Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Статьи >> Евангельские притчи >> Притча о званых и избранных. Богословское толкование (1)

Притча о званых и избранных. Богословское толкование (1)

Притча о званных на вечерю. Эжен Бернанд
Притча о званных на вечерю. Эжен Бернанд (id=483, №=178-2)


Читайте также:
Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?
Он же молчал.
Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных
.

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться.
Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему.
Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.
Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных
.


Свт. Григорий Двоеслов (по св. евангелисту Матфею):

Разница между Евангелиями:
Здесь говорится об обеде, а там о вечери;
здесь выгнан тот, кто пришел на брак не в приличной одежде, там не упоминается ни об одном, которого бы выгнали.
В Мф.22:1-14 браком обозначается настоящая Церковь,
в Лк.14:16-24 — вечерей — вечное и последнее собрание;
потому что, как в эту (Церковь) входят некоторые, имеющие выйти из нее,
так и там вечерей обозначается вечное и последнее собрание, так что вошедший в то однажды более уже не выйдет из него. <…>
Царство Небесное есть Церковь Праведных, потому что сердца их, не привязываясь ни к чему земному, <…>стремятся к горнему, делаются Царством в них Господа, как бы Небесным.

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына.

Царь - Бог-отец, Сын - Иисус Христос.

и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
Опять послал других рабов


Он послал раз, послал в другой, потому что проповедниками воплощения Господня сперва послал пророков, а потом апостолов.
И так Он дважды посылал рабов для приглашения, потому что и через пророков возвестил о будущем воплощении Единородного, и через апостолов проповедал о совершившемся.

во втором приглашении говорится:
вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово.

<…> Юнцы — отцы Ветхого Завета.
Они, получив дозволение от Закона, воздаянием отмщения поражали врагов своих, подобно юнцам, которые бодали врагов своих рогами телесной силы.
Упитанных — отцы Новозаветные, которые <…> возвышаясь над земными пожеланиями, возвышаются к горнему на крыльях своего созерцания<…>, которые от разумения небесного питаются уже пищей внутреннего наслаждения через святые стремления к горнему, тучнеют, как бы от обильнейшей пищи.
Этим-то туком желал насыщаться Пророк, когда говорил: как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои (Пс. 62, 6).

Итак, поскольку посланные проповедники воплощения Господня, сперва пророки, а после святые апостолы, подверглись гонению от неверных,
приглашенных, но не захотевших прийти, то говорится:

тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово.

Ясно говорится, как бы так: «Взирайте на кончину Отцов предшествующих и помышляйте о средствах к жизни вашей».

При первом приглашении ничего не говорится о тельцах и упитанных, а при втором уже упоминаются тельцы и упитанные;
потому что Всемогущий Бог, когда мы не хотим слушать слов Его, присовокупляет примеры для того, чтобы про все, кажущееся невозможным<…> мы узнали, что оно совершилось уже над другими.

но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю.

Потому что идти на село свое значит неумеренно предаваться труду земному,
а идти на купли (на торговлю) значит сильно желать прибылей от действий мира сего.
Оба не хотят основательно размыслить о таинстве воплощения Господня и с ним сообразовать жизнь свою, отказываются идти на брак Царев, как бы отходя на поле или на торжище.
Но, — что еще важнее, — некоторые большей частью не только отвергают благодать призывающего, но и преследуют (призывающих).

же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

Он губит убийц, потому что истребляет преследующих.
Город их выжигает огнем, потому что не только души, но даже и тела, в которых те обитали, заставляет мучиться в вечном пламени геенны.
Убийцы погублены посланными войсками, потому что всякий суд над людьми совершается через Ангелов.
<…> Ибо где те гордые преследователи Мучеников? Где те, которые поднимали выю сердца против Создателя Своего и гордились смертоносной славой мира сего?
Вот уже смерть Мучеников прославляется верой живых, а те, которые хвалились своею жестокостью против них, иначе не воспоминаются, как в числе умерших.

тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

Если мы в Св. Писании принимаем пути за действия, то под исходищами путей разумеем недостатки действий,
потому что большей частью приходят к Богу те, которых земные дела не сопровождаются никакими выгодами.

и рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

Самим качеством возлежащих ясно показывается, что этим браком Царя означается настоящая Церковь, в которой с добрыми вместе сходятся и злые.
Пока мы живем здесь, необходимо, чтобы мы продолжали путь настоящего века в смешении.
Но рассортировываемся тогда, когда достигаем конца его. Ибо одних добрых нигде нет, кроме неба; и одних злых нигде нет, кроме ада.
Но эта жизнь, которая находится между небом и адом, так как стоит на средине, так и граждан вообще принимает от обеих сторон;<…>
В этой Церкви ни злые без добрых, ни добрые без злых быть не могут.<…>
Тот не был добрым, кто отказывался терпеть злых. <…>
Ибо, железо души нашей никак не доводится до остроты лезвия, если это не будет обточено пилою постороннего нечестия.

Но то не должно устрашать вас, что в Церкви много злых, а мало добрых.
Святая Церковь обширна плотскими, а тесна духовными.
Где она терпит зверские нравы людей, там обширнее распространяет место.
А где имеет людей, которые подкреплены духовным разумом, там она возводится вверх, но, впрочем, суживается потому, что их мало.
Потому что входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13–14).
На самом верху Церковь доводится до Того, Кто единственный Человек среди людей, и без сравнения с другим, родился Святым.
Он, по слову пророка, соделался как одинокая птица на кровле (Пс. 101, 8).
Злые тем более должны быть терпимы, чем более их по количеству, потому что и на молотильном току не много зерен, которые соблюдаются в житницах, но огромные кучи соломы, которые сожигаются огнем.

Под брачной одеждой понимается любовь.
Входит на брачный пир, но входит без брачной одежды тот, кто, числясь в Святой Церкви, имеет веру, но не имеет любви. <…>
Любовь заключается в двух заповедях: в любви к Богу и ближнему, потому что написано:

и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!
Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя
(Мк. 12, 30–31; см. тж. Втор. 6, 5).

В любви к ближнему полагается мера любви, когда говорится: возлюби ближнего твоего, как самого себя,
а любовь к Богу не стесняется никакой мерой, когда говорится: и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. <…>
Любовь должна пламенеть и любовью к Богу, и любовью к ближнему, так как она ни по состраданию к ближнему не должна оставлять созерцания Бога, ни по напряженному созерцанию Бога не должна оставлять сострадания к ближнему.

<…> Любовь к ближнему подразделяется на две заповеди, когда некто мудрый говорит: еже ненавидимы, да никомуже твориши (Тов. 4, 15).
И лично Истина проповедует, говоря:

итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12).

Ибо если мы и то уделяем другим, чего желаем сами получить, и удерживаемся делать другим то, чего себе не желаем, то соблюдаем ненарушенными права любви.

<…> Истинная любовь состоит в том, когда и друг бывает любим в Боге, и враг бывает любим ради Бога.
Ибо сей последний любит ради Бога… и тех, которые его не любят. Ибо любовь обыкновенно доказывается только противлением ненависти.
Почему и лично Господь говорит:
любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас (Лк. 6, 27).

Истинно любит тот, кто ради Бога любит и того, о ком знает, что сей его не любит.
Это важно, это высоко и для многих в исполнении трудно, но это составляет брачную одежду. <…>
Осмотрите сердца свои со всех сторон, не имеете ли вы какой-либо ненависти, не завидуете ли чужому счастью, не питаете ли тайной злобы с желанием вредить кому-либо.

Вот Царь входит на брачное пиршество и осматривает расположение нашего сердца, и тому, кого находит не одетым любовью, тотчас во гневе говорит:
друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?


Весьма удивительно, что Царь другом называет его…

Он же умолча
, потому что,на суде последнего воздаяния не будет никакой причины к извинению, так как тот совне кричит, кто, будучи свидетелем совести, внутренне обвиняет душу.
Но надобно знать, что кто имеет эту одежду добродетели, но не в совершенстве, тот не должен отчаиваться в прощении при входе Царя Святого; <…>.

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов.

Решением совести связываются ноги и руки у тех, которые не хотели быть связанными для нечестивых дел исправлением жизни. <…>
Те, которые ныне связываются пороком добровольно, тогда против воли связываются наказанием.
Но хорошо говорится, что он выбрасывается во тьму внешнюю.
Потому что внутренней тьмою мы называем слепоту сердца, а внешней тьмою — вечную ночь осуждения.
Каждый осужденный отсылается не во внутреннюю, а во внешнюю тьму потому, что там против воли отсылается в ночь осуждения тот, кто здесь добровольно пал в слепоту сердца.

ибо много званых, а мало избранных.

Весьма страшно то, что мы выслушали.
Вот все мы, уже призванные, верой пришли на брачный пир Царя Небесного, и веруем и исповедуем таинство воплощения Его, принимаем брашно Слова Божия; но в будущий день суда Царь приидет.
Что мы призваны, это мы знаем, но избранные ли мы, этого не знаем.

Поскольку никому неизвестно о себе, избран ли он, то остается всем трепетать, всем страшиться за свою деятельность, всем уповать на одно только милосердие Божие; никто не должен полагаться на свои силы.
Есть подкрепитель упования нашего, именно Тот, Кто благоволил принять на Себя естество наше, Иисус Христос, Который со Отцом живет и царствует, в единении Святого духа, Бог, через все веки веков.
Аминь.[1]


Свт. Григорий Двоеслов (по св. евангелисту Луке):

Различие между наслаждениями плоти и души состоит в том, что телесные наслаждения возбуждают к себе сильное пожелание, когда их нет, а когда их вкусят, делаются отвратительными для вкусившего.
Напротив же, духовные наслаждения бывают отвратительны, когда их не имеют, а когда имеются, тогда бывают желательны; <…>
духовные наслаждения умножают в душе желание, когда удовлетворяют ей, потому что чем более чувствуется их вкус, тем более познается то, что жадно должно быть любимо. А потому не вкушенные они не могут быть любимы, потому что вкус неизвестен.
Поэтому-то Псалмопевец увещевает нас, говоря: вкусите, и увидите, как благ Господь! (Пс. 33, 9). <…>
Эти наслаждения потерял человек тогда, когда согрешил в раю (см.: Быт 3, 6); он вышел вне, когда заключил уста от пищи Вечной Сладости.
Поэтому и мы, рожденные в несчастье этого странствования, пришли сюда уже с отвращением к ним, и не знаем, чего мы желать должны.
Но Верховная Любовь и оставляющих ее нас не оставляет.
Ибо Он напоминает нам о презираемых нами наслаждениях и предлагает их нам.

Ибо говорит: один человек сделал большой ужин и звал многих.

Кто этот человек, если не Тот, о Ком через пророка говорится: лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? (Иер. 17, 9)?
Он сотворил вечерю велию, потому что приготовил нам довольство внутреннего наслаждения.
Он звал многих, а приходят немногие, потому что самые даже те, которые по вере преданы Ему, часто противоречат Вечной Его Вечери худой жизнью.

и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.

Вечеря — Вечное Пиршество Божие, приготовленное для нас по кончине мира.
Раб, который посылается хозяином для призывания — чин проповедников.
Вот самые плотские пиршества обращены для вас в духовное питание.
Ибо для уничтожения в душе вашей отвращения на Вечери Господней заклан для вас оный Единственный Агнец.

и начали все, как бы сговорившись, извиняться.

Бог предлагает то, о чем должно было просить Его; без прошения хочет даровать то, чего едва можно было надеяться; и, несмотря на то, презирают Того, Кто щедро дарует; Он возвещает о готовых наслаждениях вечного успокоения, и все вместе отказываются.

Мы приглашаемся на пир Бога — и отказываемся…
Присовокупляется и самая причина отказывающихся:

первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.


Что означается селом, если не земное существо? Вышел для осмотра села тот, кто мыслит только о внешнем по существу.

Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

Пять пар волов — пять чувств телесных? И они верно названы парами, потому что их по два у обоего пола.
Они называются телесными потому, что не могут понимать внутреннего, но познают только внешнее, и, оставляя внутреннее, касаются только внешнего;
через них верно обозначается любопытство. <…>
Любопытство есть важный порок; оно внешним образом располагая ум каждого к обследованию жизни ближнего всегда от него скрывает его внутреннюю, так что он, зная о других, не знает себя <…>

Но замечательно, что как тот, который отказывается от вечери своего приглашателя по причине покупки села, так и тот, который отказывается надобностью испытания пар волов, присовокупляют слова смирения, говоря: прошу тебя, извини меня.
Ибо когда тот и другой говорит молю тебя, и однако же презирает приглашение, тогда на языке выражается смирение, а на деле гордость.
И вот об этом-то пусть размышляет каждый нечестивец, когда слушает и однако же не перестает делать то, что осуждает.

Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

Что означается женой, если не плотское удовольствие?

Итак, верховный Домовладыка приглашает вас на вечерю Вечного Пира, но поскольку один предан любостяжанию, другой любопытству, третий услаждению плоти, то именно нечестивые вкупе все отрицаются… каждый, имея отвращение, не спешит на пиршества Вечной Жизни.

и, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему.
Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых
.
<…>

Поскольку гордые отказываются идти, то избираются бедные.
Почему так? Потому что, по слову Павла, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1 Кор. 1, 27).
Но замечательно, как описываются те, которые призываются и приходят на вечерю: и нищие и бедные.
Нищими и бедными называются те, которые по собственному своему суду слабы перед самими собою.
Ибо нищие, и как бы сильные, суть те, которые гордятся в самой бедности.
Слепые же суть те, которые не имеют света умничания.
А хромые те, которые не могут прямо ходить в делании.
<…>Как те грешники, которые по приглашению не хотели прийти, так грешники и те, которые и приглашаются, и приходят.
Но гордые грешники отвергаются для того, чтобы избраны были грешники смиренные.

Бог избирает тех, которых презирает мир, потому что большей частью самое презрение образумливает человека. <…>

господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

<…> Множество иудеев уже взошло, но в Царстве остается еще место, на которое должно принять известное число язычников.

Поэтому-то и говорится тому же рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

Когда Господь приглашает некоторых на вечерю с улиц и площадей, тогда Он обозначает именно такой народ, который знал исполнение закона в гражданском сожительстве; а когда повелевает созвать к Себе в собеседники с дорог и из городов, тогда желает собрать именно кочующий народ, то есть языческий.

В этом приглашении не употребляется слова: пригласи, но: убеди прийти.

Ибо одни приглашаются — и не хотят прийти, другие приглашаются — и приходят; о третьих нельзя сказать, что их призывают, но понуждают внити.

Приглашаются, и не хотят прийти те, которые получают дар разумения, но делами не соответствуют этому самому разумению;
приглашаются и приходят те, которые принятую благодать разумения выражают в делах,
а некоторые приглашаются так, что даже понуждаются.
Ибо есть некоторые, которые понимают, что должно делать добрые дела, но делать их не хотят<…>.
Этих людей бьет несчастье в плотских пожеланиях их, они стараются приобрести временную славу и не могут<…>.
И когда они усматривают, что все идет наперекор их желаниям по сопротивлению мира, тогда припоминают, чем они должны быть для своего Создателя, так что со стыдом возвращаются к Нему те, которые, гордясь любовью мира, оставляют Его.
Ибо часто некоторые, желая достигнуть временной славы, или чахнут от продолжительной болезни, или падают от нанесения обид, или огорчаются понесением важных убытков, и в скорби мира видят, что они не должны были ничего ожидать от приятности его, и, укоряя самих себя за свои желания, обращают сердца к Богу. <…> большей частью после того, как мы не можем получить в этом мире того, чего желаем, после того как изнемогаем от невозможности удовлетворения нашим пожеланиям, мы обращаем ум к Богу<…>; и Тот, Которого заповеди были для нас горьки, вдруг становится сладким в воспоминании; и грешная душа, которая усиливалась быть прелюбодейцей, но явно не могла быть таковой, решается быть верной супругой.
Те, кто возвращаются к любви, будучи принуждены неудачами мира сего, и исправляются в пожеланиях настоящей жизни — понуждаются внити.

Но весьма страшна мысль, непосредственно за тем следующая.
Ибо говорит: ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина.

Вот Он зовет Сам лично, зовет через Ангелов, зовет через Отцов, зовет через пророков, зовет через апостолов, зовет через пастырей, зовет даже через нас, зовет большей частью через чудеса, зовет многократно через вразумления, зовет иногда через счастье мира сего, зовет иногда через несчастья. <…>
Что же мы должны делать, если не оставить все, — отложить мирские заботы и заниматься только желаниями вечными?
Но это дано немногим.<…> [2]


Святитель Феофилакт Болгарский (по св. евангелисту Матфею):

Подобно притче о винограднике, и эта притча изображает неверие иудеев, только первая притча говорит о смерти Христа,
а эта - о брачной радости, то есть о воскресении.

Бог уподобляется человеку-царю<…>.
Бог творит брачный пир для Сына Своего, сочетавая Его со всякой благообразной душой.
Жених  — Христос; невестой же является и церковь, и всякая душа.
Рабы, посланные сперва,  — это Моисей и современные ему святые; им евреи не поверили, но огорчали Бога в пустыне сорок лет и не восхотели принять слово Божие и радость духовную.
Потом посланы были другие рабы-пророки, но и из них евреи одних убили, как Исайю, других унижали, как Иеремию, которого повергли в грязный ров.
Более умеренные отказались от призыва, и одни ушли на поле свое, то есть погрузились в плотскую, сластолюбивую жизнь;
другие удалились на торговлю свою, то есть уклонились к корыстолюбивой жизни<…>.
Таким образом, от духовного брачного пира, то есть соединения со Христом и наслаждения духовного, люди удаляются всего больше из-за двух следующих страстей: или по причине сластолюбия, или вследствие любостяжательности.

Пиршество духовное здесь называется обедом, а в других местах оно называется вечерей.
Оно - вечеря, ибо сей брачный пир вполне открылся в последние времена, к вечеру, то есть к концу веков, но вместе с тем это и обед, потому что тайна была возвещаема и прежде, хотя и не так открыто.
"Тельцы и откормленное" обозначают Ветхий и Новый Заветы.
Ветхий обозначается тельцами, так как в нем приносились жертвы из животных, а Новый означается хлебным заготовлением, ибо ныне на алтаре мы приносим хлебы; их можно назвать хлебным приношением, так как они изготовляются из муки.
Таким образом Бог призывает нас к вкушению благ и Ветхого, и Нового Завета.

<…>"зовите званных", - если они званы, то зачем еще звать их?

Каждый из нас по природе призван к добру, призван разумом, своим врожденным наставником.
Но Бог посылает еще и внешних учителей, чтобы они внешним словом созвали тех, кто уже зван по природе.
Царь послал войско свое, то есть римлян, погубил непокорных иудеев, сжег и город их Иерусалим, как повествует точно историк Иосиф.

Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны: так пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.


Когда первые рабы, Моисей и пророки, не убедили иудеев, тогда Бог посылает иных рабов, апостолов, которые и призвали язычников, ходивших прежде ложными путями, рассеянных, блуждавших по различным путям учений, находившихся на распутьях, то есть в полном неведении и сомнении.
<…> Путь — это образ жизни у каждого, а распутья или уклонения с пути — это ложные учения, которые провозглашали язычники. <…>
Апостолы же, выйдя из Иерусалима к язычникам, собрали всех: и злых, и добрых, то есть как исполненных всякими пороками, так и более умеренных, которых называют "добрыми" по сравнению с первыми.

Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных.

Вход на брачный пир происходит без различия: все мы, добрые и злые, призваны только по благодати.
Но затем жизнь подлежит испытанию. У кого не чиста жизнь, для того бесполезна и вера.
Таковой не только извергается из брачного чертога, но и посылается в огонь.
Кто же этот носящий оскверненные одежды? Это тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия. <…>
Производя допрос недостойного, Господь показывает, во-первых, что он человеколюбив и справедлив, а во-вторых, что и мы не должны никого осуждать, хотя бы кто, очевидно, и согрешал, если таковой открыто не изобличен в суде.

"свяжите ему руки и ноги", то есть свяжите способности души к действию.
Силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи;

"тогда будет скрежет зубов" — бесплодное раскаяние.

"Много званных", то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но "мало избранных", немного спасающихся, достойных избрания от Бога.
От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет — это наше дело.
Господь этими словами дает иудеям знать, что о них сказана притча: они были призваны, но не избраны, как непослушные. [3]


Св. прав. Иоанн Кронштадтский (по св. евангелисту Матфею):

Царь, сделавший брачный пир для сына своего — Бог Отец, Творец неба и земли и Царь всякого создания.
Царский сын — Это единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, а невеста Его — Церковь и, во-первых, еврейский избранный Богом народ, а во-вторых, душа каждого верующего христианина.
Христос возлюбил Церковъ,
сказано, и Себя предал за нее (Еф. 5, 25);
апостол Павел говорит: Я обручил вас единому мужу, чтобы представитъ Христу девою чистою (2 Кор. 11, 2).

Под брачным пиром разумеется Царство Небесное, в котором истинно верующие соединятся навсегда с Господом Иисусом.
На этот брак, или в Царство Небесное, прежде всего приглашаемы были чрез пророков и апостолов иудеи, но они отказались от приглашения — мало того, даже оскорбили посланников Божиих и многих из них убили.
За это Бог впоследствии времени оружием римлян истребил иудейский народ и разрушил их город и храм.
Вместо иудеев Бог призвал на брак, или в Церковь Свою, через апостолов и равноапостолов языческие народы, в том числе и нас, русских.
Но и христиане из язычников, и последующие за ними уже христианские роды также не все войдут в царство Христово.
Те из них, которые не сохранят в чистоте светлой брачной одежды невинности и святости, которую они получили при крещении, или после осквернения ее грехами не очистят слезами покаяния, будут на Страшном суде извержены во тьму кромешную, где будет вечный плач и скрежет зубов.

Но может быть и другое <…> верное толкование, и уже в более близком приложении к нам с вами.
Брачный пир  — это Божественная литургия, на которой предлагается верным не телец закланный, но Сам Агнец Божий, закланный в жертву ради спасения нас, грешных<…>.
Вот брак царского Сына — соединение христианских душ с Христом в таинстве причащения!
Вот пир — вкушение плоти и крови Его! <…>
Но многие ли и ныне спешат на этот божественный пир!
Не уклоняется ли и ныне большая часть от присутствия на этой небесной вечере по нерадению и лености и по разным житейским расчетам<…>?
Таково наше маловерие, духовное скудоумие, пристрастие к миру, таково невнимание к величайшему таинству веры, к таинству бессмертия и обожения!
Такова суетность и неблагодарность христиан к Господу, предлагающему Самого Себя в снедь и питье ради очищения, освящения и бессмертной жизни!

Чего же таковые достойны? Не отвержения ли от Бога, поелику сами отвергались от Него почти всю жизнь?

Но и приходящие на этот брак Агнца, к Божественной литургии, для воспоминания Его жизни, проповеди, чудес, благодеяний, страданий, смерти, погребения, воскресения и вознесения на небо или для причащения пречистого Тела и Крови Его — в брачной ли одежде приходят, с чистой ли душой, с чистым ли сердцем?
С горними ли помыслами, со святым ли настроением?
Не с земными ли мечтами и страстями являются многие и в храм, в этот как бы брачный чертог Иисуса Христа? <…>
Поспешим все покаяться и убелить одежды душ наших слезами покаяния и делами правды, особенно милостынею, очищающей грехи.
Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.

Аминь. [4]



 


______________________________________________________________________
Ссылки:

  1. Свт. Григорий Двоеслов. Толкование на Евангелие от Матфея. Притча о званых и избранных
  2. Свт. Григорий Двоеслов. Толкование на Евангелие от Луки. Притча о званых и избранных
  3. Святитель Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. Притча о званых и избранныхх
  4. Св. прав. Иоанн Кронштадский. Притча о званых и избранных
  5. Свт. Иоанн Шанхайский. Толкование притчи о званых и избранных
  6. Свт. Лука Исповедник (Войно-Ясенецкий). Толкование притчи о званых и избранных
  7. Митрополит Антоний Сурожский. Толкование притчи о званых и избранных (1)
  8. Митрополит Антоний Сурожский. Толкование притчи о званых и избранных (2)
  9. Архим. Кирилл (Павлов). Толкование притчи о званых и избранных(по св. евангелисту Луке)
  10. Прот. Димитрий Смирнов. Толкование притчи о званых и избранных (по св. евангелисту Матфею)
  11. Гладков Б.И. Толкование притчи о званых и избранных (по св. евангелисту Матфею)
  12. Википедия. Толкование притчи о званых и избранных






Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
 Притча о званых и избранных. Богословское толкование (1) | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 177