|
|
Светлая радость, которой проникнуты пасхальные дни,
неизменно связана в сознании современного человека с торжественным
возгласом, звучащим в этот период в православных храмах:
«Христос Воскресе!»
и неизменным ответным восклицанием: «Воистину
Воскресе!»
|
Эти слова являются кратким, но очень емким выражением важнейшего
положения христианской традиции.
Они ясно и весомо свидетельствуют о преемственности веры Церкви,
на протяжении тысячелетий передающей из поколения в поколение
свидетельство апостолов об одном из судьбоносных событий в истории
человечества.
Их Господь и любимый Учитель, преданный на страшные муки, претерпевший
позорную смерть, тело Которого они видели окровавленным, распятым
и погребенным, преодолел смерть.
Своей Божественной силой Христос победил тление и восстал из гроба,
после чего явился знавшим Его прежде людям.
Эта встреча с Воскресшим Спасителем была настолько поразительной
и реально ощутимой, что пережившие опыт этого общения и принявшие
дары Святого Духа в день Пятидесятницы изменились внутренне, став
из простых и робких рыбаков пламенными проповедниками Истины и
мужественными апостолами, готовыми отдать свою жизнь во имя торжества
Божией Правды.
Объективное историческое свидетельство о свершившемся событии,
запечатленное в Евангельском повествовании, — это фундамент учения
Церкви и семя всей христианской цивилизации.
Значение этого факта настолько велико, что святой апостол Павел
писал христианам одной из основанных им православных общин:
«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и
вера ваша» (1 Кор. 15, 14).
Воскресение как явное знамение силы Божией полагает печать подтверждения
на все, что сказал и сделал Господь Иисус. Вместе с тем Евангелие
содержит высочайшее учение о нравственности, о том, как нам следует
поступать в согласии с волей Божией.
Однако неверным было бы считать Евангелие сборником морализаторских
наставлений.
Предлагаемое учение о нравственности зиждется на явлении нам Христа.
Оно позволяет узреть Его Личность — Личность Бога, ставшего человеком
и прошедшего все степени отчуждения ради блага каждого из нас.
Божественное величие и духовная сила образа Христа Спасителя
были очевидны даже для Его оппонентов: «Никогда человек не говорил
так, как Этот Человек» (Ин. 7, 46), — признавали Его противники,
и это действительно так. Господь Иисус говорил о Себе как о ком-то
гораздо большем, чем духовный лидер, учитель мудрости или даже
пророк.
Он утверждал, что Он был с Отцом прежде бытия мира; что Он будет
судить все народы в последний день; что Он есть свет миру и всякий,
кто последует за Ним и доверится Ему, обретет вечную жизнь.
Воскресение удостоверяет непреложную верность всех этих слов
и дает нам возможность, вверив Господу свою жизнь, обрести обещанное
Им вечное спасение.
Благодаря встрече с Христом мы получаем силы для внутреннего
преображения, способность изменить вектор своего бытия в направлении
к Богу.
Для этого необходимо осознать ответственность перед Высшим Судом
Истины за все совершаемые поступки, слова, даже мысли и желания.
Ибо, несмотря на то что все люди наделены неотъемлемым даром свободного
выбора, они далеко не всегда используют его себе во благо, и потому
результаты некоторых принимаемых решений могут быть весьма плачевны.
Во Христе Бог, не желающий лишить нас свободной воли, смиренно
принимает на Себя наши грехи. Воскресение неразрывно связано с
Искуплением.
Теперь любой грех может быть очищен, ибо он искуплен кровью Спасителя,
как только человек с искренним покаянием и верой обратится к Господу.
Какие бы скверные, постыдные, преступные дела ни были бы у человека
в прошлом, он может обрести у Бога прощение за все — и начать
жизнь с чистого листа.
Один из самых известных христианских святых святитель Иоанн Златоуст
указывает:
«Христос заплатил гораздо больше того, сколько мы были должны,
и настолько больше, насколько море беспредельно в сравнении с
малой каплею».
Этими словами утверждается вселенский характер Голгофской Жертвы.
Однако Искупление, завершившееся победой над смертью, приобретает
значение для нас только тогда, когда мы готовы лично принять и
усвоить его плоды, делом явив свою решимость следовать за Совершителем
спасения.
Именно об этом говорит апостол:
«Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя
за меня» (Гал. 2, 20).
Этот кардинальный поворот от греха к праведности, от смерти к
жизни, и явлен нам праздником Пасхи.
Тем не менее он не может совершиться только человеческими силами.
И мы знаем, что на помощь нам приходит Сам Христос, Который незримо,
но реально и действенно пребывает в Своей Церкви.
В ее Таинствах, в ее молитве, во всей ее литургической жизни мы
можем ощутить Его благодатное присутствие и Его поддержку.
Приобретая опыт духовного общения с Основателем и Главой Церкви,
мы явственно осознаем непреходящее значение Его слов:
«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).
В этом же убеждают нас события нашей истории: несмотря на все
предпринимавшиеся попытки уничтожить Церковь, заставить ее замолчать,
возвещение «Христос Воскресе!»
звучало даже в самые страшные годы богоборчества. Миссия Церкви
остается неизменной, как неизменна Истина, как неизменен Господь,
Который, по Своему непреложному обетованию, пребывает с Церковью
во все дни до конца времен.
Воскресение озаряет нас светом вечной надежды.
Оно является началом совершенной победы над всеми последствиями
греха.
Более того, эта пасхальная радость уже пребывает в сердцах верующих
людей, помогая им в испытаниях, трудностях и скорбях, наполняя
нашу жизнь подлинным смыслом.
Пусть же эта радость и эта надежда войдут сегодня в каждое сердце,
делая его открытым Истине и добру.
Воистину Воскресе Христос!
|