Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Статьи >> Евангельские притчи >> Притча о сеятеле. Богословское толкование.

Притча о сеятеле. Богословское толкование.

Притча о сеятеле. Надаль Херонимо
Притча о сеятеле. Надаль Херонимо (id=705, №=95-5)


Читайте также:
 

Значение притчи было истолковано самим Христом:

...к всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.
А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

(Мф. 13:19-23)

Таким образом, притча о сеятеле излагает основы духовной жизни и душевной агрономии человека,
важность деятельной и ревностной веры для своего спасения, сравнимой с ежедневными заботами пахаря,
который радеет о качестве почвы, вспахивает, удобряет и орошает её, очищает от плевел и каменьев, охраняет семена от птиц…

Святитель Василий Кинешемский в «Беседах на Евангелие от Марка» пишет:

К евангельскому объяснению можно ещё прибавить,
что Сеятель — это сам Господь,
семя — Слово Божие,
поле — все человечество, весь мир, воспринимающий в свои недра чудодейственное семя евангельского слова.
Подобно семени, евангельское слово носит в себе начало жизни, жизни истинной, духовной…[1]


Б. И. Гладков:

Но кто же этот сеятель?
В другой притче о плевелах Иисус Христос под именем сеятеля подразумевал Себя, Сына Человеческого, как это видно из данного Им Своим ученикам объяснения той притчи: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий (Мф. 13:37);
в объяснении же этой притчи Он не говорил, кого надо считать сеятелем.
Поэтому надо признать, что сеятелем считается здесь прежде всего Сам Иисус Христос, а затем и все Апостолы, преемники их и все проповедники, устно или письменно сеющие слово Божие. [5]


Священник Константин Пархоменко:


Речь идет вот о каком способе сеяния.
Когда семян было много, когда нужно было огромные пространства засевать, сеятель шел и просто разбрасывал семена по земле, а потом ее уже плугом боронили, рыхлили. И при таком способе сеяния какие-то зерна, конечно, пропадали.
Христос и имеет в виду, что у сеятеля огромные пространства, которые нужно засеять, и у него много зерна.

Что такое здесь зерно? Это Слово Божие, Слово проповеди Иисуса Христа.
Но только ли слово, как нечто произнесенное устами, губами?
В Ветхом Завете, особенно у пророков, мы часто встречаемся с выражением слово Божие.
Пророки подразумевали под словом не просто проповедь, а активные действия Господа в нашем мире.
Вот что пишет пророк Исаия:
«Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его…» (Ис. 55, 10-11).

И Христос подразумевает под словом не только проповедь, но и Свои дела, все то удивительное, что Он сделает.
То есть, Христос Своей деятельностью открывает Бога людям, открывает волю и могущество Божие.
Вот, что означает это удивительное сеяние, сев Иисуса Христа.

И задача людей – стать той доброй почвой, которая воспримет действия, проповедь Христа, увидит то, что Христос возвещает, поймет и пойдет за Христом.[4]


Cвт. Василий Кинешемский приводит примеры духовных и психологических типов людей, подобные почвам, не давшим плодов от брошенных в них семян:

  • Придорожную землю святитель уподобляет натурам грубым, животного склада: вкусно есть, сладко пить, много спать, хорошо одеваться, а выше этого ничего не знающим.
    К той же категории он относит людей, сущность психики которых — искание одних лишь развлечений и праздное любопытство.
    Для них безразлично слушать смотреть религиозную процессию или английский бокс.

    Наконец люди «проезжей дороги» это натуры рассеянные, в которых нет ничего основного, постоянного, центрального, «рабы минутного каприза».
    У всех у них общее то, что семя слова Божия в их душу совершенно не проникает.
  • Каменистое место, где немного было земли — люди имеющие стремление к добру, и слово Божие находит в них живой и быстрый отклик, но оно не захватывает их настолько сильно, чтобы ради осуществления его в жизни они нашли в себе достаточно силы и решимости трудиться над собою, бороться с препятствиями и побеждать враждебные течения.
  • Терние — люди, которые желая жить по законам Божьим, в то же время не хотят отказаться и от мирской суеты поглощающей их без остатка.


Святитель Феофилакт Болгарский:

Три разряда людей, кои не спасаются по этой притче.
К первому относятся те, кои подобны семени, упавшему при пути, то есть совершенно не приняли учения, ибо как дорога утоптанная и избитая, не принимает семени, потому что она жестка, так и жестокосердые совершенно не принимают учения, потому что хотя они и слушают, но без внимания.

К другому относятся те, кои подобны семени, упавшему на камень, то есть те, кои хотя и приняли учение, но потом, по немощи человеческой, оказались бессильными перед искушениями.

Третий же разряд, — это те, кои знают учение и, однако ж, подавляются заботами житейскими.
Итак, три части погибающих, а одна — спасающихся.[2]

Размышляя о людях давших плоды он же пишет:

Три же разряда и тех, которые приняли и сохранили семя:
одни приносят плод во сто — это люди совершенной и высокой жизни; другие — в шестьдесят, это средние; иные — в тридцать, которые хотя немного, но все же приносят по силе своей.

Так, одни суть девственники и пустынники, другие живут вместе в общежитии, иные в мире и в браке.
Но Господь принимает всех их, как приносящих плод.
И благодарение Его человеколюбию! [3]


Священник Константин Пархоменко:

Чаще всего комментируют, что разница в урожае: 30-60-100 – это указание на то, что в ком-то более обильно, в ком-то – менее обильно Слово Божие, эта Благодать проросла. Главное – чтобы проросла.
Понятно, что не все имеют такую ревность по Богу, как Иоанн Кронштадтский или преподобный Серафим Саровский.
Но что мы все призваны и должны стремиться идти этим путем – это несомненно.

Но, может быть, разница в урожае связана с тем, что имеются в виду разные сорта или даже виды семян.
А, может быть, речь идет о разных видах растений: рожь, пшеница, полба… – все приносят разный плод.
И смысл последней части – в том, что все мы – разные, уникальные по-своему и по-своему приносим Божий плод. [4]


______________________________________________________________________

Ссылки:






Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
 Притча о сеятеле. Богословское толкование. | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 29