|
|
Наступает Петров пост, по-другому его еще
называют пост апостольский. Мы знаем, что он заканчивается
праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Мы знаем, что это пост летний, не такой строгий, как Великий
или Успенский, что в это время уже появляются первые свежие
овощи, поэтому этот пост в целом легкий.
Но, к сожалению, для многих православных христиан этим и
заканчиваются смыслы Петрова поста.
|
Попоститься — вот отгуляли Пятидесятницу, наелись скоромного,
можно теперь и поговеть.
Надо причаститься, поисповедоваться, ну как положено в посты.
А для некоторых как и нет этого поста, ну, говорят — «не Великий
же пост, нам некогда (нет сил, времени etc.) поститься «все
время».
Думается, что было бы гораздо логичнее посвятить время этого
поста осмыслению апостольства в Церкви. Даже так — посвятить
деятельному осмыслению.
Прошу понять меня правильно.
Было бы слишком дерзновенно взять на себя без благословения
апостольское звание, равноапостольных святых не так много в
Месяцеслове.
Но, тем не менее, каждый христианин все равно должен быть служителем
Слова Божия.
Слово Христово, сказанное апостолам при Вознесении:
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого
Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами
во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19,20)
– определило главную апостольскую задачу.
Бог
послал Святого Духа апостолам, чтобы они несли весть о воскресении
во все концы мира.
Через апостолов это послушание установилось в церковной иерархии
— у епископов и священников.
Епископ и священник, живущий во Христе, старающийся это делать
может искренне повторить за Апостолом:
«Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что
это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!»
(1Кор.9:16);
Но это не слагает с мирян обязанности иметь послушание благовестия.
Особенно у православных христиан.
И очень хорошо, если проверить свои силы мы сможем в течение поста,
который в Церкви назван Апостольским.
Я бы выделил в этой задаче два основных направления — апостольство
внутреннее и апостольство внешнее (прошу не судить категорично
за терминологию — слова могут быть и другие, если кто-то усматривает
здесь некий «протестантский налет»).
Внутреннее — для большинства церковных и еще только ищущих
своего пути и места в Церкви людей — наверное, самое важное.
Донести Благую Весть о Воскресении Христовом, о покаянии и преображении
человека Духом Святым прежде всего до своего сердца и ума.
Внутренне, со смирением принять то, что дает человеку ищущему
Бога Церковь.
Научиться простым вещам (на первый взгляд простым, но и несложным
при том) — просто верить, довериться Богу и Его Слову, верить
Церкви как матери, просто молиться, как я говорю своим студентам:
«Без заламывания рук и закатывания глаз» (образно конечно —
просто, значит — разумно и без психического надлома).
Есть красивое выражение:
«Пост и молитва это два крыла, которые поднимают христианина
в Царство Небесное».
Что ж, если это так, и если молитва должна быть проста и разумна,
то и пост должен быть прост и разумен. Мы уже обсуждали
это во время Великого поста.
Пост должен быть по силам и без молекулярно-ингридиентого подхода.
Ради Христа. Ради преображения Духом Божиим нашего истлевшего или
истлевающего естества.
Наша внутренняя убежденность в правоте Слова Божия вместе с
покаянием и жизнью в Церкви должна дать нам самое творческое
основание для нашего апостольства — мир сердечный, иное, по
сравнению с миром суетным отношение к Богу, Церкви, человеку
и себе самому.
Мир, любовь, прощение, сострадание, сочувствие, боль сердечная
о неправде и несправедливости — противоположные ненависти и
равнодушию качества души-христианки.
Мы должны дать Богу привить эти добрые вещи к ветвям нашей
личности.
Прирастить нас к Себе Самому, Он — лоза, мы – ветви. И без Него
не можем творить ничего.
Все в Боге и обретает свою ценность, в том числе и благовествование.
Самое приличное занятие в пост.
И очень важно апостольство внешнее, потому что, как христиане,
мы ответственны и за других, за ближних, далеких, за весь мир.
Даже если кажется, что ну никак не может хватить сил нашей души
на самого себя, куда уж до целого мира!
У одного человека никогда не достанет сил спасти мир — он может
только сотрудничать Богу, содействовать исполнению Его воли
в мире — чтобы все познали Истину и спаслись …
Но наставляйте друг друга каждый день,.. чтобы кто из вас не
ожесточился, обольстившись грехом» (Евр.3:12-13).
Во времена «дикого рынка» и навязчивого маркетинга мы научились
бояться тех, кто обещает нам что-то хорошее.
В таком контексте, евангельское слово «благовествовать» может
испугать человека.
Мы по душевной робости боимся предлагать нашу веру другим, как
если бы речь шла о товаре.
Мы имеем чувство уважения к окружающим и не желаем, чтобы о
нас подумали, что мы навязываем свою точку зрения или пытаемся
в чем-то «самом верном и правильном стопроцентно убедить».
Особенно, если речь идет о такой личной теме для разговора,
как доверие Богу.
Для христиан, возвещать Благую Весть воскресения не значит
говорить об учении, наборе параграфов и пунктов, который следует
выучить наизусть.
Благовествовать – значит, в первую очередь, свидетельствовать
о внутреннем преображении человеческого существа.
Господь Иисус Христос возвращал каждому человеку его ценность
и достоинство с бесконечным уважением. Благовествовать – не
только значит говорить с кем-то об Иисусе или о Православии
как таковом, а, намного глубже, привлечь внимание человека к
тому, насколько он ценен для Бога.
Так об этом говорили и святые отцы и многие подвижники, знающие
о действии благодати Святого Духа в человеке.
Но наше внешнее свидетельство о Христе и Церкви может проистекать
только из последствий внутреннего апостольства, усвоения себе
через законные церковные средства — пост, молитву, милостыню,
Таинства (сколько уже говорилось об этом!) жизни во Христе.
Иначе наши слова не будут иметь духовной силы. Они и нам самим
ничего не скажут.
Я недавно нашел очень светлое христианское рассуждение, мне
показалось, что оно очень подходит к нашему разговору о внутреннем
и внешнем апостольстве каждого христианина.
Поэтому вместо традиционой притчи, я хотел бы завершить заметку
о Петровом посте такими словами, исполненными любви Христовой:
- Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны – все равно
прощайте их.
- Если вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайных личных
побуждениях – все равно проявляйте доброту.
- Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество
мнимых друзей и настоящих врагов – все равно добивайтесь успеха.
- Если вы честны и откровенны, то люди могут вас обманывать
– все равно будьте честны и откровенны.
- То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье
– все равно продолжайте строить.
- Если вы обрели счастье, то вам могут завидовать – все равно
будьте счастливы.
- Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут завтра
– все равно творите добро.
- Делитесь с людьми самым лучшим из того, что у вас есть, и
им этого никогда не будет достаточно – все равно продолжайте
делиться с ними самым лучшим.
В конце концов, вы убедитесь, что все это было между Богом и
вами и никогда не было между вами и ними.
- Неважно, кто и что говорит о вас – принимайте все с улыбкой
и продолжайте делать свое дело.
- Молитесь вместе и пребывайте в единстве.
Источник
|