Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Статьи >> Евангельские притчи >> Притча о зерне горчичном. Богословское толкование

Притча о зерне горчичном. Богословское толкование

Притча о горчичном зерне. Внукова Р.А.
Притча о горчичном зерне. Внукова Р.А. (id=64, №=101-1)


Читайте также:
 

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

(Мф. 13:31-32)

И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

(Мк. 4:30-32)

Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

(Лк. 13:18-19)

Согласно «Библейской энциклопедии Брокгауза», под горчичным зерном понимается семя черной горчицы (Brasica nigra).
Она, хотя и является однолетним растением, может достигать высоты 2,5—3 м, имеет ветвистый стебель и поэтому выглядит как дерево, действительно привлекательное для птиц своими питательными маслянистыми семенами, диаметр которых составляет 0,95—1,1 мм [1].

Сравнивая Царство Небесное с горчичным зерном, Господь хотел сказать апостолам, что, хотя они и малы, уничижены, но проповедь их, подобно семени, посаженному в почву, то есть в душу человека, способна принести богатые всходы и Церковь Христова, вначале малая и неприметная для мира, так распространится на земле, что множество народов, как птицы небесные в ветвях дерева горчичного, укроются под её сенью.

В притче дается образ умножения Церкви и распространения апостольской проповеди:

Святитель Иоанн Златоуст:

В притче о сеятеле сказано, что три части всех посеянных семян погибают, а всходит, спасается только одна;
притчею же о плевелах пояснено, что и этой четвертой части посеянного угрожает большая опасность от плевел.
Слушая эти притчи, ученики могли прийти в уныние от такого малого числа людей, могущих спастись.
Поэтому-то Господь и предлагает им притчу о горчичном зерне.
Зерно это, будучи меньше всех семян на земле, становится, когда всходит, больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные (Мк. 4, 31, 32).
То же самое будет и с проповедью.
Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех униженнее, но так как сила, в них сокрытая, была велика, то проповедь Евангельская распространилась по всей вселенной [1]

Блаженный Иероним:

Евангельская проповедь меньшее из всех учений.
В самом начале оно кажется неправдоподобным: оно проповедует человека и Бога, Бога умирающего, и соблазн Креста.
Сравни это учение с догматами философов, с их книгами, блистательным красноречием, со сложением их речей, и увидишь, как семя Евангелия меньше всех этих семян.
Но то, при своем начале проникая глубоко, не животворит; напротив того, слабеет, истощается и, подобно злакам, иссыхает.
Благовестие же, по-видимому малое, будучи посеяно в душе верующего или в целом мире, укореняется подобно сильному дереву.

Царство Божие, Царство Христа на земле или Церковь Христова, сначала совсем малое, едва приметное, как горчичное зерно,
разрослось со временем так, что вместило в себе множество народов, подобно тому, как в ветвях горчичного дерева укрываются стаи птиц небесных.

Епископ Александр (Милеант):

Это сравнение Царства Божия с горчичным зерном вполне подтвердилось быстрым распространением Церкви по странам языческого мира.
Церковь, будучи вначале малым, для остального мира неприметным религиозным обществом, представленным малочисленной группой некнижных галилейских рыбаков, распространилась в течение двух столетий по всему лицу тогдашнего мира – от дикой Скифии до знойной Африки и от далекой Британии до таинственной Индии.[3]



В притче дается также образ действия слова Божия в душе человека:

Архиепископ Аверкий (Таушев):

Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божьей, едва приметное поначалу, все более и более охватывает душу, которая становится постепенно вместилищем различных добродетелей. [2]

Священник Константин Пархоменко:

Какая грань Учения о Царствии Небесном здесь раскрывается?
Такая, что вот ты принял христианство, кажется, что это что-то такое маленькое и незаметное,
а мир такой жесткий, он живет по своим законам, да и человек не более, чем маленький винтик в огромном механизме, щепка в ручье.
Что от тебя зависит? Ничего.
А тем не менее, если ты станешь христианином, если начнешь себя изменять, если Царствие Божие тебя начнет захватывать и внутри изменять,
то, как это ни парадоксально, изменяя тебя, эта благодать будет видимой, значимой, значительной, станет изливаться на других.[4]

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает горчичное зерно с Христом:

Теперь, если мы вникнем в этот предмет со всей тщательностью, мы найдем, что притчу эту можно применить к самому Спасителю.
Ведь и Он был ничтожен на вид; и
Он недолговечен в мире нашем и велик на небе;
Он – и Сын человеческий, и Бог, Сын Божий;
Он – неисчетный, вечный;
Он – невидимый, небесный, доступный вкушению одних лишь верных;
Он был сокрушен и по страдании сделался белым как молоко;
Он величием превосходит всякое другое растение;
Он – неразлучное с Отцом Слово;
Он – Тот, на котором обитают птицы небесные, т. е. пророки, апостолы и все избранные;
Он Своей собственной теплотой очищает страдания души,
Он освежает нас водой крещения, и под Его сенью мы укрываемся от мирского зноя;
Он по смерти своей был посеян в землю и, там явив плодоносную силу, тридневно восставил святых из гробов мертвых;
Он воскресением Своим показал себя больше всякого пророка;
Он спасает всех силой Отчей;
Он от земли процвел до небес;
Он, будучи посеян на собственном поле, в мире, верующих в Него приводит к Отцу. [1]

Святитель Феофилакт Болгарский добавляет:

Итак, будь же и ты горчичным зерном, малым по виду (ибо не должно хвалиться добродетелью), но теплым, ревностным, пылким и обличительным, ибо в таком случае ты делаешься больше "зелени", то есть слабых и несовершенных, сам, будучи совершенным, так что и птицы небесные, то есть ангелы, будут отдыхать на тебе, ведущем ангельскую жизнь.
Ибо и они радуются о праведных.[5]

 






Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
 Притча о зерне горчичном. Богословское толкование | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 18