Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Статьи >> Евангельские притчи >> Притча о добром семени и о плевелах. Богословское толкование.

Притча о добром семени и о плевелах. Богословское толкование.

Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел. Ян Лёйкен. Библия Бойера
Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел. Ян Лёйкен. Библия Бойера (id=563, №=99-7)


Читайте также:
 

Значение притчи было истолковано самим Христом:

…сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

(Мф. 13:37-43)
Таким образом, притча о сеятеле и плевелах указывает
во-первых на то, что, Бог зла не насаждал,
во-вторых: помимо благочестивых людей есть не мало богоотступников не радеющих о добром плоде жизни и как бы ставшие «сынами лукавого»,
в-третьих указывает на причину того, почему и в душе праведника прорастают семена сорняка, – происки дьявола, желающего погубить всякую душу,
однако, получающего власть над ней в силу духовной беспечности самого человека, ибо, как следует из притчи, сатана насадил плевелы только после того как люди уснули.

Неслучайно, Господом выбран и вид сорняка, впоследствии ставший нарицательным обозначением всякой сорной травы:

«Под словом плевелы вообще разумеются все сорные травы, как-то: куколь, дикий овес и другие растущие среди пшеницы.
Отцы Церкви описывают плевелы как особое растение, несколько похожее на пшеницу, но вредное по своим семенам.
Св. Иоанн Златоуст пишет: плевелы с виду походят несколько на пшеницу, и, по словам св. Макария Египетского, они незаметны во множестве пшеницы; но хлеб, испеченный из пшеницы, неочищенной от семян плевел, производит вредное действие на желудок и голову, тяжкие обмороки и иногда смерть.
Так как только самое тонкое зрение может открыть различие между пшеницею и плевелами, то их обыкновенно оставляют расти вместе до времени начала жатвы.»[1]

Справка: Плевелы `Исторический словарь`
(Мф 13.25-27,29,30,36,38,40) - сорняк, очень похожий на пшеницу в раннем возрасте, но с черными зернами по созревании.


Святитель Феофилакт Болгарский:

Тот, Кто сеял, есть Христос;
доброе семя - добрые люди или мысли; плевелы - ереси и худые мысли; тот, кто сеял их, дьявол.
Спящие люди - это те, которые по лености дают место еретикам и худым мыслям.
Рабы же - это ангелы, которые негодуют на то, что существуют ереси и испорченность в душе, и желают сжечь и исторгнуть из этой жизни и еретиков, и мыслящих дурное.[2]


Священник Константин Пархоменко:

Что в этой притче Христос имеет в виду?
Что Слово Божие сеется!
Конечно, Слово Божие означает не просто устную проповедь Христа.
Еврейское «дабар» – слово Божие – означает всякое слово и действие Божие, то есть всякое обнаружение силы и замысла Божия.
Христос все время являет это Слово: и через проповедь, и через чудеса, и через воскрешения…

Христос этой притчей говорит:
Я вам, иудейству (не забывайте, что Христос обращается к иудеям, и притчи в первую очередь адресованы иудеям!), проповедую!
И хорошо, что есть всходы, возрастают добрые зерна.
Но есть и много людей, которые озлобились против Меня как Посланника Отца Небесного, противодействуют Мне, что-то замышляют.
Да, есть и плевелы, и их много. Ну, ничего, будет Суд, который все расставит по своим местам.

Христос этой притчей утешает нас, чтобы мы не волновались, чтобы понимали, что такая ситуация, когда есть озлобленные плевелы, – входит в план Божий; Бог знает, что так будет...
Поэтому, когда мы видим, что в нашем мире, например, какая-то злобная пена поднимается против Церкви, люди начинают против Церкви возмущаться, – мы должны быть спокойны: Господом это предсказано![4]

Почему же домовладыка не уничтожил сорную траву?

Епископ Александр (Милеант):

Потому, как сказано в притче, чтобы, “вырывая плевелы, не повредить пшенице,” то-есть чтобы, карая грешников, не повредить одновременно сынам Царствия, добрым членам Церкви.
В этой жизни отношения между людьми так тесно переплетены, как корни растений, совместно растущих в поле.
Люди связаны друг с другом множеством семейных и социальных связей и друг от друга зависят.
Так, например, недостойный отец, пьяница или развратник, может заботливо растить своих благочестивых детей; благополучие честных рабочих может находиться в руках корыстного и грубого хозяина; неверующий правитель может оказаться мудрым и полезным для граждан законодателем.
Если бы Господь без разбора карал всех грешников, то нарушился бы на земле весь строй жизни и неизбежно пострадали бы и добрые, но порой мало приспособленные к жизни люди.
Кроме того, нередко случается так, что многогрешный член Церкви вдруг после какого-либо жизненного потрясения или события исправляется и, таким образом, из “плевелов” становится “пшеницей.”
Таких случаев коренного изменения образа жизни история знает очень много, например: ветхозаветный царь Манассия, апостол Павел, равноапостольный князь Владимир и многие другие.
Надо помнить, что в этой жизни никто не обречен на погибель, каждому предоставляется возможность покаяться и спасти свою душу.
Только когда истекает у человека его жизненный срок, наступает для него день “жатвы” и подводится итог его прошлому.[3]


Священник Константин Пархоменко:

Слова о том, сорняки будут сожжены, намекают на Страшный суд.
Страшный суд с огнем – это ветхозаветный образ.
Пророки предсказывали, что, когда Бог придет судить Вселенную, это будет сопровождаться огнем, будет совершена переплавка вселенной.
Необязательно понимать в прямом смысле, что это огонь. Это ветхозаветные образы катастрофы, считалось, что концу мира будут сопутствовать разные катастрофы.

Но, что очень важно: людям, которые недостойно себя ведут, дана возможность покаяться.
Суд над плевелами отложен до конца, до сбора урожая, в нашем случае – до нашей смерти.
Пусть сегодня ты – плевелы, колючки и тернии, сегодня ты злобствуешь против Христа и Церкви, но ты не лишен шанса спастись, если изменишь свою точку зрения. Господь долготерпит.
Он не зовет Своих слуг — Ангелов пропалывать Свои посевы.
Пусть все растет до времени Суда.
Вот тогда уже дверь покаяния, возможность изменения закроются.[4]






Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
 Притча о добром семени и о плевелах. Богословское толкование. | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 19