|
|
Несколько
месяцев назад настоятельница Ново-Тихвинского монастыря
игуменья Домника провела с сестрами беседу о причинах
внутреннего одиночества.
Беседа была опубликована на сайте монастыря и вызвала
большой интерес.
Актуальность проблемы побудила создать на основе этой
"внутримонастырской" беседы другую, обращенную
к широкому кругу читателей. Ее мы и предлагаем вашему
вниманию. |
Наверное, самая распространенная болезнь в современном мире
- болезнь одиночества.
Где спасение от этой изнурительной болезни?
В Церкви, скажете вы, и будете правы.
Но часто бывает так, что человек, давно воцерковленный, все-таки
чувствует в душе ноющую боль:
"Я одинок в целом мире… Меня никто не понимает".
Нужно сразу оговориться: существует и одиночество правильное
- желание избежать лишнего общения, чтобы заняться спасением
своей души.
Это состояние, о котором святитель Филарет Московский сказал:
"Одиночество на земле ведет в общество небесное".
Такое одиночество в той или иной степени необходимо всем нам.
Но чем оно отличается от одиночества неправильного, одиночества
как болезни?
По плодам их узнаете их. Человек, который одинок ради Бога,
преисполнен любви к людям, мирен и спокоен.
А человек, который попал в сети одиночества-болезни, чувствует
невыразимую тоску, его душа постоянно и жадно ищет любви,
понимания, сочувствия и не находит их.
Об этом одиночестве мы сегодня и поговорим.
Отчего оно происходит? Что делает человека одиноким, отделяет
его от Бога и ближних?
Одна из серьезных причин внутреннего одиночества - это привычка
осуждать.
Можно сказать, что одиночество и осуждение - это сродные недуги
души.
Осуждающий человек, где бы он ни оказался, всегда недоволен
своим окружением.
Ему кажется, что его претензии к ближним справедливы и неоспоримы.
Но это, конечно, ошибка.
Человек, смотрящий на ближнего сквозь призму осуждения, видит
его словно в кривом зеркале, совершенно не таким, каков тот
на самом деле.
Это зеркало даже и достоинства может превратить в недостатки.
Как с этим бороться?
Святые отцы дают простое правило: думать, что закон Божий
создан лично для меня.
Мне - нельзя, ближнему - можно.
Это один из главных законов духовной жизни, и если мы примем
его всем сердцем, то яд осуждения не сможет проникнуть в нашу
душу.
Вот в автобусе какой-то молодой человек сидит, не обращая
внимания на стоящую рядом бабушку.
Остановим в себе волну "естественного" возмущения:
"Что за молодежь пошла?!", уступим место сами.
И сразу почувствуем в душе мир и расположение ко всем людям,
даже к упомянутому молодому человеку.
Ведь вполне возможно, что он просто плохо себя чувствует или
настолько душевно подавлен, что ничего не замечает вокруг
себя.
Но даже если он и плохо воспитан - только ли его здесь вина?
Еще одно средство против осуждения - это никогда не размышлять
и тем более не говорить о ближнем. На первый взгляд это кажется
не просто трудным, а невозможным.
Да и зачем нам взваливать на себя эту неподъемную тяжесть,
что это даст?
Но если мы вспомним, о чем мы обычно разговариваем в семейном
кругу или в теплой компании, то увидим: почти всегда предмет
разговора - это наш ближний.
А если мы о ком-то говорим, тем более долго, то неизбежно
скатываемся в осуждение, если не его самого, то другого: "Да,
Иван Иванович - прекрасный человек! А вот сын не в отца пошел…".
Известно, что в некоторых греческих монастырях, точно соблюдающих
древние монашеские уставы, есть такое правило: если монах
позволяет себе поговорить с кем-то "о третьем лице",
то на следующий день он не имеет права причащаться.
Конечно, такая строгость по отношению к людям, живущим в миру,
неприменима.
Но нам нужно понимать: истоки такого обычая - в глубоком понимании
того, что человек, позволивший себе кого-то обсуждать, уже
грешит.
Наше сердце, наш ум омрачены страстями, и если мы о ком-то
размышляем, то у нас непременно появляются греховные помыслы,
в том числе помыслы осуждения.
С осуждением важно бороться в самом начале.
Если мы ему поддадимся, то наше сердце наполнится неприязнью
к ближним.
А эта страсть - одна из главных причин одиночества.
Многие думают, будто неприязнь возникает естественно, по объективным
причинам.
Кто-то из наших знакомых, например, некрасив или недостаточно
умен, или с дурным характером.
Но на самом деле, этот знакомый не виноват в нашей неприязни.
Если мы чувствуем неприязнь, значит, что наше сердце болеет.
Часто неприязнь возникает вовсе на пустом месте: один человек
нечаянно посмотрел на другого хмуро, и тот ответил ему холодным
взглядом - и вот теперь они оба избегают друг друга.
И не знают они, как крепко могли бы полюбить друг друга, если
бы не обращали внимания на случайные слова и взгляды.
Святитель Николай Сербский в одном из своих писем приводит
такой трогательный случай:
"Рассказывал один крестьянин: "Между мной и соседом
выросла вражда, словно терние: в глаза друг другу не могли
смотреть.
Как-то зимней ночью мой маленький сын читал мне вслух Новый
Завет, и, когда он прочитал слова Спасителя:благотворите ненавидящим
вас, я крикнул ребенку: "Хватит!".
Всю ночь не мог я заснуть, все думал и думал, как мне исполнить
эту заповедь Божию.
Как мне сделать доброе дело для своего соседа?
И однажды услышал я из соседского дома громкий плач.
Расспросив, я узнал, что налоговые власти угнали у моего соседа
весь скот, чтобы продать его за долги.
Как молния пронзила меня мысль: вот, дал тебе Господь возможность
сделать добро соседу!
Я бегом в суд, заплатил налоги за человека, который ненавидел
меня больше всех на свете, и вернул его скотину обратно. Когда
он об этом узнал, то долго в задумчивости ходил вокруг своего
дома. Когда стемнело, он окликнул меня по имени.
Я подошел к изгороди.
- Зачем ты звал меня? - спросил я его.
Он разрыдался мне в ответ и, не в силах выговорить ни слова,
плакал и плакал. И с тех пор мы живем в большей любви, чем
родные братья"".
Будем и мы поступать так же.
Может быть, нам не приведется совершить по отношению к нашему
"неприятелю" такого же благородного поступка.
Но мы можем и в мелочах отвечать на зло добром: на хмурый
взгляд - приветливой улыбкой, на колкую насмешку - теплым
и добрым словом.
И мы увидим, как быстро исчезнет наша взаимная неприязнь.
Еще одна из страстей, из-за которой человек может чувствовать
себя одиноким, -это обидчивость.
Кто-то может сказать:
"Ну какая же это страсть! Я же не сержусь и не осуждаю.
Меня обижают, и я обижаюсь, - это же естественно!"
Но на самом деле обидчивость - это одна из самых серьезных
страстей.
Она показывает, что человек удален от Бога.
Ведь когда Бог пребывает в сердце человека, то человек преисполняется
внутренней силы и мужества. Он может понести любые немощи
ближних, не теряет мира и любви, даже если его оскорбляют.
Наоборот, человек, который лишен благодати и удален от Бога,
не имеет внутренней крепости.
Он не может стерпеть даже и какое-нибудь мягкое замечание.
Он не воспринимает любовь людей, всё толкует неправильно.
Всякое, даже доброе, действие ближних он понимает в дурном
смысле.
И если обидчивый человек не чувствует доброты ближних, то
тем более он не понимает их проблем и трудностей.
Он чувствует только себя: "Мне сказали неприятную вещь,
меня обидели, меня оскорбили".
И никогда он не подумает о том, что у другого болит душа, оттого
он и говорит неприятные вещи.
Как бороться с обидчивостью?
Что можно сделать в тот момент, когда от обиды перехватывает
горло и подступают слезы?
Самое первое правило - насколько только возможно, не показывать
свою обиду.
Это очень высоко ценится.
Ведь человек, который нанес нам обиду, бывает, сам страдает
от этого, раскаивается в своей несдержанности или невнимательности,
и для него бывает большим облегчением увидеть, что на него
не обиделись.
Второе правило - не допускать никаких помыслов.
Обида - это дверь, через которую могут ворваться самые нелепые
и лживые помыслы:
"Я плохой. Меня не любят. Все плохо!" и так далее.
Пусть наше сердце горит от обиды, но если мы не согласимся
с этими вражескими помыслами и будем молиться, то очень скоро
огонь обиды угаснет.
Кроме молитвы есть еще одно очень сильное средство против
обиды - это деятельная любовь к ближнему.
Вы, может быть, замечали, что часто именно в тот момент, когда
мы страдаем от обиды и весь мир кажется нам черным, к нам
подходит кто-нибудь с просьбой.
И очень важно не оттолкнуть этого человека. Ведь его нам посылает
Сам Господь, чтобы мы забыли о себе, о своих уязвленных чувствах.
Любовь, которую мы проявим в этот момент, исцелит наше сердце
лучше всякого утешения.
Еще одна причина одиночества - это тщеславие.
Тщеславный человек принимает от ближних только похвалу, уважение,
внимание, любовь.
Когда он находится в центре внимания, когда им занимаются,
с ним разговаривают, его слушают, непрестанно повторяют ему:
"Как ты нам нужен, как у тебя все хорошо получается!"
- тогда он чувствует, что жизнь его полна, насыщенна, интересна.
Тогда он пребывает в благодушии, всех любит, со всеми в мире.
Но потом обстоятельства меняются, и окружающие временно перестают
обращать на него внимание.
Например, потому что у них появились очень важные дела, к
которым этот человек не имеет отношения, или может быть, потому
что кто-то другой в данный момент больше нуждается во внимании
и заботе.
Что тогда происходит с тщеславным человеком?
Настроение у него сразу меняется.
Вдруг исчезают и мир и радость; он чувствует себя одиноким,
брошенным; он скучает, и все окружающие кажутся ему холодными
и равнодушными людьми.
И конечно, это нездоровое состояние показывает прежде всего
то, что человек забыл о Боге.
Его сердце, вместо того чтобы наполняться Богом, заполнено
его собственным "я".
Как же выйти из этого состояния?
Как преодолеть тщеславие, а вместе с ним и одиночество?
Во-первых, будем ценить те моменты, когда ближние перестают
обращать на нас внимание.
В эти моменты мы не утешаемся тщеславной радостью, мы чувствуем
томление - и самое время нам вспомнить о Боге, обратиться
к Нему с молитвой.
В эти моменты молитва становится особенно искренней, горячей.
И вместо прежней тщеславной, мелкой радости наша душа может
наполниться истинной радостью о Христе.
Не будем бояться, когда ближние забывают о нас, оставляют
нас одних - через это мы обретаем Бога.
А кроме того, начнем в такие моменты сами уделять внимание
ближним.
Если кто-то вдруг перестанет с нами общаться, то подумаем:
"Наверно, у него какие-то очень серьезные проблемы. Предложу
ему свою помощь.
А если она ему не пригодится, то помогу ему своим ласковым
обращением, своей теплой заботой, своей молитвой".
И тогда, как бы люди к нам ни относились, мы не чувствуем
себя одинокими, мы мирны и спокойны.
О таком образе поведения очень выразительно говорит современный
греческий старец, архимандрит Емилиан (Вафидис):
"Нельзя ждать от ближнего любви.
Можно только одно: отрубить свою голову, чтобы показать ему
свою любовь, и больше ничего".
Вот как горячо, как ревностно, как самозабвенно мы должны
любить ближнего, быть готовыми сделать для него все.
А ответной любви требовать нельзя.
И если мы соблюдаем этот закон, то никогда не будем одинокими.
У страсти тщеславия есть еще такая отрасль, как страсть зависти.
Она тоже может привести к одиночеству.
Зависть возникает оттого, что мы не хотим быть меньше наших
ближних.
Мы хотим быть большими или, в крайнем случае, равными.
Но как много мы теряем, имея такую установку!
Один писатель говорил:
"Я предпочитаю думать, что все вокруг лучше меня.
Потому что, если я так думаю, то я всегда нахожусь среди прекрасных,
достойных людей.
А это и есть счастье".
Человек, который завидует, весь сосредоточен на своем "я".
Достоинства и успехи ближнего являются для него лишь мерилом
самого себя.
Другой имеет талант, а я почему не имею? Другого любят, а
я что же, недостоин?
Другой преисполнен добродетелей, а мне почему Бог не дал?
Завидующий человек видит только себя, обделенного благами,
и не видит ближних.
И потому он одинок.
Когда же он перестанет измерять себя, а будет просто смотреть
на ближних с радостью:
"Какие прекрасные люди меня окружают! Как мне повезло!"
- тогда одиночество его кончится.
Зависти вообще не нужно верить.
Нам часто кажется, что мы завидуем по объективным причинам
- другой человек имеет больше, другого больше любят, и мы
не можем не завидовать.
А на самом деле, и у нас есть многие блага, - ведь Бог каждому
человеку дает много благ, - и мы окружены любовью, но просто
не замечаем этого.
Другая серьезная причина одиночества - неправильное отношение
к неудачам, уныние из-за неудач.
Это очень распространенное явление.
Может быть, отчасти в этом виноват культ "успешного человека",
который в наше время насаждается через книги, фильмы, рекламу.
У этого человека все всегда получается, неудачи ему неведомы.
И мы так привыкаем ориентироваться на этот образец, что забываем
о главных христианских добродетелях - смирении, терпении и
уповании на Бога.
Но ждать от себя во всем безупречности - это порочный путь,
он ведет к унынию, замкнутости и, как следствие, к внутреннему
одиночеству.
Простой пример.
На работе начальник дал нам ответственное поручение и очень
надеялся, что мы выполним его хорошо.
Мы и сами на это надеялись, но по каким-то причинам хорошо
не получилось.
И вот перед нами два варианта поведения.
Мы можем сразу расстроиться:
"Ну как же это? Вот, всех подвел и сам опозорился. Теперь
начальник перестанет мне доверять и сослуживцы станут смеяться".
Нам действительно начнет казаться, что все смотрят на нас
с оскорбительной жалостью и ухмылками и что начальник, проходя
мимо, косится на нас с раздражением.
Но мы можем повести себя и по-другому.
Прежде всего обратиться к Богу с молитвой о помощи.
В таких случаях, когда душа в смятении и мысли тревожно мечутся
из стороны в сторону, лучше всего помогает краткая молитва
Иисусова.
Затем сесть и подумать. Если есть возможность как-то исправить
положение, то постараться это сделать.
А если ничего уже не исправишь, то принять эту ситуацию,
искренне попросить у начальника прощения и, если так случится,
понести наказание.
Отнестись к этому обстоятельству по-христиански и извлечь
из него урок.
И я уверяю вас, что такое поведение только прибавит вам авторитета.
Человек, который способен смиренно признать свою ошибку, обладает
огромной внутренней силой, и окружающие не могут этого не
ощущать.
Наверное, кто-то возразит: ошибка - это одно, а если я впал
(или постоянно впадаю) в какой-то грех, как же мне не унывать?
Но и здесь святыми отцами предлагается тот же трезвый подход,
что и в любой другой житейской ситуации: "упал - вставай".
Сознайся Богу и себе в своей немощи и продолжай бороться.
Конечно, при помощи молитвы, потому что помочь нам подняться
может только Господь.
Причиной нашего духовного одиночества могут стать также самомнение
и своеволие, когда человек в любой ситуации предпочитает себя:
свое желание, свою волю, свое мнение.
Существует одно страшное заблуждение, которому, тем не менее,
все мы верим: считается, будто счастье человека состоит в
том, чтобы исполнялись все его желания.
Мы так и пишем друг другу в поздравительных открытках:
"И пусть исполняются все твои желания!"
Но в действительности тот, кто исполняет любое свое желание,
- это самый несчастный человек на свете. У него, как правило,
всегда плохое настроение, потому что все вокруг не по нем.
Такой человек невольно оказывается в изоляции.
Он чувствует только себя самого, сердце его закрыто для Бога
и для людей.
Чем больше он настаивает на своем, чем больше он требует - тем
меньше люди желают общаться с ним.
Если самомнение и своеволие действуют в человеке свободно,
если с ними не борются, то они порождают одну из самых главных
причин внутреннего одиночества - нежелание жертвовать собой
ради ближнего.
Все знают, что есть такие люди, которые, казалось бы, совершенно
не созданы для одиночества.
Они и умны, и общительны, и благовоспитанны, и многие люди
чувствуют к ним расположение.
Но все же они остаются одинокими.
Почему?
Да просто потому, что ничем не хотят поступиться ради другого
человека, даже в мелочах.
Например, кто-то привык каждый воскресный вечер, в определенный
час, сидеть за чашкой горячего чая и читать книгу.
И если как раз в это время стучится пожилая соседка и просит
сходить в аптеку, - то ему бывает чрезвычайно тяжело поступиться
своей привычкой.
И он чаще всего отвечает: "Извините, Марья Ивановна,
я сейчас не могу, у меня много дел".
Или человек привык, допустим, к тому, что тапочки стоят всегда
справа от входа.
И если кто-то вдруг проявил неосторожность и поставил их с
другой стороны, то ему обязательно сделают строгое внушение:
"Знаете, в моей квартире обувь всегда стоит вот здесь".
Такой человек иногда и видит, в какую темницу он себя посадил,
но когда он вспоминает о евангельском повелении отдать за
ближнего и душу, то у него начинает кружиться голова:
"Нет, на такую вершину мне не взойти",
- и он поспешно прячется в привычную размеренную жизнь.
Но что нам делать, если мы все-таки хотим избавиться от одиночества,
приобрести любовь к людям?
А что делает человек, которому надо взойти по лестнице на
головокружительную высоту?
Он не смотрит ни вверх, ни вниз - он смотрит на ступеньку,
которая сейчас перед ним.
Взойдя на нее, смотрит на следующую.
А через некоторое время обнаруживает, что он уже на вершине.
Так и здесь: сегодня мы пожертвовали своим свободным временем
ради пожилой соседки, завтра заставили себя не заметить, что
кто-то опять поставил тапочки не туда, а через некоторое время
обнаружили, что отречение от себя дается нам все легче и -
больше того! - доставляет душе такую радость, которой мы даже
не знали.
У митрополита Антония Сурожского есть одно интересное рассуждение.
Он вспоминает, как фарисей искушал Спасителя вопросом: а кто
мой ближний?
Мы тоже часто задаемся вопросом: кто мой ближний? кого возлюбить?
Кажется, найдем ответ на этот вопрос - и конец нашему одиночеству.
Мы озираемся вокруг: где же те люди, для меня созданные, мне
подходящие, которых я полюблю?
Мы чувствуем себя центром вселенной, а остальные люди вращаются
вокруг нас.
Фарисею Господь ответил притчей о милосердном самарянине и
привел его к неожиданному выводу:
"Кто же ближний? Ты - ближний любому человеку. Ты иди
и твори милость".
Так Господь отвечает и нам.
Ты - ближний. Другой человек - центр, а ты - ближний. Он -
планета, а ты - спутник.
Ты создан для него, а не он для тебя.
И потому иди и твори милость всякому человеку, которого увидишь.
Исполняя это, не будешь одинок.
Часто ближнему нужно совсем немного: капля живого внимания
и заботы, малое проявление уважения и любви.
Митрополит Антоний в своих проповедях приводит такой пример.
Во время Второй мировой войны в Париже в Русской гимназии
среди воспитателей был один строгий и замкнутый человек.
Никто ничего не знал о нем, в частности не знали о том, в
какой нищете он живет.
И вот однажды ученики наблюдали такой эпизод.
Неподалеку от школы у дороги сидел нищий, перед ним лежала
шапка; многие люди проходили мимо него, другие не глядя бросали
в шапку монетки.
И вот идет по дороге воспитатель.
Неожиданно он останавливается перед нищим, снимает шляпу и
что-то ему говорит, а тот вдруг вскакивает и обнимает его.
Дети, удивленные увиденным, конечно, стали расспрашивать воспитателя,
что произошло.
И вот что он им ответил:
"Я шел пешком с другого конца Парижа, потому что у меня
на метро денег не было; я шел по дороге и издали видел этого
нищего; видел, как проходили люди мимо, видел, как некоторые
бросали монетку в его шапку, даже не взглянув на него.
И я подумал, что если и я мимо него пройду и не окажу ему
внимания, у него, может, умрет последняя вера в человека.
Но денег у меня не было!
И тогда я остановился, снял шляпу перед ним и объяснил:
"Простите - я ничего вам не могу дать: у меня ничего
нет…"
И этот человек вскочил и обнял меня".
Этот нищий потом говорил, что никогда его никто не одаривал
так богато, так щедро, как этот человек, который не дал ему
ничего, но признал в нем равную себе личность.
В завершение расскажу вам об одном человеке, который никогда
не знал, что такое одиночество.
Ему посвящена одна из бесед старца Емилиана.
Это был сельский священник, всю жизнь проведший в одном из
небольших селений в Греции.
Его звали отец Димитрий, он был человек простой, малограмотный.
Но сердце его было широко раскрыто для ближних и преисполнено
любви.
Как рассказывает старец Емилиан, батюшка Димитрий бежал на
помощь к каждому человеку, за все считал себя ответственным.
Едва что-то случалось в селении, он брал посох и говорил себе:
"Поторапливайся, отец Димитрий, опять диавол вселился
в нашу деревню".
Он сердился на себя, когда забывал чьи-то имена во время
молитвы и тогда шептал:
"О здравии начальника автобусной станции… и того врача…"
И за его открытое, любвеобильное сердце Господь слушал его
так, как слушает Он великих святых.
Однажды отец Димитрий потребовал от святого Георгия, чтобы
вновь забил высохший источник в деревне.
И когда вода забурлила, то просто сказал:
"Ага, святой Георгий, ну спасибо, благодетель ты наш!"
Дерзновение его было таково, что он нередко обещал своим духовным
чадам:
"И после смерти я буду приходить к вам и помогать. Как
позабуду я своих духовных чад!"
Может быть, кто-то подумает:
"Да, наверное, все это правильно, но сразу все запомнить
и во всем разобраться будет нелегко.
Нет ли какого-то универсального совета, который всегда можно
было бы держать в голове?"
Есть. Это прекрасное по наглядности поучение аввы Дорофея.
Представьте, сказал он, что наш мир - это круг. Центр этого
круга - Господь, а пути человеческие - радиусы, сходящиеся
в центре.
Чем больше человек стремится в центр, то есть к Богу, тем
ближе он оказывается и к другим людям.
Это путь молитвы.
А чем ближе он становится людям, тем ближе оказывается и к
Богу.
Это путь отречения от себя ради ближнего.
Одиночество - край окружности.
Начнем двигаться к центру!
Источник