Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Статьи >> Православие на каждый день >> Как на Святках не утерять святость

Как на Святках не утерять святость

Святки
Читайте также:



Протоиерей Александр Авдюгин:
Ежегодно, практически каждому священнику приходится говорить о святочных гаданиях.
Причем, аргументы тех, кто любит предаваться этому отнюдь не безопасному занятию, поражают своей находчивостью.
Здесь и рассуждения о том, что нечего народные традиции забывать; и доказательства, что это всего лишь безобидная игра и даже утверждение, что данное действо Церковью благословлено, так как с молитвой творится и церковными предметами (свечами, ладаном) освящается.

Лукавый на выдумке хитер и для того, что бы свое лукавство оправдать обязательно удивительные по находчивости аргументы преподнесет.

Нет оправдания гаданию.
Церковь об этом, на протяжении всех веков своего существования, неоднократно высказывалась.
Не существует безопасных методик, как и нет деления на «белых» и «черных» магов.
Многократно проповедовали и писали о вреде гаданий и предсказаний Святые Отцы Церкви.

Вот слова святителя Василия Великого:

«Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим.
Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление?
Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее.
А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью?
Хочешь ли удостовериться в будущем?
Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами».

Понятно, что человеку, входящему в новый год, далеко не безразлично «что день (год) грядущий мне готовит».
Этот интерес всемерно поддерживается всеми средствами СМИ, начиная от бульварной газеты и заканчивая «серьезными» программами на центральных каналах телевидения.

Сегодня, в эпоху интернета, когда для получения информации необходимо лишь умение пользоваться поисковой системой, абсолютно незатруднительно узнать, что же предсказывали нам «ведущие» маги, астрологи и прочие доморощенные, и из-за кордона привезенные, оракулы и всевидцы.

Итак, давайте совершим маленькое и для всех возможное перемещение в декабрь 2009 года, то есть в то время, когда «великие провидцы и искусники» рассказывали нам о том, что нас ожидает в 2010 году.

Как всегда нострадамусоведы, перевели очередной катрен Нострадамуса из которого становилось абсолютно ясно, что в 2010 году, американский президент Барак Обама изначально погрязнет в жуткой любовной интриге, а затем, развяжет одну или несколько войн (по всей, видимости с Ираном и Сирией) и будет угрожать применением ядерного оружия прежде всего России, запугивая весь мир.

Как известно прошлый год закончился прямой противоположностью.
Было подписано соглашение о дальнейшем сокращении ядерных вооружений между Россией и США.
Да и жена американского президента претензий своему мужу не высказывала.

Наш незабвенный Павел Глоба предсказывал развитие мирового кризиса, катаклизмы в Европе, и скорейший крах Евросоюза. Кризис, как говорят, уходит в небытие, а в зону евро на днях вошла и Эстония. И здесь – «мимо»

Знаменитая на всю Россию и Украину провидица Екатерина ничтоже сумняшася обещала сильное землетрясение в России, конфликт в Крыму и войну, которая начнется 11 ноября и в которой погибнут 50 миллионов россиян…

Есть смысл продолжать далее читать эту несуразицу? Думаю, что нет.
А ведь многие из нас верили этому откровенному бреду!

Так почему же подобные примеры, говорящие о полной несостоятельности гадателей всех мастей не останавливают наше любопытство?
Почему даже Божье установление и церковный запрет на любые виды гадания и предсказания не берется во внимание?

Одна из причин – духовная всеядность.
20 лет религиозной свободы, так и не смогли выработать у нас, православных, четкого понимания: «что такое хорошо и что такое плохо».
По-прежнему, сочетание церковных Таинств и молитв с оккультными практиками, и верой в равновеликость добра и зла, практикуется, а иногда и благословляется.

Недавний пример, рассказанный мне местным священником.
В одном из наших монастырских храмов всегда очень чистые, до блеска отдраенные полы.
Оказывается, что если в какой-то семье проблема с деторождением, то надобно приехать и помыть пол в данной обители.
Этого будет достаточно, что бы ребенок появился…

И подобных суеверных утверждений существует великое множество.
Здесь тебе и херувимский ладан, и земелька со святого места, которую надобно съесть, и второе, «тайное» имя для крещаемого ребенка…

Вера в то, что без нашего духовного труда, стремления к соблюдению Заповедей и постоянной церковной жизни можно добиться того, что надобно именно сейчас и есть основа существования магов всех мастей и категорий.

Еще одной причиной неугасающей любви к гаданию и предсказаниям является, навязываемая ныне и в государственном масштабе, политика «хранения народных традиций».
Вот только в веер этих «традиций» вошло не только доброе и вечное.
Под вывеску заботы об историческом наследии и культурных ценностях смели всю языческую грязь, разрисованную столь красочным внешним видом.
Под карнавальными одеждами и купальным веселием не замечается вся та же ухмылка врага рода человеческого.
Святочные гадания также усиленно возводятся в ранг «традиции», а там, где эту «традицию» принимать не хотят, то откровенное нечестие преподносится в ранге забавы, шутки или игры.
Этот легкомысленный флирт с потусторонним миром подобен по своим последствиям легкому наркотику.
Он обязательно потребует продолжения в более четкой и уже страшной гибельной форме.

В течение года существует несколько дней и недель, когда особо ярко проявляют себя силы зла.
Святки – один из таких периодов, потому что это время наиболее приближенное к настоящему Чуду: рождению Спасителя.

Протодиакон Андрей Кураев:

«Cвяточные гадания – это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года.
Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении».

Церковь категорически запрещает гадания – будь то святочные или любые другие:

«Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии.
Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисанов и колдунов.
Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают»
(61 правило VI Вселенского собора).

Стоит заметить, что многие виды гаданий, особенно в дни Рождественские и Крещенские требуют снятия с себя нательного креста.
Мимоходом предлагается крестик убрать в сторону, то есть отречься от Бога, дабы не мешал предстоящему диалогу с бесятами.
Для гаданий выбираются места, где, как считается, «обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся в святочный период».
Места нежилые и нестандартные, такие как заброшенные дома, бани, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.д.

Необходимо постоянно помнить, что любое предсказание и магическое утверждение, обязательно оставляет след в нашей жизни, даже если мы просто их выслушиваем и считаем лишь «игрой».
Этот след далеко не безобиден он вольно и невольно будет лишать нас того, что есть высшая ценность – свободы собственной воли, Богом нам данной.
Не надо забывать, что Христос рождается в Вифлиемской пещере еще и потому, чтобы быть свободным и не зависеть в своем выборе ни от римского императора, ни от царя Ирода, ни от иудейского Первосвященника.
Так зачем же нам, Христа славящих и Ему верующих эту свободу отдавать результату гадания?

Впрочем, среди разнообразия языческих и магических приемов в эти рождественские и крещенские дни используемых, мне один очень даже по душе.
Это действо для тех, кто очень желает встретить настоящую любовь.
Для этого, как говорят, надобно в полночь подойти к ближайшей церкви и 12 раз обойти вокруг нее и тогда разрушится одиночество и появится долгожданная любовь.
Готов всецело поддержать это утверждение если в полночь на Рождество Вы придете к нашему храму и мы вместе с вами с пением тропаря «Рождество Твое, Христе Боже наш» обойдем 12 раз вокруг храма, славя рожденного Младенца Христа.
Уверен, что видя наш подвиг молитвенный и сердечную праздничную радость, Господь откликнется на желание любить и быть любимой или любимым.

Святитель Феофан Затворник

(Гал. 4, 4-7; Мф. 2, 1-12).

Слава Тебе, Господи!
И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся.
Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост - некоторое стеснение, чтобы вступая в них мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу.
При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским.
Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы.
А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: "Христос рождается - славите" и проч.
Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху.
Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! - этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и войдет к Самому Богу.

Воспроизведите немного пояснее то, что совершено для нас Господом - и вы увидите, как естественно ныне нам такое воззвание.
Чтоб это было для нас легче, приравняем к этому следующие случаи.

Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу. . .
Ждет заключенный день - другой, ждет месяцы и годы. . . не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову.
Наконец, показались признаки, что скоро-скоро, внимание его напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым говором: вот спадают запоры и входит избавитель. . .
Слава Тебе, Господи! восклицает невольно узник.
Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий!

Другой случай: больной покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства, и много переменил врачей; терпение его истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию.
Ему говорят: есть еще искуснейший врач всех вылечивает и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его - обещал прийти.
Больной верит, возникает к надежде и ждет обещанного. . .
Проходит час, другой, более - беспокойство снова начинает точить душу его. . .
Уже под вечер кто-то подъехал. . . идет. . . отворилась дверь, и входит желанный . . .
Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной.

Вот и еще случай: нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира.
Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая, говорит; Слава Тебе, Господи!

Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история.
Грозная туча гнева Божия была над нами, - пришел Господь - примиритель и разогнал эту тучу.
Мы были покрыты ранами грехов и страстей - пришел врач душ и исцелил нас. . .
Были мы в узах рабства - пришел освободитель и разрешил узы наши. . .
Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос!
Не усиливаюсь словами моими привить к вам такую радость: это недоступно ни для какого слова.
Дело, совершенное родившимся Господом, касается каждого из нас.
Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают сладость того.
Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: "радуйтесь", потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: "радуйтесь"; они не могут радоваться.
Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: "радуйся избавлению" - не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания?
Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия?

Таким можно только сказать:

"пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец - Христос Спас мира".
Желалось бы всех видеть радующимися именно этою радостью и нехотящим знать других радостей, но не все сущие от Израиля - Израиль.
Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество.
Любящим все это сколько ни говори: "укротитесь", они затыкают уши свои и не внемлют - и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: "мерзость Мне все эти празднества ваши"!
И действительно, многие из наших увеселений общественных воистину мерзость языческая, то есть, одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества.
И как будто нарочно они изобретаются в большем количестве в дни Рождества м Пасхи.
Увлекаясь ими, мы даем князю мира - мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: "что сделал Ты мне рождеством Своим и воскресением? Все ко мне идут!"

Но да проносятся чаще в глубине сердца нашего слова 50-го псалма:
"Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем". ..
Нас увлекает просвещенная Европа. . .
Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам.
Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня.
Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы?
Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли.
Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее.
А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок.
Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления.
Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему.
Это не пустые слова, но дело утверждаемое голосом Церкви.

Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом.

Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали:
У них святки, а не буйные какие нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога.




Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
 Как на Святках не утерять святость | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 217