Сегодня Радоница. Радоница— радоваться.
С приветствием «Христос воскресе» мы обращаемся ко всем
усопшим.
Или так образно выразиться, мы как бы сходим в ад, чтоб
известить пленников, чтобы со всеми умершими заговорить
человеческим языком.
Сошёл туда Христос, сегодня сходим мы. Но это только
наше логическое построение.
С сошествием Христа в ад ада нигде нет, нет смерти,
нет умерших, и так называемым умершим мы говорим так
же, как и живым: Христос воскресе!
И если бы мы имели настоящий слух, не тот, которым различаем
только земные звуки, мы бы услышали: воистинну воскресе
Христос. И их «воистинну воскресе» прозвучало более
бы слышно, чем наше. Потому что они больше знают, чем
мы.
Мы смотрим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно,
они смотрят так, как и нужно, видят воочию, что там
есть. А там есть жизнь и жизнь настоящая.
Здесь тоже то, чем мы живём, называем жизнью, но это
не жизнь, в лучшем случае это для нас отпущенное время,
чтоб достигнуть настоящей жизни, в худшем случае — мелькнувший
миг, вот есть — и сразу его нет.
А там только «есть», «нет» там не может быть.
Но во всё это нам нужно проникнуть верой, и верой в
Воскресшего Христа. Христос воскресе и запоры ада разрушены,
Христос воскресе и нет смерти, Христос воскресе и для
всех нас наступило торжество жизни, но мы ещё на земле
и торжество жизни для нас не так понятно.
Откроем Деяния Апостолов и Евангелие на сегодняшний
день.
В Деяниях рассказывается, как Апостолы проповедовали
Христа воскресшего, и к ним приступили священники, и
начальники стражи при храме, и саддукеи, досадуя на
то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение
из мертвых, и до сих пор досадуют, что в Иисусе проповедуют
воскресение.
А как же без этого, без воскресения Христова, только
мертвецы на кладбище, да мы, готовящиеся стать мертвецами.
С воскресением Христовым нет мертвых, и мы не будем
никогда мертвецами.
Но люди не хотят этого понимать, за такую радостную
проповедь гонят.
Как далее говорится в Деяниях: и наложили на них руки
и отдали их под стражу до утра.
Но вопреки этому многие же из слушавших слово уверовали,
и число таковых людей около пяти тысяч. Да и как не
веровать, ибо душа человеческая — подобие Божие и не
смиряется с тем положением, что умереть — это нормально.
Умереть — это именно ненормально.
Когда умереть нам кажется нормально, это показатель
только того, чем мы живём.
Живём тем, что ведёт к смерти, и естественно, нам смерть
кажется нормальным, а смерть — это не нормально, нужно
жить высшими интересами, как говорится, интересами духа,
тогда для нас смерть не нормально, нормально только
жизнь, и при том жизнь не временная, а вечная.
Иногда, у проповедающих воскресение, спрашивают, какой
силой или каким именем вы это делаете, и ответ может
быть один: именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы
распяли, Которого Бог воскресил из мертвых.
Оттого мы вопреки всему говорим: Христос воскресе, и
невольно душа человеческая отвечает: воистинну воскресе.
Оттого мы обращаемся к мертвым, как живым, и они отвечают
нам, как живые: воистинну воскресе Христос.
В Евангелии (это обычное, которое читается над покойником)
говорится: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына
Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не
погиб, но имел жизнь вечную.
Всякий верующий в Христа не погибает, но имеет жизнь
вечную.
Только вера должна быть не мертвой, а живой.
А живой она тогда является, когда связана с добрыми
делами, ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить
мир, но чтобы мир был спасён через Него.
Отсюда и нам запрещается осуждение друг друга… Не судить,
а спасать.
Судящий другого судит самого себя.
Мир должен быть спасён, всё для того, чтоб спасти мир,
как бы это ни было трудно.
Вот точное определение неверия: суд над собой.
Не веришь -значит, для тебя нет ничего живого, ты мертв.
Суд не как осуждение, а как правильное понимание сущности
состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более
возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их злы.
И всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к
свету, чтобы не обличились дела его, потому что они
злы.
А поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были
дела его, потому что в Боге соделаны. Если наша совесть
чиста — и для нас дорог свет, кто прячется в тьму, тот
прячет свою совесть.
К свету! К свету Христову, вот единственный наш путь,
в нем истина и жизнь.
Христос воскресе!
Пусть же ответ «воистинну воскресе» не останется только
словами. Будем жить для воскресения Христова, чтоб не
только поминать усопших, а встретиться с ними в вечности,
встретиться и обрадоваться, и радости нашей не будет
конца. Христос Воскресе!
Протоиерей Димитрий Дудко.
Из виноградника Божия. М., 2009 г.
Проповедь произнесена
4 мая 1981 г. в селе Виноградово