Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Статьи >> О вере, надежде, любви >> Протоиерей Андрей Ткачев. Разговор о богатстве, ч.1

Протоиерей Андрей Ткачев. Разговор о богатстве, ч.1

Богач и Лазарь. Икона на стекле. Галина Кузьменко-Кузнецова
В конце 1960-х в мировой кинематограф ворвался Брюс Ли.
Загадочный Восток в его подаче приобрел боевую окраску.
Появился и быстро развился новый жанр кино – «кун-фу фильм». Вслед за кошачьими криками с экрана и молниеносными движениями бьющих рук и ног последовала волна массового увлечения боевыми восточными единоборствами. Дошла эта волна со временем и до Советского Союза.
Дошла с заметным опозданием из-за «железного занавеса» и информационной закрытости.

Но дошла, и тысячи молодых людей ушли в подвалы, чтобы бить боксерские груши и выжимать штанги. Ушли в парки и скверы, чтобы по утрам делать растяжку и разучивать непривычные движения.
Многие со временем, вопреки дефициту тренеров и отсутствию материальной базы, достигли немалых успехов.
И вот перед их мысленным взором, тех, кто достиг успехов, возник вопрос: Что дальше?
«Я умею бить», - сказали они. Теперь нужно понять: кого бить? Или – зачем бить?

Те, у кого возник первый вопрос (кого?) со временем могли найти применение полученным навыкам в различных «бригадах».
Страна разваливалась, и вскоре возник хороший спрос на умение действовать кулаком и пяткой, локтем и ребром ладони.
А вот у тех, кто спрашивал «зачем?», все было сложнее и правильнее.
Они поняли, что невелик подвиг сломать человеку нос или ребра.
Они стали почитывать не только методички по технике нанесения ударов, но и философскую литературу.
А литература эта, между прочим, говорила, что лучший бой это тот, который не совершился; что думать важнее, чем бить; что победа над собой – самая важная победа, и проч.
Так мысленное поле одних сузилось до прикладных навыков, а у других расширилось до серьезных вопросов.

Точно такой же механизм в самых разных видах человеческой деятельности.

Например, в отношении богатства.

***

Богатство это, несомненно, философская категория.
Говоря по хорошему, богат не тот, кто имеет много, но тот, кому хватает того, что есть.

Но с точки зрения грубого материализма, владелец стада коров богаче обладателя одной коровенки.
И тут мы натыкаемся на специфическую проблему.
А именно – богатство располагает к философии, то есть к размышлению о смыслах.
Богатство рождает вопрос «зачем?» Точно так же, как человек, овладевший приемами борьбы, спрашивает себя, что теперь с этими навыками делать?

У владельца одной коровы такие вопросы не возникают.
Его корова – главный признак достатка, она – кормилица.
А вот владелец целого стада должен думать, зачем ему это стадо, и что дальше?
Есть, конечно, очень простой ответ: дальше хочется быть еще богаче и иметь еще одно стадо.
Но это тупиковый ответ.
Потому что, мысленно двигаясь этим путем, мы придем к третьему стаду, четвертому.
В конце концов придем к обладанию всеми коровами мира.
И вот тогда-то, когда в области ума вопрос получил абсурдный ответ, вопрос «зачем?» засияет с новой силой, почти убийственной.

Богатому человеку нужно или найти готовую идею, или придумать свою собственную, но так, чтобы эта идея оправдывала богатство в его собственных глазах.
Думать надо.

***

Кстати, думать очень тяжело. Богатый человек знает это лучше бедного.
Всю свою жизнь с момента обретения богатства, он чувствует себя заложником своего движимого и недвижимого имущества.
Он чувствует себя приставником к имению, почти – обслуживающим персоналом, напичканным то страхом, то гневом, то завистью, то калькуляцией.
Голова пухнет, виски седеют, сон отлетает от подушки.
Ради чего? Слава и власть ведь притягательны только по мере стремления к ним.
После достижения они из вожделенной цели превращаются в тяжкое бремя.
И особенно угрожающей ситуация становится на фоне мыслей о смерти.
Мы не будем пока (намеренно) говорить об этой всеобщей и грозной, всех ожидающей реальности.
Мы позволим себе сделать вид, что не помним о смерти и не думаем о ней.
Позволим ей со зловещей и безмолвной улыбкой ожидать нас за одним из жизненных поворотов.

Скажем вначале пару слов о том, что более близко и понятно - о детях.

***

Они менее философичны, чем их родители.
Вопрос «зачем?» их либо вовсе не мучит, либо мучит с большим опозданием.
Все, что их окружает, все, чем они пользуются, воспринимается чаще всего, как нечто само собой разумеющееся.
Если миллионер «в первом поколении» может вспомнить вкус консервы в студенческом общежитии, то у его детей такой возможности нет в помине.
Сравнивать разные уровни достатка, разные степени нужды и изобилия, исходя из собственного опыта, дети не могут.
Детям богатых людей изначально созданы все условия для того, чтобы тратить, не задумываясь, и жить, не экономя.
У них есть все шансы для воспитания в себе всех видов высокомерия и презрения к бедному, простому, обычному человеку.

«Странно, что многие люди голодают. Неужели им трудно позвонить в колокольчик и вызвать слугу с обедом?», - говорила одна особа «голубых кровей» после прочтения в газете заметки о голодающих.
Можно смеяться над этой смесью цинизма с идиотизмом, но это правда.
Пропасть непонимания, рожденная жизнью в разных мирах, есть самая глубокая и опасная пропасть.

Давно замечено, что наследственная аристократия более всех других общественных прослоек подвержена риску вырождения.
То, что одни поколения собирали долгими годами и зарабатывали потом и кровью, другие поколения получили по праву наследства.
Без пота и крови, но что самое печальное, часто без малейшего осознания величины наследства и ответственности за него.
В силу этой легкости они владеют искусством проматывать за годы то, что собиралось столетиями.
И поэтому умный представитель элиты должен быть озабочен вопросами воспитания своего потомства больше, чем всеми остальными проблемами.
Доступность всех удовольствий при отсутствии всякой ответственности он должен считать своеобразным проклятием.

***

Нам, возможно, случалось читать или слышать о миллионерах, которые заставляют своих детей в период каникул продавать мороженое или развозить пиццу на мотороллере.
В нашей стране такие новости представить трудно. Но это, надеемся, явление временное.
Поскольку приучение детей к труду и адекватной оценке жизни это для элиты не вопрос досуга, а вопрос выживания.

Это – один из видов профилактики ранней и бессмысленной смертности среди потомков богатых.
Поскольку риск подохнуть в VIP-клубе от наркотической передозировки или разбиться вдребезги на папиной машине заметно снижается у людей, знающих цену куску хлеба.
Еще это – способ умножить родительское достояние и, что самое главное, правильно его применить.

В отечественной истории есть пример – киевский губернатор Иван Фундуклей.
Этот сын миллионера и впоследствии мультимиллионер был воспитан на хлебе и воде.
Отец долгими годами держал его на мелких чиновничьих должностях, прививая сыну аккуратность, трудолюбие и честность.
Впоследствии Фундуклей на всех высоких должностях удивлял людей чудотворным сочетанием опытности в делах, щедрости к нуждающимся и личной неприхотливости.
Это был пример человека, использующего богатство, как средство мудрого служения обществу.

Тяжесть богатства такова, что обладающий им человек как бы привязан к ответственности, словно гребец на галере привязан к веслу.
Деньги, как вода застаиваются и гниют без движения.
Они же, как наводнение опасны, если не ты владеешь ими, а они - тобой.
Может показаться, что богатство рождает свободу.
На самом деле оно дарит иллюзию свободы, а настоящую свободу, легкость и покой отнимает.
Все это понимает человек довольно поздно, да и то – не каждый.
И пока одни богатому человеку завидуют молча, другие вслух клянут его на всех перекрестках, третьи – составляют планы как бы его богатство украсть, сам он должен переживать о тысячах вещей.

Среди этих тысяч главным вопросом является: не потерять из-за денег и дел, связанных с ними, самых родных людей.

***

Люди важнее всего.
Ради людей зарабатываются деньги и на людей они должны быть правильно потрачены.
С одними людьми деньги могут приходить. С другими исчезать.
Например, нажитое за годы с законной женой можно в недели развеять по ветру с любовницей.
Да, господа. Одни люди приносят с собой благословение, другие – проклятие.
С одними людьми деньги находятся, с другими – теряются.
Но лучше терять деньги из-за людей, чем людей из-за денег.

Наш разговор странно разросся. Видимо, тема сложна и кратким словом от нее не отмахнешься.
Мы успели задать вопрос «зачем?», но не успели дать исчерпывающего ответа.
Затронули тему детей. Упомянули вскользь проблему отношения с женщинами.
Даже о смерти сказали слово и тут же сделали вид, что ошиблись адресом.
В общем, богатство по определению вещь сложная.
И вместо того, чтобы бездумно к нему стремиться или тупо завидовать тем, кто уже достиг цели, нужно почаще говорить всерьез на эти темы.
Так что…

Продолжение следует…




Источник





Добавить комментарий:
Ваше имя *:

Ваш комментарий:



Введите число на картинке(защита от спама): 

Внимание! Тексты, содержащие ссылки сохранены не будут!


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Протоиерей Андрей Ткачев. Разговор о богатстве, ч.1 | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 23