Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Статьи >> О вере, надежде, любви >> Протоиерей Максим Бойко. Притча «о неправедном управителе»

Протоиерей Максим Бойко. Притча «о неправедном управителе»


І). - Управители имений богатых людей - были обычным явлением во время Иисуса Христа.
Так как владельцы многих поместий жили за пределами Палестины [1], то они часто передавали в управление часть своего имения такого рода менеджерам, с целью эффективного ведения собственного хозяйства. [2]
Управитель же, о котором говорит эта притча, был назван неправедным из-за плохого управления чужой собственностью.

Касательно его поведения с должниками хозяина, то тут исследователи не усматривают никакого противозаконного действия, почему тот и заслужил похвалу хозяина. [3]

Подобные утверждения опираются на сложные иудейские предписания о ростовщичестве.
Закон Моисеев категорически запрещал заниматься ростовщичеством в любой его форме, в том числе и ссудами. (Исх.22:25, Лев.25:36, Втор.23:19-20).
"Но так как фарисеи, имеющие большие коммерческие предприятия искали путей обойти предписания Закона, не нарушая его буквы, то они доказывали, что цель Закона - защита прав нуждающихся от посягательств эксплуататоров, и, таким образом, Закон не мешал им ссужать деньги под проценты для совместной выгоды".[4]
А проступок управителя заключался лишь в том, что он уменьшил сумму каждого долга на эти проценты, таким образом, не только удовлетворив должников, но и превратив незаконные сделки в законные. Ибо управляющий оставался в должности до дня представления хозяину отчета, поэтому до того времени имел право удостоверять совершение сделок именем своего хозяина. А то, что управитель возвращает должникам своего хозяина их долговую расписку и требует написать новую, гарантирует возвращение долга, но уже без процентов.
В таком случае сам хозяин не претерпел никакого убытка в связи с проведенной финансовой операцией, так как управитель сократил сумму долга только на свои комиссионные. [5]
В любом случае, как мы уже сказали, действия неправедного управителя были законными, тем более, что впервые с начала своей карьеры он совершил нечто согласное с духом Закона. Тем более, что в соответствии с имеющимися уликами и свидетелями хозяин не мог отказаться признать действия своего управляющего.

Потому
"вместо выражения неудовольствия на свои финансовые убытки, он воспользовался удобным случаем, и подтвердил законность сделок своего управляющего и, таким образом, приобрел полностью незаслуженную репутацию набожного исполнителя закона против ростовщичества. Хотя сам он был, по - сути, не лучшим сыном мира сего, чем его управляющий, и подобно многим другим богатым людям, чье богатство было накоплено без особой заботы о деловой этике. Но тут он решил нажить духовный капитал необычно щедрым жестом: похвалив поступок управляющего и простив часть долга должникам". [6]

ІІ). - После краткого исторического разбора сюжетной линии данной притчи обратимся к патристическим комментариям к ее духовному смыслу.
"Христос в этой притче, - говорит блж. Августин, - делает заключение от меньшего к большему, то есть, если приставник сей так тщательно на земле заботился об обеспечении своей жизни, то мы гораздо больше должны прилагать старания для жизни вечной. И если сей неправедный и исполненный хитрости приставник, похвален от господина ради своей ревности, то тем более мы будем похвалены от Бога. И если чрез праведную милостыню никому не причиним вреда, то многим принесем пользу". [7]
Но "некоторые, - дополняет свои размышления блж. Августин, - ложно понимают слова Христа: "приобретайте себе друзей богатством неправедным", и поэтому считают возможным грабить блага других, чтобы распределять их бедным, думая, что таким образом они поступают согласно с заповедью. Ибо, говорят они, отнимать блага у других значит приобретать богатство неправедное, а раздавать некоторую часть этих благ особенно нуждающимся святым значит приобретать себе друзей богатством неправедным. Такое толкование лучше совсем выбросить из сердец наших". [8]
При этом многие отцы по-разному толковали словосочетание "неправедное богатство".

Так, блж. Иероним это выражение объясняет краткой пословицей: неправедное оно, - говорит он, - потому что "от трудов праведных не наживешь палат каменных (Dives aut iniquus aut iniqui haeres)" [9], поэтому "всякий богатый или неправеден есть, или неправедного наследник". [10]

И "быть может его неправедность состоит даже в том, - говорит блж. Августин, - что ты имеешь, а другой не имеет, что ты имеешь избыток, а другой терпит недостаток" [11], так что "мы владеем тем, что принадлежит другому, когда владеем чем либо с избытком" [12].

"Или может быть ты думаешь, - обращается к богатым свт. Иоанн Златоуст, - что твое богатство есть, что ты имеешь? Нет, имение бедных тебе вверено, хотя оно досталось тебе по наследству от твоего отца". [13]

Потому "нет ничего худшего, - говорит свт. Амвросий, - как смотреть гордым оком на наших беднейших братьев, и подобных нам отгонять с презрением, считая их недостойнейшими нашей милости, за их бедность". [14]

ІІІ). - Обобщая историко-экзегетическое исследование данной причти, можно сказать, что внутренний ее смысл направлен
"против мелочных методов духовного толкования, которыми фарисеи умели сохранять свои религиозные принципы от смешения их с повседневными делами". [15]
При этом большинство толкователей согласны между собой в отношении того, что Христос не учил слушателей, как именно использовать имущество, приобретенное неправедным путем, но только предупреждал их, что там, где есть деньги, там есть угроза. [16]
"Действительно, главным выводом из слов Спасителя о мамоне есть тот, что деньги могут быть избавлены от присущего им греховного характера, только если они будут употреблены как способ приобретения друзей, вкладывая их в благотворительность, и обменивая их на богатство небес. Так как деньги являются великим конкурентом Бога в борьбе за душу человека, его преданность и служение. Поэтому каждый человек должен сделать выбор между дорогой самоутверждения, которая ведет в храм мамоны и дорогой самопожертвования, которая ведет в Храм Божий". [17]

. Потому то, - замечаем свт. Феофан (Говоров), - Господь и сказал, что

"сыны века сего мудрее сынов света", чтобы тем раздражить ревность последних превзойти тех мудростью, и все усилия и желания сердца обратить от богатства здешнего к будущим обетованиям. [18]

  1. Комментарии Баркли к Новому Завету на Лк. 16:1-13, CPBQ-5.0.
  2. Constable T. L. Expository Notes on the Bible. Notes on Luke. Dallas, 2002. P. 186.
  3. Дурайда А. А. Указ. соч. С. 80.
  4. Caird G. B. Оp. cit. Р. 187.
  5. Derrett J. D. M. Take thy Bond… and Write Fifty (Luke xvi. 6). The nature of the Bond. // Journal of New Testament Studies. Inrig, 1972. P. 112.
  6. Дурайда А. А. Указ. соч. С. 81-82.
  7. Цит. по: Сильвестр, архиеп. Указ. соч. С. 284.
  8. Augustinus Hipponensis. Sermo CXIII.2, PL 38. Col. 649.
  9. Цит. по: Тренч, архиеп. Указ. соч. С. 371.
  10. Цит. по: Сильвестр, архиеп. Указ. соч. С. 285.
  11. Цит. по: Тренч, архиеп. Указ. соч. С. 373.
  12. Augustinus Hipponensis. Цит. по: Тренч, архиеп. Указ. соч. С. 373.
  13. Цит. по: Сильвестр, архиеп. Указ. соч. С. 288.
  14. Там же.
  15. Дурайда А. А. Указ. соч. С. 82.
  16. Там же.
  17. Caird G. B. Оp. cit. Р. 188.
  18. Говоров Феофан, свт. Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике (Лк. 16, 1-13) и обетования тем, кои все оставили ради Царствия Христова (Мк. 10:29-30). М., 1893. С. 32.




Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Протоиерей Максим Бойко. Притча «о неправедном управителе» | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 183