Раскрыл том писем Сергея Фуделя:
«Бог скрывает (прячет) себя от человека в другом человеке.
Тот, кто ищет Его, должен искать Его в другом человеке, в делании
для другого.
Тут тайна непостижимая, тут приоткрытие тайны Любви».
И не только Бог скрывается в другом….
Я сам – тоже скрыт в другом, в ближнем.
Бедный Сартр, говоря : «Другой – это ад», не таил ли внутри
себя, как знать, ощущение:
ад внутри другого – это МОЙ ад, мне тошно с другим, потому что
тошно с самим собой?..
И ад, и рай. Всё наше – скрыто в ближнем…
Как совершенно верно заметил однажды наш коллега, священник
и поэт Джон Донн, никто из нас не остров, все мы – части материка.
Но довольно цитат – стоит просто воочию посмотреть на этот материк:
вон он, всплыл из бурных и грязных вод житейского моря, собрался
воедино – в храме Божием….
Прежде чем собраться в светлый день Пасхи – собрался в день
Прощеного воскресенья.
Критику
того, что происходит в храме в этот день вечером, приходилось
слышать неоднократно от разных людей.
Чин прощения, все облачения уже постовые, темные, священники
с амвона земно кланяются народу, народ плачет, подходит ко кресту:
«Прости меня! – Бог простит, и я прощаю!»
Критики фыркают: да половины этих людей в иные дни нет в храме,
просят прощения люди, вовсе порой между собой не знакомые, лучше
бы без рекламы, тайно просили прощения у тех, кому действительно
причинили обиду, выдавливают из себя слезы, а завтра снова начнут
собачиться, зачем этот обряд, напоминающий карнавал…
Вроде бы правда всё это, но…ПРАВДА ли это?
Или правдоподобие, которым так любит оперировать нечистый дух,
чтобы заморочить человеку голову и сердце?
Нет, Прощеное воскресенье – вовсе не карнавал.
Чином прощения Церковь напоминает, из года в год, христианам
про очень важные вещи…
Не просто про то, что вот, мол, положено прощать – напоминает
про сам механизм действия в человеке этих важнейших процессов,
прощения и осуждения.
Да-да, именно осуждения, которое прощению противостоит.
Видя в другом грех и осуждая его, даже при этом имея в виду,
что осуждаем-то вроде бы именно грех, а не самого его носителя,
мы забываем: если бы этого греха не было в НАС самих – мы
бы его не видели. То, что осудили в другом – есть в нас.
Заноза в глазу ближнего и бревно в собственном глазу – древесина
одного и того же дерева.
Про это говорят не только святые отцы и психологи, но давно
и по-простому говорит народ : «рыбак рыбака видит издалека».
Осуждение – своего рода негативный, болезненный, но повод
познать самих себя.
Прося прощения друг у друга, мы имеем возможность сказать этим
Богу:
«Вот, Господи, у меня и у него – множество грехов, множество
навязано внутри нас болючих узлов…
Мы, прося взаимно прощения, хотели бы, чтоб их не было, и не
суть важно, какие они и откуда взялись, лишь бы наконец исчезли
без следа…
Прости же и Ты нас, прости меня, мой грех, который я увидел
в ближнем своем, с этим ближним я связан незримым и прочным
родством Твоего закона любви!..»
Грешник видит в ближнем грех, святой в нем же видит – святыню…
Именно как святыню принимали людей преподобные подвижники от
древности до наших дней, вспомним все писаные и устные рассказы
о них…
Святыню порой поруганную – но не переставшую быть святыней.
Грех в человеке они видели – но в себе этот грех с Божьей помощью
победили, потому обличали грехи бескомпромиссно, но не осуждали,
а молитвенно оплакивали и жалели болящее чадо Божие – и этой
любовью помогали грешнику исцелиться.
Так что скепсис тех, кто взирает на обычаи Церкви со стороны,
внешне, понять я в принципе могу – принять не могу.
Цинично усмехаясь по поводу слов «Бог простит – и я прощаю»,
они совершенно не понимают, о чем речь.
Чтобы понять –надо захотеть подойти ко Христу поближе, надо
в молчании и внимании самому войти в Его Церковь и прикоснуться
к ее таинствам, а со стороны – не поймешь ничего.
Не только в Церкви – в себе самом…
Несмотря на то, что в этот день в храме все плачут, день-то
этот для нас – радостный.
И ощутить правоту и радость простых слов: «Прости меня»
может в Прощеное воскресенье именно тот, для кого вообще Воскресенье
Христово значит что-то неизмеримо важное.
Из «Потопных песен»
Белая Христова птица!
Реет, веет, не садится.
Нет ей места для гнезда:
Всё —
Вода,
Вода,
Вода.
Америка,
Европа —
Везде вода потопа.
Пенится вода-руда,
Под водою — города.
В городах — провалы тьмы.
Там, во тьме, струимся мы.
Мы не добрые, не злые,
Никакие, никакие,
Мы — не «мы» и мы — не «вы»,
Мы ни живы, ни мертвы.
Птица, птица, нас спаси!
Воскресенье нам снеси!
Птица плачет, птица мчится,
Птица на воду садится.
Кто по водам пойдёт,
Кто яичко найдёт?
Тёплое, печёное,
Рыжее, прощёное!
|
Стекляшка 03.09.2012 09:37:
Спасибо)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) Светлана 25.02.2012 08:40:
Спаси, Господи, о. Сергий! Какие слова хорошие! Слава Богу за все! Раньше я в ссорах с мужем думала лишь, что бедная-несчастная я, он меня не понимает, несправедливо придирается по пустякам, его интересует только его мнение и т.д. и т.п. Сейчас я благодарна Богу за него. Муж мой любимый раскрывает мне глаза на саму себя, на то, что я не вижу в себе - свои грехи-недостатки, упершись глазами в свое "я"... Мне очень-очень жаль, что он крещен, но на тему веры говорить категорически не хочет... У меня вообще Мне очень-очень жаль, что он крещен, но на тему веры говорить категорически не хочет ощущение сложилось, что и он, и все ближние, делая замечания, говорят мне именно о моих грехах Божьей милостью - а ИНАЧЕ как Он Сам мне о них скажет? Если я не слышу, не вижу сама себя?...
Слава Богу за ВСЕ!!! Елена 06.03.2011 07:20:
Спаси Господи! Статья помогает заглянуть в себя. | | |