Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Статьи >> О вере, надежде, любви >> Протоиерей Андрей Ткачев. Разговор о богатстве, ч.1

Протоиерей Андрей Ткачев. Разговор о богатстве, ч.1

Богач и Лазарь. Икона на стекле. Галина Кузьменко-Кузнецова
В конце 1960-х в мировой кинематограф ворвался Брюс Ли.
Загадочный Восток в его подаче приобрел боевую окраску.
Появился и быстро развился новый жанр кино – «кун-фу фильм». Вслед за кошачьими криками с экрана и молниеносными движениями бьющих рук и ног последовала волна массового увлечения боевыми восточными единоборствами. Дошла эта волна со временем и до Советского Союза.
Дошла с заметным опозданием из-за «железного занавеса» и информационной закрытости.

Но дошла, и тысячи молодых людей ушли в подвалы, чтобы бить боксерские груши и выжимать штанги. Ушли в парки и скверы, чтобы по утрам делать растяжку и разучивать непривычные движения.
Многие со временем, вопреки дефициту тренеров и отсутствию материальной базы, достигли немалых успехов.
И вот перед их мысленным взором, тех, кто достиг успехов, возник вопрос: Что дальше?
«Я умею бить», - сказали они. Теперь нужно понять: кого бить? Или – зачем бить?

Те, у кого возник первый вопрос (кого?) со временем могли найти применение полученным навыкам в различных «бригадах».
Страна разваливалась, и вскоре возник хороший спрос на умение действовать кулаком и пяткой, локтем и ребром ладони.
А вот у тех, кто спрашивал «зачем?», все было сложнее и правильнее.
Они поняли, что невелик подвиг сломать человеку нос или ребра.
Они стали почитывать не только методички по технике нанесения ударов, но и философскую литературу.
А литература эта, между прочим, говорила, что лучший бой это тот, который не совершился; что думать важнее, чем бить; что победа над собой – самая важная победа, и проч.
Так мысленное поле одних сузилось до прикладных навыков, а у других расширилось до серьезных вопросов.

Точно такой же механизм в самых разных видах человеческой деятельности.

Например, в отношении богатства.

***

Богатство это, несомненно, философская категория.
Говоря по хорошему, богат не тот, кто имеет много, но тот, кому хватает того, что есть.

Но с точки зрения грубого материализма, владелец стада коров богаче обладателя одной коровенки.
И тут мы натыкаемся на специфическую проблему.
А именно – богатство располагает к философии, то есть к размышлению о смыслах.
Богатство рождает вопрос «зачем?» Точно так же, как человек, овладевший приемами борьбы, спрашивает себя, что теперь с этими навыками делать?

У владельца одной коровы такие вопросы не возникают.
Его корова – главный признак достатка, она – кормилица.
А вот владелец целого стада должен думать, зачем ему это стадо, и что дальше?
Есть, конечно, очень простой ответ: дальше хочется быть еще богаче и иметь еще одно стадо.
Но это тупиковый ответ.
Потому что, мысленно двигаясь этим путем, мы придем к третьему стаду, четвертому.
В конце концов придем к обладанию всеми коровами мира.
И вот тогда-то, когда в области ума вопрос получил абсурдный ответ, вопрос «зачем?» засияет с новой силой, почти убийственной.

Богатому человеку нужно или найти готовую идею, или придумать свою собственную, но так, чтобы эта идея оправдывала богатство в его собственных глазах.
Думать надо.

***

Кстати, думать очень тяжело. Богатый человек знает это лучше бедного.
Всю свою жизнь с момента обретения богатства, он чувствует себя заложником своего движимого и недвижимого имущества.
Он чувствует себя приставником к имению, почти – обслуживающим персоналом, напичканным то страхом, то гневом, то завистью, то калькуляцией.
Голова пухнет, виски седеют, сон отлетает от подушки.
Ради чего? Слава и власть ведь притягательны только по мере стремления к ним.
После достижения они из вожделенной цели превращаются в тяжкое бремя.
И особенно угрожающей ситуация становится на фоне мыслей о смерти.
Мы не будем пока (намеренно) говорить об этой всеобщей и грозной, всех ожидающей реальности.
Мы позволим себе сделать вид, что не помним о смерти и не думаем о ней.
Позволим ей со зловещей и безмолвной улыбкой ожидать нас за одним из жизненных поворотов.

Скажем вначале пару слов о том, что более близко и понятно - о детях.

***

Они менее философичны, чем их родители.
Вопрос «зачем?» их либо вовсе не мучит, либо мучит с большим опозданием.
Все, что их окружает, все, чем они пользуются, воспринимается чаще всего, как нечто само собой разумеющееся.
Если миллионер «в первом поколении» может вспомнить вкус консервы в студенческом общежитии, то у его детей такой возможности нет в помине.
Сравнивать разные уровни достатка, разные степени нужды и изобилия, исходя из собственного опыта, дети не могут.
Детям богатых людей изначально созданы все условия для того, чтобы тратить, не задумываясь, и жить, не экономя.
У них есть все шансы для воспитания в себе всех видов высокомерия и презрения к бедному, простому, обычному человеку.

«Странно, что многие люди голодают. Неужели им трудно позвонить в колокольчик и вызвать слугу с обедом?», - говорила одна особа «голубых кровей» после прочтения в газете заметки о голодающих.
Можно смеяться над этой смесью цинизма с идиотизмом, но это правда.
Пропасть непонимания, рожденная жизнью в разных мирах, есть самая глубокая и опасная пропасть.

Давно замечено, что наследственная аристократия более всех других общественных прослоек подвержена риску вырождения.
То, что одни поколения собирали долгими годами и зарабатывали потом и кровью, другие поколения получили по праву наследства.
Без пота и крови, но что самое печальное, часто без малейшего осознания величины наследства и ответственности за него.
В силу этой легкости они владеют искусством проматывать за годы то, что собиралось столетиями.
И поэтому умный представитель элиты должен быть озабочен вопросами воспитания своего потомства больше, чем всеми остальными проблемами.
Доступность всех удовольствий при отсутствии всякой ответственности он должен считать своеобразным проклятием.

***

Нам, возможно, случалось читать или слышать о миллионерах, которые заставляют своих детей в период каникул продавать мороженое или развозить пиццу на мотороллере.
В нашей стране такие новости представить трудно. Но это, надеемся, явление временное.
Поскольку приучение детей к труду и адекватной оценке жизни это для элиты не вопрос досуга, а вопрос выживания.

Это – один из видов профилактики ранней и бессмысленной смертности среди потомков богатых.
Поскольку риск подохнуть в VIP-клубе от наркотической передозировки или разбиться вдребезги на папиной машине заметно снижается у людей, знающих цену куску хлеба.
Еще это – способ умножить родительское достояние и, что самое главное, правильно его применить.

В отечественной истории есть пример – киевский губернатор Иван Фундуклей.
Этот сын миллионера и впоследствии мультимиллионер был воспитан на хлебе и воде.
Отец долгими годами держал его на мелких чиновничьих должностях, прививая сыну аккуратность, трудолюбие и честность.
Впоследствии Фундуклей на всех высоких должностях удивлял людей чудотворным сочетанием опытности в делах, щедрости к нуждающимся и личной неприхотливости.
Это был пример человека, использующего богатство, как средство мудрого служения обществу.

Тяжесть богатства такова, что обладающий им человек как бы привязан к ответственности, словно гребец на галере привязан к веслу.
Деньги, как вода застаиваются и гниют без движения.
Они же, как наводнение опасны, если не ты владеешь ими, а они - тобой.
Может показаться, что богатство рождает свободу.
На самом деле оно дарит иллюзию свободы, а настоящую свободу, легкость и покой отнимает.
Все это понимает человек довольно поздно, да и то – не каждый.
И пока одни богатому человеку завидуют молча, другие вслух клянут его на всех перекрестках, третьи – составляют планы как бы его богатство украсть, сам он должен переживать о тысячах вещей.

Среди этих тысяч главным вопросом является: не потерять из-за денег и дел, связанных с ними, самых родных людей.

***

Люди важнее всего.
Ради людей зарабатываются деньги и на людей они должны быть правильно потрачены.
С одними людьми деньги могут приходить. С другими исчезать.
Например, нажитое за годы с законной женой можно в недели развеять по ветру с любовницей.
Да, господа. Одни люди приносят с собой благословение, другие – проклятие.
С одними людьми деньги находятся, с другими – теряются.
Но лучше терять деньги из-за людей, чем людей из-за денег.

Наш разговор странно разросся. Видимо, тема сложна и кратким словом от нее не отмахнешься.
Мы успели задать вопрос «зачем?», но не успели дать исчерпывающего ответа.
Затронули тему детей. Упомянули вскользь проблему отношения с женщинами.
Даже о смерти сказали слово и тут же сделали вид, что ошиблись адресом.
В общем, богатство по определению вещь сложная.
И вместо того, чтобы бездумно к нему стремиться или тупо завидовать тем, кто уже достиг цели, нужно почаще говорить всерьез на эти темы.
Так что…

Продолжение следует…




Источник







Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Протоиерей Андрей Ткачев. Разговор о богатстве, ч.1 | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 163