Когда
одного святого спросили про бесноватых, он отвечал, что не
о бесновании лучше говорить, а о сребролюбии, потому что сребролюбие
хуже беснования. Бесноватых не часто встретишь, а сребролюбцев
полным-полно.
К примеру, вот я ужасный сребролюбец.
Поэтому в начале девяностых подал документы на вакантную должность
заместителя директора одного крупного банка.
Они полгода меня внимательно рассматривали из головного банка
в Москве.
А в это время я начал преподавать в Духовном училище при Свято-Троицком
монастыре.
И в один прекрасный день наместник монастыря игумен Тихон
предложил мне начать издавать православную епархиальную газету.
Он завел меня в пустой кабинет, в котором не было даже стула,
и сказал:
- Вот у тебя будет редакция.
- Так здесь же ничего нет.
- А ты представь, что все скоро будет.
И он сделал широкий жест, подобно тому, как жених невесте
очерчивает туманное, но светлое будущее.
На сердце у меня потеплело, чем-то вроде этого мне и хотелось
заниматься.
И вот я иду домой и несу в себе эту светлую мысль, что вот
я буду издавать «Сибирскую православную газету».
Подхожу к дому, а меня ждет машина с роскошной дамой, и дама
говорит мне:
- Вы приняты на работу.
- Куда?
- В банк, вы же подавали заявку, вас отобрали из ста пятидесяти
претендентов.
У вас есть свой кабинет и секретарша, завтра можете приступать
к работе.
Я говорю:
- Вы меня, пожалуйста, извините, но вы на полчаса опоздали,
я устроился редактором в православную газету.
Роскошная женщина на меня посмотрела как-то странно и говорит:
- Как хорошо, что мы вовремя это узнали. Вы же совершенно
сумасшедший человек!
Такой шанс бывает в жизни один раз, здесь и зарплата и карьера.
А что выбрали вы?
Нет, вы положительно совершенно сумасшедший!
Мотая головой и фыркая, роскошная женщина села в машину и
уехала.
Сумасшедшим сочли меня все родные, но мне почему-то было совершенно
ясно, что выбор лежал между монастырем и банком, то есть между
Богом и мамоной.
Поэтому собственно и выбора-то для меня, идиота, не было.
Начались веселенькие дни. Я конечно и не представлял, что
такое православная журналистика.
Мне приходилось закупать бумагу, договариваться о верстке,
фотографировать, писать, бегать по типографиям, забирать тираж,
распространять его по нашей необъятной епархии и все это в
одиночку.
Ну, да об этом можно написать роман, а я не люблю писать романы.
Особенно приходилось тяжко верстальщикам, из-за моей газеты
у них ломались компьютеры, была куча проблем, и, в конце концов,
они мне отказали.
К этому времени у меня чудом появился компьютер, я сам научился
верстать и следующий номер сверстал сам.
А я платил верстальщикам полторы тысячи рублей монастырских
денег. А тут сделал сам.
И спрашиваю жену, что делать с деньгами?
Она, конечно, уже считает, что это деньги даже не монастыря
и даже не мои, а ее деньги.
Поэтому говорит:
- Ты сделал работу, деньги твои, тут и судить нечего.
У баб все просто. Ладно.
А мне как раз надо было ехать в Тобольск по делам.
И вот зимним вечером я приехал туда и пошел, конечно, приложиться
к мощам святителя Иоанна Тобольского, благословиться у него.
Иду, и вся душа моя в сомненьях, в кармане рубашки лежат деньги,
которые я взял у отца-игумена.
Мои они или я их уворововал?
А если уворовал, как буду подходить к святыне?
А с другой стороны, работу-то я сделал. И все же…
Вот в таких переживаниях подхожу я к Покровскому собору, и
прямо из двери, как чертик из коробки, на меня выпрыгивает
архимандрит Зосима и ни здрасте, ни до свиданья, ни здороваясь,
ни благословляясь, глядя мне прямо в глаза, начинает быстро-быстро
говорить:
- Денег мне дай, денег мне дай, денег мне дай, денег мне дай…
У меня из глаз от переживаний брызнули слезы.
Я достал из кармана куртки какие-то свои деньги и протянул
ему.
Он продолжал, как юродивый, наскакивать на меня:
- Да нет, ты мне ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ дай!
- На бери. На что они тебе?
Тут он ловко выхватил десятирублевку из моих денег, наклонился
ко мне к уху и прошептал:
- Вот конверты да марочки куплю, буду письма писать.
И побежал от меня куда-то в морозную ночь. А я зарыдал от
собственной низости.
На следующий день, вернувшись в монастырь, я зашел к отцу-наместнику
и рассказал ему, как отец Зосима отучил меня воровать и отдал
деньги.
Отец Тихон нахмурился, но сказал, что я правильно вернул деньги:
- Все-таки они монастырские.
К следующей моей мизерной получке редактора газеты было начислено
на полторы тысячи больше.
Бесноватых не часто встретишь, а сребролюбцев полным-полно.