Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. (044) 451-07-41
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Статьи >> Евангельские притчи >> Притча о неводе, закинутом в море. Богословское толкование

Притча о неводе, закинутом в море. Богословское толкование

Царство Небесное подобно сети, которая была брошена в море и собрана рыба всякого рода. Неизвестный художник
Царство Небесное подобно сети, которая была брошена в море и собрана рыба всякого рода. Неизвестный художник (id=69, №=106 1 )


Читайте также:
 

Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

(Мф. 13:47-50)

Святитель Феофилакт Болгарский:

Страшна эта притча, ибо она показывает, что если мы и веруем, но не имеем доброй жизни, то брошены будем в огонь.
Невод - это учение рыбаков-апостолов, которое соткано из знамений и пророческих свидетельств, ибо о чем ни учили апостолы, они подкрепляли это чудесами и словами пророков.
Итак, этот невод собрал от всех родов людей - варваров, еллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников.
Когда же он наполнен, то есть когда мир кончил свое существование, тогда находящиеся в неводе разделяются.
Ибо хотя бы мы и веровали, но если окажемся дурными, то будем выброшены вон.
Не таковые же будут сложены в сосуды, разумею, вечные жилища.
Всякое же действие, доброе ли или злое, говорят, есть пища души, ибо и душа имеет мысленные зубы.
Итак, душа будет скрежетать ими тогда, сокрушая свои деятельные силы за то, что делала таковое. [1]


Святитель Иоанн Златоуст:

Чем различается эта притча от притчи о плевелах?
И там одни спасаются, а другие погибают.
Но там одни погибают от принятия вредных учений, а другие, о которых сказано выше, от невнимания к слову (Божию);
здесь же причиною погибели бывает порочная жизнь.
Так погибающие всех несчастнее: они и познание приобрели, и уловлены были, но при всем том не могли спастись.

В других местах говорится, что отделяет сам Пастырь; здесь же приписывается это ангелам, как и в притче о плевелах.
Что же это значит?
То, что Господь беседует с учениками иногда менее, а иногда более возвышенно.
И эту притчу изъясняет Он не по просьбе учеников, а по собственному изволению; притом истолковал одну часть ее, и тем увеличил страх.
Чтобы ты, слыша, что злых извергли только вон, не почел такой гибели еще не опасною, Христос в изъяснении указывает образ наказания, говоря, что «ввергнут их в печь огненную», где будет скрежет зубов и несказанное мучение.
Видишь ли, сколько путей к погибели? Камень, терния, путь, плевелы, невод.
Итак, не напрасно сказано, что «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7:13). [2]


Свт. Григорий Двоеслов:

<…>
Что же будет делать в оный день тот, кто от взора Судии удаляется, от сообщения избранных отвергается, кто от света переходит во тьму, — мучится вечным сожиганием? — Почему и это самое сравнение Господь кратко объясняет, присовокупляя:
Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов
.
Этого уже, возлюбленнейшая братия, более надобно страшиться, нежели изъяснять.
Ибо ясно высказаны мучения грешников, чтобы никто не прибегал к извинению своего неведения, если бы что темно было сказано о вечном мучении.
Поэтому и присовокупляется: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! (Мф. 13, 51)

И в заключение прибавляется:
сего ради всяк книжник научився Царствию Небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая
(Мф. 13, 52).
<…> говорено было не о тех, которые были, но о тех, которые могли быть в Церкви.
Эти люди износят новое и ветхое тогда, когда о вещаниях того и другого Завета говорят словами и делами. 

— Впрочем, это может быть разумеваемо и иначе. <…>
Ибо прежде Он уподобил Царство (Небесное) найденному сокровищу и доброму бисеру, а после рассказал об адских наказаниях в горении злых, и в заключение присовокупляет: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
Ясно это как бы сказано было так: в Св. Церкви есть научившийся проповедник, тот, который умеет излагать и новое, — радости царства, и ветхое, — говорит о страхе наказания, так что тех, которых не трогают награды, пусть, по крайней мере, устрашают наказания.
Пусть каждый слышит о Царстве, которое должно любить, пусть слышит и о наказании, которого должно страшиться, для того,
чтобы нечувствительную и слишком привязанную к земле душу потрясал, по крайней мере, страх, если ее не привлекает к Царству любовь. [3]


Блж. Иероним Стридонский:

<…>
По исполнении пророчества Иеремии, который говорит:
Вот, Я пошлю множество рыболовов,

то есть после того, как Петр, Андрей и сыны Зеведея — Иаков и Иоанн услышали:
Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков,
они соткали себе сеть из евангельских учений Ветхого и Нового Завета и бросили ее в море этого мира, она и доныне простирается в глубине вод, схватывая в соляных и горьких пучинах все, что ни попадет в нее, то есть и добрых, и злых людей, или лучших и худших рыб.
Когда же настанет кончина мира, — как Он сам сказал немного ниже, — тогда сеть будет вытащена на берег, тогда и будет показан истинный суд [или: признак] для отделения одних рыб от других, и, как бы в некоем безопаснейшем пристанище от бурь, добрые будут положены в сосуды небесного жилища, а злых охватит огонь геенны, чтобы высушить и сжечь их. [4]


Евфимий Зигабен:

Царством Небесным опять называет учение веры, морем — мир, по причине горечи и волн искушений,
всяким родом рыб — множество всякого рода обитающих в нем людей, мужей, жен, детей, стариков, безбрачных, находящихся в браке и др., или также — различные народы.
Когда наполнился, т. е. когда все уверовали, одни — охотно, а другие — неохотно; берег — это место, где будет судить Господь;
собирающие — Ангелы; хорошая ловитва — праведные, а худая — грешные;
сосуды — это унаследованные праведными места пребывания.

<…>
Изыдут Ангелы, и отлучат злыя от среды праведных, и ввергут их в пещь огненную: ту будет плач и скрежет зубом
(Мф. 13, 49–50).
Но в двадцать пятой главе (Мф. 25, 32) сказал, что Он Сам отлучит их одних от других.
Что же нужно сказать на это?
Он Сам отлучит их Своим повелением, а Ангелы отлучат их самим делом, как слуги, исполняющие повеление Господина.
Отлучить — то же, что разлучить.
Так как в конце притчи сказал, что худое выбросили вон, то чтобы кто-либо не подумал, что такое удаление неопасно, поясняет, говоря:
и ввергут их в пещь огненную и т. д.

<…> Когда они сказали, что понимают, говорит им притчу, показывающую, что все действительные Его ученики богаты знанием.
Всякий, говорит, книжник, или мудрец, ставший учеником Царя Небесного, Который есть Христос, богат знанием (ставший учеником Его разумеется вместо: умудренный Им), и подобен человеку — хозяину, т. е. богатому, который выносит, когда хочет, из своего сокровища новые и старые золотые вещи.
Под новыми вещами разумеются мысли Нового Завета, а под старыми — Ветхого.[5]


Свт. Лука Исповедник (Войно-Ясенецкий):

Cравнил Господь наш Иисус Христос Царство Небесное с неводом, закинутым в море и захватившим рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
Широко был закинут невод Христов над всем человечеством, но очень многое из захваченного им пришлось выбросить как негодное.
И осталось малое, но драгоценное стадо Христово.

Оно состоит из тех, о которых читаем в первой главе Евангелия Иоанна Богослова:
Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 11–12).

Почему так мало ценного осталось в неводе Христовом?
Потому что весь род человеческий делится на две очень неравные части: огромное большинство составляют те, которые в Священном Писании именуются «народом земли».
Это те, для которых всего важнее и даже единственно важны интересы благополучия в земной жизни.
А к благам жизни вечной, в которую мало или совсем не верят, они равнодушны. [6]


Священник Константин Пархоменко:

Огромный невод заброшен в наш мир, привлекает всех. Этот невод: Учение и Деяния Иисуса Христа.
Эта деятельность Христова обращена ко всем: распространяется на всех и объемлет всех.
Но уже от человека зависит, как он примет, как откликнется.
В неводе Церкви есть люди, которые присосались к Церкви, но которые не являются на самом деле Божьими, не хотят быть подлинными христианами.
А Суд все расставит на свои места, хороших от плохих отделит.
Будут те, кто по-настоящему принял Господа, и будут остальные.

В Учении Христовом о Царствии Божьем, прошу обратить внимание, мы, с одной стороны, встречаемся с радостью – как это прекрасно, Царство Божие получить,
а с другой стороны – с темой ответственности.
Автоматически принять Царствие Божие, как протестанты говорят: принял Иисуса и спасен, – мало. [7]

______________________________________________________________________
Ссылки:

  1. Святитель Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея
  2. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея.
  3. Свт. Григорий Двоеслов. Толкование притчи о неводе, закинутом в море.
  4. Блж. Иероним Стридонский. Толкование притчи о неводе, закинутом в море.
  5. Евфимий Зигабен. Толкование притчи о неводе, закинутом в море.
  6. Свт. Лука Исповедник (Войно-Ясенецкий). Толкование Евангелия
  7. Священник Константин Пархоменко. Золото Евангельской мудрости: Притчи
  8. Википедия. Притча о неводе, закинутом в море




Добавить комментарий:
Ваше имя *:

Ваш комментарий:



Введите число на картинке(защита от спама): 

Внимание! Тексты, содержащие ссылки сохранены не будут!


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
 Притча о неводе, закинутом в море. Богословское толкование | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 20