Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Статьи >> Евангельские притчи >> Священник Константин Камышанов. Профболезнь Иаира

Священник Константин Камышанов. Профболезнь Иаира

Читайте также:

 

Цинизм – «профессиональная болезнь» верующих людей.
Ей могут быть поражены миряне, священники, епископы, патриархи и папы.
Ей могут болеть профессионалы церкви – иконописцы, певчие, гимнографы, зодчие и ученые.
Лекарство от нее преподается в отрывке Евангелия, в котором описывается исцеление дочери начальника синагоги Иаира.

Основная причина болезни – потеря веры.
Человек умом, может быть, понимает, что Бог есть, но он Его не видит рядом: ни в себе, ни в других ни, вообще, в мире.
В душе больного умирает Христово Рождество. Из сознания уходит Христос, пришедший в мир.
Его место больной определяет где-то далеко на небе. Бог становится некой виртуальной реальностью, как спящий директор.
Делаются дела, работает канцелярская епархиальная машина, пишутся накатом иконы, поются ноты, что-то строится, накапливаются деньги, и это кажется исчерпывающим и важным делом.
Причем, дело становится во главу угла, вытесняя из процесса людей, смысл, мысли о смерти и даже Бога.
Дело подчиняет себе жизнь, убивает время и порабощает людей и превращает христиан в обычных бизнесменов, случайно оказавшихся в церкви.

Если человек потерял веру вне церкви – это полбеды.
Но вот если вера потеряна внутри церкви – это настоящая беда.
Лучше «недоверить», чем «переверить». У маленькой веры есть резерв неузнанной святости.
А вот человек, ставший циником внутри церкви, обречен. Этот спазм не лечится людьми или само собой.
В этом случае Богу остаются только хирургические методы лечения.

Таким человеком, потерявшим веру на службе Богу, стал евангельский начальник синагоги Иаир.
В нашей системе табели о рангах — это настоятель храма.

Слова Христа, обращенные к нему, говорят о финальной стадии болезни:

Не бойся, только веруй

Без веры жить сначала весело и выгодно, но потом наступает тяжесть и страх.
Страх остаться без денег, без здоровья, без покровительства, без места, без связей, без детей. И этот страх нарастает как лавина.
Страх – финальный синдром.

С Богом, наоборот – покой, мир, уверенность. Разве может меня бросить любящий Бог?

Слова : Не бойся, — говорит о том, что в человеке поселился страх.

— В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви, — сказал апостол Иоанн

Значит, у Иаира уже не было не только веры, но любви к Богу.

И вот, как это часто бывает, Христос дает запутавшемуся человеку мастер-класс, не Сам, но через тех, кто умеет решать проблемы посредством веры.
На этот раз мастер-класс был от кровоточивой женщины.

Все кто болел тяжелой или смертной болезнью и выздоровел, знают, что сначала перемена жизни и лежание в больнице возбуждают душу.
Человек бодро молится, читает каноны с акафистами, жадно прислушивается к бывшим чудесам и ищет святыни для поклонения.
Но потом молитвенный пыл спадает и постепенно в душе устанавливается сухая и жаркая пустыня, где вместо солнца боль.

Сил едва хватает на то, чтобы с огромным трудом выдохнуть лишь одно слово

— Иисус,- в котором умещается все

Молчание неба уже кажется справедливым:

— Я, в самом деле, дрянной человек. Я всем в тягость. Мною измучены родственники и друзья.
И кажется, мной, гнушается Сам Бог и поэтому Он молчит. Он забыл меня.

Вспоминается молитва отчаяния праведного Иова:

— И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего, ибо вот я лягу в прахе; завтра поищешь меня и нет меня.

И из последних сил вздохнешь, раздувая последнюю искру веры:

— Но только не молчи — я не могу без огня; Я все стучусь у дверей: Так Господи мой Боже, помилуй меня!

Но в этом и секрет.
Когда тетрадный лист души становится чистым, он делается готов для того, чтобы на нем Господь написал все заново.
В медицине есть лекарства, ставящие организм на грань смерти или катастрофы, с таким расчетом, чтобы, все –таки, свои клетки и ткани остались целыми, а организмы вторжения погибли.
Так же действует высокая температура, сжигающая микробов-интервентов.

Таким повышением температуры стала для Иаира болезнь дочери.
Смерть и болезнь детей ужасны в любом возрасте.
Но смертная болезнь двенадцатилетнего ребенка полна особого драматизма.
Это уже не бессмысленный ребенок, а почти взрослый.
Но такой взрослый, которой еще не усвоил смертные грехи и не сроднился с пороком.
Естество его максимально приближено к разумной райской природе.
Нежность, ум и любовь в нем достигают гармонии, которая может вернуться, при хорошем стечении обстоятельств, лишь в старости.

j

Иаир понимает, что любимая девочка умирает и готов на все: выйти в толпу черни, кричащей и жаждущей чего-то достать даром у незнакомого проповедника.
Он, честолюбивый слуга Бога, готов унизиться перед каким-то бродячим кумиром, у которого очень плохой имидж.
Он готов вытерпеть позор за позором ради любви к дочери.
Христос занят простой женщиной и не смотрит на него.
Иаир стоит рядом, с сердцем, разрывающимся от горя на части, и видит, как Иисус совершенно не торопится к нему в дом. Он, привыкший к почести, отодвинут ради какой-то нищей плебейки, осмелившейся в позорной болезни войти в народ.

А Христос это делает намеренно.
Он ждет, когда душа начальника полностью переформатируется, полностью очистится от той лжи, которой жил Иаир.
И только тогда, когда в душе служителя воцарилась горячая пустота Христос обращает к нему Свой лик.

Войдя в дом Иаира, Христос косвенно указывает ему на ложь и лицемерие, заполнившее его дом.

— Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
Все плакали и рыдали о ней.

Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

h

Бывшие в его доме плакальщики рыдали притворно, так как в одну минуту они оказались готовыми засмеяться и начать ерничать.
Но в душе Иаира затеплилась искра веры, родившаяся на площади.
Он видел исцеление женщины, которой Христос сказал:

— Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

То есть: будь смелой в вере.
Слова противоположные тем, который услышал церковный начальник.
Из слов Иисуса ясно, что она имела веру, но ей следовало быть дерзновенней по отношению к любимому и любящему Богу. Ей не стоило думать о себе так, что не достойна чуда и внимания Бога.
Низкая самооценка неуместна перед любящим Отцом.

Богу угодны люди служащие Ему в духе, и Он бережет их с усердием.
Ради души Иаира Христос пришел в этот город, в этот дом, к этому человеку.
Верующих в Христа начальников народа было так мало, что даже ради одного из них стоило свернуть с пути.

Эти чудеса не входили в планы Господа. Распятие не должно было прийти слишком рано.
Количество и качество учеников должно было достигнуть некоторого уровня, после которого их можно будет оставить одних.
И поэтому, после внепланового чуда, Иисус просит Иаира не мешать Его планам и молчать о чуде.
Его миссия не могла быть открыта раньше времени.
Как мы видим позже, это были обоснованные предосторожности, так как были люди, готовые неожиданно и силой сделать Христа царем.

Чудо о Иаире и женщине – это акт чистой любви, растопившей одно оледеневшее сердце и укрепившая другое сердце, не расставшееся с верой в трудностях.

Этот эпизод говорит о том, что история Христа и Его отношения с людьми не есть расписанный сценарий и четко выполняющийся план.
Это живое общение живых душ. Это любовь, а любовь не бывает расчетливой
.

Странно, что среди тысячной толпы лишь только двое приняли милость Бога.
Не потому что выиграли лотерею чудес, а потому что связали надежду с Богом.
Двое на весь город догадались увидеть в Христе Бога любви.
Остальные связали свои надежды с криками и попыткой попасться на глаза неведомому пророку.
Очевидно, в желаемом чуде они искали не Бога, а здоровье, удачу, долголетие, силу, взятые сами по себе.

Как говорится: если эта дорога не ведет в храм, то зачем она? И продолжим: если жизнь не связана с Богом, то зачем она?

Можно жить и не испытывать страха и быть уверенным, что договорился с Богом и людьми.
Можно наслаждаться силой и славой зная, что из твоей руки вышли чудотворные иконы, родились прекрасные храмы, что пение твое сравнивают с пением ангелов и не иметь веры.
Можно приобрести на службе Богу силу, власть, поклонение народа, капиталец, награды, панагии, разноцветный гардероб с уникальными вышивками и тканями, вершить судьбы людей и быть уверенным, что благословение Авраамово – сугубый дар именно тебе, и не иметь любви.
Можно воображать себя трубой Божией, и не понимать глубину слов, проходящих твоими устами.
И можно так хорошо прожить всю жизнь, наслаждаясь силой, славой и достатком, в перерывах между делами, вздыхая молчаливому и далекому Богу.

Тому, что грешник бывает исполнен благ и принимает мирную смерть удивлялся и недоумевал еще праведный многострадальный Иов:

… В день гибели бывает пощажен злодей, в день гнева отводится в сторону, кто представит ему пред лице его путь его, и кто воздаст ему за то, что он делал. Дети его пред лицом их, и внуки их перед глазами их.
Восклицают под голос тимпана и весе­лятся при звуках свирели. Проводят дни свои в счастьи, и мгновенно исходят в преисподнюю.
Внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом. Он умирает в самой полноте сил своих…
А другой умирает с душою огорченной, не вкусив добра.

Ответы на эти вопросы дает Христос в притчах о Богаче и Лазаре и в происшествии, бывшем с начальником синагоги.

В самом деле, Господь иногда до самой смерти не трогает даже таких злодеев, как палача Кагановича, дожившего до маститой старости в покое и довольстве. Очевидно, что с такими людьми разговор будет продолжен после смерти.
И чтобы там не было пререканий со стороны мертвого душой человека, его оставляют до суда в клинической форме греха.
Но тех, кто хоть когда-то любил Бога, кто пришел на Его службу не по расчету, а по любви, и нечаянно утратил ее, Бог непременно взыщет, как Иаира.

Отец Небесный, как и земной родитель, сначала уговаривает человека не грешить добрыми словами.
Если человек не слушает Бога и вредит своей душе, то Господь ограничивает возможность грешить скорбями, до тех пор, пока человек не войдет в ум, а затем предлагает лекарство.

В качестве лекарства начальнику синагоги был предложен пример кровоточивой женщины.
Ему было показано, что ни деньги, ни связи, ни служба, ни что-то иное не заменят Бога, без которого это все рано или поздно рассыплется.

Мы должны быть очень внимательны тогда, когда видим что из наших дел, служения, общения и привязанностей уходит вера, как ощущение близости Бога.
Это начало катастрофы, связанной с потерей веры.
Если мы видим, что из нашей жизни и служения уходят дары духа, такие как любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, то это говорит о профболезни Иаира и нам стоит задуматься о лечении, не доводя дело до «хирургического» вмешательства или смерти души.

Взыщи меня Господи, ибо вот я лягу в прахе; завтра поищешь меня и нет меня.

 

 


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
 Священник Константин Камышанов. Профболезнь Иаира | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 161