Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Статьи >> Научные статьи >> Протоиерей Максим Бойко. Фундаментальные основы новозаветной сотериологии

Протоиерей Максим Бойко. Фундаментальные основы новозаветной сотериологии

Протоиерей Максим Бойко,
кандидат богословских наук

Вопрос о личном спасении человека - есть важнейшей истиной христианского учения, которая во всей полноте содержится в Священном Писании Нового Завета.
При этом вопрос этот более чем решен и церковным преданием, так как вся патристическая литература раскрыла и уяснила эту божественную истину в своих сочинениях и трудах, запечатлев на их страницах незыблемый опыт своей духовной жизни, которая и была единственным средством усвоения этого небесного учения.
Но не смотря на то, что святоотеческое предание не двусмысленно раскрыло и объяснило суть новозаветного учения о спасении, тем не менее, к глубокому сожалению, в течении весьма длительного периода времени в русском и особенно западном богословии культивировалось мнение, согласно которому "спасение понималось исключительно как получение вечного блаженства с одновременным избавлением от вечных мук (см. например курсы догматического богословия митр. Макария, прот. Н. Маливанского)" [1]. А само избежание вечных мучений и достижения вечного блаженства почиталось основным и единственным побуждением человека в его стремлении к спасению.

Но ко всеобщему благу и общей пользе, такое упрощенное понимание новозаветной сотериологии еще в конце ХІХ века опроверг патриарх Сергий (Страгородский) в своей магистерской диссертации "Православное учение о спасении", показав что такое воззрение не соответствует ни духу, ни букве Священного Писания, а также совершенно противоречит целостной системе святоотеческого предания касательно данного вопроса.
Патриарху Сергию удалось убедительно показать, что в основе стремления избежать страданий и наслаждаться блаженством лежит себялюбие, и уже по одной этой причине такие побуждения нельзя считать возвышенными или, тем более, единственно возможными, потому что они закладывают в отношения между Богом и человеком "правое представление о спасение", согласно которому "добрые дела… дают право на вечное блаженство, оказываются как бы ценою, платою за него со стороны человека". [2]
Первосвятитель четко указал на то, что такая правовая позиция не может "объяснить нам… "благоутробия милости Божией, по которой Он не потерпел зрети от диавола мучима рода человеча", так как "там, где действует право и удовлетворение, нет места для такой беспричинной, бескорыстной благости" [3]. Данные тезисы можно подтвердить множеством святоотеческих цитат.
Некоторые из них мы приведем в данной работе для начертания образа здравого учения о спасении.

"Бог, - говорит блж. Августин, - не нуждается в самой человеческой праведности, и во всем том, в чем выражается истинное почитание Бога… Так как не скажет никто, что было полезно источнику, когда пил из него, или свету, когда видел его". [4]

"Ибо мы ничего не даем такого, - говорит свт. Григорий Богослов, - что не принадлежало бы Ему, или что было бы вне круга его щедрости. Помысли, откуда в тебе бытие, дыхание, разумение? Откуда то высочайшее преимущество, что ты знаешь Бога, надеешься царства небесного?". [5]

"Так что наше доброделание, если и признать за ним некоторую ценность, все-таки награды человеку заслужить не может, оно пойдет, так сказать, в оплату долга" [6]. Поэтому "не милость оказываешь ты (Богу, подвизаясь в добре), - говорит свт. Кирилл Иерусалимский, - ибо сам получил ее прежде" [7].
При этом не следует забывать и того, что и сама "добродетель, какова бы она ни была, хотя и называется нашею, подается нам Божественною благодатью". [8]

Как тогда может идти речь о заслуге блаженства или избежании вечного наказания своими добрыми делами, когда "достоинства твои, - говорит свт. Иоанн Златоуст, - не от тебя, а от благодати Божией,… если получил не свое, то почему превозносишься, как бы имея все от себя самого?" [9]
Можно ли тогда вести "речь о заслуге со стороны человека, когда он не может сделать шагу в нравственном развитии без помощи Божией?…Очевидно здесь действует не право,... а милость, забвение себя и желание послужить другому, меньшему". [10]

Потому что "не мы возлюбили Бога, но Он прежде возлюбил нас" (1 Ин. 4:10),
ибо Он "Свою любовь доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5:8).
Поэтому, толкуя слова ап. Павла в послании к римлянам (Рим. 6:23), свт. Иоанн Златоуст замечает, что "апостол не сказал, что она (вечная жизнь) есть награда за ваши заслуги, но "дарование Божие", - давая тем разуметь, что мы освободились не сами собою и получили не долг, не награду, не воздаяние за труды, напротив все сие есть дело благодати". [11]

"Все доброе и спасительное, - говорит свт. Григорий Нисский, - совершено не по долгу, а по одной благодати и благости (xariti panta kai agaqothti), а нами не подано никакой причины к оказанию нам добра". [12]

Потому "все спасение наше, - считает свт. Афанасий Александрийский, - приписывать должно милости Божией". [13] Так что наше личное участие в своем спасении как бы блекнет пред величием того, что делает для нас и в нас Господь.

Поэтому, обобщая вышеприведенные доводы святых Отцов, можно утверждать, что единственно верным и спасительным побуждением в деле нашего спасения должна быть, исключительно, сыновняя любовь, как ответ благодарного сердца на бесконечные благодеяния Божии. Любовь, которой следует иметь совершенную "готовность выполнить Его волю, не думая о возмездии за грехи и награде за добродетель, находя величайшую радость в самом процессе приближения к Богу, в постоянном общении с Ним, как с любящим и любимым Отцом". [14]

Ибо "нельзя, - говорит свт. Иоанн Златоуст, - быть добрым по необходимости (All' ouk e/stin ana/gkvh pote\ kalo\n einai)" [15] , а следует последовать добру "ради самого добра, - говорит свт. Григорий Богослов, - а не ради почестей, уготованных за гробом" [16], тогда по слову апостола Павла: плодом нашим будет святость, а концом - жизнь вечная (Рим.6:22).

"Следовательно, чтобы… быть участником блаженной славы в жизни вечной, необходимо прежде отрешиться от себя, пожертвовать своими себялюбивыми желаниями в пользу добра, как высшего закона бытия" [17] , чтобы посредством синергии с Богом смочь достичь "оздоровления раздвоенного и больного человека (swj - целый, здоровый; swthria - целение, оздоровление)" [18], которое "может быть делом только того, который достиг уже такой степени силы, что никакого не предает значения плотскому и мирскому (чужд самоуслаждения), но способен… неукротимо стремиться духом к тому, что угодно Богу" [19] , к конечному благу - ко "святому общению с Богом" [20].
Так как "христианство, - говорит свт. Григорий Нисский, - есть подражание Божественной природе". [21]

Таким образом, спасение для человека состоит в сообщении человеку безгрешности и цельности его природы, путем преображения его души и тела посредством действия божественной благодати.
Ибо "через восприятие плоти Словом человеческое естество стало "духоприемным" и действительно принимает Духа, становясь "храмом Божиим", храмом живущего в нас Духа Святого; мы становимся "друзьями Духа"….
И в принятии даров Духа мы соединяемся со Христом, - "напоеваемые Духом, пием Христа. Духом Святым Слово все запечатлевает и помазует, в Духе "мы становимся причастниками Божеского естества". [22]
Ибо для того "Слово Божие вочеловечилось, чтобы мы обожились" (гл.54) [23], "достигая нетленного состояния". [24]

Так что "человек ничем не удовлетворил Богу за свой грех: милость Божию он только узнает, а не заслуживает. Не зная же милости, он не подойдет к ней и, таким образом не может никогда получить силы над грехом. И только вера дает человеку решимость обратиться к милости Божьей, несмотря на все свои грехи". [25]
Посему и Павел апостол благовествует, говоря: "благодатию вы есте спасение чрез веру, и cиe не от вас - Божий дар" (Еф.2:8).

Поэтому "не убойся, - говорит преп. Ефрем Сирин, - положить начало доброго пути, вводящего в жизнь; пожелай только им; и, если окажешься готовым, тотчас благоустроится пред тобою путь... Чтобы не встретить тебе затруднения на пути, ведущем в жизнь, Господь ради тебя Сам стал путем жизни для желающих в радости идти к Отцу светов". [26]

  1. Михаил (Мудьюгин), еп. Основы православного учения о личном спасении по Священному Писанию и святоотеческим высказываниям. [Тезисы одноименной диссертации, представленной на соискание научной степени магистра богословия] // Богословские труды. Сб. 10. М., 1973. C. 171.
  2. Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. М., 1991. С. 60-61.
  3. Там же. С. 68.
  4. Августин, блж. Творения. Т. IV. Киев, 1880. С. 370.
  5. Григорий Боговлов, свт. Творения. Т. II. М., 1858. С. 25.
  6. Сергий (Страгородский), архиеп. Указ. соч. С. 70.
  7. Кирилл Иерусалимский, свт. Творения. М., 1855. С. 211.
  8. Августин, блж. Указ. соч. С. 144.
  9. Joannes Chrysostomus. In epistulam I ad Corinthios. Homilia 12.2, TLG 2062/156. Vol. 61, pag. 98, lin. 4-17.
  10. Сергий (Страгородский), архиеп. Указ. соч. С. 73-75.
  11. In epistulam ad Romanos. Homilia 12.2, TLG 2062/155. Vol. 60, pag. 496, lin. 3-13. Рус. пер.: Избр. Твор. С. 620
  12. Цит. по: Сергий (Страгородский), архиеп. Указ. соч. С. 78.
  13. Афанасий Александрийский, свт. Творения. Т.IV. М., 1851-54. С. 57.
  14. Михаил (Мудьюгин), еп. Указ. соч. С. 171.
  15. Joannes Chrysostomus. In epistulam I ad Corinthios. Homilia 2.3, TLG 2062/156, Vol. 61, pag. 21, lin. 4.
  16. Цит. по: Михаил (Мудьюгин), еп. Указ. соч. С. 171.
  17. Сергий (Страгородский), архиеп. Указ. соч. С. 105.
  18. Муретов М. Д. Избранные Труды. М., 2002. С. 65.
  19. Кирилл Александрийский, свт. Творения. Т. І. М., 1891. С. 152-153.
  20. Сергий (Страгородский), архиеп. Указ. соч. С. 110.
  21. Цит. по: Сергий (Страгородский), архиеп. Указ. соч. С. 111.
  22. Флоровский Г. В. Восточные отцы ІV века. // http://www.wco.ru/biblio/books.28.01.2009.
  23. Афанасий Александрийский, свт. Слово о Воплощении. Гл. 54. // http://www.mrezha.ru/theology. 20.01.2009.
  24. Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Минск, 2001. С. 128.
  25. Сергий (Страгородский), архиеп. Указ. соч. М., 1991. С. 254.
  26. Ефрем Сирин, св. Творения. Т.5. Сергиев Посад, 1995. С. 104.


Добавить комментарий:
Ваше имя *:

Ваш комментарий:



Введите число на картинке(защита от спама): 

Внимание! Тексты, содержащие ссылки сохранены не будут!


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Протоиерей Максим Бойко. Фундаментальные основы новозаветной сотериологии | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 11