Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Статьи >> Евангельские притчи >> Притча о двух сыновьях. Богословское толкование

Притча о двух сыновьях. Богословское толкование

Притча о двух сыновьях. Эжен Бернанд
Притча о двух сыновьях. Эжен Бернанд (id=510, №=214-2)


Читайте также:
У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый.
Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путём праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Святитель Феофилакт Болгарский:

Господь приводит здесь два рода людей, из которых одни сначала дали обещание — таковы были иудеи, говорившие некогда: «все, что сказал Бог, сделаем и будем послушны», а другие — люди, первоначально не покорявшиеся, каковы блудницы и мытари, равно и язычники; все эти люди сначала не слушались воли Божией, а, в конце концов, покаялись и послушались.
Заметь здесь премудрость Христа: Он не сказал фарисеям сначала: «мытари и грешники лучше всех вас», нет, Он сперва уловил их.
Они сами признали, что из двух сыновей более покорный тот, который на деле исполнил волю отца.

Когда же они признали это, Господь прибавил: «пришел Иоанн путем праведности», т. е. жил безупречно; вы не можете сказать, что его жизнь в чем-нибудь была предосудительна.
Однако же в то время как блудницы послушали его, вы — нет; потому они и предваряют вас, т. е. вперед входят в Царство Божие.
Постарайтесь же и вы, уверовав, войти хотя бы после них. Если же не уверуете, то и вовсе не войдете. <...>[1]


Святитель Иоанн Златоуст:

Христос опять притчами обличает иудеев, намекая как на неповиновение их, так и на покорность отверженных прежде язычников.
Здесь под двумя сыновьями разумеется то, что случилось с язычниками и иудеями.
Первые, не давая обещания в послушании и не слышав закона, самым делом оказывали повиновение; а последние, хотя говорили: вся, елика рече Бог, сотворим и послушаем (Исх. 19, 8), на деле не оказывали покорности закону. Поэтому, чтобы иудеи не подумали, что закон приносит им пользу, Христос показывает, что это-то самое и осуждает их. Согласно с этим говорит и Павел: не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся (Рим. 2, 13).
Поэтому, для того, чтобы иудеи осудили сами себя, Спаситель заставляет их самих произнести приговор.

<...>Худо не делать доброго в самом начале; но еще большего осуждения достоин тот, кто и после не исправляется.
Это особенно делает многих нечестивыми.
Я даже и теперь вижу, как то же самое случается с некоторыми по причине крайнего их жестокосердия.
Но пусть никто не будет таким бесчувственным, и если бы даже кто впал в величайшее нечестие, пусть и тогда не отчаивается в своем исправлении; легко выйти из самой глубокой бездны нечестия.
<...> Так первые будут последними, и последние первыми!
Так нам нужно быть всегда ревностными, — и тогда ничто не воспрепятствует сделаться нам великими и дивными.

Итак никакой грешник не должен отчаиваться, равно как и добродетельный человек не должен предаваться беспечности.
И пусть последний не надеется на себя, так как может случиться, и очень часто случается, что блудница предварит его.
Равно и грешник пусть не отчаивается, и ему еще возможно превзойти даже первых. <...>
Когда мы с пламенною любовью обращаемся к Богу, то Он не поминает прежних наших грехов. Бог — не как человек:
Он не укоряет уже в том, что прошло, и, когда мы раскаиваемся, не говорит нам: для чего вы столько времени удалялись от Меня?
но уже любит нас, когда мы приходим к Нему, если только приходим к Нему как должно.
Итак, соединимся с Господом пламенною любовью; пригвоздим страху Его сердца наши.

<...> Господь говорит самонадеянному: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1 Кор. 10, 12),
а падшему: разве, упав, не встают? (Иер. 8, 4). Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие (Ис. 35, 3).
Бодрствуйте, говорит Он благочестивым, а нечестивым: «встань, спящий, и воскресни из мертвых…» (Еф. 5, 14).<...>
Так непостижимы пути Божии! Волхвы угодили Богу, мытарь сделался евангелистом, гонитель Бога — апостолом.

Представляй это и никогда не отчаивайся, но всегда надейся и ободряй самого себя.
Спеши только скорее вступить на путь, ведущий на небеса, чтобы не заключены были для тебя двери и не загражден вход.
Коротко настоящее время, и труд не велик, но если бы даже он был и велик, то и в таком случае не нужно от него отрекаться.
<...>
Тот, кто презирает земные блага, уже в том самом находит для себя награду, что он свободен от беспокойства, ненависти, клеветы, коварства, зависти.
Тот, кто ведет жизнь непорочную и честную, еще прежде отшествия из настоящей жизни увенчивается и утешается, освобождаясь от всякого бесчестия, посмеяния, опасностей, обвинения и от всех других зол. Точно так же и все другие виды добродетели здесь еще доставляют нам награду. Итак, чтобы достигнуть настоящих и будущих благ, будем убегать порока и стремиться к добродетели. Таким образом мы и здесь будем утешаться и будущих удостоимся благ, которых все мы да сподобимся получить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. [2]


Прп. Иоанн Дамаскин:

Писание говорит, что у одного отца было два сына, и первому из них отец сказал: иди, работай в винограднике.
Сын дал обещание, но не исполнил его. То же самое отец сказал и другому сыну.
Но сей, отказавшись на словах, исполнил волю отца на деле; посему первый заслужил порицание, а последний похвалу (см.: Мф. 21, 28–31).

Так и нам должно помнить то отречение и то сочетание, к которым мы обязались в Крещении.
Станем отвергаться диавола, аггелов его и всякого служения дабы остаться верными своему обязательству.
Дела же диавола суть: прелюбодеяния, любодеяния, зависть, вражды, ссоры, лицемерие, злословие, осмеяние, гнев, злопомнение, осуждение, клеветы, волшебство.
Признаки неверия: немилосердие, ненависть, плотская любовь, вожделение плоти, скупость, роскошь, пиянство.
Служение диаволу: высокомерие, тщеславие, самолюбие, надменность, гордость, привязанность к украшениям тела.
Отвергнув все сие, прилепимся ко Христу и возревнуем о добродетелях, — чистоте, целомудрии, убожестве, терпении, мире, любви, сострадании, милосердии, щедрости к бедным, о благоприличии в обхождении, одежде и поступи, о справедливости, смирении, и в особенности, об уничижении Христовом, дабы соделавшись участниками Христу в страданиях, могли мы участвовать и в славе Его, и приносить живую, непорочную жертву Богу и Отцу в Церкви первородных, в жилище веселящихся! [3]


Свт. Феофан Затворник:

В притче о двух сынах, второй из них проворно сказал: «иду», и не пошел.
Это образ всех скороспелых благонамерений, которые привести в исполнение не достает потом постоянства, воли и терпения.
Сердце легкое тотчас готово на всякое представляющееся ему добро, но нетвердая и нетрудолюбивая воля отказывается от делания на первых же порах.
Эта немощь встречается почти у всех.
Как же избегнуть такой несостоятельности перед самим собой и перед другими?
А вот как: не начинай ничего не обдумавши и не рассчитавши, что на предпринимаемое достанет сил.
Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома.
В чем же этот расчет?
В том, по сказанию тех же приточных внушений Господа, чтоб вооружиться наперед самоотвержением и терпением.
Посмотри есть ли у тебя эти подпоры всех тружеников в добре, и если есть, начинай дело, а если нет, то наперед запасись ими.
Если запасешься, то что ни встретится на пути к намеренному, все перетерпишь и преодолеешь, и начатое доведешь до конца.
Расчет не то значит, что коль скоро трудновато дело — брось, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд.
Отсюда будет исходить твердость воли и постоянство делания. <...>[4]


Архиепископ Аверкий (Таушев):

"У одного человека было два сына" — как видно из дальнейшего, под человеком разумеется Бог, под первым сыном — мытари и блудницы, то есть вообще люди грешные, а под вторым сыном — книжники и фарисеи, то есть вообще все, считающие сами себя праведниками.
"Пойди, работай в винограднике Моем":
под виноградником понимается церковь, а работа в нем — дела благочестия, исполнение заповедей Божьих.

На требования Божьи грешники отвечают: "Не хочу" самою жизнью своею, но потом каются, как покаялись мытари и блудницы после проповеди Иоанна Крестителя, и начинают исполнять волю Божию.
Фарисеи и мнимые праведники говорят "иду", то есть на словах как будто исполняют волю Божью, а на деле нет, ибо не принимают проповеди Господа о покаянии.

Не поняв смысла притчи, любопытствующие, естественно, на вопрос Господа, который из двух исполнил волю отца, ответили Ему: "Первый".
Тогда-то Господь и раскрыл им значение притчи, направленной к осуждению их.
Он указал им, что те люди, которых они презирают, как грешников, оказались более достойными, чем они войти в Царство Мессии — Церковь Христову. [5]


Священник Константин Пархоменко:

Были люди, считавшиеся чистыми: фарисеи, иудейские вожди, вообще евреи, считавшие себя чистыми, верными детьми Божиими.
И были те, кто считал себя нечистыми, сыновьями-изменниками: мытари, блудницы…
Парадокс в том, что первые, которые все время декларировали свою верность Богу, не пошли путем Божиим.
А вторые, несмотря на свое недостоинство, пошли за Христом, приняли Его проповедь.

Притча заостряет проблему: иудейские вожди, казалось, вели себя правильно. Казалось, что они с Богом…
Они старались выполнять Заповеди Божьи, выполняли даже неважные детали.
Но… когда вопрос был ребром поставлен – принять учение Иисуса и пойти за Ним, они не пошли.
Значит, несмотря на свою избранность, они лишаются приоритета.
А те, кто, казалось, был безнадежным, неверным, кто лишь изредка, вопреки общей тенденции подходил, даже выражусь – подкрадывался – ко Христу, с мольбой и надеждой, те пошли…[6]


______________________________________________________________________
Ссылки:

  1. Святитель Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея
  2. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея
  3. Прп. Иоанн Дамаскин. Толкование притчи о двух сыновьях
  4. Свт. Феофан Затворник.Толкование притчи о двух сыновьях
  5. Архиепископ Аверкий (Таушев).Толкование притчи о двух сыновьях
  6. Священник Константин Пархоменко. Золото Евангельской мудрости: Притчи
  7. Википедия. Притча о двух сыновьях




Добавить комментарий:
Ваше имя *:

Ваш комментарий:



Введите число на картинке(защита от спама): 

Внимание! Тексты, содержащие ссылки сохранены не будут!


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
 Притча о двух сыновьях. Богословское толкование  | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 37