханные деревья!
Рай - это святые, и каждый святой - это возвращенный человечеству
рай.
Любое дерево райское стыдится при виде плодов, приносимых
праведниками.
Цветы райские видят плоды сии, и сознают себя побежденными,
приходят в страх, видя цветы святых, венец которых возвеселил
Творца.
Ведь каждый из преподобных сначала в своей душе восстановил
рай, а затем жизнью своей восстанавливал его в людях вокруг
себя.
С терпением несли они скорби свои, а теперь в городе светлом
видят, что страдания их миновались, скорби были временны,
бремя не вечно, и пост их был как бы сновидение, после
которого они восстали от сна, и обретают трапезу царствия.
Увидел я, что разные подвиги у людей, и каково делание
человека, такова и красота и сияние кущи его в раю. Но
меня усладил рай более покоем, нежели красотою.
Рай - село духовного покоя.
- Нет, сказал я себе, - не ради рая был создан человек,
но сам человек был виною насаждения рая.
- Из чего же создан рай? - спросил меня брат Арефа, пришедший
в себя.
- Рай веществен, но вещество его тонко, как тонки души,
как тонко было тело Адама до облечения его в кожаные ризы.
Ведь небо есть объем тварей видимых и невидимых, в нем
заключаются и им ограничиваются умные силы ангелов и все
чувственное.
Тонкое вещество рая, по мановению Божию, сгущается и становится
осязательным для наших телесных чувств. Так светоносные
облака образуют из себя кущи для достойных рая.
А мученица Дорофея упросила Христа отправить мучителю
ее Феофилу три яблока и три розы. Изумленный сим телесным
великолепным сгущением рая, он исповедал Христа, и через
ворота крови своей вошел вслед за Дорофеей.
Нет, брат, Арефа, рай веществен, и святые ликуют на хребте
моря и не утопают, где не утопал и Симон-камень.
Это море сбирает в себя живоносный источник, который протекает
посреди рая.
Мучимые и опаляемые в геенне не видят света, но лишь слышат
прохладные струи его и мечтают, чтобы кто охладил язык
их.
Внутри у страждущих - огонь, перед ними вода.
У благодатных же источник живой воды внутри, и они не
хотят пить вовек.
Посреди же рая высится Древо Истины, и для чуждого правды
страшен лик его.
Ибо это древо Крестное, поставленное Богом для человека
судьею.
Древо сие для человека образ двери, а плод - завеса, закрывающие
вход в рай.
Через дерево вывел дьявол Адама из рая, а Христос разбойника
древом крестным в рай ввел.
Не знаю, как остался я живым, выйдя из рая, знаю только,
что юнец, которого я искал с новгородцами, тот подарил
мне жизнь.
Он был спутником моим, и едва выступил я из пределов рая,
как отступил от меня сопроводник.
Когда же достиг пределов земли, что рождает крапиву и
сорняки, встретили меня болезни и страдания. Увидел я
мир сей темницей, а людей - заключенными, мечтающими о
воле.
Видел я и детей, плачущих при рождении, ибо из тьмы и
тесноты идут они на свет.
Смерть для мира сего есть образ рождения, поэтому плачут
те, которых земля, матерь страданий, рождает для сада
радостей. Но скорбь их в радость обратится.
Не ради рая был создан человек, но сам был причиной насаждения
рая.
- Раздели со мною пасхальную трапезу, брат Арефа!
Вот видишь, финики, хлебы и благоуханное вино.
Но чистое сердце дороже еды, песня лучше вина, слово приятнее
всех ароматов земли, а вера человека ценнее всех сокровищ.
Посмотри, Арефа, что люди дали нам для праздника, но разве
это нам нужно?
Воистину воскрес Христос и значит, мы самые счастливые
люди.
Пасха грядет, а значит, ныне весна в раю.
ЖЖ
Мирослава