- Святые добродетели подобны лествице Иакова; а непотребные
страсти – узам, спадшим с верховного Петра. Добродетели,
будучи связаны одна с другою, произволяющего возводят
на небо; а страсти, одна другую рождая, и одна другою
укрепляясь, низвергают в бездну. И как мы ныне слышали
от безумного гнева, что памятозлобие есть одно из собствленных
порождений его: то по порядку будем теперь об нем и
говорить.
- Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений,
ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души,
червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления,
отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное
чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий,
законопреступление неусыпающее, злоба повсечасная.
- Памятозлобие, сия темная и гнусная страсть, есть
одна из тех страстей, которые рождаются, а не рождают,
или еще и рождают.
Мы не намерены много об ней говорить.
- Преставший от гнева убил памятозлобие; ибо доколе
отец жив, дотоле бывает и чадородие.
- Кто приобрел любовь, тот устранился от вражды; враждующий
же собирает себе безвременные труды.
- Трапеза любви разоряет ненависть; и дары искренние
смягчают душу. Но трапеза без внимания есть матерь дерзости;
и чрез окно любви вскакивает чревообъядение.
- Видал я, что ненависть расторгала долговременные
узы блудной любви; а потом памятозлобие чудным образом
не попускало им вновь соединиться.
Дивное зрелище! Бес беса врачует; но может быть, это
дело не бесов, но Провидения Божия.
- Памятозлобие далеко от твердой естественной любви,
но блуд удобно приближается к ней, как иногда видим
в голубе кроющихся вшей.
- Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов и, враждуя,
враждуй против твоей плоти непрестанно. Ибо плоть сия
есть друг неблагодарный и льстивый: чем более мы ей
угождаем, тем более она нам вредит.
- Памятозлобие есть лукавый толковник писания, который
толкует речения Духа по своему разумению. Да посрамляет
его молитва, дарованная нам Иисусом, которой мы не можем
произносить с Ним, имея памятозлобие.
- Когда после многого подвига ты не возможешь исторгнуть
сие терние, тогда кайся и смиряйся, по крайней мере,
на словах перед тем, на кого злобишься, чтобы ты, устыдившись
долговременного перед ним лицемерия, возмог совершенно
полюбить его, будучи жегом совестию, как огнем.
- Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от
сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем, или за
зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу:
но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное
или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься.
- Памятозлобный безмолвник есть аспид, скрывающийся
в норе, который носит в себе яд смертоносный.
- Воспоминание страданий Иисусовых исцелит памятозлобие,
сильно посрамляемое Его незлобием. В дереве, внутри
гнилом, зарождается червь; а в видимо кротких и безмолвных,
но не поистине таковых, скрывается продолжительный гнев.
Кто извергает из себя гнев, тот получает прощение грехов;
а кто прилепляется к нему, тот лишается милосердия Божия.
- Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить
прощение; но человек, не помнящий зла, опередил их.
Отпустите мало, и отпустят вам много (Лк. 6, 37).
- Непамятозлобие есть знак истинного покаяния; а кто
содержит в сердце памятозлобие, и думает, что он творит
покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется,
что он бежит.
- Видал я зараженных памятозлобием, которые увещевали
других забыть обиды, а потом, устыдившись слов своих,
страсть свою оставили.
- Никто не думай, что сия мрачная страсть маловажна;
ибо часто она вкрадывается и в духовных мужей.
- Степень девятая. Вступивший на нее с дерзновением
да просит разрешения грехов у Спасителя Иисуса.
«Лествица», преподобный Иоанн
Лествичник
|