Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Статьи >> Евангельские притчи >> Притча о немилосердном должнике. Богословское толкование

Притча о немилосердном должнике. Богословское толкование

Притча о немилосердном должнике. Эжен Бернанд
Притча о немилосердном должнике. Эжен Бернанд (id=467, №=144-3)


Читайте также:
 

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

(Мф. 13:47-50)

Святитель Феофилакт Болгарский:

Царство - Слово Божие, и царство не малых каких-либо, но небесных. Оно уподобилось человеку-царю, воплотившись ради нас и быв в подобии человеческом.
Он берет отчет от своих рабов, как добрый судья для них. Без суда Он не наказывает. Это было бы жестокостью.

Десять тысяч талантов должны мы, как ежедневно благодетельствуемые, но не воздающие Богу ничего доброго.
Десять тысяч талантов должны и те, кто принял начальство над народом или над многими людьми (ибо каждый человек - талант, по слову: великое дело человек) и затем нехорошо пользуется своею властью.

Продажа должника с женою и детьми его обозначает отчуждение от Бога, ибо тот, кого продают, принадлежит другому господину.
Разве жена не плоть и супружница души, а дети не действия ли, зло совершаемые душой и телом.
Итак, Господь повелевает, чтобы плоть была предана сатане на погибель, то есть была предана болезням и мучению демона.
Но и дети, разумею силы зла, должны быть связаны. Так, если чья-либо рука крадет, то Бог иссушает ее или связывает чрез какого-нибудь демона.
Итак, жена, плоть и дети, силы зла, преданы истязанию, чтобы спасся дух, ибо такой человек не может уже действовать воровски.

Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

Обрати внимание на силу покаяния и человеколюбие Господа.
Покаяние сделало то, что раб упал в зле. Кто стоит в зле твердо, тот не получает прощения.
Человеколюбие Божие совершенно простило и долг, хотя раб просил не совершенного прощения, но отсрочки.
Научись отсюда, что Бог дает и более того, что мы просим.
Столь велико человеколюбие Его, так что и это, по-видимому, жестокое повеление - продать раба Он сказал не по жестокости, но для того, чтобы устрашить раба и убедить его обратиться к молитве и утешению.

Раб же тот, вышед...
Получивший прощение, выйдя, давит сораба.
Никто из тех, кто пребывает в Боге, не бывает несострадательным, но только тот, кто удаляется от Бога и делается чуждым Ему.

...нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен;
тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе; но тот не захотел,
а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Столь велико бесчеловечие в том, что получивший прощение в большем (десять тысяч талантов) не только не прощает совершенно меньшего (ста динариев), но и не дает отсрочки, хотя сораб говорит его же словами, напоминая ему, благодаря чему он сам спасся: "потерпи на мне, и все отдам тебе".

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю своему все бывшее.
Ангелы являются здесь как ненавидящие зло и любящие добро, ибо они сослужители Бога.
Не как незнающему они говорят это Господу, но для того, чтобы ты научился, что ангелы - это наши защитники и что они негодуют на бесчеловечных.

Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Владыка судит раба по причине человеколюбия, чтобы показать, что не он, а жестокость раба и его неразумие отвращают дар.
Каким мучителям предает? Может быть, карающим силам, так чтобы он вечно наказывался.
Ибо "пока не отдаст всего долга" это обозначает: до тех пор пусть будет наказываем, пока не отдаст.
Но он никогда не отдаст должного, то есть должного и заслуженного наказания, и он всегда будет наказываем.

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Не сказал: "Отец ваш", но "Отец Мой", ибо таковые недостойны иметь отцом Бога. Желает, чтоб отпускали сердцем, а не одними устами.
Подумай же и о том, какое великое зло памятозлобие, если оно отвращает дар Бога. Хотя дары Бога не переменчивы, там не менее и они отвращаются. [1]


Святитель Иоанн Златоуст:

Мы должны дать отчет в исполнении предписанных нам заповедей; но мы не в состоянии исполнить всего, что бы мы ни делали.
Поэтому Бог и дал нам легкое и удобное средство к уплате совершенно всех наших долгов – забвение обид.

«государь его приказал продать его, и жену его, и детей» Почему же велел и жену продать?
Не по жестокости или бесчеловечию, но по особенному намерению.
Таким строгим повелением хотел устрашить раба своего, и тем побудить его к покорности, без всякого намерения продать.
Если бы он имел это в виду, то не внял бы его просьбе и не оказал бы ему своего милосердия.
Но почему же не простил ему долга прежде такого повеления?
Чтобы вразумить его, сколько долгов он прощает ему, и чрез это заставить его быть снисходительнее к своему товарищу, который был должен ему.
<...>
«Потерпи на мне, – говорит он,– и все тебе заплачу» (Мф. 18:26).
Господин же его, «умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18:27).
Не открывается ли и здесь опять его чрезмерное человеколюбие?
Раб просил только отсрочки времени, а он дал ему более просимого: он отпустил ему весь долг и простил его.
Господин и прежде хотел простить долг рабу своему, но не хотел, чтоб это было одним только даром его, – но и следствием покорности раба, чтобы и со стороны его что-нибудь было сделано для получения награды.
Впрочем причина прощения показывает, что все это зависело от самого господина, хотя раб припадал к нему с своим прошением.
Однако же господин так поступил, чтобы и со стороны раба была причина прощения ему долга, и чтобы, научившись собственным несчастием, был снисходительнее к своему товарищу.

Но послушаем все мы, нерадящие о молитве, какова сила молитвы.
Этот должник не показал ни поста, ни стяжательности, ничего другого подобного, однако же, лишенный и чуждый всякой добродетели, лишь только попросил он господина, то и успел преклонить его на милость.
Не будем же ослабевать в молитвах. <...>
Тот, Кто хочет с тобой примириться, не человек, пред которым бы пришлось тебе стыдиться, и краснеть; это Бог, желающий больше тебя освободить тебя от грехов.
Не столько ты желаешь своей безопасности, сколько Он ищет твоего спасения.

Выйдя же тотчас, – не чрез несколько времени, но тотчас, еще живо ощущая благодеяние, ему оказанное, – он во зло употребил и дар, и свободу, ему данную. <...>
Сам он просил господина о прощении десяти тысяч талантов, а этот только о сотне динариев; последний просил у равного себе, а тот у господина.
Сам он получил совершенное прощение, а товарищ просил только отсрочки времени, но он и в этом отказал ему, – потому что сказано: «посадил его в темницу»
«Товарищи его, видев происшедшее» (Мф. 18:30-31), обвинили его пред господином.
Даже и людям это было неприятно: что сказать о Боге? Так негодовали на него не имеющие на себе долга!
<...>
«Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя» (Мф. 18:32-33)?
Примечай опять кротость господина!
Он судится с рабом своим и как бы защищается, намереваясь уничтожить свой дар (или лучше, не он уничтожил, но сам получивший). <...>

Хотя и тяжким для тебя кажется простить долг ближнему своему, но ты должен обратить внимание и на ту пользу, которую ты уже получил и имеешь получить;
хотя и тяжко повеление, но надлежало помыслить о награде за исполнение его.
Притом товарищ не оскорблял тебя, напротив ты оскорбил Бога, простившего тебя за одно только прошение твое.
Если бы даже он и оскорбил тебя, и для тебя несносно быть ему другом, то еще несноснее попасть в геенну.
<...>Когда он был должен десять тысяч талантов, господин не называл его лукавым, и не укорял его, но помиловал его.
Как же скоро он поступил жестоко с своим товарищем, то господин сказал: «Злой раб!»

Слушайте, лихоимцы (к вам слово)! Слушайте, безжалостные и жестокие!
Вы жестоки не для других, но для самих себя.
Когда ты питаешь злобу, то знай, что ты питаешь ее к самому себе, а не к другому, обременяешь самого себя грехами, а не ближнего.
Что бы ты ни делал последнему, все это сделаешь как человек, и притом в настоящей только жизни; но Бог не так поступит: Он подвергнет тебя большему и вечному мучению в жизни будущей.
Если благодеяние тебя не сделало лучшим, то остается исправлять тебя наказанием.
Хотя благодеяния и дары Божии непреложны, но злоба так усилилась, что нарушила и этот закон.
Итак, что хуже памятозлобия, когда оно может лишить нас столь великого дара Божия? <...>

Итак, что означает эта притча?
«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35).
Не говорит: Отец ваш, но: «Отец Мой», – потому что недостойно называться Богу Отцом столь лукавого и столь человеконенавистного раба.

Итак, требование Спасителя двоякое: чтобы мы чувствовали свои грехи, и чтобы прощали другим.

Чувствовать свои грехи нужно для того, чтобы удобнее было прощать их другим (так как размышляющий о собственных грехах снисходительнее бывает к ближнему).
Прощать же другим мы должны не словами только, но от чистого сердца.
Итак, не будем же обращать против самих себя меча своим памятозлобием. <...>
Если ты будешь рассудителен и любомудр, то зло обратится на главу оскорбившего, и он жестоко пострадает.
Если же ты будешь оскорбляться и негодовать, то сам пострадаешь, – не от него, а от самого себя. <...>
Смотри, сколько получаешь ты пользы, перенося безропотно обиды от врагов:

первая и важнейшая – отпущение грехов;
вторая – терпение и великодушие;
третья – кротость и человеколюбие, так как тот, кто не способен гневаться на оскорбляющих его, тем более будет кроток в отношении к любящим его;
четвертая – совершенное истребление гнева, с чем никакое благо не может сравняться, так как свободный от гнева без сомнения свободен и от неприятностей, с ним соединенных, и не проводит жизни в напрасных огорчениях и муках.
Не умеющий враждовать не знает и печали, но наслаждается радостью и другими бесчисленными благами.
Итак, ненавидя других, мы сами себя наказываем, равно как любя других, благодетельствуем сами себе. <...>

Припомни, что и Христос, идя на крестную смерть, о Себе радовался, а о распинателях Своих плакал: подобным образом и нам надлежит поступать.
Чем более нас обижают, тем более мы должны оплакивать обидевших нас; для нас отсюда происходит великое благо, для них же, напротив, великое зло. [2]


Митрополит Антоний Сурожский:

Твое спасение в твоих руках; прости – и тебе будет прощено.
И момент, когда будет прощено, значит, что тебе открыта вечная жизнь. (29 августа 1976 г.)
_____________________________________
<...> И вот прежде чем дойти до того, о чем говорит эта притча – осознать себя должником по отношению к Богу, – нам надо осознать, что мы считаем Его нашим должником, что мы постоянно восстаем на Него с горьким упреком или, пожав плечами, отходим от Него.
Эта притча нам даже не по плечу; жутко сказать, но мы не ощущаем себя постоянно должниками Божиими, и как часто и постоянно мы видим в Нем своего неоплатного должника, Которого мы упрекаем в своем сердце и часто обличаем в лицо!..

   <...>примиримся с Богом; но начнем это примирение, поставив перед собой вопрос: В чем я Его упрекаю?..
И, как ни дико так выразиться, простим Ему, прежде чем просить у Него прощения.
Иначе, прося прощения, пока у нас в душе еще какая-то горечь, какой-то упрек Ему, наше примирение никогда не будет полным, не будет всеобъемлющим, не соединит нас с Богом и не откроет нам пути к примирению с ближним...

   Да благословит нам Господь прийти в сознание, понять свое место, глубоко заглянуть в наше отношение к Богу, к себе, к ближнему, и создать это Царство, о котором говорит Господь: Царство, где каждый друг другу прощает, каждый отпускает другого на свободу, каждый дает другому все, что он может дать, и все, что Бог может дать другому через него. Аминь. (30 августа 1981 г.)
____________________________________

<...> в чем дело, почему Христос говорит, что мы должны друг другу сто монет, а Богу – десять тысяч монет: так много, так много? <...>
я думаю, это означает, что, когда мы поступаем дурно, не слушая Его призыва, не следуя Его слову и Его примеру, это помрачает Его образ в нас, разрушает ту красоту, которую Он в нас насадил, которую Он начертал в нас, которой Он нас запечатлел, как собственной печатью.
И вот это непоправимо, если только Сам Бог не исправит, если только Сам Бог не обновит то, что одряхлело, не вернет утраченную нами красоту.

   И в этом смысле мы должны быть очень бережны в наших отношениях с Богом.
Проступки друг против друга исправить легко, потому что они малы, они поверхностны: одного слова прощения достаточно.
Но того, что мы совершаем над своей душой, над самими собой, когда поступаем против Божией заповеди, Божиего зова, против надежды, которую Бог на нас возлагает, мы не можем исправить, просто сказав: “Я поступил плохо – прости!”
Вся жизнь Христа, все Его страдание, Его смерть на кресте – вот цена, которой восстанавливается то, что мы разрушили и изуродовали вместо того, чтобы сделать прямым и прекрасным.
   Задумаемся над этим, потому что сказать Богу: “Прости”, означает: “Обнови то, что не может быть возрождено человеческими силами”. [3]


Гладков Б.И.:

<...>Итак, после того, как дар уже оказан, и человеколюбие явлено, приговор отменен ради злопамятства.
Не погрешит, кто назовет этот грех тягчайшим всякого греха: другие грехи все были прощены, а этот не только сам не мог быть прощен, но возобновил опять и другие грехи, которые были уже изглажены совсем.
Ни от кого так не отвращается Бог, как от человека злопамятного и коснеющего в гневе.

   Эта притча, помимо главной мысли о всепрощении, прекрасно разъясненной Иоанном Златоустом, вмещает в себя и другую, весьма важную для нашего спасения.
Наказание прощенного уже, но вновь согрешившего грешника, при том же наказании его не только за новый грех,
но и за все прежние, покрытые уже прощением грехи, доказывает,
что прощение грехов в этой жизни не дается безусловно и навсегда;
напротив, всякое прощение дается под условием, чтобы прощенный более не грешил.

Иди и впредь не греши
(Ин. 8:11).
Тогда прежние грехи твои не будут вменены тебе в вину ни здесь, ни на окончательном Суде;
но если ты вновь начнешь грешить, то призовешь на свою голову наказание и за те грехи, за которые не был осужден и мог бы быть окончательно прощен. [4]


Епископ Михаил (Лузин):

Вот чему Господь поучает сею притчею:

1) Грехи наши перед Богом многочисленны и тяжки;
2) Бог прощает их нам по своему милосердию, если мы молимся ему о том;
3) Грехи наших ближних против нас незначительны, сравнительно с грехами нашими перед Богом;
4) Следовательно мы должны их прощать ближним нашим;
5) Если мы не прощаем их, то и Бог не простит нас, и тогда мы должны за это подвергнуться вечным мучениям. [5]

Прот. Александр Шаргунов:

Притча о жестоком заимодавце начинается со слов: Царство Небесное подобно царю, и это значит, что тайна прощения сокрыта в Божественной благодати, в тайне Царства Небесного.
Царь, требуя отчета у своих рабов, находит среди них одного, который должен был ему десять тысяч талантов. <...>
Царь решил взять, что он мог, и приказал продать этого человека и его семью в рабство, в работу, пока он не заплатит все.

Но человек пал на лице свое, умоляя потерпеть на нем, оставить его на свободе, обещая заплатить за все.
Видя, что он хочет совершить невозможное, царь сжалился над ним и простил ему долг.
Прощение было дано из-за его отношения к долгу, из-за признания справедливости этого долга, из-за решимости все исполнить по справедливости — не из-за способности заплатить долг.
И вот мы видим, что виновный человек был освобожден, а невинный человек, царь, заплатил долг, ибо он вычеркнул десять тысяч талантов из того, что ему принадлежало. Этот пример приоткрывает нам тайну Христова прощения.
Прощение означает невинное страдание за виновного.

<...>Постараемся понять из этой притчи тайну прощения.
В мире существует справедливость. Царь требует отчета в долгах наших.
Но его справедливость — выше справедливости, и потому должнику дается прощение.
Когда этот прощенный человек, ничему не научившись — не поняв, что справедливость может быть только тогда, когда она выше справедливости — требует то, что ему по справедливости принадлежит, совершается вопиющая несправедливость.
И тогда царь напоминает, что в мире существует справедливость.
Оттого, что мир стремится осуществить справедливость без Бога, без высшей справедливости, столько в мире несправедливости, жестокости, и все друг друга бросают в тюрьму.

Тюрьма на библейском языке означает ад. <…>
И вот здесь, в притче, заключена решающая, может быть, для судьбы каждого человека и всего человечества тайна.
Прощение, которое мы получаем от Бога, открывает нам, что стоит грех.
Никто не может знать до конца, как дается прощение, которое превосходит всякую справедливость, если не увидит Сына Божия, ставшего человеком.
Прощение дается дорогою ценою — Кровью Христовой.
Речь идет не столько о мудрости, сколько о безумии Креста.
Через прощение приходит к нам глубочайшее знание греха — и покаяние, открывающее Царство Небесное, и сострадание ко всякому раненому грехом человеку.

Христианский народ — это не народ силы, это народ, который верит в Иисуса Христа, пришедшего взыскать и спасти погибшее.
Это прощенный народ, который оттого, что он прощенный, призван принести Евангелие Божия прощения всем людям.
Мы должны со властью сказать и засвидетельствовать об этом перед всеми людьми. [6]


Священник Сергий Лепин:

Увидь себя в своем ближнем и прости себя в нем - вот тебе и прощение Божие!

Злой, немилосредный раб, которому простили многое, и который через это прощение заново обрел свою семью и собственность (= жизнь),
не захотел простить своему ближнему сущий пустяк - по сравнению с тем, что простили ему, разумеется.
Однако один динарий в то время имел меру ок. 4.5 граммов серебра. На кону почти полкилограмма лунного металла!
Даже для сегодняшнего дня это немалая сумма. <...>
Мы должны прощать не просто пустяки, но и те «суммы», которые иногда пришлись бы нам очень-очень кстати –
да, злого раба простили, но денег-то ему никто не дал, и нужда его осталась при нем.

Идея прощения может противоречить здравому смыслу, основанному на принципе выбора лучшего и следования своим интересам… [7]

______________________________________________________________________
Ссылки:

  1. Святитель Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея
  2. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея.
  3. Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на притчу о прощении должника царем.
  4. Гладков Б.И. Толкование притчи о немилосердном должнике
  5. Епископ Михаил (Лузин). Толковое Евангелие.
  6. Прот. Александр Шаргунов. Толкование притчи о немилосердном должнике.
  7. Священник Сергий Лепин. Толкование притчи о немилосердном должнике
  8. Википедия. Притча о немилосердном должнике






Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
 Притча о немилосердном должнике. Богословское толкование | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 172