Райские
плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение
яблоки, груши, виноград,— внесенными в святилище Божие для освящения.
Это делается не только потому, что к этому времени созревают
фрукты, но и потому, что тут есть связь с обновлением твари.
Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны
— утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные,
прекрасные наслаждения.
В житиях святых о сем говорится нередко.
Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует
именно преображению твари.
Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве,
которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной
сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на
Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5).
То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом
во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие,
говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом
(Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому
пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых»
вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),— хочет выразить
духовные истины внешними, понятными обрядами.
Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий
христианин изображает под образом сладких плодов.
И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага
переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь
Давид говорит:
Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот псалом
читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея,
и после причащения, в конце литургии.
И Господь говорит, что Он будет вкушать — «пить» «новое вино»
– «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк.
14, 25?; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).
И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее – таинство Тела
и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».
И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы.
Святой Макарий Египетский говорил, что иногда человек, сподобившийся
причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п.
Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.
Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно
– не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда
на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось
все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?!
Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются
словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится:
«как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег»
Совпадение времени и праздников
Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере,
а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов.
И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно
на юге. Это — символ совершенства, полноты будущего Царства
славы, но после трудов крестной нашей жизни.
И, конечно, это — летний праздник… Царство Божие немыслимо представить
в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты:
и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна
теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает
теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды
с вином.
Рождество же празднуется, — ибо человечество духовно тогда
умерло, как деревья, — зимою.
И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время — перелом зимы.
Пасха — весною: начало пробуждения, восстания, оживления,
воскресения и природы. И вся Пятидесятница — но Духов день — в
теплое время празднуется.
Воздвижение — осенью: тьма, грязь непролазная; борьба,
аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью,
то пожнешь!
Богоявление — тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение
от страстей, обновление — покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.
Источник http://www.pravmir.ru/osvyashhenie-plodov-na-preobrazhenie/
|