Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Статьи >> О вере, надежде, любви >> Сети одиночества. Беседа матушки Домники

Сети одиночества. Беседа матушки Домники

Алексей Осипов, профессор Московской духовной Академии
Читайте также:
Несколько месяцев назад настоятельница Ново-Тихвинского монастыря игуменья Домника провела с сестрами беседу о причинах внутреннего одиночества.
Беседа была опубликована на сайте монастыря и вызвала большой интерес.
Актуальность проблемы побудила создать на основе этой "внутримонастырской" беседы другую, обращенную к широкому кругу читателей. Ее мы и предлагаем вашему вниманию.
Наверное, самая распространенная болезнь в современном мире - болезнь одиночества.

Где спасение от этой изнурительной болезни?
В Церкви, скажете вы, и будете правы.
Но часто бывает так, что человек, давно воцерковленный, все-таки чувствует в душе ноющую боль:
"Я одинок в целом мире… Меня никто не понимает".

Нужно сразу оговориться: существует и одиночество правильное - желание избежать лишнего общения, чтобы заняться спасением своей души.
Это состояние, о котором святитель Филарет Московский сказал:

"Одиночество на земле ведет в общество небесное".
Такое одиночество в той или иной степени необходимо всем нам.

Но чем оно отличается от одиночества неправильного, одиночества как болезни?
По плодам их узнаете их. Человек, который одинок ради Бога, преисполнен любви к людям, мирен и спокоен.
А человек, который попал в сети одиночества-болезни, чувствует невыразимую тоску, его душа постоянно и жадно ищет любви, понимания, сочувствия и не находит их.
Об этом одиночестве мы сегодня и поговорим.

Отчего оно происходит? Что делает человека одиноким, отделяет его от Бога и ближних?

Одна из серьезных причин внутреннего одиночества - это привычка осуждать.
Можно сказать, что одиночество и осуждение - это сродные недуги души.
Осуждающий человек, где бы он ни оказался, всегда недоволен своим окружением.
Ему кажется, что его претензии к ближним справедливы и неоспоримы.
Но это, конечно, ошибка.
Человек, смотрящий на ближнего сквозь призму осуждения, видит его словно в кривом зеркале, совершенно не таким, каков тот на самом деле.
Это зеркало даже и достоинства может превратить в недостатки.

Как с этим бороться?
Святые отцы дают простое правило: думать, что закон Божий создан лично для меня.
Мне - нельзя, ближнему - можно.
Это один из главных законов духовной жизни, и если мы примем его всем сердцем, то яд осуждения не сможет проникнуть в нашу душу.

Вот в автобусе какой-то молодой человек сидит, не обращая внимания на стоящую рядом бабушку.
Остановим в себе волну "естественного" возмущения: "Что за молодежь пошла?!", уступим место сами.
И сразу почувствуем в душе мир и расположение ко всем людям, даже к упомянутому молодому человеку.
Ведь вполне возможно, что он просто плохо себя чувствует или настолько душевно подавлен, что ничего не замечает вокруг себя.
Но даже если он и плохо воспитан - только ли его здесь вина?

Еще одно средство против осуждения - это никогда не размышлять и тем более не говорить о ближнем. На первый взгляд это кажется не просто трудным, а невозможным.
Да и зачем нам взваливать на себя эту неподъемную тяжесть, что это даст?
Но если мы вспомним, о чем мы обычно разговариваем в семейном кругу или в теплой компании, то увидим: почти всегда предмет разговора - это наш ближний.
А если мы о ком-то говорим, тем более долго, то неизбежно скатываемся в осуждение, если не его самого, то другого: "Да, Иван Иванович - прекрасный человек! А вот сын не в отца пошел…".

Известно, что в некоторых греческих монастырях, точно соблюдающих древние монашеские уставы, есть такое правило: если монах позволяет себе поговорить с кем-то "о третьем лице", то на следующий день он не имеет права причащаться.
Конечно, такая строгость по отношению к людям, живущим в миру, неприменима.
Но нам нужно понимать: истоки такого обычая - в глубоком понимании того, что человек, позволивший себе кого-то обсуждать, уже грешит.
Наше сердце, наш ум омрачены страстями, и если мы о ком-то размышляем, то у нас непременно появляются греховные помыслы, в том числе помыслы осуждения.

С осуждением важно бороться в самом начале.
Если мы ему поддадимся, то наше сердце наполнится неприязнью к ближним.
А эта страсть - одна из главных причин одиночества.
Многие думают, будто неприязнь возникает естественно, по объективным причинам.
Кто-то из наших знакомых, например, некрасив или недостаточно умен, или с дурным характером.
Но на самом деле, этот знакомый не виноват в нашей неприязни.
Если мы чувствуем неприязнь, значит, что наше сердце болеет.

Часто неприязнь возникает вовсе на пустом месте: один человек нечаянно посмотрел на другого хмуро, и тот ответил ему холодным взглядом - и вот теперь они оба избегают друг друга.
И не знают они, как крепко могли бы полюбить друг друга, если бы не обращали внимания на случайные слова и взгляды.

Святитель Николай Сербский в одном из своих писем приводит такой трогательный случай:

"Рассказывал один крестьянин: "Между мной и соседом выросла вражда, словно терние: в глаза друг другу не могли смотреть.
Как-то зимней ночью мой маленький сын читал мне вслух Новый Завет, и, когда он прочитал слова Спасителя:благотворите ненавидящим вас, я крикнул ребенку: "Хватит!".
Всю ночь не мог я заснуть, все думал и думал, как мне исполнить эту заповедь Божию.
Как мне сделать доброе дело для своего соседа?
И однажды услышал я из соседского дома громкий плач.
Расспросив, я узнал, что налоговые власти угнали у моего соседа весь скот, чтобы продать его за долги.
Как молния пронзила меня мысль: вот, дал тебе Господь возможность сделать добро соседу!
Я бегом в суд, заплатил налоги за человека, который ненавидел меня больше всех на свете, и вернул его скотину обратно. Когда он об этом узнал, то долго в задумчивости ходил вокруг своего дома. Когда стемнело, он окликнул меня по имени.
Я подошел к изгороди.

- Зачем ты звал меня? - спросил я его.

Он разрыдался мне в ответ и, не в силах выговорить ни слова, плакал и плакал. И с тех пор мы живем в большей любви, чем родные братья"".

Будем и мы поступать так же.
Может быть, нам не приведется совершить по отношению к нашему "неприятелю" такого же благородного поступка.
Но мы можем и в мелочах отвечать на зло добром: на хмурый взгляд - приветливой улыбкой, на колкую насмешку - теплым и добрым словом.
И мы увидим, как быстро исчезнет наша взаимная неприязнь.

Еще одна из страстей, из-за которой человек может чувствовать себя одиноким, -это обидчивость.
Кто-то может сказать:

"Ну какая же это страсть! Я же не сержусь и не осуждаю. Меня обижают, и я обижаюсь, - это же естественно!"
Но на самом деле обидчивость - это одна из самых серьезных страстей.
Она показывает, что человек удален от Бога.
Ведь когда Бог пребывает в сердце человека, то человек преисполняется внутренней силы и мужества. Он может понести любые немощи ближних, не теряет мира и любви, даже если его оскорбляют.
Наоборот, человек, который лишен благодати и удален от Бога, не имеет внутренней крепости.
Он не может стерпеть даже и какое-нибудь мягкое замечание.
Он не воспринимает любовь людей, всё толкует неправильно.
Всякое, даже доброе, действие ближних он понимает в дурном смысле.
И если обидчивый человек не чувствует доброты ближних, то тем более он не понимает их проблем и трудностей.
Он чувствует только себя: "Мне сказали неприятную вещь, меня обидели, меня оскорбили".
И никогда он не подумает о том, что у другого болит душа, оттого он и говорит неприятные вещи.

Как бороться с обидчивостью?
Что можно сделать в тот момент, когда от обиды перехватывает горло и подступают слезы?

Самое первое правило - насколько только возможно, не показывать свою обиду.
Это очень высоко ценится.
Ведь человек, который нанес нам обиду, бывает, сам страдает от этого, раскаивается в своей несдержанности или невнимательности, и для него бывает большим облегчением увидеть, что на него не обиделись.

Второе правило - не допускать никаких помыслов.
Обида - это дверь, через которую могут ворваться самые нелепые и лживые помыслы:
"Я плохой. Меня не любят. Все плохо!" и так далее.
Пусть наше сердце горит от обиды, но если мы не согласимся с этими вражескими помыслами и будем молиться, то очень скоро огонь обиды угаснет.

Кроме молитвы есть еще одно очень сильное средство против обиды - это деятельная любовь к ближнему.
Вы, может быть, замечали, что часто именно в тот момент, когда мы страдаем от обиды и весь мир кажется нам черным, к нам подходит кто-нибудь с просьбой.
И очень важно не оттолкнуть этого человека. Ведь его нам посылает Сам Господь, чтобы мы забыли о себе, о своих уязвленных чувствах.
Любовь, которую мы проявим в этот момент, исцелит наше сердце лучше всякого утешения.

Еще одна причина одиночества - это тщеславие.
Тщеславный человек принимает от ближних только похвалу, уважение, внимание, любовь.
Когда он находится в центре внимания, когда им занимаются, с ним разговаривают, его слушают, непрестанно повторяют ему:
"Как ты нам нужен, как у тебя все хорошо получается!" - тогда он чувствует, что жизнь его полна, насыщенна, интересна.
Тогда он пребывает в благодушии, всех любит, со всеми в мире.

Но потом обстоятельства меняются, и окружающие временно перестают обращать на него внимание.
Например, потому что у них появились очень важные дела, к которым этот человек не имеет отношения, или может быть, потому что кто-то другой в данный момент больше нуждается во внимании и заботе.
Что тогда происходит с тщеславным человеком?
Настроение у него сразу меняется.
Вдруг исчезают и мир и радость; он чувствует себя одиноким, брошенным; он скучает, и все окружающие кажутся ему холодными и равнодушными людьми.
И конечно, это нездоровое состояние показывает прежде всего то, что человек забыл о Боге.
Его сердце, вместо того чтобы наполняться Богом, заполнено его собственным "я".

Как же выйти из этого состояния?
Как преодолеть тщеславие, а вместе с ним и одиночество?
Во-первых, будем ценить те моменты, когда ближние перестают обращать на нас внимание.
В эти моменты мы не утешаемся тщеславной радостью, мы чувствуем томление - и самое время нам вспомнить о Боге, обратиться к Нему с молитвой.
В эти моменты молитва становится особенно искренней, горячей.
И вместо прежней тщеславной, мелкой радости наша душа может наполниться истинной радостью о Христе.

Не будем бояться, когда ближние забывают о нас, оставляют нас одних - через это мы обретаем Бога.
А кроме того, начнем в такие моменты сами уделять внимание ближним.
Если кто-то вдруг перестанет с нами общаться, то подумаем:
"Наверно, у него какие-то очень серьезные проблемы. Предложу ему свою помощь.
А если она ему не пригодится, то помогу ему своим ласковым обращением, своей теплой заботой, своей молитвой".
И тогда, как бы люди к нам ни относились, мы не чувствуем себя одинокими, мы мирны и спокойны.

О таком образе поведения очень выразительно говорит современный греческий старец, архимандрит Емилиан (Вафидис):
"Нельзя ждать от ближнего любви.
Можно только одно: отрубить свою голову, чтобы показать ему свою любовь, и больше ничего".

Вот как горячо, как ревностно, как самозабвенно мы должны любить ближнего, быть готовыми сделать для него все.
А ответной любви требовать нельзя.
И если мы соблюдаем этот закон, то никогда не будем одинокими.

У страсти тщеславия есть еще такая отрасль, как страсть зависти.
Она тоже может привести к одиночеству.

Зависть возникает оттого, что мы не хотим быть меньше наших ближних.
Мы хотим быть большими или, в крайнем случае, равными.
Но как много мы теряем, имея такую установку!

Один писатель говорил:

"Я предпочитаю думать, что все вокруг лучше меня.
Потому что, если я так думаю, то я всегда нахожусь среди прекрасных, достойных людей.
А это и есть счастье".
Человек, который завидует, весь сосредоточен на своем "я".
Достоинства и успехи ближнего являются для него лишь мерилом самого себя.
Другой имеет талант, а я почему не имею? Другого любят, а я что же, недостоин?
Другой преисполнен добродетелей, а мне почему Бог не дал?

Завидующий человек видит только себя, обделенного благами, и не видит ближних.
И потому он одинок.
Когда же он перестанет измерять себя, а будет просто смотреть на ближних с радостью:
"Какие прекрасные люди меня окружают! Как мне повезло!" - тогда одиночество его кончится.

Зависти вообще не нужно верить.
Нам часто кажется, что мы завидуем по объективным причинам - другой человек имеет больше, другого больше любят, и мы не можем не завидовать.
А на самом деле, и у нас есть многие блага, - ведь Бог каждому человеку дает много благ, - и мы окружены любовью, но просто не замечаем этого.

Другая серьезная причина одиночества - неправильное отношение к неудачам, уныние из-за неудач.
Это очень распространенное явление.
Может быть, отчасти в этом виноват культ "успешного человека", который в наше время насаждается через книги, фильмы, рекламу.
У этого человека все всегда получается, неудачи ему неведомы.
И мы так привыкаем ориентироваться на этот образец, что забываем о главных христианских добродетелях - смирении, терпении и уповании на Бога.

Но ждать от себя во всем безупречности - это порочный путь, он ведет к унынию, замкнутости и, как следствие, к внутреннему одиночеству.

Простой пример.
На работе начальник дал нам ответственное поручение и очень надеялся, что мы выполним его хорошо.
Мы и сами на это надеялись, но по каким-то причинам хорошо не получилось.
И вот перед нами два варианта поведения.
Мы можем сразу расстроиться:

"Ну как же это? Вот, всех подвел и сам опозорился. Теперь начальник перестанет мне доверять и сослуживцы станут смеяться".
Нам действительно начнет казаться, что все смотрят на нас с оскорбительной жалостью и ухмылками и что начальник, проходя мимо, косится на нас с раздражением.

Но мы можем повести себя и по-другому.
Прежде всего обратиться к Богу с молитвой о помощи.
В таких случаях, когда душа в смятении и мысли тревожно мечутся из стороны в сторону, лучше всего помогает краткая молитва Иисусова.
Затем сесть и подумать. Если есть возможность как-то исправить положение, то постараться это сделать.

А если ничего уже не исправишь, то принять эту ситуацию, искренне попросить у начальника прощения и, если так случится, понести наказание.
Отнестись к этому обстоятельству по-христиански и извлечь из него урок.

И я уверяю вас, что такое поведение только прибавит вам авторитета.
Человек, который способен смиренно признать свою ошибку, обладает огромной внутренней силой, и окружающие не могут этого не ощущать.

Наверное, кто-то возразит: ошибка - это одно, а если я впал (или постоянно впадаю) в какой-то грех, как же мне не унывать?
Но и здесь святыми отцами предлагается тот же трезвый подход, что и в любой другой житейской ситуации: "упал - вставай".
Сознайся Богу и себе в своей немощи и продолжай бороться.
Конечно, при помощи молитвы, потому что помочь нам подняться может только Господь.

Причиной нашего духовного одиночества могут стать также самомнение и своеволие, когда человек в любой ситуации предпочитает себя: свое желание, свою волю, свое мнение.

Существует одно страшное заблуждение, которому, тем не менее, все мы верим: считается, будто счастье человека состоит в том, чтобы исполнялись все его желания.
Мы так и пишем друг другу в поздравительных открытках:

"И пусть исполняются все твои желания!"
Но в действительности тот, кто исполняет любое свое желание, - это самый несчастный человек на свете. У него, как правило, всегда плохое настроение, потому что все вокруг не по нем.
Такой человек невольно оказывается в изоляции.
Он чувствует только себя самого, сердце его закрыто для Бога и для людей.
Чем больше он настаивает на своем, чем больше он требует - тем меньше люди желают общаться с ним.

Если самомнение и своеволие действуют в человеке свободно, если с ними не борются, то они порождают одну из самых главных причин внутреннего одиночества - нежелание жертвовать собой ради ближнего.
Все знают, что есть такие люди, которые, казалось бы, совершенно не созданы для одиночества.
Они и умны, и общительны, и благовоспитанны, и многие люди чувствуют к ним расположение.
Но все же они остаются одинокими.
Почему?
Да просто потому, что ничем не хотят поступиться ради другого человека, даже в мелочах.

Например, кто-то привык каждый воскресный вечер, в определенный час, сидеть за чашкой горячего чая и читать книгу.
И если как раз в это время стучится пожилая соседка и просит сходить в аптеку, - то ему бывает чрезвычайно тяжело поступиться своей привычкой.
И он чаще всего отвечает: "Извините, Марья Ивановна, я сейчас не могу, у меня много дел".

Или человек привык, допустим, к тому, что тапочки стоят всегда справа от входа.
И если кто-то вдруг проявил неосторожность и поставил их с другой стороны, то ему обязательно сделают строгое внушение: "Знаете, в моей квартире обувь всегда стоит вот здесь".

Такой человек иногда и видит, в какую темницу он себя посадил, но когда он вспоминает о евангельском повелении отдать за ближнего и душу, то у него начинает кружиться голова:

"Нет, на такую вершину мне не взойти",
- и он поспешно прячется в привычную размеренную жизнь.

Но что нам делать, если мы все-таки хотим избавиться от одиночества, приобрести любовь к людям?
А что делает человек, которому надо взойти по лестнице на головокружительную высоту?
Он не смотрит ни вверх, ни вниз - он смотрит на ступеньку, которая сейчас перед ним.
Взойдя на нее, смотрит на следующую.
А через некоторое время обнаруживает, что он уже на вершине.

Так и здесь: сегодня мы пожертвовали своим свободным временем ради пожилой соседки, завтра заставили себя не заметить, что кто-то опять поставил тапочки не туда, а через некоторое время обнаружили, что отречение от себя дается нам все легче и - больше того! - доставляет душе такую радость, которой мы даже не знали.

У митрополита Антония Сурожского есть одно интересное рассуждение.
Он вспоминает, как фарисей искушал Спасителя вопросом: а кто мой ближний?
Мы тоже часто задаемся вопросом: кто мой ближний? кого возлюбить?
Кажется, найдем ответ на этот вопрос - и конец нашему одиночеству.
Мы озираемся вокруг: где же те люди, для меня созданные, мне подходящие, которых я полюблю?
Мы чувствуем себя центром вселенной, а остальные люди вращаются вокруг нас.
Фарисею Господь ответил притчей о милосердном самарянине и привел его к неожиданному выводу:

"Кто же ближний? Ты - ближний любому человеку. Ты иди и твори милость".
Так Господь отвечает и нам.
Ты - ближний. Другой человек - центр, а ты - ближний. Он - планета, а ты - спутник.
Ты создан для него, а не он для тебя.
И потому иди и твори милость всякому человеку, которого увидишь.
Исполняя это, не будешь одинок.

Часто ближнему нужно совсем немного: капля живого внимания и заботы, малое проявление уважения и любви.
Митрополит Антоний в своих проповедях приводит такой пример.
Во время Второй мировой войны в Париже в Русской гимназии среди воспитателей был один строгий и замкнутый человек.
Никто ничего не знал о нем, в частности не знали о том, в какой нищете он живет.
И вот однажды ученики наблюдали такой эпизод.
Неподалеку от школы у дороги сидел нищий, перед ним лежала шапка; многие люди проходили мимо него, другие не глядя бросали в шапку монетки.
И вот идет по дороге воспитатель.
Неожиданно он останавливается перед нищим, снимает шляпу и что-то ему говорит, а тот вдруг вскакивает и обнимает его.
Дети, удивленные увиденным, конечно, стали расспрашивать воспитателя, что произошло.
И вот что он им ответил:

"Я шел пешком с другого конца Парижа, потому что у меня на метро денег не было; я шел по дороге и издали видел этого нищего; видел, как проходили люди мимо, видел, как некоторые бросали монетку в его шапку, даже не взглянув на него.
И я подумал, что если и я мимо него пройду и не окажу ему внимания, у него, может, умрет последняя вера в человека. Но денег у меня не было!
И тогда я остановился, снял шляпу перед ним и объяснил:
"Простите - я ничего вам не могу дать: у меня ничего нет…"
И этот человек вскочил и обнял меня".
Этот нищий потом говорил, что никогда его никто не одаривал так богато, так щедро, как этот человек, который не дал ему ничего, но признал в нем равную себе личность.

В завершение расскажу вам об одном человеке, который никогда не знал, что такое одиночество.
Ему посвящена одна из бесед старца Емилиана.
Это был сельский священник, всю жизнь проведший в одном из небольших селений в Греции.
Его звали отец Димитрий, он был человек простой, малограмотный.
Но сердце его было широко раскрыто для ближних и преисполнено любви.

Как рассказывает старец Емилиан, батюшка Димитрий бежал на помощь к каждому человеку, за все считал себя ответственным.
Едва что-то случалось в селении, он брал посох и говорил себе:

"Поторапливайся, отец Димитрий, опять диавол вселился в нашу деревню".

Он сердился на себя, когда забывал чьи-то имена во время молитвы и тогда шептал:

"О здравии начальника автобусной станции… и того врача…"

И за его открытое, любвеобильное сердце Господь слушал его так, как слушает Он великих святых.
Однажды отец Димитрий потребовал от святого Георгия, чтобы вновь забил высохший источник в деревне.
И когда вода забурлила, то просто сказал:

"Ага, святой Георгий, ну спасибо, благодетель ты наш!"
Дерзновение его было таково, что он нередко обещал своим духовным чадам:
"И после смерти я буду приходить к вам и помогать. Как позабуду я своих духовных чад!"

Может быть, кто-то подумает:

"Да, наверное, все это правильно, но сразу все запомнить и во всем разобраться будет нелегко.
Нет ли какого-то универсального совета, который всегда можно было бы держать в голове?"
Есть. Это прекрасное по наглядности поучение аввы Дорофея.
Представьте, сказал он, что наш мир - это круг. Центр этого круга - Господь, а пути человеческие - радиусы, сходящиеся в центре.
Чем больше человек стремится в центр, то есть к Богу, тем ближе он оказывается и к другим людям.
Это путь молитвы.
А чем ближе он становится людям, тем ближе оказывается и к Богу.
Это путь отречения от себя ради ближнего.
Одиночество - край окружности.
Начнем двигаться к центру!

Источник





Добавить комментарий:
Ваше имя *:

Ваш комментарий:



Введите число на картинке(защита от спама): 

Внимание! Тексты, содержащие ссылки сохранены не будут!


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
 Сети одиночества. Беседа матушки Домники | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 23