
|
|
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
«Любы долготерпит, милосердствует» (1 Кор. 13,4) |
Злобы,
как огня, бойся; ни из-за какого благовидного предлога, тем более
из-за чего-либо тебе неприятного, не допускай до сердца: злоба
всегда злоба, всегда исчадие диавольское. Злоба приходит иногда
в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних;
не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность
не по разуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы.
Бог
ничем так не прославляется, как любовию вся терпящею, и ничем
так не бесчествуется и не оскорбляется, как злобою, какою бы она
ни прикрывалась благовидностью. Под маскою попечения о нищих,
Иуда, скрывая злобу свою на Господа своего, предал Его за 30 сребреников.
Помни, что враг неусыпно ищет твоей погибели и нападает на тебя
тогда, когда ты менее всего ожидаешь его. Злоба его бесконечна.
Не связывайся самолюбием и сластолюбием, да не удобно они пленят
тебя.
Когда в сердце твоем возгорится злоба против кого-либо, тогда
поверь всем сердцем, что она — дело действующего в сердце диавола:
возненавидь его и его порождение, и она оставит тебя. (Не признавай
ее за что-то собственное, не сочувствуй ей). Испытано.
Та беда,
что диавол прикрывается нами самими, скрывает свою голову и свой
хвост, притаивается, а мы слепые и думаем, что это все делаем
только мы сами, стоим за дело диавольское, как за что-то свое,
как за что-то справедливое, хотя всякая мысль о какой-нибудь справедливости
своей страсти чисто ложна, богопротивна, пагубна.
Тем же руководствуйся
и относительно других; когда видишь, что кто-либо злобится на
тебя, не считай его злобы прямым делом; нет, он только страдательное
орудие всезлобного врага, не познал еще совершенно его лести и
обманывается от него.
Молись, чтобы враг оставил его и чтобы Господь
просветил его сердечные очи, помраченные тлетворным дыханием духа
злобы.
Надо сердечно молиться Богу о всех людях, подверженных
страстям: в них действует враг.
Ты озлобляешься на ближнего, презираешь его, говорить с ним мирно
и любовно не хочешь за то, что он имеет нечто грубое, отрывистое,
небрежное, неприятное тебе в своем характере, в своей речи, в
своих манерах, — за то, что он сознает свое достоинство, быть
может и больше надлежащего, или что он несколько горд и непочтителен;
но ты виновнее его, врач и учитель ближнего: врачу, исцелися сам (Лк. 4, 23); учитель, научись сам.
Злоба твоя есть горшее зло
всякого зла; злобою разве можно исправлять зло?
Имея бревно, разве
можно вынимать у другого спицу?
Зло, недостатки исправляют добром,
любовию, ласкою, кротостию, смирением, терпением.
Признавай себя
первым из грешников, которые тебе кажутся грешниками, или на самом
деле грешники; считай себя хуже и ниже всех; исторгни всякую гордость
и злобу на ближнего, нетерпение и ярость, и тогда врачуй других.
А то покрывай снисходительною любовию грехи других. Аще беззакония
все назриши в ближнем, что будет?
Вечная вражда и нестроение,
ибо кто без греха?
За то и повелено нам оставлять долги должникам
нашим, ибо если наши беззакония назрит Господь, кто из нас постоит (Пс. 129, 3) пред правдою Его?
Аще бо отпущаете человеком согрешения
их, отпустит и вам Отец ваш небесный (Мф. 6, 14).
На трапезе любви
бываем у Самой воплощенной Любви, а любви не имеем друг к другу.
Странное дело! и заботы о сем нет. А сама любовь, без нашего усердия
и страдания, и деятельности, не придет.
Никакого основания не имеет христианин в сердце иметь какую-либо
злобу на кого-либо; злоба, как злоба, есть дело диавола; христианин
должен иметь в сердце только любовь; а так как любовь не мыслит
зла, то не должно мыслить касательно других никакого зла, например:
я не должен думать о другом без явной причины, что он зол, горд
и прочее, или если я прощу обиду, то снова изобидит меня, посмеется
надо мною.
Надобно, чтобы зло не гнездилось в нас ни под каким
видом; а злоба обыкновенно слишком многовидна.
Не поддавайся мрачным, злобным на ближнего расположениям сердца,
но овладевай ими и искореняй их силою веры, при свете здравого
разума — и будешь благодушен.
Аз незлобою моею ходих (Пс. 25,
1). Такие расположения часто проявляются в глубине сердца.
Кто
не научился овладевать ими, тот будет часто мрачен, задумчив,
тяжел себе и другим.
Когда они приходят, принуждай себя к душевному
расположению, веселости, невинным шуткам: и как дым, они рассеются.
— Опыт.
Даждь мне, Господи, любити всякого ближнего моего, как себя,
всегда, и ни из-за чего на него не озлобляться и не работать диаволу.
Даждь мне распять мое самолюбие, гордость, любостяжание, маловерие
и прочия страсти.
Да будет нам имя: взаимная любовь; да веруем
и уповаем, что для всех нас все Господь; да не печемся, не беспокоимся
ни о чем; да будешь Ты, Боже наш, единым Богом сердца нашего,
и кроме Тебя ничто.
Да будем мы между собою в единении любви,
якоже подобает, и все разделяющее нас друг от друга и от любви
отлучающее да будет у нас в презрении, как прах, попираемый ногами.
Буди! буди!
Если Бог даровал Самого себя нам, если Он в нас пребывает и мы
в Нем, по неложному слову Его, то чего Он не даст мне, чего пощадит,
чего лишит, в чем покинет?
Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит (Пс. 22. 1).
С Ним како не вся нам дарствует (Рим. 8, 32).
Итак
будь премного покойна, душа моя, и ничего не знай, кроме любви.
Сия заповедую вам, да любите друг друга (Ин. 15, 17).
«Мысли христианина»
Мгарский
колокол
|