Вспомним притчу Спасителя о том, как Царь созывал гостей к Себе
в дом на брак Своего Сына.
Эту притчу можно понимать по-разному, я же хочу рассмотреть ее
вот в каком смысле.
Еще живя на этой земле, мы ежедневно бываем призываемы Царем царей
к Нему в дом – то есть в храм Божий.
Царь зовет нас к Себе, чтобы выслушать наши чаяния и просьбы,
ободрить и утешить, насытить и напоить Своими Телом и Кровью,
несущими в себе вечную жизнь и вечное веселие.
Желает Царь и одарить нас, пришедших к Нему: кого кротостью, кого
смирением, кого избавлением от брани, кого сердечным чувством
любви.
В Царском доме всегда праздник, всегда торжество, потому что здесь
каждый день совершается память того или иного святого.
И то райское блаженство, в котором пребывают святые на небесах,
можем переживать и мы.
Им наполнен каждый храм, и нас, приходящих сюда, Господь призывает
быть причастниками небесной славы, небесного блаженства.
И если мы будем приходить в дом Господень подготовленными,
в правильном устроении, то каждый раз мы будем живо чувствовать,
что вступаем в небесный чертог, преддверие Царствия Божия.
Теперь давайте подумаем, как обычно готовятся к тому, чтобы
пойти в гости к близкому и дорогому человеку – и отсюда возьмем
образ для себя.
Ведь Господь для нас не только Царь и Владыка, но Он – Тот,
Кто для нас ближе и роднее всех людей.
Итак, что делает человек, когда идет в гости к другу, какие
чувства он испытывает, какие правила соблюдает?
Утром, едва проснувшись, он сразу вспоминает о предстоящей
встрече и радуется, и с нетерпением ждет назначенного часа,
и ни о чем не может помышлять, как только о том, к кому он пойдет.
И эта трепетная радость немедленно прогоняет сон. Так и для
нас естественно и правильно, пробудившись от сна, сразу обрадоваться:
ведь меня позвал Сам Господь, я иду сейчас к Нему и буду беседовать
с Ним!
Один святой старец, когда утром чувствовал разленение и противоборство
плоти, не желающей расставаться с ночным покоем, говорил себе:
«Что же ты лежишь? Господь и Бог твой зовет тебя для беседы».
И после этого бодро вставал.
А иногда человек до того желает встречи со своим другом, что
не может долго спать и поднимается с постели ни свет ни заря.
Так и монахи встают среди ночи, пробуждаемые нетерпеливым желанием
начать беседу с Богом.
В монастырях на Афоне многие насельники поднимаются на два-три
часа раньше общего пробуждения, чтобы уединенной молитвой подготовить
себя к предстоящему Богослужению.
Я знаю, что и у нас некоторые поступают так, и радуюсь за этих
сестер.
Послушайте, как вдохновенно описывает один подвижник радость
ночной молитвы:
«В ненарушимой тишине ночи, когда спит всякая молва житейская
и даже самые страсти притихают в нас, – тогда ум бывает светлее
и чище, мысль возвышеннее, и сердце теплее к Богу, так что тогда
молитва легко, как на крыльях ангельских, несется на небо в
невозмутимом спокойствии и чистоте духа».
Конечно, я не хочу сказать, что все в нашем монастыре должны
вставать пораньше – далеко не для всех это возможно.
Но каждая может понуждать себя к тому, чтобы с радостью и желанием
устремляться к молитвенному подвигу. Это самое главное.
О чем еще заботится человек, который собирается посетить своего
любимого друга?
О своем внешнем виде.
Никто не идет в гости, прежде чем не убедится, что лицо у него
чистое, волосы причесаны, одежда цела и опрятна – и ничто не
оскорбит взгляда дорогого и близкого человека.
И мы, когда идем в храм, конечно, заботимся о своей внешности.
Интересную подробность из своей жизни рассказывает афонский
старец Порфирий:
«Когда я был еще ребенком, старец один раз сказал мне (отец
Порфирий с детства подвизался на Афоне, где жил с двумя старцами):
- Чадо! Мой руки и перед едой, и всякий раз, когда мы собираемся
идти в церковь.
Потому что мы входим в святое место, там всё должно быть чистым.
С тех пор я стал каждый раз мыть руки с мылом.
По какой бы причине я не собрался идти в церковь, всегда мыл
руки с мылом».
Вот так может выражаться благоговейная любовь – в такой, казалось
бы, мелочи!
И для нас, конечно, важно приходить в храм к любимому Господу
опрятными, собранными – и не только наружно, но и внутренне.
Есть еще одно важное правило.
Когда мы идем в гости, мы не приводим с собой постороннего человека,
а тем более не приходим с целой компанией – это будет воспринято
как дерзость и неуважение.
Также и в храм мы не должны приходить с гурьбой помыслов.
Постараемся на пути избавиться от этих докучливых спутников,
а если не удается, то попросим помощи у Хозяина дома, скажем:
«Господи, я не звала их, зачем они идут за мной? Прогони их!».
Скажем, конечно, не буквально такими словами, но – молитвой
Иисусовой, соединенной с искренним чувством. И, конечно, Господь
Своей сильной рукой прогонит прочь незваных гостей.
Чем еще отличается поведение человека, пришедшего к своему
другу?
Если он действительно любит его, то приходит к нему для того,
чтобы насладиться беседой с ним, а не для того, чтобы заняться
у него дома своими делами или рассмотреть обстановку.
И мы приходим в храм ради того, чтобы говорить с Господом, а
не ради того чтобы обдумать планы на завтра или разрешить какие-либо
проблемы.
Замечательно пишет об этом старец Емилиан:
«Если я буду заниматься проблемами, то я буду гнать от себя
Бога.
Бог хочет, чтобы весь наш ум принадлежал Ему, Он не терпит,
чтобы ум разделялся.
Поэтому пусть наш ум не берет в себя ничего: ни проблем, ни
борьбы, ни печалей – пусть он будет совершенно пустым, чтобы
его мог наводнить Христос, чтобы ум наполнялся Богом.
И когда Бог наполняет нас, есть надежда и уверенность, что наша
литургия не пройдет бесследно.
Наша литургия будет совершенной, твердой, надежной и плодоносной
божественной литургией».
Представим еще: как говорит со своим другом человек, пришедший
к нему в гости, с каким чувством? Произносит ли он вежливые,
ничего не значащие фразы, как будто исполняет некий долг?
Нет, он раскрывает перед ним свою душу, говорит с доверием и
теплом, с надеждой на понимание и сочувствие.
С таким настроением и мы можем приходить к Богу – не ради исполнения
долга, но ради того чтобы открыть Ему свое сердце, быть услышанными
и утешенными.
Старец Порфирий Кавсокаливит пишет:
«Когда всё бывает лишь формально, тогда приносит
вред, а не пользу.
И потому, сколько есть сил, нужно избегать формализма и углубляться
в суть.
То есть горячо желать служб, стремиться к ним, получать удовольствие
от молитвы, от беседы с Богом».
Теперь вспомним еще вот о чем. Когда человеку бывает особенно
хорошо в гостях?
Конечно, тогда, когда он единодушен с хозяином.
А как достигается единодушие?
Когда всё, что принадлежит нашему другу, всё, что ему нравится,
всё, чем он живет, мы тоже стараемся понять и полюбить, как
свое собственное.
В храме мы слышим песнопения и чтения, посвященные Богу, молитвы,
приятные Ему – и через них мы можем стать единодушными с Ним,
единодушными с Господом.
Прекрасно пишет об этом старец Порфирий:
«Чтобы приходить в церковь с удовольствием, нужно
быть внимательным, воспринимать службы и радоваться им, радоваться
тропарям, чтению, молитвам.
Внимайте каждому слову, следите за смыслом. Понимаете? Отсюда
начинается радость…
Литургические молитвы, когда произносятся осмысленно и со вниманием,
становятся нашими собственными молитвами».
Иногда для того, чтобы появилось внимание и умиление в молитве,
нам бывает достаточно только одного – прислушаться к словам
богослужения, к чтению Евангелия или паремий.
Старец Емилиан в одной из своих бесед, посвященных литургии,
рассказывает о себе:
«Что я делаю для того, чтобы почувствовать божественную
литургию?
Я читаю Евангелие с ожиданием: что предстоит мне сегодня услышать
от Бога?
Что Он скажет мне?
И могу вас уверить, что никогда ни на одной литургии, Бог не
оставляет меня без нового откровения».
И мы, когда внимаем словам богослужения, можем каждый день получать
откровение и утешение, и ободрение от Бога.
Какая еще особенность есть в поведении людей, которые ходят
в гости?
Человек, любящий своего друга, даже когда устанет или занеможет,
все равно хочет общаться с ним.
И приходя к нему в гости, он забывает об усталости, говорит
бодро, слушает внимательно, улыбается.
Так и мы, приходя в храм, можем забыть об утомлении, сонливости
и немощи, если только немного понудим себя. Насколько возможно,
будем бодренно предстоять пред Господом.
Мне нравится, как пишет об этом старец Емилиан:
«Пойди в церковь и сядь там как можно более удобней.
Сможешь ты тогда молиться?
Если даже ты скажешь, что ты молишься, но будь ты хоть ангелом,
ты не сможешь так молиться!
Ангелы трепещут и стоят бодренно, как бы им не впасть в нерадение,
а ты, человек, облеченный плотью, которая противится духу, думаешь,
что можешь так молиться Богу?».
Конечно, бывают разные ситуации, необязательно, чтобы все без
исключения стояли, но главное – чтобы мы не искали полного физического
успокоения, не старались в храме устроиться поудобнее, со всем
возможным комфортом.
В этом мы не найдем покоя.
У старца Емилиана есть еще такое интересное поучение:
«Нерадивый человек всегда от чего-то страдает, чего-то
ему недостает.
Ты даешь ему место в этой стасидии – ему кажется, что ему в
глаза бьет свет от лампочки на клиросе и у него кружится голова.
Сажаешь его в другое место – ему кажется, что там темно и что
темнота вызывает у него сонливость.
Меняешь и это место, ему кажется, что там жарко.
Он постоянно расстроен, неустроен, нигде не может успокоиться».
Иначе говоря, только тогда, когда мы понуждаем себя к подвигу
ради внимательной молитвы – только тогда нам действительно бывает
хорошо и спокойно.
Тогда мы действительно ощущаем Бога как друга, рядом с которым
забываются любые немощи и скорби.
Какое еще условие хорошо нам соблюдать, приходя в гости к Богу?
В обычной жизни принято, идя к близким и родным людям, приносить
им подарок.
Но что мы можем преподнести Тому, Кто в руке Своей держит всю
Вселенную?
Я хочу рассказать вам один случай, возможно, многие из вас о
нем читали.
Архимандрит Софроний (Сахаров) вспоминал об одном монахе, происходившем
из крестьянской семьи. Когда этот человек был еще ребенком,
семья терпела бедственное положение, и они жили впроголодь.
Мальчик был очень слабым, часто болел.
Дальше я зачитаю:
«Однажды мать, отчаявшись, взяла ребенка на руки и принесла
в храм.
Там перед иконой Божией Матери она от всего сердца, со слезами
просила:
“Возьми его, теперь он Твой сын, возьми его под Твою защиту”.
С этой молитвой она принесла ребенка назад домой, и этой же
ночью мальчик увидел во сне женщину, блистающую светом и славой.
Он знал, что она императрица и его мама.
Она дает ему что-то завернутое в платок и говорит: “Отнеси это
императору”.
Мальчик берет этот платок и идет в большой, длинный, богато
убранный зал, в конце которого он видит трон, на котором восседает
император, окруженный слугами, солдатами.
Увидев себя, простого крестьянского мальчика, в таком окружении,
он испугался и от страха пал ниц.
Император приказывает поднять мальчика и просит показать ему,
что он держит в руке, завернутое в платок. Слуги подымают мальчика,
принимают из его рук сверток и разворачивают его.
“Два сокрушенных сердца”, – говорят они.
Тогда император поднимается и говорит: “Теперь ты мой сын”.
Ребенок проснулся. С того дня мальчик больше не болел.
Он вырос и стал впоследствии монахом, обладающим даром глубокой
молитвы».
И от нас Господь не ждет лучшего дара, чем наше сокрушенное
сердце.
Но принося Богу в дар свое сокрушение и печаль о грехах, мы
не должны забывать еще об одном самом важном правиле, как мы
должны ходить в гости.
Человеку, который пришел на праздник, неприлично и неестественно
сидеть с угрюмым лицом.
И для нас, каждый день приходящих в храм на торжество, прилично
ли быть унылыми или огорченными?
Один греческий подвижник, старец Амфилохий говорил:
«Молись с таким расположением, какое имеют идущие
на пир.
Они бодры и все время радостны.
Так и ты, когда тебе предстоит побеседовать со своим Женихом,
не слушай, если искуситель будет наводить на тебя уныние, с
намерением помешать»
То есть терпим ли мы брани, одолеваемся ли помыслами, страдаем
от телесной немощи – главное не унывать.
Мы должны все время помнить, что мы – Божии избранники, приглашенные
Им на пир, в Его дом.
Будем все преодолевать бодро, терпеливо, зная, что мрак обязательно
развеется и радость войдет в наше сердце.
Поглощенные беседой с Господом, Его милостью, Его добротой,
Его к нам любовью, мы забудем всё и всех, и лишь одно желание
останется в нашей душе – чтобы это безмолвная беседа длилась
вечно.
Царь предложит нам вкусить от Трапезы Его, возвеселит и утешит,
а затем, не желая отпустить нас с пустыми руками, щедро одарит
Своими небесными благодатными дарами.
Поистине чудесно, как, войдя в храм нищими и убогими, мы можем
выйти из него преобразившимися, украшенными царскими одеждами,
имея в руках несметные сокровища.
У праведного Иоанна Кронштадтского есть об этом прекрасные слова:
«Всё мы можем получить в храме Божием. Здесь витает дух небесный,
неземной;
здесь школа Иисуса Христа, в которой воспитываются будущие небесные
граждане;
здесь вы получаете и уроки небесные от Божественного Наставника
Иисуса Христа и Духа Святого в Евангелии, и пищу небесную, и
питие небесное, и одеяние духовное, небесное, и духовное всеоружие
против врагов спасения;
здесь получаете и мир пренебесный, столько необходимый в духовных
наших занятиях, в духовном нашем воспитании, и силы для духовных
трудов и борьбы с грехом.
Здесь мы научаемся и сладкой беседе с Отцом нашим Небесным и
с Пречистой Царицей Богородицей, с ангелами Господними и со
святыми, научаемся, как и о чем молиться.
Здесь, собираясь вместе в дом Божий, как дети одного Отца Небесного,
как члены таинственного тела Христова, мы научаемся любить друг
друга, как Самого Христа».
Кто-то может сказать:
«Да, но если я прихожу в храм и ничего этого чувствую?
Уже много дней я прихожу, но Господь как будто не хочет принять
меня!».
Так бывает и в обычной жизни. Человек приходит к другу, но тот
почему-то не открывает дверь.
И что же делает тот, кто искренне любит своего друга, кто хочет
снова его увидеть?
Он не отчаивается, не уходит с обидой навсегда, но снова и снова
возвращается к дверям любимого дома и стучит, пока друг не откроет
ему.
Мне нравится, как пишет об этом старец Емилиан:
«Если ты предстоишь пред Господом и просишь, и стучишь, то стучи
с терпением, не спеши.
Если Он не открывает тебе, то это не повод перестать стучать.
Наоборот это повод оставаться настойчивым, учащать удары своего
сердца и увеличивать число коленопреклонений и слез.
Господь обязательно откроет тому, кто остается настойчивым.
Он открывает тому, кто терпеливо ждет и говорит: придет час.
И поистине, этот час придет! Невозможно ему не прийти.
И потому не спеши, но знай, чего просить.
Проси Святого Духа, проси чистоты сердца.
И тогда Христос, как Он сжал в Своих объятиях блудного сына, так
сожмет и тебя».
Будем же стремиться в храм с верой, будем звать Бога, как друга, будем просить
Его, как друга, и Он обязательно откроет нам.
И тогда никакой труд не покажется нам чрезмерным, и уныние далеко
отбежит от нас.
Каждый день будет для нас начинаться и заканчиваться ожиданием
чего-то светлого, радостного, сердце будет пламенеть любовью
к Богу и желанием встречи с Ним.
Есть одно прекрасное поучение о том, что такое для нас пребывание
в храме:
«Мы переживаем радость на богослужении – как ежедневное торжество,
как крик радости, как ликование в Боге.
Большинство песнопений нашей Церкви потрясают человека.
Они вызывают восторг в душе слушающего и участвующего в службе.
Он чувствует себя так, будто ему хочется торжествовать.
А литургия, центральная часть богослужений, – это тем более
торжество.
В храме мы каждый день видим то, о чем говорит Псалмопевец Давид:
“радуйтеся, праведнии”, “восплещите руками”, “воскликните Богови
вся земля”».
И закончить беседу я хочу таким небольшим рассуждением.
Когда у человека есть состоятельный друг или родственник, обладающий
властью и силой, то такой человек может забыть о многих проблемах.
С какой бы бедой или трудностью он ни пришел к своему покровителю,
все сразу разрешается.
А наш покровитель – Сам Небесный Царь, и о чем нам заботиться,
о чем тревожиться, из-за чего горевать?
Нам нужно только лишь приходить в храм, как пишет об этом преподобный
Феодор Студит, и его словами я хочу завершить беседу:
«Иные предпринимают долгие и трудные путешествия для стяжаний
ничтожных и непрочных, а нам предлежит днем и ночью притекать
лишь в храм Божий, чтобы возносить там хвалы величию Божию,
и через то приобретать не злато гибнущее, но духовные сокровища
некрадомые и вечные».