Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Статьи >> О вере, надежде, любви >> Как ходить в гости… к Богу. Беседа матушки Домники

Как ходить в гости… к Богу. Беседа матушки Домники

Сердце сокрушенно
Читайте также:

 

Вспомним притчу Спасителя о том, как Царь созывал гостей к Себе в дом на брак Своего Сына.
Эту притчу можно понимать по-разному, я же хочу рассмотреть ее вот в каком смысле.
Еще живя на этой земле, мы ежедневно бываем призываемы Царем царей к Нему в дом – то есть в храм Божий.
Царь зовет нас к Себе, чтобы выслушать наши чаяния и просьбы, ободрить и утешить, насытить и напоить Своими Телом и Кровью, несущими в себе вечную жизнь и вечное веселие.
Желает Царь и одарить нас, пришедших к Нему: кого кротостью, кого смирением, кого избавлением от брани, кого сердечным чувством любви.
В Царском доме всегда праздник, всегда торжество, потому что здесь каждый день совершается память того или иного святого.
И то райское блаженство, в котором пребывают святые на небесах, можем переживать и мы.
Им наполнен каждый храм, и нас, приходящих сюда, Господь призывает быть причастниками небесной славы, небесного блаженства.

И если мы будем приходить в дом Господень подготовленными, в правильном устроении, то каждый раз мы будем живо чувствовать, что вступаем в небесный чертог, преддверие Царствия Божия.

Теперь давайте подумаем, как обычно готовятся к тому, чтобы пойти в гости к близкому и дорогому человеку – и отсюда возьмем образ для себя.
Ведь Господь для нас не только Царь и Владыка, но Он – Тот, Кто для нас ближе и роднее всех людей.

Итак, что делает человек, когда идет в гости к другу, какие чувства он испытывает, какие правила соблюдает?

Утром, едва проснувшись, он сразу вспоминает о предстоящей встрече и радуется, и с нетерпением ждет назначенного часа, и ни о чем не может помышлять, как только о том, к кому он пойдет.
И эта трепетная радость немедленно прогоняет сон. Так и для нас естественно и правильно, пробудившись от сна, сразу обрадоваться: ведь меня позвал Сам Господь, я иду сейчас к Нему и буду беседовать с Ним!
Один святой старец, когда утром чувствовал разленение и противоборство плоти, не желающей расставаться с ночным покоем, говорил себе:

«Что же ты лежишь? Господь и Бог твой зовет тебя для беседы».
И после этого бодро вставал.

А иногда человек до того желает встречи со своим другом, что не может долго спать и поднимается с постели ни свет ни заря.
Так и монахи встают среди ночи, пробуждаемые нетерпеливым желанием начать беседу с Богом.
В монастырях на Афоне многие насельники поднимаются на два-три часа раньше общего пробуждения, чтобы уединенной молитвой подготовить себя к предстоящему Богослужению.
Я знаю, что и у нас некоторые поступают так, и радуюсь за этих сестер.

Послушайте, как вдохновенно описывает один подвижник радость ночной молитвы:

«В ненарушимой тишине ночи, когда спит всякая молва житейская и даже самые страсти притихают в нас, – тогда ум бывает светлее и чище, мысль возвышеннее, и сердце теплее к Богу, так что тогда молитва легко, как на крыльях ангельских, несется на небо в невозмутимом спокойствии и чистоте духа».

Конечно, я не хочу сказать, что все в нашем монастыре должны вставать пораньше – далеко не для всех это возможно.
Но каждая может понуждать себя к тому, чтобы с радостью и желанием устремляться к молитвенному подвигу. Это самое главное.

О чем еще заботится человек, который собирается посетить своего любимого друга?
О своем внешнем виде.
Никто не идет в гости, прежде чем не убедится, что лицо у него чистое, волосы причесаны, одежда цела и опрятна – и ничто не оскорбит взгляда дорогого и близкого человека.
И мы, когда идем в храм, конечно, заботимся о своей внешности.
Интересную подробность из своей жизни рассказывает афонский старец Порфирий:

«Когда я был еще ребенком, старец один раз сказал мне (отец Порфирий с детства подвизался на Афоне, где жил с двумя старцами):
- Чадо! Мой руки и перед едой, и всякий раз, когда мы собираемся идти в церковь.
Потому что мы входим в святое место, там всё должно быть чистым.
С тех пор я стал каждый раз мыть руки с мылом.
По какой бы причине я не собрался идти в церковь, всегда мыл руки с мылом».
Вот так может выражаться благоговейная любовь – в такой, казалось бы, мелочи!
И для нас, конечно, важно приходить в храм к любимому Господу опрятными, собранными – и не только наружно, но и внутренне.

Есть еще одно важное правило.
Когда мы идем в гости, мы не приводим с собой постороннего человека, а тем более не приходим с целой компанией – это будет воспринято как дерзость и неуважение.
Также и в храм мы не должны приходить с гурьбой помыслов.
Постараемся на пути избавиться от этих докучливых спутников, а если не удается, то попросим помощи у Хозяина дома, скажем: «Господи, я не звала их, зачем они идут за мной? Прогони их!».
Скажем, конечно, не буквально такими словами, но – молитвой Иисусовой, соединенной с искренним чувством. И, конечно, Господь Своей сильной рукой прогонит прочь незваных гостей.

Чем еще отличается поведение человека, пришедшего к своему другу?
Если он действительно любит его, то приходит к нему для того, чтобы насладиться беседой с ним, а не для того, чтобы заняться у него дома своими делами или рассмотреть обстановку.
И мы приходим в храм ради того, чтобы говорить с Господом, а не ради того чтобы обдумать планы на завтра или разрешить какие-либо проблемы.

Замечательно пишет об этом старец Емилиан:

«Если я буду заниматься проблемами, то я буду гнать от себя Бога.
Бог хочет, чтобы весь наш ум принадлежал Ему, Он не терпит, чтобы ум разделялся.
Поэтому пусть наш ум не берет в себя ничего: ни проблем, ни борьбы, ни печалей – пусть он будет совершенно пустым, чтобы его мог наводнить Христос, чтобы ум наполнялся Богом.
И когда Бог наполняет нас, есть надежда и уверенность, что наша литургия не пройдет бесследно.
Наша литургия будет совершенной, твердой, надежной и плодоносной божественной литургией».

Представим еще: как говорит со своим другом человек, пришедший к нему в гости, с каким чувством? Произносит ли он вежливые, ничего не значащие фразы, как будто исполняет некий долг?
Нет, он раскрывает перед ним свою душу, говорит с доверием и теплом, с надеждой на понимание и сочувствие.
С таким настроением и мы можем приходить к Богу – не ради исполнения долга, но ради того чтобы открыть Ему свое сердце, быть услышанными и утешенными.

Старец Порфирий Кавсокаливит пишет:

«Когда всё бывает лишь формально, тогда приносит вред, а не пользу.
И потому, сколько есть сил, нужно избегать формализма и углубляться в суть.
То есть горячо желать служб, стремиться к ним, получать удовольствие от молитвы, от беседы с Богом».

Теперь вспомним еще вот о чем. Когда человеку бывает особенно хорошо в гостях?
Конечно, тогда, когда он единодушен с хозяином.
А как достигается единодушие?
Когда всё, что принадлежит нашему другу, всё, что ему нравится, всё, чем он живет, мы тоже стараемся понять и полюбить, как свое собственное.
В храме мы слышим песнопения и чтения, посвященные Богу, молитвы, приятные Ему – и через них мы можем стать единодушными с Ним, единодушными с Господом.

Прекрасно пишет об этом старец Порфирий:

«Чтобы приходить в церковь с удовольствием, нужно быть внимательным, воспринимать службы и радоваться им, радоваться тропарям, чтению, молитвам.
Внимайте каждому слову, следите за смыслом. Понимаете? Отсюда начинается радость…
Литургические молитвы, когда произносятся осмысленно и со вниманием, становятся нашими собственными молитвами».

Иногда для того, чтобы появилось внимание и умиление в молитве, нам бывает достаточно только одного – прислушаться к словам богослужения, к чтению Евангелия или паремий.

Старец Емилиан в одной из своих бесед, посвященных литургии, рассказывает о себе:

«Что я делаю для того, чтобы почувствовать божественную литургию?
Я читаю Евангелие с ожиданием: что предстоит мне сегодня услышать от Бога?
Что Он скажет мне?
И могу вас уверить, что никогда ни на одной литургии, Бог не оставляет меня без нового откровения».

И мы, когда внимаем словам богослужения, можем каждый день получать откровение и утешение, и ободрение от Бога.

Какая еще особенность есть в поведении людей, которые ходят в гости?
Человек, любящий своего друга, даже когда устанет или занеможет, все равно хочет общаться с ним.
И приходя к нему в гости, он забывает об усталости, говорит бодро, слушает внимательно, улыбается.
Так и мы, приходя в храм, можем забыть об утомлении, сонливости и немощи, если только немного понудим себя. Насколько возможно, будем бодренно предстоять пред Господом.

Мне нравится, как пишет об этом старец Емилиан:

«Пойди в церковь и сядь там как можно более удобней.
Сможешь ты тогда молиться?
Если даже ты скажешь, что ты молишься, но будь ты хоть ангелом, ты не сможешь так молиться!
Ангелы трепещут и стоят бодренно, как бы им не впасть в нерадение, а ты, человек, облеченный плотью, которая противится духу, думаешь, что можешь так молиться Богу?».

Конечно, бывают разные ситуации, необязательно, чтобы все без исключения стояли, но главное – чтобы мы не искали полного физического успокоения, не старались в храме устроиться поудобнее, со всем возможным комфортом.
В этом мы не найдем покоя.

У старца Емилиана есть еще такое интересное поучение:

«Нерадивый человек всегда от чего-то страдает, чего-то ему недостает.
Ты даешь ему место в этой стасидии – ему кажется, что ему в глаза бьет свет от лампочки на клиросе и у него кружится голова.
Сажаешь его в другое место – ему кажется, что там темно и что темнота вызывает у него сонливость.
Меняешь и это место, ему кажется, что там жарко.
Он постоянно расстроен, неустроен, нигде не может успокоиться».

Иначе говоря, только тогда, когда мы понуждаем себя к подвигу ради внимательной молитвы – только тогда нам действительно бывает хорошо и спокойно.
Тогда мы действительно ощущаем Бога как друга, рядом с которым забываются любые немощи и скорби.

Какое еще условие хорошо нам соблюдать, приходя в гости к Богу?
В обычной жизни принято, идя к близким и родным людям, приносить им подарок.
Но что мы можем преподнести Тому, Кто в руке Своей держит всю Вселенную?

Я хочу рассказать вам один случай, возможно, многие из вас о нем читали.
Архимандрит Софроний (Сахаров) вспоминал об одном монахе, происходившем из крестьянской семьи. Когда этот человек был еще ребенком, семья терпела бедственное положение, и они жили впроголодь. Мальчик был очень слабым, часто болел.
Дальше я зачитаю:
«Однажды мать, отчаявшись, взяла ребенка на руки и принесла в храм.
Там перед иконой Божией Матери она от всего сердца, со слезами просила:
“Возьми его, теперь он Твой сын, возьми его под Твою защиту”.
С этой молитвой она принесла ребенка назад домой, и этой же ночью мальчик увидел во сне женщину, блистающую светом и славой. Он знал, что она императрица и его мама.
Она дает ему что-то завернутое в платок и говорит: “Отнеси это императору”.
Мальчик берет этот платок и идет в большой, длинный, богато убранный зал, в конце которого он видит трон, на котором восседает император, окруженный слугами, солдатами.
Увидев себя, простого крестьянского мальчика, в таком окружении, он испугался и от страха пал ниц.
Император приказывает поднять мальчика и просит показать ему, что он держит в руке, завернутое в платок. Слуги подымают мальчика, принимают из его рук сверток и разворачивают его.
“Два сокрушенных сердца”, – говорят они.
Тогда император поднимается и говорит: “Теперь ты мой сын”.
Ребенок проснулся. С того дня мальчик больше не болел.
Он вырос и стал впоследствии монахом, обладающим даром глубокой молитвы».

И от нас Господь не ждет лучшего дара, чем наше сокрушенное сердце.
Но принося Богу в дар свое сокрушение и печаль о грехах, мы не должны забывать еще об одном самом важном правиле, как мы должны ходить в гости.
Человеку, который пришел на праздник, неприлично и неестественно сидеть с угрюмым лицом.
И для нас, каждый день приходящих в храм на торжество, прилично ли быть унылыми или огорченными?

Один греческий подвижник, старец Амфилохий говорил:

«Молись с таким расположением, какое имеют идущие на пир.
Они бодры и все время радостны.
Так и ты, когда тебе предстоит побеседовать со своим Женихом, не слушай, если искуситель будет наводить на тебя уныние, с намерением помешать»

То есть терпим ли мы брани, одолеваемся ли помыслами, страдаем от телесной немощи – главное не унывать.
Мы должны все время помнить, что мы – Божии избранники, приглашенные Им на пир, в Его дом.
Будем все преодолевать бодро, терпеливо, зная, что мрак обязательно развеется и радость войдет в наше сердце.
Поглощенные беседой с Господом, Его милостью, Его добротой, Его к нам любовью, мы забудем всё и всех, и лишь одно желание останется в нашей душе – чтобы это безмолвная беседа длилась вечно.
Царь предложит нам вкусить от Трапезы Его, возвеселит и утешит, а затем, не желая отпустить нас с пустыми руками, щедро одарит Своими небесными благодатными дарами.

Поистине чудесно, как, войдя в храм нищими и убогими, мы можем выйти из него преобразившимися, украшенными царскими одеждами, имея в руках несметные сокровища.

У праведного Иоанна Кронштадтского есть об этом прекрасные слова:
«Всё мы можем получить в храме Божием. Здесь витает дух небесный, неземной;
здесь школа Иисуса Христа, в которой воспитываются будущие небесные граждане;
здесь вы получаете и уроки небесные от Божественного Наставника Иисуса Христа и Духа Святого в Евангелии, и пищу небесную, и питие небесное, и одеяние духовное, небесное, и духовное всеоружие против врагов спасения;
здесь получаете и мир пренебесный, столько необходимый в духовных наших занятиях, в духовном нашем воспитании, и силы для духовных трудов и борьбы с грехом.

Здесь мы научаемся и сладкой беседе с Отцом нашим Небесным и с Пречистой Царицей Богородицей, с ангелами Господними и со святыми, научаемся, как и о чем молиться.
Здесь, собираясь вместе в дом Божий, как дети одного Отца Небесного, как члены таинственного тела Христова, мы научаемся любить друг друга, как Самого Христа».

Кто-то может сказать:

«Да, но если я прихожу в храм и ничего этого чувствую?
Уже много дней я прихожу, но Господь как будто не хочет принять меня!».
Так бывает и в обычной жизни. Человек приходит к другу, но тот почему-то не открывает дверь.
И что же делает тот, кто искренне любит своего друга, кто хочет снова его увидеть?
Он не отчаивается, не уходит с обидой навсегда, но снова и снова возвращается к дверям любимого дома и стучит, пока друг не откроет ему.

Мне нравится, как пишет об этом старец Емилиан:
«Если ты предстоишь пред Господом и просишь, и стучишь, то стучи с терпением, не спеши.
Если Он не открывает тебе, то это не повод перестать стучать.
Наоборот это повод оставаться настойчивым, учащать удары своего сердца и увеличивать число коленопреклонений и слез.
Господь обязательно откроет тому, кто остается настойчивым.
Он открывает тому, кто терпеливо ждет и говорит: придет час.
И поистине, этот час придет! Невозможно ему не прийти.
И потому не спеши, но знай, чего просить.
Проси Святого Духа, проси чистоты сердца.
И тогда Христос, как Он сжал в Своих объятиях блудного сына, так сожмет и тебя».

Будем же стремиться в храм с верой, будем звать Бога, как друга, будем просить Его, как друга, и Он обязательно откроет нам.
И тогда никакой труд не покажется нам чрезмерным, и уныние далеко отбежит от нас.
Каждый день будет для нас начинаться и заканчиваться ожиданием чего-то светлого, радостного, сердце будет пламенеть любовью к Богу и желанием встречи с Ним.

Есть одно прекрасное поучение о том, что такое для нас пребывание в храме:

«Мы переживаем радость на богослужении – как ежедневное торжество, как крик радости, как ликование в Боге.
Большинство песнопений нашей Церкви потрясают человека.
Они вызывают восторг в душе слушающего и участвующего в службе.
Он чувствует себя так, будто ему хочется торжествовать.
А литургия, центральная часть богослужений, – это тем более торжество.
В храме мы каждый день видим то, о чем говорит Псалмопевец Давид: “радуйтеся, праведнии”, “восплещите руками”, “воскликните Богови вся земля”».

И закончить беседу я хочу таким небольшим рассуждением.
Когда у человека есть состоятельный друг или родственник, обладающий властью и силой, то такой человек может забыть о многих проблемах.
С какой бы бедой или трудностью он ни пришел к своему покровителю, все сразу разрешается.

А наш покровитель – Сам Небесный Царь, и о чем нам заботиться, о чем тревожиться, из-за чего горевать?

Нам нужно только лишь приходить в храм, как пишет об этом преподобный Феодор Студит, и его словами я хочу завершить беседу:

«Иные предпринимают долгие и трудные путешествия для стяжаний ничтожных и непрочных, а нам предлежит днем и ночью притекать лишь в храм Божий, чтобы возносить там хвалы величию Божию, и через то приобретать не злато гибнущее, но духовные сокровища некрадомые и вечные».




Добавить комментарий:
Ваше имя *:

Ваш комментарий:



Введите число на картинке(защита от спама): 

Внимание! Тексты, содержащие ссылки сохранены не будут!


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
 Как ходить в гости… к Богу. Беседа матушки Домники | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 18