Но дошла, и тысячи молодых людей ушли в подвалы, чтобы бить
боксерские груши и выжимать штанги. Ушли в парки и скверы, чтобы
по утрам делать растяжку и разучивать непривычные движения.
Многие со временем, вопреки дефициту тренеров и отсутствию материальной
базы, достигли немалых успехов.
И вот перед их мысленным взором, тех, кто достиг успехов, возник
вопрос: Что дальше?
«Я умею бить», - сказали они. Теперь нужно понять: кого бить?
Или – зачем бить?
Те, у кого возник первый вопрос (кого?) со временем могли найти
применение полученным навыкам в различных «бригадах».
Страна разваливалась, и вскоре возник хороший спрос на умение
действовать кулаком и пяткой, локтем и ребром ладони.
А вот у тех, кто спрашивал «зачем?», все было сложнее и правильнее.
Они поняли, что невелик подвиг сломать человеку нос или ребра.
Они стали почитывать не только методички по технике нанесения
ударов, но и философскую литературу.
А литература эта, между прочим, говорила, что лучший бой это
тот, который не совершился; что думать важнее, чем бить; что
победа над собой – самая важная победа, и проч.
Так мысленное поле одних сузилось до прикладных навыков, а у
других расширилось до серьезных вопросов.
Точно такой же механизм в самых разных видах человеческой деятельности.
Например, в отношении богатства.
***
Богатство это, несомненно, философская категория.
Говоря по хорошему, богат не тот, кто имеет много, но тот, кому
хватает того, что есть.
Но с точки зрения грубого материализма, владелец стада коров
богаче обладателя одной коровенки.
И тут мы натыкаемся на специфическую проблему.
А именно – богатство располагает к философии, то есть к размышлению
о смыслах.
Богатство рождает вопрос «зачем?» Точно так же, как человек,
овладевший приемами борьбы, спрашивает себя, что теперь с этими
навыками делать?
У владельца одной коровы такие вопросы не возникают.
Его корова – главный признак достатка, она – кормилица.
А вот владелец целого стада должен думать, зачем ему это стадо,
и что дальше?
Есть, конечно, очень простой ответ: дальше хочется быть еще
богаче и иметь еще одно стадо.
Но это тупиковый ответ.
Потому что, мысленно двигаясь этим путем, мы придем к третьему
стаду, четвертому.
В конце концов придем к обладанию всеми коровами мира.
И вот тогда-то, когда в области ума вопрос получил абсурдный
ответ, вопрос «зачем?» засияет с новой силой, почти убийственной.
Богатому человеку нужно или найти готовую идею, или придумать
свою собственную, но так, чтобы эта идея оправдывала богатство
в его собственных глазах.
Думать надо.
***
Кстати, думать очень тяжело. Богатый человек знает это лучше
бедного.
Всю свою жизнь с момента обретения богатства, он чувствует себя
заложником своего движимого и недвижимого имущества.
Он чувствует себя приставником к имению, почти – обслуживающим
персоналом, напичканным то страхом, то гневом, то завистью,
то калькуляцией.
Голова пухнет, виски седеют, сон отлетает от подушки.
Ради чего? Слава и власть ведь притягательны только по мере
стремления к ним.
После достижения они из вожделенной цели превращаются в тяжкое
бремя.
И особенно угрожающей ситуация становится на фоне мыслей о смерти.
Мы не будем пока (намеренно) говорить об этой всеобщей и грозной,
всех ожидающей реальности.
Мы позволим себе сделать вид, что не помним о смерти и не думаем
о ней.
Позволим ей со зловещей и безмолвной улыбкой ожидать нас за
одним из жизненных поворотов.
Скажем вначале пару слов о том, что более близко и понятно
- о детях.
***
Они менее философичны, чем их родители.
Вопрос «зачем?» их либо вовсе не мучит, либо мучит с большим
опозданием.
Все, что их окружает, все, чем они пользуются, воспринимается
чаще всего, как нечто само собой разумеющееся.
Если миллионер «в первом поколении» может вспомнить вкус консервы
в студенческом общежитии, то у его детей такой возможности нет
в помине.
Сравнивать разные уровни достатка, разные степени нужды и изобилия,
исходя из собственного опыта, дети не могут.
Детям богатых людей изначально созданы все условия для того,
чтобы тратить, не задумываясь, и жить, не экономя.
У них есть все шансы для воспитания в себе всех видов высокомерия
и презрения к бедному, простому, обычному человеку.
«Странно, что многие люди голодают. Неужели им трудно позвонить
в колокольчик и вызвать слугу с обедом?», - говорила одна особа
«голубых кровей» после прочтения в газете заметки о голодающих.
Можно смеяться над этой смесью цинизма с идиотизмом, но это
правда.
Пропасть непонимания, рожденная жизнью в разных мирах, есть
самая глубокая и опасная пропасть.
Давно замечено, что наследственная аристократия более всех
других общественных прослоек подвержена риску вырождения.
То, что одни поколения собирали долгими годами и зарабатывали
потом и кровью, другие поколения получили по праву наследства.
Без пота и крови, но что самое печальное, часто без малейшего
осознания величины наследства и ответственности за него.
В силу этой легкости они владеют искусством проматывать за годы
то, что собиралось столетиями.
И поэтому умный представитель элиты должен быть озабочен вопросами
воспитания своего потомства больше, чем всеми остальными проблемами.
Доступность всех удовольствий при отсутствии всякой ответственности
он должен считать своеобразным проклятием.
***
Нам, возможно, случалось читать или слышать о миллионерах,
которые заставляют своих детей в период каникул продавать мороженое
или развозить пиццу на мотороллере.
В нашей стране такие новости представить трудно. Но это, надеемся,
явление временное.
Поскольку приучение детей к труду и адекватной оценке жизни
это для элиты не вопрос досуга, а вопрос выживания.
Это – один из видов профилактики ранней и бессмысленной смертности
среди потомков богатых.
Поскольку риск подохнуть в VIP-клубе от наркотической передозировки
или разбиться вдребезги на папиной машине заметно снижается
у людей, знающих цену куску хлеба.
Еще это – способ умножить родительское достояние и, что самое
главное, правильно его применить.
В отечественной истории есть пример – киевский губернатор Иван
Фундуклей.
Этот сын миллионера и впоследствии мультимиллионер был воспитан
на хлебе и воде.
Отец долгими годами держал его на мелких чиновничьих должностях,
прививая сыну аккуратность, трудолюбие и честность.
Впоследствии Фундуклей на всех высоких должностях удивлял людей
чудотворным сочетанием опытности в делах, щедрости к нуждающимся
и личной неприхотливости.
Это был пример человека, использующего богатство, как средство
мудрого служения обществу.
Тяжесть богатства такова, что обладающий им человек как бы
привязан к ответственности, словно гребец на галере привязан
к веслу.
Деньги, как вода застаиваются и гниют без движения.
Они же, как наводнение опасны, если не ты владеешь ими, а они
- тобой.
Может показаться, что богатство рождает свободу.
На самом деле оно дарит иллюзию свободы, а настоящую свободу,
легкость и покой отнимает.
Все это понимает человек довольно поздно, да и то – не каждый.
И пока одни богатому человеку завидуют молча, другие вслух клянут
его на всех перекрестках, третьи – составляют планы как бы его
богатство украсть, сам он должен переживать о тысячах вещей.
Среди этих тысяч главным вопросом является: не потерять из-за
денег и дел, связанных с ними, самых родных людей.
***
Люди важнее всего.
Ради людей зарабатываются деньги и на людей они должны быть
правильно потрачены.
С одними людьми деньги могут приходить. С другими исчезать.
Например, нажитое за годы с законной женой можно в недели развеять
по ветру с любовницей.
Да, господа. Одни люди приносят с собой благословение, другие
– проклятие.
С одними людьми деньги находятся, с другими – теряются.
Но лучше терять деньги из-за людей, чем людей из-за денег.
Наш разговор странно разросся. Видимо, тема сложна и кратким
словом от нее не отмахнешься.
Мы успели задать вопрос «зачем?», но не успели дать исчерпывающего
ответа.
Затронули тему детей. Упомянули вскользь проблему отношения
с женщинами.
Даже о смерти сказали слово и тут же сделали вид, что ошиблись
адресом.
В общем, богатство по определению вещь сложная.
И вместо того, чтобы бездумно к нему стремиться или тупо завидовать
тем, кто уже достиг цели, нужно почаще говорить всерьез на эти
темы.
Так что…
Продолжение следует…
Источник