Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Статьи >> Евангельские притчи >> Притча о купце, ищущем хорошего жемчуга. Богословское толкование

Притча о купце, ищущем хорошего жемчуга. Богословское толкование

Притча о жемчужине. Неизвестный художник, 1900 г.
Притча о жемчужине. Неизвестный художник, 1900 г. (id=68, №=105-1)


Читайте также:
 

Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её.

(Мф. 13:45-46)

Святитель Феофилакт Болгарский:

Море - это настоящая жизнь,
купцы - те, которые провозят чрез это море и ищут приобресть какое-либо знание.
Многие жемчужины - это мнения многих мудрецов,
но из них одна только многоценна - одна истина, которая есть Христос.

Как о жемчуге повествуют, что он рождается в раковине, которая раскрывает черепицы, и в нее упадает молния, а когда снова затворяет их, то от молнии и от росы зарождается в них жемчуг, и потому он бывает очень белым - так и Христос зачат был в Деве свыше от молнии - Святого Духа.
И как тот, кто обладает жемчугом и часто держит его в руке, один только знает, каким он владеет богатством, другие же не знают,
так и проповедь бывает скрыта в неизвестных и простецах.
Итак, должно приобретать этот жемчуг, отдавая за него все. [1]


Святитель Иоанн Златоуст:

Как горчичное зерно и закваска имеют малую разность между собою, так и здесь сходны две притчи о сокровище и о бисере.
Обеими этими притчами показывается то, что проповедь должно всему предпочитать.
В притчах о закваске и о горчичном зерне говорится о могуществе проповеди и о том, что она совершенно победит вселенную.
Настоящие же притчи показывают важность и многоценность проповеди.
Подлинно она расширяется подобно горчичному дереву, превозмогает, подобно закваске, многоценна как бисер и доставляет бесчисленные удобства, подобно сокровищу.

Отсюда мы научаемся тому, что надобно не только прилежать к проповеди, отрешившись от всего прочего, но что даже должно это делать с радостью.
И отрекающийся от своего имения должен знать, что это есть приобретение, а не потеря.
Видишь ли, и как проповедь сокрыта в мире, и сколько в проповеди сокрыто благ?
Если не продашь всего, то не купишь; и если не имеешь ищущей и заботливой души, то не найдешь.
Итак, для тебя необходимо, во-первых, отказаться от житейских попечений, и во-вторых, быть весьма бдительным.

Сказано: ищущу добрых бисерей, иже обрет един многоценен бисер, продаде вся и купи его.
Одна есть истина, — и она не многосложна.
Как обладающий бисером сам знает, что он богат, но для других часто бывает неизвестно, что у него в руках бисер, потому что он не велик, — так можно сказать и о проповеди: обладающие ею знают, что они богаты, но неверующие, не понимая цены этого сокровища, не знают о нашем богатстве. [2]


Свт. Григорий Двоеслов:

Опять Небесное Царство называется подобным человеку купцу, ищущему добрые бисеры, но нашедшему один драгоценный,
который, по отыскании, покупает распродажей всего, потому что, кто вполне дознал сладость Небесной Жизни, насколько допускает эту возможность,
тот охотно оставляет все, что он любил на земле: в сравнении с нею все дешевеет;
он оставляет имение, собранное расточает; дух (его) разгорается небесным, ничто из земного ему не нравится, все, что только нравилось по виду земной вещи, кажется безобразным, потому что в уме (его) сияет один блеск драгоценной бисерины.

О любви его справедливо через Соломона говорится:
крепка, как смерть, любовь (ср.: Песн. 8, 6)
— потому именно, что как смерть лишает жизни тело, так любовь к Вечной Жизни убивает любовь к вещам телесным.
Ибо кем она вполне возобладает, того соделывает как бы нечувствительным к земным, внешним пожеланиям. [3]


Блж. Иероним Стридонский:

Хорошие жемчужины суть закон и пророки, и познание Ветхого Завета.
Но самая драгоценная жемчужина одна: это познание о Спасителе, священнодействие Его страдания и тайна Его воскресения.
Когда ее найдет купец, — человек, подобный апостолу Павлу, — то начинает презирать все тайны ветхозаветного закона и пророков и прежние предосторожности и предписания, в которых жил невинно, как будто какую нечистоту и отбросы, чтобы приобрести Христа.
Но это не значит, что приобретение новой жемчужины служит к умалению достоинства прежних жемчужин, а то, что по сравнению с ней всякая иная жемчужина гораздо менее ценна. [4]


Евфимий Зигабен:

Под Царством Небесным разумеем здесь, собственно, желание Царства Небеснаго,
которое назвал человеком, как действующее в человеке, а купцом — как соделывающее свое спасение.
И смотри, что, найдя одну многоценную жемчужину, т. е. учение веры
(оно — одно, потому что истинная вера — одна, и нет другой такой же;
многоценно
, как имеющее великую цену, или как ценное для многих, разумеется — знающих его),
желание это пошло, что показывает его усердие, и оставило все, чем прежде наслаждалось и приобрело только это одно (учение веры).

Вера возрастает, как горчичное зерно, имеет такую силу, как закваска, обогащает, как сокровище, и превосходна, как драгоценнейшая жемчужина.

Жемчужиной назван и Господь, так как Он был соединен с глубиною Божества и был узнан одними только рыбаками и их учениками. [5]


Гладков Б.И.:

Притчи о сокровище, скрытом в поле, и о жемчуге имеют большое сходство между собой; та и другая говорят об обретении истины и пути к Царству Небесному (то есть Христа, так как Он есть истина и путь), с той лишь разницей, что в первой притче говорится о внезапном, неожиданном обретении сокровища, а во второй — об обретении драгоценной жемчужины после долгого искания вообще хороших жемчужин.

Примером искавших истину и нашедших ее только в учении Христа может служить святой Иустин Философ:
в сочинении своем «Разговор с Трифоном-иудеем» он говорит, что, будучи еще язычником, он изучил все философские системы того времени и особенно увлекался учением Платона, но все его знания не давали ему ответа на интересовавшие его вопросы о Боге, о душе, ее бессмертии и прочем, пока один старец (по преданию, святой Поликарп) не рассказал ему об Иисусе Христе и пророках, предвещавших его Пришествие;
изучив, вследствие сего, пророчества и Евангелия, он только в них нашел единую истинную и полезную философию.
Таким же искателем хороших жемчужин был и Тациан, ученик Иустина Философа, нашедший драгоценную жемчужину в Евангелии, и многие другие. [6]


Священник Константин Пархоменко:

Смысл притчи в том, что Царство Небесное столь ценно, что нужно поспешить пожертвовать всем, чтобы приобрести его!

Парадокс: Царство Небесное нельзя купить, оно дается даром.
Почему же здесь, в словах Иисуса, отчетливо слышится тема покупки? Не случайно!
У иудеев во времена Христа была похожая притча, которая уподобляет исход Израильского народа из Египта купцу, который пошел в далекую страну и нашел сокровище.
Там нашел, здесь – купил.
Иисус намеренно вкладывает в свою притчу тему покупки, чтобы показать, что достижение Его учениками Царства Небесного, возможно, будет связано и с материальными затратами, и с потерей всего своего имущества…

Сегодня Господь не требует от нас расстаться со своим имуществом.
Но такое требование может прозвучать в любую минуту, и важно, чтобы христианин был к нему готов.
Все отдать, всем пожертвовать, отказаться от зримого и материального для приобретения невидимого и обещанного.
Может быть, пожертвовать самой жизнью своей, но не бойся – ты приобретешь большее…

Всякому ли человеку может открыться подлинное сокровище?
Спаситель так не считает.
У нас изначально герой рассказа не простой человек, а купец, более того, сказано, что это человек, ищущий хороших жемчужин.
Это важное добавление.
Оно показывает, что человек не должен быть невнимательным в своей жизни, не должен ждать,
что само собой ему откроется, что есть истинная ценность и подлинный смысл жизни.
Необходимо искать этих ответов, жаждать и алкать ответов на насущные вопросы о Боге и мире. [7]

______________________________________________________________________
Ссылки:

  1. Святитель Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея
  2. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея.
  3. Свт. Григорий Двоеслов. Толкование притчи о жемчужине.
  4. Блж. Иероним Стридонский. Толкование притчи о жемчужине.
  5. Евфимий Зигабен. Толкование притчи о жемчужине.
  6. Гладков Б.И. Толкование Евангелия
  7. Священник Константин Пархоменко. Золото Евангельской мудрости: Притчи
  8. Википедия. Притча о купце, ищущем хорошего жемчуга






Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
 Притча о купце, ищущем хорошего жемчуга. Богословское толкование | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 29