Священник Феодор Людоговский. А что я такого сделал?!
|
|
|
В
неделю 22-ю по Пятидесятнице – Лк 16:19–31 (зач. 83):
Сказал Господь притчу сию:
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон
и каждый день пиршествовал блистательно.
|
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у
ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими
со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.
Умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали
Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме!
умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста
своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени
сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое
в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается,
а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена
великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут,
также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца
моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им,
чтобы и они не пришли в это место мучения.
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают
их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет
к ним, покаются.
Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают,
то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Эта притча – одна из самых парадоксальных.
Жил себе человек, ничего плохого не делал. Богатым был. А
разве это плохо?
Как говорится, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и
больным.
А вот Лазарь. Ему, определенно, пришлось в жизни худо.
Но в чем же его добродетель?
Не вполне понятно. Разве это добродетель – болеть, голодать
и вообще мучиться? Вряд ли.
Так в чем же дело?
Почему богатый после смерти страдает в адском пламени, а Лазарь
возлежит на лоне праотца Авраама?
Неужто просто потому, что необходимо всё уравновесить и компенсировать:
после роскошной земной жизни – страдания, после страданий
– отраду?
Это было бы странно.
Но притча на то и притча, чтобы заставить задуматься.
Вот и давайте остановимся на минутку и подумаем.
В притче рассказывается не просто о двух людях с разной судьбой
и неодинаковой посмертной участью.
Лазарь (это важно) лежал у ворот богатого.
Стало быть, богач каждый день видел его, прекрасно знал о
его потребностях – но, судя по всему, не спешил принять в
нем участие.
(А ведь Лазарь-то был не какой-нибудь язычник – он был соплеменник
богача, такой же правоверный иудей.)
Всё это вовсе не означает, что богатый (так нам приходится
его называть, ибо Евангелие не сообщает его имени) был злым
и жестоким человеком.
Возможно, он просто не хотел омрачать своей счастливой и безбедной
жизни соприкосновением с болезнью, нищетой, смертью.
Вспомним русскую классику:
«Наташа с своей чуткостью тоже мгновенно заметила состояние
своего брата.
Она заметила его, но ей самой было так весело в эту минуту,
так далека она была от горя, грусти, упреков, что она, как
это часто бывает с молодыми людьми, нарочно обманула себя.
«Я слишком счастлива в эту минуту и слишком большое удовольствие
предстоит мне, чтобы его портить сочувствием горю», – почувствовала
она и сказала себе: «Нет, я, верно, ошибаюсь, он должен быть
весел так же, как я»».
По-человечески это очень понятно.
Но иное дело – суд Божий.
А что же Лазарь?
А он лежал – нищий, больной, с гноящимися ранами, в окружении
псов и, как говорит Евангелие, желал напитаться крошками,
падающими со стола богача.
Кто знает, может быть, ему это иногда и удавалось.
Но ценно ли само по себе страдание в очах Божиих? Навряд ли.
Неужели Богу приятно смотреть на наши мучения?
И разве может страдание само по себе искупить грехи?
Нет, здесь нужно еще кое-что, а именно – готовность принять
волю Божию без ропота, без жалоб и проклятий.
Если мы терпим – пусть даже не мучения, не страдания, но хотя
бы какое-то неудобство – с верой, что это Господь посылает
нам испытание, если принимаем посылаемое с благодарностью,
то вот тогда можно надеяться, что терпение наше вменится нам
в праведность.
Очевидно, именно так и обстояло дело с Лазарем.
Он лежал у ворот богача, лежал, может быть, много лет.
А когда умер, за ним пришли ангелы. Наверное, неспроста пришли.
А про богатого сказано лишь: «и похоронили его».
Повторим еще раз: богач не был злым и жестоким человеком.
Ведь даже в аду, когда, казалось бы, собственные страдания
должны заслонить всё остальное, он вспоминает о своих братьях,
переживает за них.
Но, как говорится, хороший человек – не профессия.
Христос ожидает от нас не абстрактного прекраснодушия, а конкретных
дел, которые явили бы нашу веру и нашу любовь.
Сам Он не погнушался соединиться с материей, родиться в хлеву,
обедать с блудницами.
Этого же Он ожидает и от нас – не самозамыкания, не отгораживания
от «чужих проблем», а деятельного участия в жизни тех, кто
в нас нуждается.
Так за что же осудил богача Господь?
За то, что он делал что-то плохое? Нет, за то, что он не делал
хорошего.
Эта притча крайне важна для нас.
Мы, христиане, ходящие в храм, регулярно исповедающиеся и
причащающиеся, в целом хорошие люди: не убиваем, почти не
воруем, не мешаем другим жить.
Но Господь не сказал: «Не мешай жить другим».
Он сказал: «Возлюби ближнего, как самого себя».
И любовь наша должна быть деятельной и действенной.
Поэтому если же в один прекрасный день (дай Бог, чтобы в этой
жизни) мы поймем, что Господь недоволен нами, не будем задаваться
вопросом: «А что я такого сделал?!».
Спросим себя: «Чего я не сделал – из того, что мог, что
должен был сделать?».
Спросим – и ответим делом.
|
Валентина 17.11.2012 10:37:
Не в бровь. а в глаз. Галина 08.11.2012 16:30:
Спаси Господи! | |
|
|