Магизм как состояние сознания возможен всюду.
Яркий пример его в христианской практике – крещение, причащение,
венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто
житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а
не по вере, как об этом говорит Господь (Мк. 16,16).
Выражением того же магического сознания является распространяющееся
в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм).
Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например,
в Московской епархии) благословения епископа, без которого
иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия.
(Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более
как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется
благословение епископа, без которого любое священнодействие
и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое,
губительно действующее и на заклинателя, и на больного.)
Лаодикийский собор (364) постановил:
"Не произведенным от епископов не должно заклинати ни
в церквах, ни в домах..." (пр. 26).
Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный
характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии
отчитывающих.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит
о последнем:
"А кто желает повелевать нечистыми духами,
или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом
какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово,
но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует
Учителю смирения...
Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми
и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями..."
[1]
Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований,
ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен.
"Постановлени апостольские" (III в.) уже запрещают
поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что "славный
подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения
и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому
что получивший дарование исцелений показуется через откровения
от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем".
В V в. экзорцисты уже не упоминаются [2].
Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра
Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви
он не получил никакого практического признания.
Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что
был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал
исцеления.
Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя,
что "сей род изгоняется только молитвою и постом"
(Мф. 17, 21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря
которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия
и получает от Бога дар побеждения злых духов.
Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных
и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы.
Однако таковых и в древности были единицы [3], а о настоящем
времени и говорить не приходится.
Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий
сам с помощью особых молитв и священнодействий ("ех opere
operate") изгонять (отчитывать) злых духов "Иисусом,
Которого Павел проповедуют" (Деян. 19. 13), рискует не
только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно
повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого
в еще большие болезни и страдания.
Не имея дара Святого Духа. нельзя создавать видимость действия
Его дара.
Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках:
"Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы,
которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не
имея их духовных дарований" [4].
есов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а
лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь.
При этом святые исцеляли "просто" молитвой, большей
частью внутренней, невидимой для других, реже – внешней (см.,
например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста),
совершая таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без
какого-либо специального заклинательного чинопоследования
[5], поскольку таковой уже совершается над всеми верующими
перед таинством Крещения и является освящениемих акта сознательного
отречения от сатаны и всех дел его.
Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически
запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими
духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную
свободу "проповедовать", вводить присутствующих
в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни,
плотских страстей и т.п.
Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет
бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.
Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.
В послании под именем святителя Климента Римского "О
девстве" аскетам предписывается
"...посещать одержимых
злыми духами и творить над ними молитвы.
Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными
и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания".
"Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною
силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые
бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко
злу.
Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот
должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит,
такого беса и изгонит.
Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов
этих страстей" [6].
У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах "О
Божественных дарованиях" находим следующее:
"Человек, преданный явным порокам, может иногда производить
удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим...
и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений,
надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение.
От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей,
не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов,
показывают вид, будто их святость жжет их и они принужденыбежать
от одержимых ими" [7].
Преподобный Варсануфий Великий:
"Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление,
не зная. что тебе полезно" [8].
Он же:
"Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным
о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных
будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь
в их власти, он им же противоречит.
Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними
власть.
Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу,
который сделал сие, потому что имел впасть? Нам же, немощным,
остается только прибегать к имени Иисусову" [9].
Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом:
"Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда
и молящие за него будут услышаны, ибо "много может молитва
праведного споспешествуема" (Иак. 5,16), и Господь сказал:
"Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом"
(Мф. 17,21)" [10].
Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам:
"Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет.
А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым
возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость
и на все твое благоразумие" [11].
Блаженный Феофилакт Болгарский:
"Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии,
если не исправляются" [12].
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
"Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны
над каждой из вас при святом Крещении.
Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого
человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет
само собой..."
"Поминайте а молитвах Ваших болящую Д., которая предана
судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется...
В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит
худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались
многие великие угодники Божии...
Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо
вражеского помысла, могущего навеки погубить душу" [13].
Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют
об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу
целительства бесноватых.
Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что
и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному
Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение
"нового века", а в секулярной среде – так называемая
экстрасенсорика.
Все это калечит и души, и тела людей.
Магическое восприятие культа является одной из главных причин
вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста
язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.
Величайшее искушение для человека – "сорвать тайны
бытия" (Бога, человека, природы) и самому стать "как
Бог", неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить
себе и Самого Бога.
Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи – своего
рода психологическая революция человека против Бога.
По Священному Писанию, последним шагом развития язычества
должно быть явление властителя всего мира – антихриста, "человека
греха", "беззаконника" (2 Фее. 2; 3, 8) в высшем
и исключительном значении этого слова, "так что в храме
Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фее.
2, 4) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.
------------------------------------
1. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания.
М., 1892. С. 445.
2. Подробнее об этом: Успенский Н.Д. Византийская литургия//Богословские
труды. Сб. 21. С. 31.
3. Григорий Синаит (XIV в.), пишет св. Игнатий Брянчанинов,
"решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных
мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю
молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных
наставников нет у нас!" (Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения.
СПб.. 1905. Т 1. С. 274).
4. Там же. С. 72.
5. Примеров этого можно было бы привести множество.
Один из них см. в Житии преп. иеросхимонаха Илариона Оптинского
(Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1993. С. 190).
6. Лавсаик. М., 1992. С. 126-127.
7. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Указ. соч.
С. 440.
8. Прп. отцев Варсануфия Великого и Иоанна
руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников.
Дивеево, 1994. С. 263. Вопрос 381.
9. Там же. С. 223. Вопрос 301.
10. Там же. С. 416. Вопрос 673. ^
11. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические.
М., 1993. С. 137. Слово 30.
12. Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование
на Мф. 12, 43-45.
13. Свят. Игнатий (Брянчанинов). Собрание
писем. М., 1995. С. 217-218.
__________________________________________________
Статья напечатана в журнале "Православная беседа"
№ 1, 2000 год.