Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Статьи >> О вере, надежде, любви >> Мысли о духовной жизни в современном мире

Мысли о духовной жизни в современном мире

Игумен Никон (Воробьев)

Мысли о духовной жизни в современном мире

из писемИгумен Никона (Воробьева) и схиигумена Иоанна (Алексеева)


Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963)

"Господь радуется о каждом, кто тянется к Нему, неизмеримо больше, чем мать о любви своего ребенка к ней"


Схиигумен Иоанн (Алексеев)
(1873-1958)

"Бедный человек: в молодости мучают страсти, а в старости немощи"

 

Да воскреснет Бог !

Очистим чувствия и узрим... (из 1 песни канона Святой Пасхи)
Игумен Никон:

Да воскреснет Господь в сердцах ваших, да поразит ад, кроющийся в глубине сердец наших, да откроет вход в душу нашу праведным помыслам, желаниям; да вознесет сердца наша горе и сделает нас Храмом Духа Святаго.

Любовь Божия

Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах...
Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен.
(Преп.Исаак Сирин. Слово 90)


Схиигумен Иоанн :
  • Не представляй Бога очень строгим судьей и карателем.
    Cхиигумен Иоанн (Алексеев)Он очень милостивый, принял нашу плоть человеческую и пострадал, как человек не ради святых, а ради грешников, подобных нам с тобой.
    Отчаиваться не надо, ибо нет греха, превышающего Божие милосердие; отчаяние всегда дьявол наносит, его слушать не надо. (П.65) [3]


  • ... ужасные страдания Господь наш Иисус Христос терпел как человек ради нашего спасения, а Божество сострадало.
    О дивное чудо! Человече, неужели твое окаменелое сердце не содрогнется от воспоминаний таких страданий Иисуса Христа? (П.102)

Игумен Никон :

  • Крест Христов да будет Вам всегда напоминать о бесконечной любви Божией к падшему человеку.
    Разве одной этой мысли недостаточно, чтобы всецело предать себя в руки Божии?
    Хоть немного надо искать царствия Божия, и Господь никогда не оставит такого человека без помощи и утешения. Господь любит вас! Потерпите Господа! (П.166)


  • Господь показал нам Свою любовь пришествием на землю и крестными страданиями.
    Он радуется о покаянии каждого грешника, и как блудного сына, сознавшего свои грехи, обратившегося ко Отцу, готов принять с великой любовью.
    Неужели мы не воспользуемся этой милостью Божией к нам, а будем коснеть в своих грехах, в своем самолюбии, в своем мраке душевном, не дающем возможности видеть своих язвы, поболеть о них и покаяться. (П.119)


  • Если человек человека может любить и жалеть, то какова любовь Божия к нам, если она для нашего спасения привела Его на Крест! (П.146)


  • “Льна курящегося не угасит и трости надломленной не переломит” Господь.
    Малую искру в душе Закхея Господь разжег в великий пламень. (П.162)


  • В чем суть христианства?
    В том, что Всемогущий, Всеведущий Творец вселенной так любит и жалеет человека, так заботится о нем и о его спасении, что отдал Сына Своего Единородного на позор, Крест и смерть. (П.169).


  • ... если Бог ради человека принес в жертву самое дорогое – Сына Своего, – то как может пожалеть чего-либо, ибо и вся вселенная – ничто пред этой Жертвой.
    Не жалеет Господь ничего, особенно для тех, кто стремиться к Нему, кто старается исполнить Его слово, кто сокрушается сердцем о каждом сделанном грехе, как о нарушении Его воли, как бы невнимании к Нему, неблагодарности и нелюбви к Нему. (П.169)


  • Грядущего ко Мне не изжену вон ! Господь радуется о каждом, кто тянется к Нему, неизмеримо больше, чем мать о любви своего ребенка к ней. (П.169)


  • Господь... жалеет каждого грешника и ждет только обращения его, чтобы простить все его грехи и мерзости и спасти. (П.194)


  • Бог по благости Своей восхотел иметь около Себя разумные свободные существа, которые могли бы участвовать в Его блаженстве, быть участниками Его жизни, причастниками Его естества.
    Для этого Он сотворил Ангельский мир, а потом и человека. (П.241)


  • Апостол Иоанн утверждает Духом Святым, что Бог есть Любовь, а не только имеет любовь, хотя и бесконечно великую. Любовь же все покрывает, по слову ап. Павла.
    Покрывает она и наши грехи, недостатки, немощи, нетерпение, ропотливость и прочее.
    Стоит только верующему во Христа осознать свои немощи и грехи и попросить прощения, как любовь Божия очищает и исцеляет все раны греховные.
    Грехи всего мира тонут в море любви Божией, как брошенный в воду камень.
    Не должно быть места унынию, безнадежию, отчаянию! (П.266)


О Любви в нас...

Любовь, возбуждаемая чем-нибудь вещественным, подобна....наводняемому дождем потоку, которого течение прекращается с оскудением составляющего его вещества.
Любовь же, которая имеет виновником Бога, подобна бьющему из земли источнику; потоки его никогда не пресекаются (ибо Бог – единственный источник любви, и вещество Его не оскудевает).
(Преп.Исаак Сирин. Слово 30)


Игумен Никон:
  • Чем сильнее любовь, тем больше стремление доказать ее, а доказать бескорыстную любовь можно только жертвой, и как истинная любовь не имеет предела, так не имеет предела и жажда жертвы, как проявление любви.
    Кто любит Бога, тот захочет страдать ради Бога, и по мере роста любви будет возрастать желание все перенести, лишь бы не удалился от нас Господь, лишь бы быть ближе к Нему.
    А не любить Господа нельзя, если приблизимся к Нему, вернее, если Он к нам приблизится. (П.78)


  • Я глубоко уверен, что даже древние мученики – и они жалели, что мало страдали и поэтому не могли ответить Богу той любовью, которой должны бы были возлюбить Господа. (П.78)


  • ... любовь выше молитвы. (П.60)


  • Если любовь есть в сердце, то она от сердца изливается на всех окружающих и проявляется в жалости ко всем, в терпении их недостатков и грехов, в неосуждении их, в молитве за них, а когда необходимо, то и в материальной поддержке. (П. 102)


Пути Промысла Божия...

Для кого нет Бога в промысле Божием, для того нет Бога и в заповедях Божиих.
(Свт. Игнатий Брянчанинов т.2 стр.79) [4]


Схиигумен Иоанн :
  • Все же если человек куда сам не стремится и выбирают его на какую-либо должность, значит, на это есть воля Божия и Господь поможет; а от неприятностей никуда не уйдешь.
    Куда бы человек ни ушел – они с ним пойдут. (П.57)

Игумен Никон :

  • Мир кажется большим с человеческой мерки, но не с Божией.
    Он видит все, и наши состояния, внешние и внутренние, всегда у Него пред очами.
    Любовь же Его и всемогущество попускают совершаться с нами только тому, что послужит в конечном итоге к величайшему нашему благу.
    Поэтому и лучше всего нам покориться под Его крепкую и любящую руку и все принять с благодарностью.
    Это большой духовный подвиг, но принудить себя к этому необходимо.
    Он характеризует все устроение человека. Без этого все наше доброе мало имеет цены.
    Наш путь к спасению – терпение с благодарностью (во всяком случае без ропота) всего случающегося. (П.126)


  • Не будем диктовать Господу, а станем внедрять в сердце покорность Господу, преданность Его святой воле. Господь ведет нас легчайшим путем ко спасению, соответственно нашим свойствам, силам, обстоятельствам и прочее... (П.140)


  • Поверьте, что каждый миг Господь хочет Вам дать величайшие блага, но вы не можете принять их без вреда для себя.
    А что можете принять – все Он даст. Судите о своем состоянии и по этому признаку. (П.164)


  • Не только о человечестве в целом, но и о каждом человеке в отдельности заботится Господь, ежеминутно держит его в Своей руке, защищает его от врагов невидимых и видимых, вразумляет и через людей, и через книги, и обстоятельства жизненные.
    Если необходимо наказать человека для вразумления и ограждения от большей беды, то наказывает с милостью, а потом, если человек может без вреда принять, награждает сугубо, как бы жалея, что наказал.
    У кого открылось несколько внутреннее зрение, тот видит это удивительное промышление Божие о человеке и в великом и в малом.(П.169)


  • Весь ад,... со своими бесами, ничего не сделает больше того, что позволит Господь. (П.191)
  • Господь ждет покаяние от людей грешных, потому и долго терпит.
    А безумные люди думают: грешники благоденствуют, значит Бога нет.
    Бог жалеет их, вразумляет и добром, и скорбями, и болезнями, ожидая их исправления.
    И если не каются, то оставляет их в земной жизни на их волю, чтобы воздать должное после смерти. (П.201)


  • Вполне очевидным становится промышление Божие о спасении человека и усилие диавола погубить даже тех, кто все силы употребляет на искание “единого на потребу”, то есть царствия Божия.
    Из области теории это переходит в самую жизнь, человек находится в непрерывной борьбе со злом, с дьяволом, с его внушениями, то падая, то восставая.
    В этой борьбе он познает свою немощь, лукавство вражие, помощь Божию и любовь Божию к себе.
    Он познает цену добра и зла и, уже со всей сознательностью, избирает добро, делается непоколебимым в предпочтении добра, и его источника – Бога и отвергает зло и дьявола.
    Хотя он и падает, делает иногда злое, но и сознает это как зло, грех, осуждает себя, кается, просит прощения у Бога и тем самым еще более утверждает свое предпочтение добра и Бога, хотя и отрицательным путем. (П.231)


  • С одной стороны, нужна и своя мудрость и осмотрительность, но главное – постоянное обращение за помощью к невидимому плотским человеком, но видимому духом Господу, обещавшему всем надеющимся на Него, что и “волос с головы их не падет, без воли Его”.
    Уповая на Него, апостолы все претерпели, но победили мир – небольшое количество овец победило несметные стада волков. Разве это не доказательство силы и промышления Божия? (П.233)


  • Еще до сотворения человека Господь предвидел, что человек будет не в состоянии оставаться всегда верным Ему, что Он не сможет вполне оценить дары Божии – именно: жизни, своих свойств, райского блаженства.
    Чтобы человек оценил эти дары, возлюбил Господа всем сердцем, всею душою, всем помышлением, всею крепостию своею, нужно пройти ему особый путь, на котором он мог бы вполне испытать на себе зло, страдания всякие, смерть, до конца понять, что в удалении от Бога он всегда будет страдать, понять, что его блаженство в общении с Богом, в любви к Богу всем сердцем.
    Дальше он должен на опыте познать, что восстановить это общение он сам не может.
    Общение возможно только при очищении себя от всяких скверн плоти и духа; а опыт тысячелетий показал, что никто не может сам очистить себя.
    Человек, предоставленный своим силам, должен жить вне Бога земную жизнь и после смерти также отойти в ад, быть “кроме” Бога.
    И вот, когда человечество до конца поняло это, тогда Господь совершил такое дело, от которого содрогнулись и небо (мир Ангельский), и земля (вся видимая вселенная).
    Нас ради человек и нашего ради спасения Сам Господь сошел с неба, воплотился от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечился, добровольно подвергся гонениям, оплеваниям, крестной смерти, чтобы спасти человека, соединив его с Собой и претерпев за него все, что должен был претерпеть каждый человек, чтобы восстановить общение с Богом.
    В этом проявилась такая любовь Божия, что она не могла не победить самое зачерствелое сердце и не привлечь к себе. (П.241)


  • Господь жалеет П. – посылает скорби, чтобы смирился и стал более сочувствовать другим.
    Если это не достигает цели, то “железной уздой” востягнет челюсти Господь не покоряющихся Ему, но подающих еще надежду на спасение. (П.246)


  • Я всегда и поныне убежден, что ищущему Бога и желающему жить по воле Его (т.е. по заповедям) – обязательно будет дано уверовать или даже больше: опытно убедиться в бытии Божием и духовного мира.
    Так говорит и Иисус Христос: Ищите царствия Божия, и все (необходимое для материальной жизни) приложится вам. Много примеров, да и моя личная жизнь – доказательство этому. (П.269)


За все благодарите...

Благодарность приемлющего побуждает дающего давать дары большие прежних.
Кто не благодарит за малое, тот и в большем лжив и неправеден.
(Преп. Исаак Сирин. Слово 2)


Схиигумен Иоанн :
  • Люблю ходить один, люблю природу, куда ни посмотрю, все меня утешает: каждое деревце и каждый кустик; а маленькие птички-то с чириканием летают с дерева на дерево, лапочками повиснут на сучке, что-то клювом берут; и зайчик беленький пробежит и встанет на задние лапки, послушает да поглядит по сторонам и поковыляет вперед.
    Все это так назидает, просто не удержаться от слез, и во всем видно Божий промысел.
    Как все прекрасно сотворено, и милостивно обо всем заботится, и ничто у Него не забыто.
    Птички такие маленькие, ножки точно соломинки, а существуют и кормятся в морозное время.

    Слава, Господи, Твоей премудрости, слава созданию Твоему!
    Благодарю Тебя, Господи, что нам, многогрешным, немощным, иногда даешь приходить в богопознание; это Твоя милость.
    Мы, грешные, без Твоей помощи не можем созерцать природу и не приобрести ни единой добродетели; наша свободная воля дана Тобою и может только стремиться к добродетели, а приобрести или устоять в добродетели зависит уж от Твоей помощи.
    Однако прошу Тебя, Господи, ими же веси судьбами спаси нас, грешных. (П.16)

Игумен Никон :

  • Кроме греховного долга есть долг благодарности Господу. Для уплаты этого долга не хватило бы нам и миллиона жизней! (П.77)
  • ... благодари Господа за все в жизни; ибо и доброе, и тяжелое, радость и скорбь посылает Господь для нашей пользы, для спасения. (П.110)


  • Будем благодарить Господа за то, что Он избрал нас из мира сего, отделил от него, взял в Свой удел. Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже!
    Господи, пробави милость Твою до конца! – Отдели и по смерти нас от врагов Твоих, хотя мы и не достойны этого, но по милосердию Твоему не отвергни нас от лица Твоего!
    Сподоби и нас со всеми святыми во веки веков благодарить и славословить Тебя за непостижимые милости Твои роду человеческому и нам, непотребным рабам Твоим! Слава Тебе, Отче, Сыне и Душе Святый во веки веков. Аминь. (П.28)


  • Дана заповедь: если уж не можем радоваться всегда, то хоть не унывать, а главное, надо за все благодарить. (П.65)


  • Как образ Божий, как призванный быть чадом Божиим, причастником естества Божия – человек действительно есть великая ценность, дороже целого мира.
    Нужно бы сознавать это, благодарить за это Бога, вести себя соответственно этому, а на деле человек или не знает своего истинного величия, или в силу испорченности полагает свое “Я” в пустяках, ратует за мелкое самолюбие, тщеславится, гордится... и делается неприятным и для Бога, и для людей. (П.251)


  • Надо всеми силами благодарить Господа, что сподобил нас родиться и жить в вере православной и иметь надежду жизни вечной.
    Сколько людей лишены этого величайшего дара! (П.16)


О постепенности в духовном пути.

Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным.
(Преп. Исаак Сирин. Слово 1)


Схиигумен Иоанн :
  • К теплоте сердечной не стремись – она приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати; большего не ищи и не горячись.
    В духовной жизни скачки неуместны, а требуется терпеливая постепенность. (П.2)


  • Писал я тебе, не горячись. Это относится, к тому, чтобы к высшему не стремилась раньше времени, все в свое время бывает. Если будет приготовлено, исполнением заповедей Божиих, место в сердце, тогда, придет и то хорошее состояние, однако без нашего ожидания.
    Наше дело – стремиться и трудиться, а прочее все зависит уже от благодати.
    Еще замечу: если будешь осуждать, то не придут к тебе слезы и умиление. (П.27)


  • Не горячись, раньше времени не стремись к высшему, в духовной жизни скачки неуместны, должна быть терпеливая постепенность... (П.29)

Игумен Никон :

  • Чтобы из семени выросло дерево и дало плоды, надо время; чтобы переквасить ветхого человека новой закваской – надо еще больше времени и труда. Насильно ускорить процесс нельзя, можно только повредить искусственными мерами. Господь же знает, что полезно и нужно человеку, ищущему подает это даже вопреки желанию, так как человек часто ошибочно желает не того, что ему нужно в данное время. (П.153)


  • “Кто отвалит нам камень от гроба?” – бе бо велий зело.
    – Кто отвалил? – по повелению Божию отвалил Ангел.
    Он же отвалит и от сердца Вашего камень нечувствия, когда придет время для этого.
    Нужно показать верность Господу во время нечувствия, маловерия, сомнений, холодности, во время скорбей, болезней, всяких неприятностей.
    Нужно волевым усилием утверждать в себе веру, когда она почти угасает по попущению Божию, чтобы человек вновь и вновь показал, к чему он стремиться, что он предпочитает. (П.166)


  • ... нельзя, посадив семечко яблони, в тот же год ждать плодов.
    Как же Вы, будучи младенцем по внутреннему человеку, требуете от себя свойств взрослого?
    Строжайшими прещениями с угрозами наказаний или полного бесплодия возбраняется искать прежде времени высоких состояний. (П.155)


  • Дай Бог, чтобы хоть в конце жизни вкусить плодов истинной свободы, которую даст Христос Своим ученикам. (П.164)


Духовная брань и духовное оружие.

... если человек оставляет дела, приумножающие праведность, то оставляет и дела, охраняющие ее.
(Преп.Исаак Сирин. Слово 21)

Схиигумен Иоанн :
  • Не смущайся, что нападают иногда помыслы плотские, это естественно; одна благодать Господня только может освободить от них, однако знаю, они будут напоминать о себе даже до гроба, и старость несвободна от них. (П.33)


  • Когда дьявол нанесет мыслей отчаянных, гони его молитвенным бичом, ибо он очень нахальный, зело нападает на стремящихся к духовной жизни. Святые Божии люди испытывали такие ужасы, что даже не пожелали предать писанию. Впрочем, его злая воля ограничена: насколько Господь попустил ему, настолько и искушает нас, влагая разные мысли, но наше самовластие может принять, может и не принять их, конечно, с Божией помощью. (П.93)


  • пишешь, что тебя иногда во время молитвы очень смущают хульные помыслы; такие бывают скаредные, что даже стыдно смотреть на иконы, священникам как-то стыдно говорить. Смущаться не надо, ибо такие помыслы не наши, а врага рода человеческого – диавола. Просто не обращай внимания на них и мысли старайся обратить на какие-либо внешние предметы. (П.99)


  • Хулитель-диавол хоть и всех искушает, но гордые больше страдают хульными помыслами, ибо Господь за гордость попускает диаволу искушать человека.
    Святые отцы такие испытывали хуления, что даже не хотели предать писанию.
    Но они были опытными в духовной жизни, не смущались, ибо хорошо знали, что виновник хулы – диавол...
    У святых отцов все приходящие мысли названы прилогами; хоть и худые они, но безгрешны; мы по самовластию можем принять и не принять; если не примем их, то они безгрешны, а если примем и будем говорить с ними, тогда будут греховные и доведут они до телесного греха. (П.104)


Игумен Никон :

  • Для православного оружием против диавола являются: пост, молитва, трезвение, смирение.
    Без смирения никакие средства не помогут, да и Господь самонадеянному и гордому не помогает, и тот неминуемо впадет в разные сети врага. (П.96)


  • Посильное делание заповедей евангельских (вне и внутри),бодрствование и сокрушенная молитва Иисусова – вот оружие непобедимое, доступное, я скажу, единственно доступное, для нашего времени. Это делание держит человека всегда в духовном напряжении, не связывает ни с книгами, ни с жилищными условиями, ни со здоровьем даже. Всюду, всегда (разве только когда углубится в какое занятие, требующее сильного внимания) оно доступно. (П.268)


  • Средства борьбы: 1) с силой отвергнуть (с гневом) Помыслы и внушения врага и 2) призвать на помощь Господа Спасителя, сознавая всегда свою немощь и греховность. (П.4)


  • Нам, новоначальным, неопытным, не имеющим духовных руководителей, надо знать одно: сами мы не можем побороть и победить страсти и бесов, но должно однако бороться с ними по силе своей и непрестанно во время падений призывать Господа на помощь. Обышедше обыдоша мя (враги и страсти), и именем Господним противляхся им. (П.154)


  • Твердо знай, что если человек, от глубины души не захочет сделать греха, весь ад не повредит ему. Потому что с ним будет всегда помощь Божия; а если сам человек склоняется на грех, будет мыслями сначала беседовать, а не отвергать злых помыслов, как ядовитую гадину, то враг найдет вход в сердце, и Господь попустит быть греху. Точно так же за высокоумие, гордость или постоянное злое осуждение ближних попускается падение человеку. (П.294)


  • ... без опыта, без падений и восстаний мысленных не придешь в правильное состояние. (П.78)


  • Когда тебе будет очень тяжело, то скажи от всего сердца:
    “Господи, достойное по делам моим получаю, но прости мне и дай мне терпения, чтобы не роптать на Тебя. Господи, будь милостив мне, грешной”.
    Повторяй эти слова много раз, пока скорбь не утихнет.
    Она обязательно утихнет, если от сердца будешь произносить. (П.55)


  • Как важно для духовной жизни ежедневно открывать свои помыслы! Если нельзя этого делать, то хоть мысленно открывай и перед Богом исповедуй все на молитве. (П.80)


  • Когда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить:
    “Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи...” Говори эти слова десятки, сотни раз, говори убежденно, от всего сердца и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение.
    Это признаки посещения благодати Божией. (П.196)


  • Твердо держитесь Церкви и учения Святых Отцов.
    В каких бы сомнениях ни были – твердите себе про себя, а иногда и вслух (чтобы бесы слышали): Господи Иисусе Христе, верую, что Ты – Сын Божий и Господь, что Ты всячески пострадал, чтобы спасти нас, верю, что и меня не оставишь, если я сама сознательно на отрекусь от Тебя.
    Господи будь милостив ко мне. Предаю себя и свое спасение в Твои руки.
    Верю, что не попустишь погибнуть мне. Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже! (П.179)


  • Если поборешь какое греховное влечение, то не себе это приписывай, не своей силе, а Господу, и благодари Его, что Он помог тебе победить грех.
    Если же припишешь себе, то опять впадешь в те же грехи. (П.199)


  • Господь ненавидит лукавство (лукавый - это дьявол) и ложь (от дьявола).
    Ясно, что лукавый, пока он таковой, будет далек от Бога и всего духовного... (П.159)


  • Надо именем Иисуса Христа убивать зарождающиеся от нашей греховной испорченной природы и от воздействий бесовских греховные мысли и чувства, пока они не выросли, не укоренились. (П.294)


Наставления на пути духовном.

... побеждаемый снова да восстанет на борьбу с своими супостатами ... до самого исхода своего из мира сего... да не прекращает брани до самой смерти...
Лучше быть нам осужденными за некоторые дела, а не за оставление всего.
(Преп.Исаак Сирин. Слово 7)

Схиигумен Иоанн :
  • Ты не хочешь грешить – и грешишь тяжело. Что делать?
    Человецы есмы, плоть носящие, да диаволом искушаемые.
    Не трепещи и не унывай сице; когда и пошатнешься в какой добродетели, встань, выпрямись и опять иди вперед; знай, что устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией.
    Имей смирение и не верь себе, пока не ляжешь в гроб, да других не осуждай ни в чем.
    Кто кого в чем осуждает, тот и сам в эти же грехи впадает, иначе не бывает. (П.2)


  • Да, “довольство, богатство, любовь родителей и похвалы окружающих” большая помеха в духовной жизни. Святые отцы этих причин ко греху очень боялись и всеми силами избегали их, не напрасно же уходили в монастыри да в пустыни, но тебе бежать не надо никуда, а старайся быть мудрой, как змея, а кроткой, как голубь, – прочее все временное, пустота, точно мишура. Помнить надо, даже убедить себя, что не сегодня, а завтра, однако, умрем, а там вечная жизнь, и время там стоит. Господи, помилуй. (П.4)


  • Ты писала, что“любишь вкусную пищу”; а кто не любит?
    Только тот не любит, кто вкусил небесного утешения и обуздывает чрево – этого господина всего худого. (П.15)


  • Если будешь копаться в своем сердце, тогда увидишь там змия стоглавого, однако не пугайся и не робей, с Божией помощью будешь сокрушать им головы; от внимательной к себе жизни увидишь себя очень худой и немощной, других не будешь осуждать и увидишь всех хорошими и на чужие немощи даже не обратишь никакого внимания и в сердце почувствуешь тишину и мир; по временам будут появляться утешающие слезы. (П.16)


  • Твой способ борьбы со страстями правильный: какие страсти замечаешь в себе, с теми и борись, только не одними своими силами, а с Божией помощью. (П.29)


  • Еще должна знать, в одном устроении не может быть человек: подобно погоде, бывают изменения. Хорошо быть на Фаворе, а иногда приходится быть и на Голгофе – внимательный и рассудительный находит много случаев понять это. (П.29)


  • Малодушные минуты бывают не у тебя одной, все люди испытывают эти тяжелые минуты, иногда бывает хоть в голос кричи. (П.36)


  • Немощей бояться не надо, ибо Господь снисшел с небес для немощных. Человек, если осознает свою немощь и покается, Господь, по своей благости, не помянет его немощей и грехов. Больше всего надо бояться дьявольской гордости, тщеславия, вражды и осуждения, а немощи смиряют наше мнимое благочестие. (П.63)


  • Раньше у тебя молитва была мечтательная и думала о себе нечто такое, а теперь стала понимать маленько – вот и увидела себя, какая ты стала.
    Человек чем к Богу больше приближается, тем больше видит себя грешнее. (П.65)


  • Пишешь, что двадцать пять лет читаешь и слушаешь и питаешься словом Божиим, а толку нет.
    Какой же ты хочешь иметь толк? Или хочешь увидеть себя во всем исправной и святой?
    Но так в духовной жизни не бывает. Будь довольна тем, что видишь свои недостатки, ибо от этого незаметно, постепенно приходит, хотя в малой степени, смирение.
    А уклонения и увлечения очень смиряют нашу самость. (П.87)


  • ... если кто с Божией помощью очистит сердце от страстей: гордости, тщеславия, лицемерия, лукавства, гнева и прочих страстей, — тогда такой человек по благодати Господа приходит в первобытное состояние, каким был сотворен Адам. Да, эта степень святых Божиих людей. (П.82)


Игумен Никон :

  • Правильно идущий путем духовным начинает видеть в себе все больше и больше грехов, пока наконец духовным зрением не увидит себя всего во грехе, в проказе душевной, почувствует всем сердцем, что он – грязь и нечистота, что не достоин он призвать даже имя Божие, и только, как мытарь, не смея возвести очи горе, с болью сердечной взывает: “Боже, милостив буди мне, грешному”.
    Находясь долгое время в таком душевном устроении человек в свое время выходит из него оправданным, как вышел мытарь.
    Если же человек считает себя хорошим, и отдельные свои даже тяжкие грехи – случайными, в которых не столько он виноват, а больше всякие внешние обстоятельства или люди, или бесы, а он мало виноват, то это устроение есть ложное, это явно состояние скрытой прелести, от чего да избавит всех нас Господь. (П.21)


  • ... нашему времени дан один подвиг – сознавать свои грехи и бессилие, каяться в них и терпеть без ропота все, что Господь попустит.
    Но и это совершить мы можем, только испрашивая постоянно помощи от Господа, то есть должны по силе своей чаще обращаться молитвенно к Господу и никого ни в коем случае не осуждать, а всех прощать, чтобы по закону духовному самим не быть осужденными (П.22)


  • ... чем человек действительно, а не мечтательно ближе к Богу, тем он чувствует себя недостойнее, грешнее, грешнее всех человеков. Так чувствовали себя Св. Отцы. (П.25)


  • Господь ведет всех желающих спасения к Себе, хотя и не теми, может быть, путями, какими мы хотели бы.
    Будем покоряться воле Божией и без ропота принимать от руки Божией все, что Ему угодно будет послать.
    Елико отстоят востоцы от запад, тако помышления ваша от мысли Моея, – говорил пророк от имени Божия. (П.33)


  • Демоны горды и овладевают гордецами, значит, надо нам смириться.
    Демоны гневливы, значит, надо нам приобретать кротость, чтобы они не овладели нами, как своими по душе. Демоны злопамятны, немилосердны, значит, нам надо скорее прощать и мириться с обидевшими и быть ко всем милостивыми. И так во всем.
    Надо подавлять в своей душе бесовские свойства, а насаждать ангельские, которые указаны в Св. Евангелии. (П.46)


  • Почитай себя хуже других всех, и будешь почтена у Бога, жалей... всех людей – тогда пожалеет тебя Господь, ибо сказано : “Какою мерою меришь, такою и возмерится тебе”.
    Не осуждай никого – не будешь осуждена Богом.
    Выбирай, что тебе легче делать, то и возделывай в сердце своем, пока не получишь плода.
    Плод же духовный от любого дела правильного есть: любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость и прочее. (П.49)


  • Сила моя в немощи совершается, то есть, когда человек придет в состояние мытаря (в смирение) – тогда в нем будет совершаться сила Божия и выводить из Египта в землю обетованную. (П.67)


  • Быть искренней, значит не лгать пред Богом, не оправдывать себя, не лукавить, а предстоять такой, какая есть, со всеми мерзостями, и просить прощения и помилования. (П.69)


  • Общий же путь – в свое время глубоко осознать свое падение, порчу всего человечества и самого себя, осознать свое бессилие выйти из этого состояния испорченности и греховности, глубоко перестрадать это, придти почти в отчаяние, смириться и перед собой и ближним, и перед Богом, и припасть, как блудница, к стопам Спасителя без слов, без оправданий, с одним сердечным воплем: “Боже, милостив буди мне, грешному”.
    Тут только человек познает, как милостив Господь...
    Познает, что человек спасается не своими добрыми делами, а непостижимым милосердием Божиим. (П.71)


  • И вот, оказывается, что грехопадения человека и могут помочь ему в приобретении смирения (если только человек не будет винить в своих падениях никого и ничего, а обвинит себя, что и есть вполне правильно.
    Во всем виноват сам человек, а обстоятельства и диавол только содействуют греху, соблазняют, а окончательное решение принадлежит человеку, потому он и ответственен целиком.
    Это подтверждают и угрызения совести после совершения греха). (П.85)


  • Всюду и постоянно побежденный грехами, он (человек) наконец в глубоком сокрушении сердца, со слезами припадет ко Господу, сознается от всей глубины души в своей греховности, в своем бессилии самому победить грех и будет умолять Господа : “Боже, аще хочеши, можеши мя очистити (так говорил прокаженный), а сам я ничего не могу сделать, Господи, спаси меня...”

    Тут же человек познает и великое милосердие Божие к падшему человеку, ибо при искреннем раскаянии Господь ограждает человека, снимает с него грех, исцеляет язву в душе, сделанную грехом, и человек на своем опыте познает бытие Божие, промышление Его о человеке, познает, что близ Господь сокрушенным сердцем, что Он воистину врач душ наших... таким образом, грехопадения, будучи злом, делаются причиною величайшего добра.
    В этом дивная Премудрость Божия, как и во всем, во всем... (П.85)


  • Путь спасения простой: веруй во Христа, исполняй заповеди (сюда относится и постоянная молитва) и кайся в каждом малейшем нарушении любой заповеди.
    Особенно же не следует осуждать или огорчать ближних. (П.151)


  • Сознание грехов своих есть первая ступень к победе н ад ними. (П.155)


  • Внутри, в сердце наша родина, и если не найдем места там, то нигде, ни в каком уголке земли не найдем. (П.160)


  • Если по силе своей будете сопротивляться греху, а согрешив, каяться, умолять Господа о прощении, то постепенно приобретете смирение, а со смирением и силу побеждать грехи.
    Чем больше будет смирения, тем большее количество и более упорные страсти будете иметь силу побеждать.
    А без смирения нельзя дать возможность человеку побеждать грехи. [а то возгордится окончательно и погибнет] (П.162)


  • ... где бы ни находился человек, всегда представляется множество случаев поступить или по заповедям Евангелия, или по ветхому человеку. (П.164)


  • Путь духовный, единственно правильный, идет в направлении видения своих грехов.
    Это не просто сознание отдельных когда-либо сделанных грехов, а полной испорченности своей, вследствие которой все наши дела, помышления отравлены ядом греха. (П.189)


  • ... я боюсь за твое духовное устроение. Ты писала и говорила о том, что видишь свои грехи, сокрушаешься о них.
    Это очень высокое состояние, но с некоторого времени я стал сомневаться в этом.
    Не обманывает ли тебя враг?
    При искреннем видении своих грехов нельзя серьезно осуждать других, а тем более огорчать, как ты огорчаешь... (П.193)


  • У кого отверзается зрение для видения грехов, тот видит не отдельные грехи, а полную искаженность своей души, которая постоянно источает всякие грехи, больше того – даже добрые дела и те пронизаны ядом греха.
    Когда человек ясно это увидит, а также совершенно убедится на тысячах случаев, что исцелить проказу души своей сам не может, тогда он естественно (а не искусственными приемами или самоубеждением) смирится и естественно перестанет осуждать других или оскорбляться на обиды. (П.205)


  • [К новоначальной, впавшей в уныние]
    В твоем положении у новичков бывает два состояния:
    1) чувствуют себя как в раю, а потом... охладевают, начинают тяготиться, тосковать, советов не слушают, перестают подчиняться начальству, переживают то, что сейчас ты переживаешь, и либо
    а) уходят, либо
    б) претерпят, смирятся и приобретают через познание себя покаяние, смирение, потерянный рай, и тогда начинают непрестанно благодарить Бога и всех, кто помог им так устроиться;
    2) другие начинают так, как ты: тоска, уныние, малодушие, дерзость, готовность уйти куда угодно, отвращение ко всему духовному, грубость с окружающими, мечты и помыслы об уходе и прочее, и прочее.

    Это враг нашего спасения с целой армией нападает на новичка, чтобы не допустить до царствия Божия, которое внутри нас.
    По этому тяжелому состоянию, в котором ты находишься и которое в очень слабой степени напоминает об адских мучениях, можешь судить и о противоположном, именно: раз есть адские мучения, значит есть и неизреченная радость и блаженство, такие, которых око не виде, ухо не слыша, и на сердце человека не взыдоша, которые скрыты внутри нас, которые и есть царствие Божие. (П.299)


  • Если хочешь найти мир душевный, отраду и верное спасение, – смирись под крепкую руку Божию, и Он вознесет тебя.
    Это значит: прими все случающееся с тобой, как от руки Божией (а не от человеков, бесов, обстоятельств и прочее), ибо воистину все происходящее с нами не может приити без воли Божией. Люди и обстоятельства – только орудия Божие, часто не понимающие того, что делают.
    Господь Иисус Христос возвестил всем, что предстоящие Ему крестные муки не есть дело людей: фарисеев, книжников, Пилата, Иуды – они только орудия: Чашу, юже даде Ми Отец, не имам ли пити ю. Чашу страданий Иисусу Христу дали не люди, а Отец Небесный, для искупления падшего человечества. И нам всем, хотящим спастися, дает чашу скорбей Господь, не люди. (П.300)


  • Есть два периода в душевной жизни христианина:
    1) Осознание своей испорченности, падения, греховности,
    2) Постепенное исцеление душевных язв.
    Без первого не может быть и второго.
    Первое часто приводит к искреннему, глубокому смирению, при котором только возможно без вреда получать исцеления и прочие дары Божии. Без смирения они будут во вред или даже в погибель. (П.167)


  • Надо помнить слова Спасителя : Ищите прежде царствия Божия...и прочее.
    Нарушение этой заповеди часто больше вредит душе, чем случайное падение.
    Оно незаметно охлаждает душу, держит ее в нечувствии, а часто приводит к духовной смерти: “пусть мертвые погребают своих мертвецов”, мертвые душей, без чувства духовного, без горячности в делании заповедей, ни горячие, ни холодные, которых Господь угрожает изблевать от уст Своих (П.5)


  • Если человек и со слабыми силами, но непрестанно будет бороться со врагом, то Господь в свое время поможет ему, изведет его из-под власти дьявола.
    Мы должны показать свою верность Господу борьбой против греха, а если согрешили в чем-то -- глубоким сердечным сокрушением. (П.84)


  • Относительно внутреннего делания скажу тебе: не ставь себе никаких больших задач, не устанавливай никаких сроков, а всегда и во всем удерживайся от зла, от нарушения внешних или внутренних заповедей и понуждай себя на делание добра, то есть хотя и с великим усилием и борьбой, однако старайся поступать не как хочется тебе, а как велит Господь в святых заповедях....
    К этому деланию прибавляется еще одно: терпение скорбей и болезней. (П.197)


  • Царство Божие внутрь вас есть, – то есть величайшее [Благо], какое только можно вообразить (вернее, и вообразить-то нельзя никак).
    Оно все превосходит... Указан путь к этому царствию.
    Тысячи людей прошли этим путем и удостоверяют не только словами, но пролитием крови (мученики), целожизненным подвигом (преподобные), чудесами, дивными творениями – почти никто даже из верующих, не идет этим путем.
    Таково падение человека.
    А кто пойдет – те никогда не раскаются, что избрали этот путь, хотя дьявол и будет смущать и мешать на каждом шагу, но “мужайтесь, Я победил мир”.
    И Эту победу Он дает Своим искренним последователям. (П.248)


Главная заповедь: будь верен в малом...

Ненавидящий страсти, отвергает причины их; пребывающий в усвоении причинам произвольно, подвергается нападению страстей и против воли своей.
(Преп.Марк Подвижник. “Слово о законе духовном” гл.119)

Игумен Никон :
  • Кто будет верен в малом, тот получит власть над многим. (П. 263)


  • Борись со всеми, с самыми малыми грехами. Кто неверен в малом, тому не доверят большого.
    А то дьявол так и внушает: “Это пустяк, это мелочь,” – а про более важное: “Где же нам с этим бороться. Это для “подвижников”. (П.187)


  • Не считай грехи зрением, слухом, осязанием и всеми чувствами за малые.
    Они велики по своим последствиям, поэтому сразу кайся, если погрешишь.
    А если заметишь, что поддаешься часто греху каким-либо чувством, то пиши и сокрушайся, ибо это начало большого греха. (П.293)

Заповеди.

Господь сокровен в заповедях Своих, – и обретается ищущими Его по мере исполнения заповедей Его. (Преп.Марк Подвижник. “Слово о законе духовном” гл.190)

Схиигумен Иоанн :
  • Пользы мало, если только будем читать да спрашивать, как спастись, но надо начать трудиться, работать, очищать свое сердце от страстей.
    Вы теперь знаете, в чем заключается духовная жизнь, добрый час, начинайте, умудри Вас Господи, и меня не забывайте в своих святых молитвах. (П.6)


  • Мудрую духовную жизнь святые отцы до тонкости объяснили в своих писаниях, а их писание больше познается жизнью.
    Если сам будешь работать, очищать сердце от страстей – тогда будет все яснее и понятнее. (П.28)


  • Черта детей – простота, откровенность и естественность; вот Господь и повелел нам быть такими, такая черта была у всех подвижников. (П.12)


  • Да, духовная жизнь сложная, она требует глубокого смирения, рассудком ее не поймешь, а постигается только опытом, теми кто старается жить по совету святых отцов. (П.33)


  • Знай, что суд будет во второе пришествие по Евангелию, ибо пройдет небо и земля, но ни йота едина или едина черта не прейдет от закона ( от Матфея, 5, 18).
    Страшно не исполнять евангельских заповедей! (П.63)

Игумен Никон :

  • Духовный мир постигается духовным деланием, а не разговорами или чтением только.
    В Евангелии раскрыты все тайны души человеческой, указан путь в царствие Божие, указаны награды и наказания, раскрыты многие тайны загробной жизни, но постигаются они не чтением, и даже не молитвой, а исполнением заповедей. А недостаток делания, всякие нарушения заповедей, восполняются покаянием, исповедью, причащением Св. Таин. (П.20)


  • Идущий ко Господу деланием заповедей, хотя и падает дорогой, но, вставая, идет вперед – находится в числе воинов Христовых и венчается Им, хотя бы и много ран получил в этой духовной войне со своими страстями, со своей падшей природой и бесами. (П.78)


  • Всякий грешник есть слепой. (П.107)


  • Покаянием очищается душа, а исполнением заповедей привлекается в нее благодать Божия. (П.152)


  • Враг нашего спасения так часто делает: внушает желание большего, чтобы не дать исполнить и малого. (П.157)


  • Или мы исполняем заповеди и тем приобретаем, или, нарушив по испорченности, каемся и тоже приобретаем. Исполняются слова апостола: Любящим Господа вся поспешествуют во благое. (П.164)


  • Если со своей стороны не будете трудиться, то и Господь Вам не поможет. Пример – Иуда. (П.175)


  • Только опыт покажет человеку глубину заповедей, по мере обновления души, через их исполнение. (П.183)


  • Всякий грех есть нарушение воли Божией, показатель нелюбви к Богу, как и наоборот.
    “Меня любит тот, – говорит Господь, – кто исполняет заповеди Мои”. (П.200)


  • ... большинство современных христиан не понимают значение исполнения заповедей Евангельских.
    Для них это – мораль, которую они отвергают за трудность или так приспособляют к своим страстям и похотям, и суете житейской, что от Евангельских заповедей ничего Христова не остается.
    Это хитрость дьявола, погубляющего мнимых христиан.
    Двести лет назад Святитель Тихон Задонский писал (в келейных письмах) :

    “Христианство незаметно удаляется от людей, остается одно лицемерство”.(П.257)

  • Осмелюсь сказать, что сокрушение сердечное, плачь сердца о нарушениях заповедей дороже их исполнения по своей воле.
    Ибо последнее приводит к высокоумию и гордости, чем уничижается все добро.
    А сокрушение сердца заменяет (по милости Божией) делание и держит человека во смирении, без чего суетно все делание, оно даже губительно. (П.261)


  • [надо быть]... не слышательницей Слова Божия, но исполнительницей, ибо только вкусившие на опыте, яко благ Господь, делаются верными учениками и последователями Христа и обретают драгоценную Жемчужину веры, надежды и любви, Которая есть Бог. (П.137)


Добродетель неосуждения.

Когда всех людей видит кто хорошими, и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем.
(Преп.Исаак Сирин. Слово 21)


Схиигумен Иоанн :
  • ...Преподобный отец Ефрем Сирин молился:
    “Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”.
    Великий отец очень хорошо знал и помнил тяжесть греха осуждения и великую добродетель неосуждения. (П.100)


  • А осуждение – великое зло, осуждающие восхищают суд Божий; и Господь попускает таким людям впадать в те же грехи; причина осуждения от невнимательной жизни; загляни-ка хорошенько в свое сердце, сколько там найдется разной гнили. (П.27)


  • Святые .отцы пишут: “Покрой грехи ближнего. Господь и твои грехи покроет”. (П.37)


  • Степени духовного преуспеяния разные, и духовного познать может только духовный.
    Полезнее всего видеть всех хорошими, а себя хуже всех; будешь только следить за собой, тогда именно увидишь себя хуже всех... (П.10)


  • Господь по своему милосердию милует и прощает грешных, и ты, сама грешная, хочешь ругать свою крестницу; ей и так тяжело, а ты еще хочешь прибавить тяжести.
    Святые отцы очень милостиво обращались с грешниками, они говорили: “Если увидишь грешных, прикрой своей одеждой, уйди и не осуждай их”.
    Много примеров и советов мог бы привести из Святого Писания и от святых отцов, но, думаю, довольно и этого, что написал. Вспомни сама свои молодые годы, как тогда трудно было воздержаться от подобных естественных грехов.
    А теперь стала старушка и забыла прежние годы и строго осуждаешь молодых.
    Молись за нее, обращайся как можно с ней ласково, с таким обращением не погрешишь. (П.42)


  • ... старайся ни на кого не иметь вражды, ибо от ближнего зависит жизнь и смерть. (П.65)


  • Чтобы вражды не было ни с кем, иначе молитва не будет угодна Богу, даже послужит во грех.
    Как же будет у Бога прощение нашим грехам, когда сами не прощаем? (П.88)


  • Старайся по возможности исполнять заповеди Господни, не осуждай никого ни в чем и не будешь осуждена; если будешь следить за собой, конечно найдутся грехи, которые не дадут причины осуждать других. (П.65)


  • Вот, ты видишь недостатки священнослужителей, а посмотри на себя, как ты стоишь и молишься: ведь бывает так, что вся служба проходит в мечтательных образах и вещах мира сего! (П.89)


  • Осуждающий других уподобляется антихристу, ибо восхищает суд Божий. (П.100)


Игумен Никон :

  • Пимен Великий говорил, что наше спасение в ближнем, т.е. в любви к ближнему.
    С этого надо начинать всем... (П.193)


  • Без мира с людьми... не может быть и христианства, а только самообман. (П.274)


  • Всячески надо бояться оскорбить ближнего своего, ибо легче примириться с Богом, нежели с ближним. (П. 108)


  • Ни один грех так не тяжел, как обидеть человека, даже если не вполне сознательно обидишь, и то надо с трудом искупать этот грех. (П. 105)


  • В нас ни в ком нет героизма. Все мы маленькие, все боимся больших скорбей.
    Надо всех жалеть, искренне всем желать и делать больше добра.
    Какою мерою мерим, такою и нам возмерится и здесь, и в будущем. (П.223)


  • Грех против ближнего очень тяжело ложится на совесть.
    Да и Господь прощает такие грехи только тогда, когда мы сами примиримся с ближним. (П.69)


  • ... как мы относимся к ближним, так и Господь к нам отнесется в день лют... (П.118)


  • ... она [вражда] делает бесполезными все труды.
    Ни молитв, ни покаяния, ни милостыни не принимает Господь от человека, имеющего вражду с ближним. (П.110)


  • При вражде, при злопамятстве, при самооправдании, при осуждении ближнего – не может быть ни сокрушения сердца, ни смирения.
    Не могут огонь и лед существовать вместе. (П.110)


  • Не осуждайте никого, а пожалейте каждого грешника, ибо и его любит Господь и хочет ему спасения, как и Вам.
    Нельзя осуждать и презирать того, кого оправдывает и любит Господь. (П.155)


  • Когда вы познаете себя несколько, поймете свое бессилие стать такой, какой должны быть, то перестанете осуждать кого-либо, тем более презирать. (П.152)


  • ... страшно жить, а тем более умереть во вражде.
    Никакая правда земная не может оправдать вражду.
    Говорю “земная”, потому что небесная правда дает мир и внутренний, и внешний. (П.274)


  • Если Вы умрете во вражде (да не будет этого), то знайте, что все Ваши добрые дела и вся надежда на спасение погибнут.
    Вы пойдете в руки сеющих вражду. Царствие Божие есть царство любви и мира.
    Не может в него войти вражда. (П.274)


  • ... признаком сознания своих грехов и покаяния в них является неосуждение ближних. (П.302)


  • Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил свое отношение к нам, то и сами должны раньше его совершенно изгнать из своего сердца неприязнь к нему.
    Тогда Господь известит его сердце.
    Это – наши бесплатные учителя. (П.236)


  • Всех жалей, ибо все больны одной болезнью – удалились от Бога и подпали под действие врага. (П.219)


  • Умоляй Господа о милости и помни закон духовный: какою мерою меришь, – такою и возмерится тебе; всем прости, – и тебе простится, ко всем будь милостива, – и к тебе будет милостив Господь. (П.111)


  • Нельзя любить Бога относясь плохо хотя бы к одному человеку.
    Это вполне понятно. Любовь с неприязнью не могут быть в одной душе: или та, или другая.
    Если будет любовь к ближним, то она породит и любовь к Богу.
    Та и другая таинственны и далеко не то, что мы знаем из отношений “ветхого человека”. (П.183)


  • Пока ты не будешь болеть сердцем о своих грехах и не будешь прощать ближним их грехопадений – ты не христианка по духу.
    Закрой глаза на чужие грехи, а если нельзя не видеть, то молись о грешащих, как о себе, чтобы Господь простил им, тогда получишь милость от Господа... (П.302)


  • Пока человек считает себя лучшим других, достойнее их – никогда не получит ни умиления, ни плача, не будет подниматься по духовной лестнице.
    Надо мысленно [но ни в коем случае воображением, т.е. представлением себе каких-либо картин] лежать в ногах Господа и обнажать пред Ним всякое свое недолжное движение души и тела, не стыдясь, не прикрываясь фиговыми листочками самооправдания. (П.278)


Норма человека – Христос ...

Христос же требует не делания заповедей, но исправления души, для которого узаконил заповеди подзаконным.
(Перп.Исаак Сирин. Слово 34)

Игумен Никон :
  • Только христианство делает человека нормальным, как было со святыми.
    Норма человека – Христос. Живу не к тому аз, но живет во мне Христос.
    Если же большинство не может дойти до такой степени, то сознают свое извращение и исправляют искаженные восприятия и взгляды по тем, кто достиг в меру возраста Христова (П.232)


  • Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов, а исполнивший закон Христов осенится миром Христовым, превысшим обыкновенного человеческого разумения.
    Мир этот делает человека нечувствительным к земным скорбям и страданиям, погашает всякий интерес к миру сему, влечет человека горе, рождает в сердце любовь ко всем, которая покрывает все недостатки ближнего, не замечает их, заставляет жалеть другого больше, чем себя.
    К этому миру призваны все верующие во Христа, а в особенности монашествующие. (П.7)


Смирение

Сокровище смиренномудрого внутри его, и это – Господь.
(Преп.Исаак Сирин. Слово 8)

Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради ея, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудевает, то первые будут напрасны.
(Преп.Исаак Сирин. Слово 34)


Схиигумен Иоанн :
  • Наш должен быть труд во всякой добродетели, а успех уже зависит от Божией благодати, а благодать Бог дает не за труды, но за смирение: насколько человек смиряется, настолько и благодать посетит. (П.3)


  • Еще замечу, пишут Святые отцы, что природные недостатки остаются и у святых – для их смирения. (П.5)


  • Стремись, чадо, к смирению и не верь себе, пока не ляжешь в гроб. (П.17)


  • ...благодать дается от Бога именно только смиренным – а без смирительных случаев не смиришься. (П.28)


  • ... благодать дается не за труды, а за смирение: кто насколько смирится, настолько и благодать приходит; и в добродетели устоять зависит не от нас, а от благодати. (П.29)


  • Святой Петр Дамаскин пишет: “Если человек увидит свои грехи аки песок морской, и это знак здоровья души”. При этих чувствах отчаянию нет места, а наполняется душа умилением и любовью ко всем живущим на земле. (П.38)


  • Хорошо иногда вспомнить свои прошлые грехи, ибо от этого рождается смирение, а когда от воспоминаний прошлых грехов приходит отчаяние, то тут уже явно враг старается возмутить душу; не слушай его, успокойся, не мятись, не унывай, старайся молитвой отогнать подобные возмутительные мысли. (П.39)


  • Господь дает дарования не за труды, а за смирение, так нас учат святые отцы. (П.55)


  • На Валааме проходил послушания разные, и все такие, которые мне не нравились, однако не унывал, а был мирен.
    От святого послушания рождается смирение и сила воли укрепляется. (П.79)


  • ... насколько человек смирится, настолько и преуспевает в духовной жизни. (П.80)


  • Истинное смирение вот до чего должно распростираться: до полного сознания в чувстве сердца, что на всем земном шаре хуже всех человеков, даже скотов.
    Святые отцы сказали: “Смирение божественно, оно приклонило небеса и сошло на землю принять нашу плоть и бысть Богочеловек”. (П.95)


  • Ты пишешь, простит ли тебя Господь.
    Эта мысль дьявольская; он пугает тебя по своей злобе, не слушай его.
    Нет такого греха, чтобы превышало Божие милосердие. (П.113)


  • ... от него [смирения] происходит кротость, приветливость, удобо-умиление, милосердие, тихость, благопокорность.
    Смиренный не любопытствует о предметах непостижимых, а гордый хочет исследовать глубину судеб Господних.
    Смиренный не хвалится природными дарованиями и гнушается людскими похвалами – как человек, одетый в шелковую одежду, отбегает, если брызнуть на него дегтем, чтобы не замарать своей дорогой одежды, так и смиренный убегает человеческой славы. (П.110)


  • Свойство смирения видеть свои грехи, а в других – добрые качества; а гордости свойственно видеть в себе только хорошее, а в других – только худое.
    Вот еще черта смирения: простота, откровенность и естественность.
    А что такое смирение и как оно рождается в душе, никто не может выяснить словами, если человек не научился сему из опыта.
    Из одних слов нельзя сему научиться. (П.110)

Игумен Никон :

  • Самым основным свойством “нового” человека является смирение (научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен...), без которого исполнение всех даже заповедей не только не приближает человека к Богу, но делает даже врагом Божиим, так как если не будет смирения, то обязательно будет гордость. Именно к этому свойству души, я полагаю, применима особенно мысль Евангелия, что сатана, будучи изгнан, скитается вне, а затем, усмотрев, что дом прибран, украшен, но не занят, берет семь других духов, злейших себя, и водворяется с ними в душе, и бывает последнее для человека горше первого. (П.85)


  • Со смирением никак не совместимо осуждение ближних и обидчивость.
    Если мы осуждаем других или обижаемся, когда нас чем-либо оскорбят, то у нас вовсе нет никакого смирения. (П.192)


  • Смиряться не наружно, а внутренно. А наружно будьте просты. (П.1)


  • ...за смирение и терпение других и нас потерпит Господь по закону : в нюже меру мерите, возмерится вам. Царство Божие есть царство мира, любви, радости, кротости и проч., а с противоположными качествами в царство Божие мы не будем допущены.(П.7)


  • ... Через самооправдание мы лишаем себя возможности к росту духовному.
    Если же не делаем того, что должны, да еще не терпим обид и скорбей, и через то не сокрушаемся и не смиряемся, то не знаю уж, что и сказать. Чем мы будем лучше неверующих тогда? (П.11)


  • Главное – надо осознать себя достойными всяких оскорблений и скорбей (достойное по делом нашим приемлем). (П.11)


  • ... Явный грешник скорее может смириться и прийти к Богу, и спастись, чем наружные праведники. Потому и сказал Господь Иисус Христос, что мытари и грешники предваряют в царствии Божием многих внешних праведников. (П.21)


  • По великой премудрости Божией грехи и бесы содействуют смирению человека, а через это – спасению. Вот почему Господь не велел выдергивать плевелы из пшеницы, без плевел легко возникла бы гордость, а Бог гордости противится. Гордость и высокомерие – гибель для человека. (П.21)


  • ... смирения не может быть там, где нет сознания своих грехов, нет покаяния, а есть самооправдание. Так что все делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей негодности для царствия Божия... (П.24)


  • Всегда мы рабы неключимые. Только милость Божия прощает кающихся и включает в царствие Божие. (П.25)


  • Если будешь строго следить за собой, поистине увидишь себя хуже всех, тогда и хвалящий тебя не повредит, ибо люди смотрят только на внешность человека, а внутренне его не знают, исключая духовную жизнь проводящих. (П.12)


  • Господь говорит: Не приидох призвати праведни, но грешники на покаяние.
    Что это значит?
    Слово Божие говорит, что несть праведного, несть до единого; вкупе непотребни быша.
    Все грешны, и чем святее человек, тем больше он видит в себе грехов.
    Господь и пришел призвать к покаянию и, через покаяние спасти грешников, то есть тех, кто сознает свои грехи, кается пред Господом, просит прощения.
    А кто или не видит своих грехов, или сам себя оправдывает лукаво, тех отметает от себя Господь.
    Так отверг Господь и осудил еще на земле фарисеев, которые считали себя праведниками, даже примером для других.
    Страшно такое состояние. (П.37)


  • А проявляется смирение тем, что мы от всего сердца, как благоразумный разбойник, скажем Господу: “Достойное по делам нашим приняли, помяни нас, Господи, когда приидешь в царствие Твое”. (П.42)

  • За смирение получишь благодать Божию здесь, на земле, а в будущей жизни – вечное блаженство. (П.50)


  • Слезы фальшивые очень и очень могут быть, чистых слез достигают единицы, а плачут все. (П.65)


  • ... только рукою смирения человек может принять безвредно для себя любые дары от Господа. (П.73)


  • ... по-духовному хорош только тот, кто искренне, от всей души, считает себя хуже всех. (П.73)


  • Считайте себя достойной, заслуживающей ада и умоляйте Господа, чтобы не воздал Вам по заслугам... (П.73)


  • При внимании себе, при постоянной борьбе с грехом человеку станет видно, как глубоко испорчен человек и как пронизано все существо человека гордостью. (П.85)


  • Борясь с грехом, живущим в себе, и постоянно впадая в те или другие грехи, человек опытно, а не теоретически, познает свою порчу, свое бессилие и постепенно приобретает смирение. (П.85)


  • Господь предупреждает тебя болезнями и неприятностями, чтобы ты оглянулась на себя и смирилась. (П.107)


  • Что нужно делать? [чтобы смириться]
    Вот что :

    1. Примирись искренне, а не языком со всеми.

    2. Всегда обвиняй себя во всех столкновениях, хотя бы ты была и невиновна;

    3. Говори себе так: “За прежние мои неправды я сейчас получаю то, что заслужила”.

    4. Перестань излишне заботиться о теле и соблюдай посты не по качеству только, но и в количестве пищи...

    5. Обязательно утром и вечером молитвы...

    6. Каждый день хоть полчаса думай и представляй, что ты сегодня или, крайне, завтра умрешь и что ожидает тебя. Читай, что найдешь о смерти.

    7. Перестань осуждать других. Если увидишь, что кто-либо делает нехорошо, то не осуждай, а пожалей его и мысленно помолись о нем, чтобы Господь простил ему.

    8. Перестань празднословить, оставь смехотворство, шутки и прочее.

    9. Вечером от всего сердца проси прощения за все нарушения заповедей за день, делом, словом или помыслом.

    10. Старайся добиться сокрушения сердца и не давай ему охладеть. (П.107)



  • Помни слово преподобного Петра Дамаскина, что признаком начинающагося здравия души является “видение грехов своих бесчисленных, как песок морской”.
    Если этого нет, то пусть никто не думает о себе, что он находится в удовлетворительном устроении, нет, он или в слепоте душевной или, еще хуже, – в самообольщении. (П.114)


  • Не думай, что легко увидеть свои грехи.
    Недаром Святая Церковь с земными поклонами учит нас молиться: “даруй ми зрети моя прегрешения”. Так учит потому, что грех и диавол ослепляют человека, усыпляют его, чтобы он не прибег к покаянию и погиб. (П.119)


  • Успех духовной жизни измеряется не духовными утешениями, которые могут быть и от лукавого, а глубиною смирения. (П.132)


  • Я перестал удивляться самым невозможным вещам.
    Падение человека и микробы зла все могут сделать.
    Сети непроходимы ни для кого, кроме смиренных, а для приобретения смирения и попускает Господь попадать в самые грубые и отвратительные сети тем, кто иначе не может приобрести его.
    А без смирения не может быть успеха в духовной жизни, а может быть, и спасения. (П.138)


  • Мы все так тяжко пали, так глубоко гнездится в нас грех, так он многообразен, часто тонок и ядовит, что св. угодники каялись и плакали до самой смерти.
    Да и Господь не положил предела покаянию. (П.152)


  • ... как смириться? Сам человек не может стяжать этого свойства.
    Надо во всем: и в мелочах, и в крупном – познавать свою немощь и ограниченность, свое бессилие, свою “ветхость” и “плотяность” и каждое проявление их употреблять в свою пользу – укорять себя, считать себя негодной и непотребной рабой Божией, постоянно нуждающейся в милосердии Божием и помощи. (П.153)


  • Словами нас не смиришь.
    Вот Господь и попускает впадать во всякий срам, чтобы невольно человек пришел в сознание своей ничтожности и безобразия.(П.177)


  • Хорошо, что Вы видите свои недостатки, они гораздо хуже и их больше, чем Вы видите, но из-за этого не следует приходить в уныние, безнадежие или даже в отчаяние.
    Это должно приводить в смирение и приводит всех тех, кто стремится к Господу.
    К этому именно состоянию относятся слова: любящему Господа вся поспешествуют во благое, то есть служит к пользе душевной.
    Без недостатков и слабостей мы возгордились бы. (П.153)


  • Без этого качества [смирения] все подвиги, самые великие, не только бесплодны, но и губительны. Начинающие этого не видят и не могут видеть. (П.161)


  • ... учитесь смирению.
    Без этого свойства душевного нигде не найдете ни покоя, ни роста духовного, ни правильной молитвы, то есть ничего доброго.
    Недаром же Господь призывает научиться от Него Самого смирению, как самому важному свойству души, самому необходимому. (П.161)


  • Когда в тысячах случаях человек убедится, что он не может подавить ни одного греха, ни одной страсти, то невольно смирится и будет прибегать к Единому Спасителю Иисусу Христу, пришедшему на землю, чтобы взыскать и спасти погибшего... (П.162)


  • Нужно свои падения и свою ветхость использовать как средство для приобретения смирения. Человек, приобретший смирение, обладает особым внутренним состоянием, при котором все нападения дьявола отражаются. (П.165)


  • Излишне сокрушаться и доходить до отчаяния – это не признак смирения, а гордости...
    Искренность и глубина покаяния доказываются тем, что человек впредь старается не повторять грехов. (П.187)


  • Без смирения высшие Ангелы стали бесами, а Адам и Ева изгнаны из рая.
    Как же нам без смирения, да еще с грехами, войти в потерянный рай. (П.188)


  • Не правила, не поклоны, не посты, не чтение Слова Божия, а смирение приближает человека к Богу. (П.192)


  • Истину скажу: никогда человек не познает себя (и не оплачет, следовательно), если 1) занимается самооправданием и 2) приписывает себе разные положительные качества. (П.204)


  • Чтобы приобрести смирение, а с ним мир Божий (в душе), превосходящий всякое разумение, надо много потерпеть неудач, падений, оскорблений и проч.
    Постоянные успехи могут погубить духовного человека, поэтому Промысл Божий вынужден посылать нам всякие испытания, неудачи, скорби, болезни и проч., чтобы человек на тысячах примеров познал свою немощь и отдался всецело в руки Божии, а не на себя надеялся. (П.214)


  • ... Господь и должен был избрать такой путь для человека, чтобы он и в пакибытии не возгордился, как дьявол, а сознательно возлюбил Бога, покорился Ему окончательно, на веки,без возможности отпадения.
    А так как свойством души, противоположным гордости, является смирение, то и Слово Божие, и Матерь Божия, и Св. Отцы так высоко и ценят смирение.
    Без смирения никакие подвиги не помогут человеку, он всегда может впасть в гордость и отпасть от Бога.
    Соединяет человека с Богом любовь, но без смирения не может быть и любви. (П.241)


  • Самый успех в духовной жизни измеряется глубиной смирения.
    Вот почему надо как от руки Божией (так это и есть) принимать всякие унижения, оскорбления, обиды, даже падения – все содействующее подавлению нашего “Я”, не с ропотом, а с благодарностью.
    Даже и при таком действовании до конца жизни человек не может вполне освободиться от тщеславия и высокоумия.
    Без смирения человек не может без вреда для себя получить и какие-либо дарования Божии.
    Вот почему и предсказано, что в последние времена, ввиду усилившейся гордости, люди будут спасаться только терпением скорбей и болезней, а подвиги от них будут отняты. (П.251)


  • При правильном духовном устроении ты на всякую обиду, несправедливость, скорбь будешь говорить от всего сердца: "Достойное по делам моим приемлю, слава Тебе, Господи, что Ты обучаешь меня терпению и исполнению заповедей Твоих". П.298


  • Мерою духовного роста человека является его смирение.
    Чем выше духом человек, тем он смиреннее. И наоборот, чем смиреннее, тем выше. (П.192)

___________________________________________

Номера писем по книге “Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна” (Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы Москва 1996 г.)



Источник





Добавить комментарий:
Ваше имя *:

Ваш комментарий:



Введите число на картинке(защита от спама): 

Внимание! Тексты, содержащие ссылки сохранены не будут!


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
 Мысли о духовной жизни в современном мире | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 14