Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Статьи >> Евангельские притчи >> Притча о злых виноградарях. Богословское толкование

Притча о злых виноградарях. Богословское толкование

Притча о работниках виноградника, убивших сына владельца. Херонимо Надаль (гравюра, 1570-е гг.)
Притча о работниках виноградника, убивших сына владельца. Херонимо Надаль (гравюра, 1570-е гг.) (id=123, №=215-1)


Читайте также:
Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды, виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

Святитель Феофилакт Болгарский:

Человек «хозяин дома» есть Господь, называемый человеком по Своему человеколюбию.
Виноградник – народ иудейский, насажденный Богом в земле обетованной, как сказано: «введ я, насади их в гору Святую Свою» (Исх.15:17).
Ограда означает или закон, не позволявший иудеям сливаться с язычниками посредством браков, или же – святых ангелов, которые охраняли Израиля.
Точило – жертвенник; башня – храм; виноградари – учители народа, фарисеи и книжники.
Отлучился Домовладыка Бог, когда перестал говорить с евреями в столпе облачном; или удаление означает долготерпение Божие.
Бог как бы предается сну или удаляется, когда долго терпит и не взыскивает немедленно за наши неправедные дела.

Время плодов наступило во времена пророков.
Посланные рабы – это пророки, которых различно оскорбляли виноградари, то есть современные пророкам лжепророки и лжеучители, недостойные вожди народа.
<...>
Наконец, послан был Сын Божий, явившийся во плоти. <...>
Но виноградари, увидевши Сына, сказали: это наследник: пойдем, убьем его».
Так те самые иудеи, которые говорили: «это – Христос», они же Его и распяли.
«Вывели вон из виноградника и убили» – это значит: Христос предан смерти вне города.
Но, как мы говорили, что виноградником называется народ, то фарисеи, злые виноградари, умертвили Сына Владыки вне виноградника и в этом смысле, то есть помимо желания бесхитростного народа.

Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

<...> Господин виноградника – Бог Отец; Он послал Сына Своего, которого иудеи умертвили.
Когда Он придет, то есть когда воззрит на беззаконие, совершенное начальниками, тогда «злодеев сих предаст злой смерти»<...>.
Виноградник же Свой отдаст иным виноградарям, то есть апостолам и христианским учителям.

Можешь под виноградником разуметь и Божественное Писание: в нем ограда – буква; выкопанное точило – глубина духа; башня – возвышенное богословское учение.
Сие Писание сначала было вверено злым виноградарям – фарисеям и книжникам, но потом Бог передал оное нам, усердно возделывающим его.
И в этом смысле фарисеи убили Господа вне виноградника, то есть вопреки тому, что о Христе гласило Ветхозаветное Писание.


Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Камнем называет Себя Самого, а строителями – учителей иудейских, которые отвергли Его, как непотребного, сказав: «Ты самарянин, и... бес в Тебе» (Ин.8:48).
Но Он, восстав из мертвых, положен во главу угла, то есть стал Главою церкви, соединяя иудеев и язычников единой верою.
<...> Христос соединил всех единой верою.
Этот угол дивен, и от Господа, ибо церковь, содержащая и объединяющая нас верою, – Божественного происхождения; она достойна великого удивления по своему благолепному устройству.
Дивен угол сей и в таком смысле, что слово Христово утверждено и засвидетельствовано чудесами, так что устройство церкви чудно.

Царство Божие, то есть близость к Богу, отнято от иудеев и передано уверовавшим.
Иудеи, споткнувшись о камень, то есть, соблазнившись о Христе, будут сокрушены и при втором пришествии, хотя и теперь уже раздавлены им, то есть рассеяны всюду по земле.

И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

И здесь заметь, как народ, простой и бесхитростный, следует истине, а учители закона замышляют злое.
Евреи и доныне силятся принять Иисуса, но не могут уверовать в Него.
Они примут антихриста и ему поклонятся, а Христос не будет ими принят, то есть познан. [1]


Святитель Иоанн Златоуст:

Настоящею притчею Христос научает многому:

  • что Бог с давних времен промышлял об иудеях;
  • что они с самого начала склонны были к убийству;
  • что приняты были всевозможные меры для их исправления;
  • что даже по избиении ими пророков, Бог не отвратился от них, но еще послал к ним Сына;
  • что и один и тот же есть Бог Нового и Ветхого Завета;
  • что чрез смерть Христову совершено великое дело;
  • что иудеи за крест Христов и за злодеяние свое понесут крайнее наказание;
  • что будут призваны язычники, иудеи же отвержены.

Притчу эту Христос предлагает после предыдущей для того чтоб тем показать всю тяжесть и совершенную непростительность греха их.
<...> иудеи, при всем об них попечении, дали блудницам и мытарям опередить себя, и притом так много.<...>
Бог сам сделал все, что надлежало делать земледельцам: обнес оградою, насадил виноградник, и все прочее, а им оставил немногое: заботиться о том, что уже есть, и сберегать порученное.<...>

И отыде, – то есть, долго терпел, не всегда наказывал тотчас по преступлении.
Под отшествием разумеется великое Божие долготерпение.

«Послал своих слуг (то есть, пророков)... взять свои плоды», – т. е., повиновение, доказываемое делами.

Но они и в этом случае показали свою злобу: не только после попечений о них не дали плода, что обнаруживало их недеятельность, но даже вознегодовали на пришедших.
Если нечего было отдать, то им надлежало не досадовать и не негодовать, а умолять.
Они же не только вознегодовали, но еще обагрили руки свои кровью и, сами заслуживая казни, предали казни посланных.
Поэтому Бог послал в другой и в третий раз, чтобы обнаружилась и их злоба и человеколюбие Пославшего.

Но почему Бог не тотчас послал Сына?
Для того, чтобы они почувствовали, как несправедливо поступили с посланными рабами, и отложивши гнев, устыдились Его пришествия.

Что значат слова: «может быть, постыдятся»?

Ими показывается не неведение в Боге, а только намерение обнаружить великость греха и его совершенную непростительность.
Бог знал, что убьют и Сына; и однако, послал.
<...>
Но как же поступили они?
В то время, как им должно было придти и просить помилования в своих преступлениях, – они предпринимают новые злодеяния, ужаснее прежних.

<...> Что говорят они, увидев Сына? «Пойдем, убьем его».

Для чего и за что? Можно ли им было обвинять Его в чем-нибудь, великом или малом?<...>
они при своем нечестии крайне безумны, и как безрассудно их побуждение к убийству: «убьем его» (Лк. 20:14), говорят они, и «и наследство его будет наше»! И где намерены убить? Вне винограда.

<...>
По свидетельству ев. Луки, Христос сам объявил, что надлежало им за это претерпеть, а они сказали: «Да не будет!», но Он привел свидетельство.

«Взглянув, – говорится,– на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла»?
И: «Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется» (Лк.20:16–18).

Матфей же говорит, что иудеи сами произнесли приговор.
Но в этом нет противоречия; и то, и другое было.
Они произнесли на себя этот приговор, а потом, уразумев смысл притчи, сказали: «Да не будет!» и Он возразил им словами пророка, уверяя, что это непременно сбудется.
<...> Как справедлив приговор, когда подвергаемые наказанию сами себя обвиняют.
Чтобы они видели, что не только справедливость требует этого, но что давно уже предрекла это благодать Святого Духа, и Бог так определил, Христос приводит пророчество и обличает их, говоря:

неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Он уверяет иудеев, что они, как неверующие, будут изгнаны, а язычники приняты.<...>
Верующие язычники и те, которые из самих иудеев уверуют, составят одно, несмотря на все их прежнее между собою различие.
Затем, чтобы они знали, что все это весьма сообразно с Божиим совершенством, и даже чудно и поразительно для всякого, – Христос присовокупил: «Это от Господа».
Камнем называет Себя, а зиждущими – учителей иудейских<...>.

Наконец, указывает на самые казни: всякий «кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:44).
Здесь Христос представляет двоякую гибель: одну от преткновения и соблазна, – это означают слова: «упадет на этот камень»;
а другую, когда подвергнутся пленению, бедствиям и совершенной погибели, – что ясно выразил словами: «того раздавит».
Этим же Он указал и на Свое воскресение.

<...> Итак, что же должны были сделать иудеи, выслушав это? Не поклониться ли Господу?
Не удивляться ли Божией о них попечительности? Не надлежало ли им вразумиться хотя страхом наказания?
Но они не вразумились.

И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

Иудеи, наконец, поняли, что Христос разумел их.
<...> Но ни народ, ни слова Христа не вразумили иудеев; они не устыдились ни свидетельства пророков, ни собственного своего приговора, ни мнения народного.
Так совершенно ослепило их любоначалие, тщеславие и привязанность к временному! [2]


Свт. Феофан Затворник:

В притче о винограднике изображена Церковь ветхозаветная и Божие о ней попечение.
Новозаветная Церковь наследовала ветхозаветную, потому и к ней может относиться притча эта, а так как каждый христианин тоже церковь Бога жива, то и к нему. Последняя для нас нужнее.
Что здесь виноградник?
Душа, получившая отпущение грехов, благодать возрождения, дар Святого Духа, как залог наследия вечного царствия, слово Божие, св. таинства, ангела-хранителя.
Кто делатели? Сознание и свобода.
Они получают дары и дают обязательство возделывать их и плодоносить Господу.
Кто неисправные делатели?
Те, которые преимуществами христианскими хотят пользоваться и пользуются, сколько это уместно во внешнем порядке жизни, а достойных Господу плодов духовных не приносят.
Кто послы от Господа?
Совесть со страхом Божиим, слово Божие, учители и пастыри, которыми хочет Господь вразумить неисправимых.

Нехотящие исправиться не внимают им; иные гонят их и стараются заглушить их голос; иные же доходят до того, что и против Самого Господа начинают враждовать, когда веру в Него отвергают в разных видах.

Конец: "злые зле погибнут" [3]


Св. прав. Иоанн Кронштадский:

Под домовладыкой разумеется Бог Отец; под виноградником — иудейская церковь; под виноградарями — первосвященники, священники и правители, коим поручена была иудейская церковь; под слугами разумеются пророки, которых Бог нередко посылал к иудейскому народу и которые большей частью были избиты иудеями; под сыном домовладыки разумеется Господь Иисус Христос, Сын Божий.

Но эта притча относится и к нам, касается и нас.
Под виноградником Господним может и должна разуметься и всякая душа христианская;
под оградой — закон Божий, которым ограждается или должна быть ограждена всякая душа от грехов;
точило, или тиски, в винограднике — это сердце наше или утроба наша, которой мы принимаем пречистую кровь Агнца Божия, заклавшегося за нас;
под столпом или горницей разумеется Церковь Христова или благодать Святого Духа, действующая в Церкви, утверждающая сердца наши в вере и любви и добрых делах и возвышающая нас от земли к небу<...>.

Итак, виноградник Божий — это мы все, братья.
А виноградный сад должен приносить обильные плоды; приносим ли мы Господу, верховному Виноградарю нашему, плоды добрых дел, плоды покаяния, веры, любви, смирения, кротости, благости, милосердия, воздержания, чистоты, терпения и долготерпения?
Весьма мало, а иногда вовсе не приносим, а приносим плоды винограда дикого, т. е. всякие скверные дела: гордость, злобу, зависть, алчность, блуд, прелюбодейство, пьянство, неверие, безбожие, убийство и самоубийство<...>.

Многие христиане насилуют и убивают свою совесть, этого слугу Божия в нашей душе, и без страха предаются беззаконию; многие оправдывают свои грехи или извиняют себя слабостью природы или потребностью падшей грешной природы, не различая своих прихотей или похотей от действительных потребностей.
Многие клевещут на Евангелие и говорят, что оно будто требует невозможного, и живут вопреки ему и таким образом вторично распинают Сына Божия в себе. <...>
Мы с вами часто распинаем в себе Сына Божия — своим маловерием, своими грехами <...> и пороками.

Что же сделает хозяин виноградника нашего, запущенного и одичавшего по нашему нерадению<...>?

Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям,

т. е. величайший дар веры, благодати отдаст другим людям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои, т. е. будут с помощью благодати преуспевать во всякой добродетели постоянно, во всю жизнь свою.

Итак, братья, доколе Господь дает нам время, доколе душа в теле и виноградник наш не отнят от нас, будем тщательно смотреть за ним, возделывать его, очищать покаянием, чтобы более приносил плода [4]



Архиепископ Аверкий (Таушев):

<...>В заключении притчи Христос применяет к себе 22-23 стихи 117 псалма, называя Себя Камнем, который отвергли строители, то есть вожди Иудейского народа, но Который сделался "Главою угла" — стал краеугольным камнем величественного здания новозаветной Церкви.

Пришествие в мир Самого Сына Божия было "от Господа" и "есть дивно" в очах человеческих, с точки зрения человеческой.
Называя Себя камнем, Господь указывает на два вида людей, которые не уверуют в Него, и которые подвергнутся за это наказанию:
одни, для которых Он будет Камнем преткновения, то есть соблазна,
другие, которые, оставаясь не покаянными, ожесточенно восстали против Господа и начали бороться против распространения Его Царства.
Вина вторых тяжелее.
Преткнувшегося о камень и разбившегося можно восстановить и исцелить, стирание же выражает окончательную гибель, которая и постигнет всех ожесточенных противников Христовых. [5]



Митрополит Антоний Сурожский:

Мы войдем в вечность, только если сами вырастем в меру истинного, подлинного человечества, если станем достойными звания человека, потому что только человек может стать причастником Божественной природы.
Пока мы не выросли в эту меру, пока мы только зачаточно, в надежде, в мечте Божией являемся людьми, и так низко пали, так далеко от Него — нам путь еще заказан.

Сегодняшняя притча нас предупреждает именно об этом.
Нам дан от Бога виноградник — этот мир, который нам было велено возделать, освятить, который мы должны были ввести в Божественную святость, исполнить присутствием Святого Духа…
А мы этот мир взяли в собственность и действуем в этом мире, как те недостойные работники Божии.

Приходящего к нам с вестью о правде мы отвергаем: не всегда убиваем (хотя Ветхий Завет полон этого ужаса), но мы его отвергаем холодностью, безразличием, тем, что отворачиваемся от вестника Божия и говорим ему: «Уйди! Умри, будто тебя никогда и не бывало!»
И когда к нам обращается Спаситель Христос со спасительной вестью — разве мы каемся?
Мы умиляемся тому, что мы видим на Страстной седмице, тому, что читаем в Евангелии, — но разве мы меняемся так, чтобы все стало ново в нас?
Разве мы не даем Ему умереть, так, как заставили Его умереть люди около двух тысяч лет тому назад?

Как же мы ответим Богу, когда мы станем перед Ним?
Неужели смерть для нас будет тихим, безмятежным сном плоти, а душа оживет ликованием в вечную жизнь, просто потому, что воскрес Христос, просто потому, что воскресла Божия Матерь?..
Подумаем об этом: и всей жизнью, чистотой, правдой, святостью нашей жизни станем достойны того, чтобы и для нас смерть была, по слову апостола Павла, не совлечением временной жизни, но облечением в вечность. [6]


Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла… (Мф. 21, 42).

Краеугольный камень жизни — Бог. Убери Его из фундамента, и рухнет все здание жизни.
Это — от Господа. Это — закон жизни.
<...>

И звучит притча: …и многих других то били, то убивали (Мк. 12, 5).

Так наступает последний этап — гибель.
Но гибели непременно предшествует последнее и сильнейшее воздействие на душу человеческую Промысла Божия.
Последний раз открывает Господь душе Свои объятия, открывает, что ради нее, ради человеческой души, дал Господь земле все лучшее, даже единственного Сына Своего не пожалел, и что любовь Бога Сына к падшему человеку способна покрыть все преступления человека.

А на этот последний призыв Божией любви к человеку душа, утопающая в грехе, совершает последний акт своего падения: она убивает в себе Бога. [7]


______________________________________________________________________
Ссылки:

  1. Святитель Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея
  2. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Притча о злых виноградарях
  3. Свт. Феофан Затворник. Толкование притчи о злых виноградарях
  4. Св. прав. Иоанн Кронштадский. Толкование притчи о злых виноградарях
  5. Архиепископ Аверкий (Таушев).Толкование притчи о злых виноградарях
  6. Митрополит Антоний Сурожский. Толкование притчи о злых виноградарях
  7. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Толкование притчи о злых виноградарях
  8. Википедия. Притча о злых виноградорях






Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
 Притча о злых виноградарях. Богословское толкование | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 31