Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Статьи >> Книжная полка >> Игумен Алексей Рождественский. Беседы с пещерным человеком

Игумен Алексей Рождественский. Беседы с пещерным человеком

Из книги игумена Алексея Рождественского: "Христос ждет тебя! Беседы с пещерным человеком"

Монах* Даниил, серб, - много лет подвизался на Святой Горе Афон.
Но обычно беседы с этим замечательным человеком не записываются.
Остается их аромат, его мысли продолжают жить и развиваться в душе собеседника, а сами разговоры забываются.
И вот однажды наш соотечественник, давно знающий отца Даниила, игумен Алексей Рождественский, догадался записать весьма значимые беседы с подвижником, и даже издал их книжкой:
"Христос ждет тебя! Беседы с пещерным человеком", М, 2007 год, ISBN 5-7246-0417-5.

"Пещерным" он назвал Данилу не случайно.
На удивление греческих (да и русских) монахов-святогорцев, сей муж несколько лет прожил в совершенно "необорудованной" пещере-зале, площадью не менее 30-40 кв.м, с огромным входом без двери, с пачкающейся повсюду красной глиной.
Никакого "уюта" абсолютно!
В другое время схимонах Даниил прожил 2 года в иной пещере, гораздо более компактной, но расположенной на высоте около 1000 м, и заваливаемой зимой снегом.
Как-то зимой он долго, кажется месяц или два, не мог из нее выбраться из-за снега.
Тут уж он, несмотря на свою удивительную "дикую, пещерную" неприхотливость, соорудил все-же перегородку с дверью, но печку так и не стал оборудовать.
Сильно мерз, и наконец через 2 года, не выдержав более, покинул эту обитель "древних".

Это мудрый, добрый и очень жизнерадостный монах. И стойкий боец "невидимого фронта".
Есть у него смирение и неукоснительное исполнение "монашеских обязанностей" (это прежде всего молитвенное правило).

Нам достался черновая запись бесед Даниила с игуменом Алексеем, которая и послужила основой упомянутой выше книжки. Так что приводимые здесь нами отдельные истории и темы, будут несколько отличаться от книжного варианта.
Мы нашли в сети только несколько фрагментов этой книги, целиком ее нет в интернете.
(Для отрывков бесед с одним из современных подвижников Святой Горы Афон использовалась информация с сайтов 1,2 )

Разумеется, сам Даниил и близко не подходит к компьютеру, но, возможно, если это будет Богу угодно, мы будем дополнять блог новыми беседами или историями, ныне уже не совсем "пещерного" монаха, ибо пустынничает он сейчас в мало пригодной для жилья старой каливе-лачуге.

* Так как на Святой Горе почти все монахи являются схимонахами, то приставку "схи-" часто опускают. Греческая схима внешне не такая заметная, как русская, да и надевают ее святогорцы лишь тогда, когда идут причащаться Святых Христоваых Таин.

____________________________________________________

Предисловие.

Безмолвие. Три часа ночи. В звенящей тишине раздается голос:
— Отэць… Слышь?.. Пора на молитву. Демоны меня послали сказать, что они построились и тебя ждут…
Возвращаюсь из сонного забытья к реальности. Вспоминаю.
Нахожусь на Афоне. Каруля. В пещере. Лежу на двери. Она обычно служит ложем схимонаху Даниилу.
Сам же он лег отдохнуть прямо на земляном полу, усыпанном темно-красной охрой.
Великодушно уступил ложе гостю.

Отец Даниил — человек с большим чувством духовного юмора и ортодоксального оптимизма.

— Отэць, меня сатанишка спросил: “Где же тот православный самурай, из рук которого мы должны выбить меч?!”
Начинаю понимать. “Меч” — молитва. А “демоны построились” — это те самые искушения, которые ждут монаха в его молитвенном старании.
Вставать всё равно надо. Но вставать от сна тяжело.
Сказываются дневные в непривычной жаре переходы.
Дают о себе знать и продолжительные ночные монастырские бдения.
Подремывая, в “утешение” вспоминаю старую солдатскую прибаутку:

“Солдат, помни, когда ты спишь, враг не дремлет.
Поэтому, солдат, спи больше — изматывай врага бессонницей”.
Вот и думаю себе: пусть они стоят — маются и ждут…
Может быть, измотаются, и у них не столько будет энергии?…

Но тут же последовало предложение, от которого невозможно было отказаться.
— Отэць, поднимайся! Христос тебя ждет!
Пожалуй, это само сильное и незабываемое впечатление от недавнего паломничества к древним Афонским святыням и современным подвижникам Христа ради…
____________________________________________________

Ну, вот Я здесь! – говорит Господь. – А чем ты злой, чем ты грешный?
– Нет, я просто так говорю. В общем, нет, я не злой

Бог не хочет мантр.
Он хочет коммуникацию* – живое общение с нами, потому что из коммуникации рождается любовь. Поэтому Он допустил, чтобы нас диавол мучил, чтобы мы бегали от этих демонов к Нему за конкретной помощью, за конкретной коммуникацией.
То есть молитва не должна быть бессловесной.
Нужно сказать, что и такая молитва хорошая и такая молитва действует на демона, но она не рождает коммуникацию с Богом, а значит и любовь. Эта самая низшая форма молитвы.

И поэтому Бог нам попускает, чтобы мы впадали в искушения и кричали к нему с конкретной целью.
Если человек впадает в гордыню или гнев, и он идет конкретно к Христу, как к врачу, и говорит: "Вот у меня это болит, это болит, вот это. Ты, знаю, можешь помочь. У тебя фармако** есть".

Это и есть молитва – она о конкретной теме.
Но чтобы она была успешной, Бог откликнулся на нее, надо предполагать две вещи:
– Во-первых, что – это нам полезно то, что ищем;
– И во-вторых, что – это по воле Божией.

Бывают, что некоторые вещи нам полезны, но сейчас нет времени, нет воли Божией.
Бог имеет другой план о нас. Когда воля Божия и полезность соберутся воедино, тогда молитвенное прошение сразу выполняется.
Бог любит, чтобы мы искали коммуникацию с Ним, потому что смысл изгнания Израиля заключался именно в том, чтобы они не скрывались, как Адам скрывался в раю, а чтобы искали Его.
Это и называется молитва.

А чтобы больше искали Его – попускает нам искушения.
Таким образом, мы видим, что молитва всегда должна иметь цель.

– Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси мя грешнаго – обращается человек в молитве к Богу, – Помилуй меня злаго!
– Ну, вот Я здесь! – говорит Господь. – А чем ты злой, чем ты грешный?
– Нет, я просто так говорю. В общем, нет, я не злой.
– Ну, а какие-то грехи есть?
– Но это не сильно тяжкие. У других тяжкие, а у меня, по сравнению с ними – чепуха.
– Послушай Меня – Я тебе тогда не нужен. Когда нужен буду, тогда позови. Я приду!
Можно предположить и такой диалог. Бог постоянно смотрит на нас и ждет коммуникацию.

Это идет, доколе мы живы. Когда умрем – все! Прекращается шанс коммуникации. Все. Идем в ад.
Даже без единого греха. Никакого греха не совершил, ничего плохого, скажем.
Совершенно жил, но не осуществил коммуникацию с Богом и не причастился, что особенно важно в Православной Церкви для крещеного человека – без единого греха идешь в ад.

Потому что ты в состоянии ада, то есть не имеешь любви к Иисусу – это состояние ада.
Имеешь любовь ко Иисусу Христу – это состояние рая.
Рай – есть духовное состояние.
Есть, конечно, и место, – раз мы идем в рай, но именно в духовном состоянии суть.
Люди были в раю, но не были в Духе, – голые были, – без Духа стали, – без Любви.
А сейчас есть христиане, которые не в раю и имеют любовь и, практически, имеют рай на земле.
Начатки любви, как семя, – оно разбрасывается, потом будет все больше и больше, и конца этому нет.
На Небесах то же, не только на земле.

* От – communication (англ.) – связь, общение
** Фармако (греч.) – лекарство, химия, яд. Греческие слова могут иметь много значений

____________________________________________________

Первая работа демона – омрачить дух человека, чтобы мы не понимали – кто в нас сидит как царь, как медведь, – и мы не чувствуем!

Потому что первая работа демона - омрачить дух человека, чтобы человек не понимал, – кто в нем живет.
И чем больше в человеке Духа Святаго и меньше демонов – больше чувствует этого маленького демона.
Говорит Апостол Павел: "Дался мне терн. Чтобы не возгордился" *.
Потому что демон ему был как терн. А в нас сидит как царь, как медведь, – и мы не чувствуем!

Потому что его первая работа – ошеломить человека, чтобы он ничего не понимал.
И чтобы думал, что все хорошо, и у него нет проблем.

А если нет проблем – зачем будет звать Бога-Вседержителя.
– Мне там страшно будет внизу, – говорит человек Богу,
– Когда я умру, постарайся взять меня в рай.
– А здесь меня не надо трогать. Оставь!
– Хочу жить - чем больше, тем лучше, 100–150 лет.
– Все! А когда нужно – ты меня бери.

Но, конечно, там где молитва, – там Ангел-Хранитель попускает демону более искушать человека.
Но это другой уровень присутствия демона.
Они там, где молитва, но где молитва – там их поражение!

Но порой у людей нет понимания такой глубины, у женщин это особенно заметил.
Одна попадья мне говорит:
– "Я молюсь только в храме. Когда дома одна – боюсь. Демон придет и на меня нападет".
Человек не понимает, что мы уже в сетке демона, и нам надо вырываться.

А раз нет никакой молитвы, – и борьбы нет. Мы там и остаемся, и к нему припадаем.
После смерти мы его – уже без проблем.

Он не приходит на молитву, он только проявляет свое присутствие, – что он уже в нас, когда мы на молитве, – потому, что молитва его жжет! Причем сильно «жжет»!
Мне это сказал один бесноватый человек. Серьезно бесноватый. Вениамин его имя. Еврей из Нью-Йорка.
Он, когда был 14-летним юношей, проезжал с родственниками через Югославию.
Его отец был очень богатым человеком. Это было очень давно – сейчас этому еврею 37 лет.
В центре города Скопье, в Македонии, они зашли в один мусульманский ресторан и кушали.
А Амир-Муса – такой маг держал ресторан. И я даже запомнил его имя – заколдовал тогда пищу.

Вопрос: Получается, что в мусульманские и еврейские рестораны ходить нельзя?
– Я глубоко убежден, что в некотрых мусульманских и еврейских ресторанах заколдованная пища. *
Так вот, когда они обедали, то что интересно, – в ребенка вселился бес. Весь легион вселился в него.
И когда старец Адриан из Есфигмена, который подвизался на Синайской горе 33 года, попробовал выгнать [беса], (я присутствовал у него в келии тогда), но не успел**.
Я многое узнал через Вениамина о бесах, потому что он сам чувствует их присутствие в себе.
И он чувствует, ЧТО демоны чувствуют.
И через это, нас, монахов, поучает.
Однажды он мне говорит, что демон всегда слышит молитву. Всегда!
Даже самую рассеянную... – но по разному реагирует.

И он говорит: "Я знаю, когда ты молишься!"
И я однажды решил испытать, – может он хвастает маленько, – понимаешь?
Там в Есфигмене, во дворе, в 13-14 часов по европейскому времени*** – было 100-120 монахов, людей… А он хватает листья – мусор собирает.
И я прохожу – между нами другие люди, не только я и он, – толпа.
"Давай, – думаю, – попробую, если так, как он говорит, что он чувствует, что бес чувствует, и всегда бес чувствует, когда другие молятся".
И я так прохожу и без особенной концентрации, только умом сказал:
– "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня гордаго". Так один раз сказал.
А Вениамин и не знал, что я проходил, боком проходил. Не заметил моего присутствия.
Вдруг мне говорит: "Данило, не мой мэнэ дирашь!"****
На сербском сказал, а сам Вениамин сербского не знает.
Значит самую рассеянную молитву ощущает…

В другой раз были в Есфигмене, редко там бываю, но так получилось.
– И в общем я стоял на утренней, а если нехорошее пение, или чтение невнятное – это мешает мне молиться, и я вышел из храма в параклис*****, что около главного храма, и я в этом параклисе, это около главного храма сделали специально для тех, кто занимается умной молитвой, чтобы стояли и несильно слышать.
А мне мешает невнятная служба, и я вышел и встал перед храмом и на звезды смотрю и молюсь – четку тяну.
А сзади меня трапезная и кухня, и там четыре монаха работают – несут послушание – готовят пищу в огромных котлах. Три монаха больше занимаются приготовлением, а один – старенький такой, не особенно, – отец Михаил – чистит лук и, механически, без особого углубления, так говорит:
– "Кириэ, элэисон. Кириэ, элэисон. Кириэ, элэисон..." ("Господи,помилуй"...)
Потом зевает: – "Нэ… пу… тора.. охи" ("Да… Где… Сейчас.. Нет" - ничего незначащий набор слов).
И опять: – "Кириэ, элэисон. Кириэ, элэисон. Кириэ, элэисон..."
Так говорит...
– И я заметил какой-то черный туман, как черная мгла во внутреннем дворе монастыря, (там где был колодец ты знаешь)… – Да, помню…
– И он хочет зайти в кухню, – и не может от его голоса!
А три монаха говорят между собой. Они занимаются огнем и пищей. Совсем не думают – разговоры.
И только эта механическая молитва монаха Михаила покрывала весь простор кухни, – и не могла зайти черная мгла.
Значит и этого хватит – делай как можешь!

Ходи, беги, лежи, иди, плавай, делай как можешь (молитву)!

– Но интересно, сказал этому Вениамину: – "Ты еврей, тебе надо молиться на староеврейском!"
– Я знаю только английский и греческий.

И я ему сказал молитву Иисусову на староеврейском языке, на котором говорил Христос:
"Адонаи, Ешуа Мешиах, Барилохим Терахим Махрах" ("Господи, Иисусе Христе, помилуй меня злаго")
Он записал и говорит быстро-быстро:
– Адонаи, Ешуа Мешиах…
– Зачем быстро, – говорю ему, – не надо так. Медленно надо.
– Даниил, – не могу медленно.
– Почему? – удивился я.
– Он не выдержит медленно, – говорит Вениамин.
– А ты попробуй.
– Давай попробую…
– А-до-на-и, Е-шу-а… а-а-а… Ме-ши-а-х … а-а-а, – и дико завыл и закричал, что буквально волосы на голове встали дыбом.
– А, понял, – говори как можешь. А почему медленно не можешь?
– А я и сам не знаю почему, но очень ему мешает, когда медленно.
– А когда быстро: ля-ля, ля-ля, – муки еще терпит.
Вот так бесы нас поучают. Понимаешь?


* Но, видимо, есть и разные степени "иммунитета".

Или еще как Бог нас хранит (о чем известно их житийных источников).
Иначе дело было бы совсем худо...

И какой "иммунитет" был у Апостола Павла:
4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.
5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, -
6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
7 Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. (1 Коринфянам 8)
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою. (1 Тимофею 4)

* дано мне жало в плоть, ангел сатаны удручать меня, чтобы я не превозносился (2 Кор 12,7)
** но не успел – закончить это дело, – вскоре отец Адриан умер
*** европейскому времени – на Афоне времяисчисление Византийское и намного отличается от общепринятого времени (разница где-то от 3-х часов летом, и до 6-7 часов зимой).
**** Данило, не мой мэнэ дирашь (серб.) – "Данило, не трогай меня"
***** Параклис (греч.) – Придел в храме или отдельно стоящий храм внутри монастыря.
Другое значение слова: Моление, Молебен


____________________________________________________


Православная Церковь и Ее Таинства делают из нас сосуд, в котором может пребывать благодать

Сидел в монастыре, и пришел один негр – профессор химии, живет в Лондоне, 55 лет ему.
Видно по глазам, что умный человек. Преподает в Оксфорде химию.
– Что, – именно негр?
– Да, именно негр. Послали его ко мне. Говорят: Что-то спрашивает по-английски за молитву". Ладно.

Он спрашивает:
– "Отец, как молиться молитвой Иисусовой"
– Смотри, как молиться, – ему говорю, вижу умный человек,
– Почему молишься? Что ты хочешь от Бога?
– Вот у тебя есть мама. Раз она готова тебе дать какую-то вещь, тебе не нужно как-то особенно умиляться: "Мамочка, дай мне – я голодный!" Она сразу тебе даст просимое.
Без различия – какой формы будет твоя просьба к ней.
– Если ты хороший и ищешь от Господа положительное Он тебе даст.
А если плохую вещь ищешь от Господа, и твоя техника высокая будет, и это будет умно-сердечная молитва этого тебе Бог не даст...

– А почему тогда молимся общей молитвой Иисусовой? Почему она тогда лучше других?
– Она не лучше других, – отвечаю, – она простая. Ею можно долго молится.
А в других молитвах ум часто утопает.
Вот сегодня утром долго говорю с тобой, не могу так долго – две минуты максимум и устаю. Все!
А молились часами ночью Иисусовой молитвой.

– А почему? В чем тут дело? Почему Бог хочет, чтобы мы долго молились?
– Тайна в том, что во время молитвы нас обнимает Дух Святой и преображает нас.
А Христос умер за это, чтобы мы стали богами по благодати.
И поэтому он не хочет нас сразу услышать, а "гонит" нас через присутствия демонов и через наши страсти на долгую молитву. Вот в этом тайна.
И как вещь положенная на солнце становится теплой, так и мы как фотобактерии, – сколько стоим на молитве, столько упиваемся Духом Святым.
Молиться нужно, чтобы наполниться благодатью!

– А в Церковь зачем ходить молиться? Зачем добрые дела делать?
– Здесь важна Православная Церковь и Ее Таинства.
Именно они делают из нас сосуд, в котором может пребывать благодать.
Раз мы не православные – благодать обливает, она просвещающая, но не церковная.
То есть мы не имеем сосуд, не имеем кувшина.
И сколько бы Дух Святой нас не обливал – все теряем, потому что кувшина нет.

Поэтому Христос сказал, что: "…истинно говорю: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; меньший в Царствии Небесном больше его".
Вот почему нужна Церковь! Самую совершенную жизнь имел пророк Иоанн Креститель.
И все-таки самый маленький в раю – выше Иоанна Крестителя.

– Что же получается, что мы недостойные христиане последних времен будем выше Предтечи Иоанна?
– Смотри, что хотел сказать Христос: если человек жил совершенною жизнью, постоянно молился, как Иоанн Креститель, но рожденный от жены не имеет духовного рождения, у него только телесное рождение, не имеет крещения, не имеет обожения, не имеет Крови Христа, не имеет причастия.
Он богом не становится по благодати, а в раю будут жить только боги по благодати, а стали боги по благодати через Таинства Церкви: Крещения и Причащения. Поэтому Церковь нужна!

Совершенная жизнь складывается тогда, когда сочетается вместе с Причастием.
И это, исключительно, плод Православной Церкви.
Только тогда обожается человек и только тогда может быть в раю.
Потому что только боги будут в раю.
Раз человек не стал богом по благодати – не может быть в раю.
А эссенция бога по благодати есть любовь ко Христу, а любовь ко Христу имеет Бог-Отец, и Бог-Отец тому Отец кто крещен, потому что Крещение есть духовное рождение. Христос поэтому сказал: "… Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствие Божие" (Ин. 3,3).
И далее: "… Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5).
____________________________________________________

Вера православная — есть вера истинная

— Наш БОГ ИИСУС ХРИСТОС сказал Апостолам:
Пошлю вам УТЕШИТЕЛЯ, КОТОРЫЙ вас всему научит.
И научил их ТРЕТЬЕ ЛИЦО СВЯТОЙ ТРОИЦЫ — наш УТЕШИТЕЛЬ.
И Один из Них — Апостол Иоанн написал: “Вы убо еже слышасте исперва, в вас да пребывает: и аще в вас пребудет еже исперва слышасте, и вы в СЫНЕ и ОТЦЕ пребудете” (1 Ин. 2, 24).
“Всяк преступаяй и не пребываяй во учении ХРИСТОВЕ, БОГА не имать: прибываяй во учении ХРИСТОВЕ, сей и ОТЦА и СЫНА имать” (2 Ин. 1, 9) — говорит Апостол ДУХОМ СВЯТЫМ.

Поэтому нам, которые любят ГОСПОДА, выбора нет.
Или мы будем держаться 9-го члена Символа Веры — “Верую… Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь” — и чаять “Воскресения мертвых”, или мы будем экуменической “церковью”, которая этот член не держит и не выполняет…
Яко верую в одну — это значит в одну веру, в одно учение. При множестве Поместных Церквей.
Но Вера их одна в Святую (потому что СВЯТОЙ ДУХ нам эту веру передал), в Соборную (Соборы нам эту веру не открыли, как учат католики, а подтвердили, что она от начатка, еже исперва) Апостольскую (потому что нам именно Апостолы её передали).
И аще Ангел, аще Епископ, аще прозорливый Старец, аще женевский Совет “церквей”, аще богослов, аще любвеобильный батюшка, аще бабушка учат вас, что БОГ один, а веры разные, и что их люди выдумали, и что важно быть хорошим человеком, а вера значения не имеет, попали под анафему Апостола Павла:
Но аще мы, или Ангел с Небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет. И якоже предрекохом, и ны, не паки глаголю: аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет (Гал. 1, 8-9).

БОГ создал одну Святую Апостольскую Соборную Церковь, и это наша единственная Царская Дорога, Царский Путь в Царствие Небесное к Престолу БОЖИЮ.

Помню, когда мне было 23 года, я пребывал в маловерии и в зоопарке смотрел на фазанов, уток и павлинов. И всё же понял тогда, что это кто-то рисовал, а не хаотический кошмар элементов такую красоту мог дать. Сразу ошеломленному мне пришел вопрос: какой же художник?!
Потом шла мысль: ТОТ, КОТОРЫЙ всем известен больше, чем другие “боги”…
Конечно, это был БОГ наш ИИСУС ХРИСТОС.
Конечно, поначалу меня смущало, какая из христианских конфессий именно от ХРИСТА.
Но сердечное обращение к непрерывной и подлинной истории ХРИСТОВОЙ Церкви, к Православному Учению ИИСУСА ХРИСТА о Пресвятой ТРОИЦЕ, о сотворении мира, о судьбе человечества, о Страшном Суде и о спасении душ для Жизни Вечной утвердили меня в едином Православии…

Поэтому разве непонятно, почему западные католики, чье учение начинается с рубежа первого и второго тысячелетий от Рождества ХРИСТОВА, и почему протестантские секты имеют веру и учение от XV-го столетия и до XIX-го столетия от Рождества ХРИСТОВА.
Разве непонятно, что они без ОТЦА и СЫНА, яко не от начатка Христианства.
Разве они Церковь ХРИСТОВА?!
И где Она была до них прежде Мартина Лютера, и где Она была века и века до Карла Великого и его филиокве.
____________________________________________________


Как молиться в миру? Встают проблемы, работа, семья !..

– Как молиться в миру? Встают проблемы, работа, семья!..
– А Бог и посылает проблемы ради молитвы!
И если не имеешь подлинной любви ко Иисусу Христу – Он шлет проблемы.

– А когда тогда молиться?
– Надо трудиться!
Помолись Ангелу-Хранителю вечером: "Подними меня чуть раньше, - хочу молить Иисуса, хочу говорить с Ним".
– Если же не поднялся – идешь дорогой, говоришь: "Отче наш…", "Господи, помилуй" в автобусе. Говоришь каждую секунду в метро.
– Борешься с сатаной – надо бороться, потому что раз боремся за деньги чтобы выжить, то тем более надо бороться за нашу вечность.
– Едешь в машине, радио не включай – кради время у демона, не читай журналы – почитай, если не можешь газету – 5 минут, но не читай 30 минут.
– Так крадет мирской человек время.– Бог, по расположению, дает еще больше.
Когда человек хочет сильно молиться, а не имеет времени – Бог Сам устроит так, что у него появиться время. Например, поломает ногу, станет инвалидом и сидит дома, ничего не делает.

– "Паразит! Весь день молиться!"
– Слава Богу!
Так бывает, – усмехнулся отец Даниил.

– Здоровье теряем, но спасаемся?
– Конечно. – Ангелы радуются. Молится! Пусть поломал ноги! Все хорошо!
Так бывает. Через беды спасаемся.
____________________________________________________

Мера трогательности сердца души – это мера захождения солнца в цвет

Вопрос: – проявление Иисусовой молитвы в душе и как живя в миру заниматься этой молитвой?
– Ответ!
Иисусова молитва сама по себе ничем не отличается от какой-либо другой молитвы.
Конечно, она отличается самой формой – потому что краткая.
"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".
Но она не отличается от "Отче наш…", потому что Дух Святой сходит и на "Отче наш…" и на Иисусову молитву.
Но поскольку лучше долгое время молиться, чтобы душа была преображена действием Святаго Духа; поэтому употребляем короткую молитву; потому что она собирает концентрацию и легко говорить.
Легче говорить 4–5 часов молитву Иисусову, чем постоянно Отче наш или Символ веры.
Просто она легкая!
Один и тот же Дух, а Дух идет от собрания ума и горячности сердца – души.
Раз в душе есть трогательность, тогда Дух сильно входит – это как цвет[ок]* раскрывается к солнцу и солнце заходит в цвет.
То есть мера трогательности сердца души – это мера захождения солнца в цвет.

Вот так и с человеком. Раз душа человеческая тронута, тогда она обильно принимает Духа Святаго.
Вот поэтому тексты православных канонов трогательны…
То есть для того, чтобы привели человека к раненности души.
И как сердце начинает говорить, и вот тогда обильно принимается Дух Святой. Вот в этом смысл!..

Самое важно иметь понимание, что Господь присутствует в нас и около нас везде – Отец, и Христос, и Дух Святой в нас.
И ты говоришь Богу, Который живет в самом тебе.
Значит сердце придано как микрофон, скажем, человеческий, потому что не Богу нужно, чтобы мы были собраны, чтобы Он нас услышал.
Он нас слышит, и когда мы не хотим, когда думаем глупости, - Он все видит.
Потому что Христос видит и слышит каждую мысль, каждого человека, шесть миллиардов людей каждую секунду, Он следит за каждым помыслом каждого человека на земле.
И каждый помысел демонов он понимает и каждый помысел ангелов берет Христос и всего в одну секунду.
То есть, не нужна нам концентрация, чтобы Бог нас услышал, но чтобы мы сами себя услышали.
И когда услышишь самого себя, что говоришь, кому говоришь и почему говоришь, тогда появляется тронутость души.
На тронутость души Дух Святый преображает душу этой тронутостью.
Вот как человек решил: "Больше пить не буду!"
Это хорошее решение, оно райское – это вопрос вечной жизни, а чтобы прийти до этого решения – надо дух стронуть!

Один раз я стоял на лодке** и не знаю почему стал говорить одному понту**, что курить нельзя.
Я ему просто сказал, что это сатанисты потребляют никотин, как мы употребляем ладан в церкви.
Сатанисты это потребляют в своей службе сатане.
Когда он об этом услышал, имел в кармане сигареты, и хотел бросить в море с лодки!
А другой грек говорит: "Нет, мне давай!"
Он ему дал, потом посмотрел на небо, перекрестился и только сказал: "Прости, Господи, не знал я!".

И все, человек больше не курит. То есть он тронулся и из-за этой тронутости проявилась сила души.
На эту силу души Дух Святый реагирует сильно. Вот это самое важное.

А человек безчувственный не может перейти к решению.
Потому что принять решение не может – ему все равно, – индифферентный.
Вот это самое опасное – эта теплохладность, индифферентность ко всему.

"Ну ладно, Бог пришел, умер за нас, - говорит индифферентный человек, - а кто Его гнал умирать за нас?
Я его звал умирать за меня? Еще теперь меня пугают, что если не буду кроткий, пойду в ад".
Конечно, такая молитва будет мертвой.

* цвет – по сербски цветок
** Имеется в виду кораблик, курсирующий от Иериссоса до Ивирона, а может быть и малый паром, курсирующий между главным афонским портом Дафни и скитом Кавсокаливией, а может быть и большой паром, курсирующий между Дафни и "материковым" курортным городом Урануполи ("Небесным Городом").
*** Понтиец – "понтийский грек", то есть выходец из России.
(Понт – это Черное море, греки там на побережье и сейчас еще остались).
Много их работает на Святой Горе. Во многом они больше русские, нежели коренные "эллины".
А по внешним признакам (светлая курчавость, например), они ближе к древним грекам, византийцам, нежели "местные" гордые эллины, хорошо "хлебнувшие" турецкого владычества.

____________________________________________________

Вопрос священника:
Но какое правило им назначать? Количество или определенное время?

В миру как заниматься Иисусовой молитвой? С чего начинать?
– Необходимо начинать с духовного чтения. Надо читать жития святых, они нас тронут.
Надо украсть у фильмов, журналов и всяких глупостей, которые мы слушаем, читаем – украсть время.
20-30 минут, 15 минут, 1 час – кто как может!
Украсть время и почитать [духовное], а из этого уже проявится трогательность души.
Из трогательной души молитва будет искренней, в Духе истины! Истинная!
А когда молитва истинная, Бог сразу реагирует.

Вопрос священника: Но какое правило им начинать? Количество или определенное время?
– Это большой вопрос, какой молитвой.
– Каждая душа по своему расположена.
– Одному читать Евангелие, другому лучше акафист, третьему вечерние, четвертому Иисусову.
– Не надо людей притеснять!

____________________________________________________

Вседержителю, Царю Славы, Иисусе, спаси меня от меня!


Если Иисусова молитва [в правиле], начинать надо поклонами земными.
А если человек старый, больной – это уже другое.
Можно поясные поклоны.
Потому, что поклоны сильно собирают человека.
А если без поклонов, тогда говорить в голос.
А когда перейдет на умною, тогда душа затеплится! Это уже будет умносердечная.
Это уже само собой придет. Сам Дух научит всему.

Вопрос: С чего начинать? Конкретный человек едет в метро или вначале дома?
Вот скажем, встал человек помолился 15 минут это 50 четок или даже 100.
Надо особенно медленно говорить, медленным голосом.
И не надо понимать, что надо исполнять [одну] формулу постоянно:
"Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешнаго".

Можно говорить: "Вседержителю, Царю Славы, Иисусе, спаси меня от меня!"
Понимаешь? Не имеет особого значения какая форма.

Имеет значение, что он понимает, Кому говорит и кто он.

Вот две вещи: Кому говоришь, и кто ты.
Это делает трогательность души. На эту трогательность спускается Дух.
То есть, скажем, сказал 100 или 200 молитв (четок) и потом человек пошел.
Идет по городу, работает, может молиться.
Везде можно молиться, как говорит Апостол (Молитесь непрестанно).
То есть никаких особых правил нет.
Молитесь непрестанно и [еще] сказать так: молитесь, сколько можете.

____________________________________________________

Можно ли без руководителя заниматься Иисусовой молитвой?

Сегодня нет, практически, руководителей.
– То есть можно?
– Конечно. В Евангелии написано: молитесь непрестанно.
Не сказано, – молитесь непрестанно с руководителем.
– Если есть руководитель, тогда надо, – а если нет, – что, не будем молиться к Богу?
Нет руководителя, – все?..

____________________________________________________

Как Иисусова молитва может в какой-то момент привести к прелести –
Вариант № 1 – Человек молится и продолжает тяжко грешить!

Прелесть идет от погрешного понимания своего дела, а не от молитвы, надо опасаться этого прежде всего.
Человек молится неважно какой молитвой, но с грехом не борется, не перестает курить, блудит, опивается алкоголем и молится.
И получается разгром души.

Смотри, что делается!
Бог дает ему благодать Святаго Духа, но с этой благодатью человек идет на грех.
По греху демон получает свободу зайти в человека.
Демон заходит в человека и там находит благодать Духа Святаго.
Поскольку демон знает, что в человеке есть благодать он заходит с силой, то есть заходит князь – демоны есть разные.
Есть старшие, которые могут выдержать благодать, маленький демон не может выдержать даже маленькую благодать.
Но старшина может выдержать.
И он заходит в человека с большим гневом, он все разоряет.
То есть разоряет всю нервную систему.
От этого происходит сумасшествие, а не от самой молитвы.

И этому человеку демон [ничего] не прощает. То, что человек молился, собирал благодать.
И он опустошает душу человека, а сам терпит огонь от благодати, которая в человеке.
Но человек дальше молится и дальше грешит. И тогда много бесов собирается в человеке.
Поэтому мы имеем много полностью сумасшедших, больных людей. Страшные грехи.
Никогда человек не был таким в мире*.
Потому что он молится, причащается, или не причащается, но, во всяком случае, молится и продолжает грешить смертными грехами!
– Все! Он уже пропал! Это самое опасное – неисправление тяжких грехов.

* когда еше не молился и не начал подвизаться.

____________________________________________________

Как Иисусова молитва может привести к прелести –
Вариант № 2 – Человек молится и не грешит, но думает, что сделал большое дело!

Другое дело, года человек молится и не грешит, но думает, что сделал большое дело.
То есть не понял, что молитва есть инструмент.
Ты молишься, чтобы собрать благодать.
Это еще не плоды благодати, это еще не преображение.
Молитвой ты именно ищешь, чтобы преобразиться, а в тебе уже гордость, что ищешь, чтобы преобразиться.
(А когда преобразишься, тогда гордым не будешь.Тогда от благодати преображение).
То есть молитва инструмент.
Вот, к примеру, сейчас хотим строить дом. Лопата, кирпич, известь, камни. Но ничего еще нет.
Чем гордиться? Там кирпич и все прочее лежит на земле. Надо строить дом.
А я уже горжусь, что появился кирпич и лопата.
А люди гордятся, что получили инструмент. Нет, рано гордиться.
Надо выгнать сатану из себя, надо стать богом по благодати.

Таким образом, получается, что молитва сама по себе не вредна.

"Иисусе Христе, спаси меня от блуда, от гнева…", - какой грех в этом?
Грех в другом, когда я сам себе думаю: – "Смотрите, как я кричу, чтобы Он меня спас!"

То есть знаешь, как получается:
– упал человек с лодки в море, и кричит из воды: "Спасите меня, акулы сожрут!"
– и уже гордится: "Ох, как я красиво кричу!".

Вот глупый. Сам в воде плюхается, а туда же…
А сам крик по себе не грех, надо кричать, ты в воде, ты гибнешь…

____________________________________________________

И еще от молитвы демон дает чувство страха – сойдешь с ума, впадешь в прелесть, не надо молиться

И еще от молитвы демон дает чувство страха – сойдешь с ума, впадешь в прелесть, не надо молиться.
Это бес идет.
И люди соглашаются по своему лукавству.
Хотя понимают, что без молитвы рай не увидишь.
Все! Потому, что благодать не стяжал, солнцем не стал, а раз солнцем не стал, остался маленькой звездой во тьме.
И когда душа выйдет из тела, раз она сама будет как маленькая звезда во тьме, она не сможет соединиться с Солнцем и будет Им сожжена – ее место тьма.
____________________________________________________

Белая раса больше всего находит утешение в работе, у азиатов - философия, у африканцев - блуд ...

И еще демон сегодня вместо молитвы предлагает суррогат.
Белая раса больше всего находит утешение в работе, у азиатов и африканцев другое.
У африканцев - блуд, у азиатов - философия. У всех по-разному.
Но только, чтобы не занимались молитвой.
Еще демон добавил к этому:
- "газеты читай",
- "фильмы смотри",
- "поработай здесь",
- "беги молитвы!",
- а еще надо ближним помочь...
А если весь мир приобрел, а свою душу погубил…
[Что тогда?]

____________________________________________________

Смысл монашеской жизни. Три вида монашеского смирения

– Расскажи о смысле монашеского подвига, и о смысле монашеской жизни.
Сегодня монахи в России много занимаются строительством и различными работами, которые называют послушаниями.
– Нет, это уже два вопроса. Разделим.

Смысл монашеской жизни.
Легче спастись мирскому, чем монаху. Понимаешь?
Потому что в мирской жизни гораздо легче осуществить условия спасения человека.
Иди в Церковь Православную, причащайся, жену не обманывай, помолись, утренние и вечерние молитвы, держи пост, соседа не обижай – в рай попадешь.

А монаху надо молиться. Поститься и смиряться.
А такая система сегодня у нас, что в монастыре не существует [к этому условий].
Сам игумен и епископ не дают молиться, поститься и смиряться.
Они думают, что человек смиряется, когда их слушает и работает.
Это только самый первый начаток, а смирение идет не от работы.
Потому человек думает: «а вот я слушаю, работаю, вот я кроткий.Слушаю игумена, епископа. Я смиренный. Спасусь».
Нет. Ошибка. Это только начаток.

Вторая степень, где стяжается истинное смирение – приучить человека к молитве. Особенно умной.
В умной молитве он будет сконцентрирован на свой дух и на свой ум.
[И узнает,] – ЧТО в нем живет.
Когда человек соберется на*:
– молитвы, а особенно [будет заниматься] умной,
– тихую жизнь, без обильной работы и мятежа,
[то] он в себе заметит диавола.
Что диавол живет в нем и имеет власть над человеком.
Тогда человек, увидевший состояние своего духа, и состояние своих помыслов – бесовские [, страстные – властвуют] !, испугается и начнет призывать Господа, чтобы Господь выгнал этого демона из него и его преобразил!
Тогда искренне будем испуганно звать Господа!
Этот испуг – это сердечная молитва, с умилением и трогательностью, потому [как] человек перепугался от присутствия демона в нем.
Это рождает смирение, когда он стал видеть, что он раб помыслам демонским.
Что он дом сатаны. Вот это рождает смирение.
А третья форма смирения идет когда Сам Бог вселяется в человека.
Бог вселяется на крещение, но только когда зацаряется, – тогда человек смиряется.
Когда человек становится богом по благодати.
И тогда от чувства обожения, – это чувство любви дает и смирение.
Это именно то, о чем говорил Симеон Новый Богослов.

* (устроит так свою жизнь)
____________________________________________________

Нет духовников, нет людей, которым можно предать душу, как Богу –
Не страшно! – Ищи лучшего себя, и спрашивай о праведной жизни

– У нас в современном мире найти духовника, особенно, в России это большая проблема.
Церковь была гонима и традиция духовничества насильственно была прервана.
Сегодня священниками становятся люди порою и не достигшие 30-летнего возраста.
В лучшем случае семинария, чаще заочная.
Есть какой-то житейский опыт, а духовного нет или практически отсутствует...
Есть душевные переживания и желание быть духовником.


Не страшно!

Когда глубокого окопа нет. Дух Святый и Ангелы больше действуют, и святые!
И когда духовника нет, тогда болезни, скорби и страдания – его старцами являются.
Дух Святый реагирует!

– Но вот человек хочет найти духовника, что ты на это скажешь?
Очень опасно...
Сегодня я хочу копать золото, а его там нет.
Я копаю золото, и копая, нахожу какие-то камни, приблизительно как золото, но это не золото.
Нужно понять реальность, что духовников нет!

Но есть другая вещь.
Нет духовников, нет людей которым можно предать душу, как Богу.
Но ты смотри на лучшего от себя.
Не ищи духовника, как наставника которого нужно слушать обязательно, полно.
Но смотри на лучшего от себя.
То есть смотри на других монахов, на других людей, которые имеют порядочную жизнь и их спрашивай.
За это смирение Бог человеку поможет.
Но только полностью не давать себя в послушание, а, прежде всего, следовать правильному учению Православной Церкви и Святых Отцов держаться.

А когда увидишь человека, который живет правильной жизнью, который близко от тебя живет, – пойди к нему.
Почему?
Не нужно, чтобы обязательно было духовное лицо. Нет.
[Если рядом] Мирской человек правильной жизни – иди прямо к нему.
Спрашивай о праведной жизни
И через таких Бог говорит.
Значит - искать лучшего себя, а не духовника, который в Духе Святом, – где ты его сегодня найдешь?

– Так проблемы с духовниками есть?

Нет проблемы.
Говори с Богом, Бог управит все.
Конечно, мы плод Византии и Египта* не принесем, – не надо ожидать...

* где был особый расцвет христианской и монашеской жизни
____________________________________________________

Мы плод Византии и Египта не принесем, не надо ожидать.
Но сказано, что последние – первыми станут, – по страданиям...

Мы плод Византии и Египта и принесем, не надо ожидать.
Но сказано, что последние, первыми станут…
По страданиям.
Сейчас верить в Бога, молиться – выше, чем раньше стоять на столпе, – Господи помилуй!
Посмотри на этот мир!
И посмотри на монашеские кельи на Анне*, на Малой Анне* – это Гринвич-Виллидж**, Лонг-Айленд***.
Люди живут в миру в ужасе, страдают.
В комнате баба, деда, троое детей, шум, часы, гам, телевиденье, соседи – ужас!
Но все-таки домик иметь надо. Но скромный такой. Вот – в пещерке сидим здесь (смеется).
– Хочешь сладкий кофе, – любишь? Да, а жизнь горькая...

– Вот как в миру, если там демонов царство в крупном городе, как людям спасаться, живущим посреди земного ада?

Смотри. Почему Бог сегодня допускает такую власть и свободу диаволу?
Знаешь почему? Чтобы мог нам простить. Понимаешь?
Раз я и ты идем в борьбу, – кто победит, тот и венец берет.
А если мне свяжут руки и ноги, я делаю борьбу с собой.

Судья, конечно, скажет: – ладно, он проиграл, – но был связан!
Понимаешь?

Бог допустил власть диаволу, чтобы мог оказать большинству милость.
Но все-таки Он (Бог) ищет от нас усердия.
В чем самое главное дело сатаны?
Его главная работа – брать наше свободное время. Понимаешь?

И вот есть у меня друг – Антон, ему 58 лет. Держит магазин с алкоголем, живет на Пелопонесе.
И, в общем, когда я могу, – прихожу к нему, очень хороший, такой смиренный человек. Верх смирения!
Сказал он мне однажды, что был очень богатым человеком.
Князья, его предки, жили в Измире.
И когда турки прогнали греков в 20-х годах прошлого столетия, и они обрелись в Греции, он все-таки идет в Измир, в Турцию.
Там еще что-то осталось, несколько домов, огромные земли.
– Какие там люди в церкви? – спросил я его.
– Лучше греков.
Я не мог поверить, что грек так сказал****. Я его провозгласил самым смиренным человеком.
Ну, в общем, я пришел к нему, а ему в этот магазин каждый день приносят 4 газеты, 4 журнала.
Конечно, он их не читает полностью. Но в течение дня их перелистывает.
Все-таки уходит у него 30–40 минут на газеты в течение одного дня, понимаешь?
Глаза бегут по этим картинкам, словам, и человек сильно утомляется.
– Как ты молишься, – я его спрашиваю.
– В общем – он говорит – нет.
Прошел один час, чтобы он забыл, и вновь его спрашиваю:
– Что вечером будешь делать?
– О ничего, буду смотреть телевидение.
– Но там могут быть женщины?
– Ладно…
Но ты смотришь 2 часа американский фильм, русского там не увидишь в Греции.
Спрашиваю: – Смотришь вести, известия?
– Смотрю…
– Это тоже 30 минут...
Значит 2 часа 30 минут каждый день на телевиденье и на газеты 30 минут. Это уже полные 3 часа.

А если человек молится в течение дня, и если избегает женщин, [то] я могу подписаться, что пойдет в рай!
Т.е. молится человек один час, скажем, 30 минут утром, 30 минут вечером.
Понимаешь, я не скажу, что нужно молиться 3 часа – это уже святым станешь, в календарь попадешь. Понимаешь?

Вот как диавол работает, Он дал нам радио, телевизию, журналы, события, соседей, ближних.
Господи, помилуй!
И нам всегда так: [надо оказать] любовь, надо помочь ближнему.

И никогда не помогаем сами себе!
А что человеку, если весь мир приобретает, а душу свою уничтожит!
Ведь ты сам не собрал Духа Святаго, какая тебе польза другим помогать!
Конечно, хорошо другим помогать, это тоже доброе дело собираешь от Духа, но очень, очень мало [помогает своему спасению].
Т.е. я вам готовлю пищу, кушаете, а я сам только нюхаю ее. Понимаешь?
И вот, через поговорку о любви, – помогаешь ближним постоянно, – и никогда не имеешь времени за свою душу.
А Бог сотворил человека, чтобы человек стяжал благодать, преобразовался этой благодатью, обожился и полным любви пошел на мытарства...

* Имеются в виду два афонских скита - Агиа Анна (Святая Анна) и Микра Агиа Анна (Малая Святая Анна), живописно расположенные на южном склоне Афона.
Сейчас 80-90% келий скита выглядят настолько ухоженными, что напоминают респектабельные коттеджные поселки в курортной зоне.
** Гринвич-Виллидж – знаменитый престижный жилой район в Нью-Йорке, утопающий в зелени.
*** Лонг-Айленд – 7,8 млн жителей делает Лонг-Айленд самым населенным островом США, где-то половина населения Нью-Йорка живет в районах Лонг-Айленда.
**** Подавляющему числу греков-аборигенов (наши иммигранты-понтийцы - не в счет) свойственна гордость древностью и свершениями своей нации.
Даже святые с трудом избавляются от этого врожденного греческого недостатка.
А пока человек не стал святым, эта их гордость весьма заметна со стороны.


____________________________________________________

А Бог сотворил человека,чтобы человек стяжал благодать, преобразился этой благодатью, обожился, и полным любви пошел на мытарства

А Бог сотворил человека, чтобы человек стяжал благодать, преобразовался этой благодатью обожился и полным любви пошел на мытарства.
Какая энергия проведет через эти мытарства – энергия любви! Понимаешь?
Она такая сильная, что ты идешь этой любовью ко Иисусу Христу, ты проходишь эти мытарства, тебя тянет, уже ты стал раб любви Христовой, и ты уже этой любовью проходишь искушения, т.е. демоны на мытарствах тебе показывают: женщины, автомобили… Это, это, а тебя любовь уводит ввысь.

А раз ты стяжал на земле пристрастие, скажем к автомобилям, постоянное, – ты посмотришь там новый "Вольво". Тебе демон там покажет, и у тебя душа уже пойдет [с ним].
– Ничего, пошел я, – улыбнется демон, как таксист, скажет, – вовеки будешь с нами!
И пойдешь вниз с этим "Вольво".

Вот это – мытарства т.е. мы становимся рабами своих желаний.
Душа уже не имеет свободы духа, когда есть пристрастие.
Сила любви Христовой сожжет страсти, и этой силой пройдем мытарства.

Вот так в миру, – молиться надо, читать святых Отцов.
Сколько можно не читай газеты, потому еврейские лобби делают через газеты [все, что хотят], телевиденье владеет нашими душами и умами.

Так владеют миром, как диавол, – через идею.

А мы сами, как бараны, как идиоты, идем дорогами, – какими нам не нужно.
Но мы этого сами же и желаем, – они нас учат, что нам желать, учат страстям, – как демоны.
Вот технология! Никакой войны особенно не нужно.
Т.е. сейчас говорю за евреев, а принцип у демонов [и у них] один и тот же. Вот так...
Стараться, чтобы демоны не украли время именно через СМИ.
Хватись, – никогда нет свободного времени!
И когда есть время, – голова загружена этим мусором, – не может собраться под Крестом!

В этом диавол выдумал цивилизацию.
Потому что цивилизация рождает человека расслабленного.
Расслабленный не может быть Андреем [Первозванным].
Потому что Первый апостол Андрей (перевод с греческого "мужество") - первая часть для христиан.

Если этого не имеешь, смирение и послушание не поможет.
Пришли турки, пришли кроаты, сказали: «Отрекись».
Ты отрекся – все. Потому что был кроткий и послушный. Что уже нам поможет!

Другое, что расслабляет человека – комфорт, деньги!
Это Бог благословил Россию нищетой.
«Блажени нищие духом…» Господи помилуй!

Пойди, посмотри на Америку – на людей.
Они не злые, они хорошие, но они – готовые! Они – уничтоженные!
Они ничего понять не могут. Комфорт расслабляет дух. Просто становится дух не мужским.

А беда, нищета, войны, страдания, драка, мафия на улицах, кавказские народы, – все это делает человека мужчиной. Понимаешь?

Поэтому сатана выдумал цивилизацию, чтобы расслабить человека.
Расслабленный человек не может пострадать ни [даже] за веру отцов!
А именно христианство – это страдание!
Или подвиги, – или во время гонения веры.

____________________________________________________

Пост от информации сегодня более важен, чем пост от пищи.
Эта информация загружает ум и сердце, и человек готов!

И еще нас диавол в последнее время бьет информацией.
Кто имеет TV дома, тому диавол не нужен.
Телевиденье хуже легиона, потому что сводит с ума человека!
Другое – человек становится ужасным блудником, третье – отнимает свободное время.

Пост от информации сегодня более важен, чем пост от пищи.
Эта информация загружает ум и сердце, и человек готов!
Не может в себя прийти.

– Значит, не загружаться информацией – более важно, чем воздержание в пище.

Важнее гораздо. Потому что ты не наполняешь сердце мясом, а информацией.

А Христос в сердце живет!
Пища – пост держать надо, заповедь Христова.
Кто не будет поститься в рай не попадет. Аминь. Так Ангелы сказали.

Но сердце, полное информацией, даже самой красивой, – не может почувствовать Бога!
Не может Его любить!

А если Бога не любишь, ты уже вне рая.
Потому любовь к Богу – это суть рая.
Адам был в раю, но скрывается от Бога, – что, ему рай помог? Ничего.
А кто вне рая, а имеет любовь, – он уже в раю!
Потому Христос говорит: "Царство Божие внутрь вас есть".
Оно в состоянии Духа!
А потом и место есть [райское], – конечно.
____________________________________________________

Хочешь расскажу о смысле войны?
Большинство войн посылается Богом, чтобы их проиграть.
И в этом премудрость

В армии у меня была тяжелая служба, тяжелая физическая работа, но мало было воинской учебы.
Я служил год (такой срок службы был в югославской армии), но этого было явно недостаточно, и из-за этого я очень сильно огорчался.
Всего 3 месяца и 22 дня обучения, огневая подготовка и прочее.
Спустя 15 дней после окончания учебы я пошел к офицерам, к нашему командованию.
И сказал им о том, что они нас не готовят к войне.
Мы практически не учимся стрелять, и мы не знаем, как одолеть врага. Мало тренировок.
Кого мы можем победить?
Мы потеряем много людей даже в войне с индейцами.
Они, вооруженные луками и стрелами, побьют нас.
Вы знаете, сказал им, что индейцы со 100 метров попадают из лука в мишень.
А мы из огнестрельного оружия на 30 метров не можем.

Они смотрят на меня – выходи вон! Выхожу.
Потом мне предложили идти на учебу, чтобы стать офицером.
Я сказал: «Мой идеал – Иисус Христос. И как он поступал со Своими Апостолами, так и я буду поступать со своими солдатами».
Они сказали: «Вот больной, психопат».
Так я не стал офицером.

Потом я стал сам тренироваться. В армии у меня была возможность рассуждать и читать.
Я часто читал и Ветхий Завет.
В одном месте, где говорилось о численности евреев, сказано было, что имелось 600 людей, которые махали мечом. Но там еще были женщины и дети.
То есть не считался человеком тот, кто не мужчина, не воин.

И тут я понял, что Бог дал женщинам.
Первая работа женщин – рожать детей.
Богородица держит на руках Младенца и показывает женщине, что есть ее первая работа.
Посмотри на иконы святых.
Может показаться, что Церковь – военизированная организация.
Сколько на фресках мучеников с мечами, копьями, стрелами!

Я подумал, почему такая агрессивность у христиан?
Христианство – это ведь религия любви.

Потом я понял, как мудро Господь устроил, и это отразилось в Византийской иконографии.
Потому что первая работа мужчины – не убить врага, а умереть за Христа, положить душу свою за ближнего. Понимаешь?
И как женщина, которая делает аборт, вычеркивается из книги жизни, так и человек, который убежал от мобилизации, скрылся в другую страну, или спрятался за юбку женщины, – его Сам Господь вычеркивает из книги живых.
Потому что он как мужчина не выполнил свою первую работу – охранять тех, кто трудится.
Он под анафемой, потому что когда нападают другие народы, ты охраняешь Родину.

И даже смотри глубже.
Ты охраняешь не правительство, ты охраняешь даже не людей, даже не детей своих охраняешь.
Ты охраняешь душу свою от проклятия.
Потому как мужчина, убежавший от мобилизации, сам себя проклял.
Не выполнил заповедь Христову и не выполнил первую заповедь мужчины. Понимаешь?
В этом смысл службы. Поэтому на Византийских фресках полно мечей, копий, стрел.
В этом глубокий смысл духовный.

Конечно, мы имеем примеры многих воевод: святых Андрея, Георгия, Леонтия, Меркурия и многих других, которые побеждали молитвой.

Но посмотри, Бог не всегда дает войну, чтобы побеждать.
Большинство войн посылается Богом, чтобы их проиграть.
И в этом премудрость.

Посмотрим, кто сегодня пройдет мытарства?
- Когда нужно было читать утренние молитвы, идти в церковь – спали.
- Пьянство, блуд, гордыня и прочие грехи.
Тогда Бог шлет войну, и через кровь грехи омываются на мытарствах, и тогда народы входят в Царство Небесное.
Потому Бог дает войну не для того, чтобы победить врага, но чтобы победили сами себя, грехи, демонов – своей кровью и вошли в Царство Небесное.

Потому что смысл жизни есть возлюбить Бога и быть с Ним в вечности.
А это самый легкий «вброс» и это очень хорошо знакомо сербскому народу, именно через кровь, через страдания.
Потому что легче умереть за Христа, чем жить за Христа. И в этом смысл войны.

Мы говорим: «Господи, хочу быть с Тобою!»

– «Ладно. Вот шлю вам турок, албанцев, американцев – они вам помогут.
Без них не придете ко Мне, не пройдете мытарств».

Остается только исполнить святую волю Его…


__________________
Аминь и Богу слава!






Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
 Игумен Алексей Рождественский. Беседы с пещерным человеком | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 171