Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Статьи >> О вере, надежде, любви >> Протоиерей Валериан Кречетов. О стяжани покаянного чувства

Протоиерей Валериан Кречетов. О стяжани покаянного чувства

Покаяние
Читайте также:

 

Господь, по милости Своей, сподобил меня находиться в среде маросейского братства, чад святого праведного Алексия Мечёва и священномученика Сергия Мечёва, и там я особо воспринял святоотеческую мысль, что самое главное в жизни — стяжание и сохранение покаянного чувства.

Проповедь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна начинается со слов.

- Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! (Мф. 3, 2).
Свою проповедь Господь также начал со слов:
Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15).
Это альфа и омега проповеди Евангелия и духовной жизни.
Поэтому священномученик Сергий Мечёв называл покаяние стержнем духовной жизни.
Он даже называл приход «покаяльно-богослужебной семьей», не «покаянно», а «покаяльно» — это особое выражение самого священномученика Сергия.
Он говорил, что если взять богослужение — а оно есть необходимое условие при обычных жизненных обстоятельствах для стяжания покаянного чувства, — то оно построено так, что в течение всего года читается (неотлагательно должен читаться!) Покаянный псалом Давида, потому что он является самым главным напоминанием нам о покаянии, в нем мы произносим слова, о которых часто забываем, потому что произносим не задумываясь: …яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой. предо мною есть выну.
Выну — значит всегда.
Есть только одна неделя — после Пасхи, когда Покаянный псалом не читают, потому что Светлая седмица — это Пасха на Небе, а потом опять начинается: Помилуй мя, Боже…
И когда у нас в храмах опускают этот псалом — это очень грустно.

Если заглянуть в жития святых, то увидим, что все угодники Божий имели покаянное чувство.
Для поднятия духа монашества самое главное — тоже стяжание покаянного чувства.
То есть покаянное чувство лежит в основе всего.
Когда святой Сисой Великий находился на смертном одре и лицо его просветилось как солнце, он просил еще времени на покаяние.
Его спросили: «Неужели тебе еще надо каяться?!» И он ответил: «Не знаю, положил ли я и начало покаянию».
Перед самым концом он говорит о покаянии.

Когда к Пимену Великому пришли братия и стали задавать духовные вопросы, он молчал.
Они были смущены: «Мы столько времени хотели поучиться у него, побеседовать о возвышенном…»
Им потом сказали: «Не с этого нужно было начинать. О возвышенном, может, и пойдет речь, но авва не будет с вами беседовать, пока вы не начнете говорить о грехах».

Когда душу Макария Великого Херувим возносил на небо, а бесы вопили: «Какой славы сподобился ты, Макарий!» — он отвечал.- «Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал». И только когда святой был уже во вратах рая и бесы кричали.-«Избежал нас, избежал!» — тогда Макарий сказал: «Да! Ограждаемый силою Христа моего».
То есть не своими заслугами, а милостью Божией. Это сказал великий подвижник и угодник Божий!
Каждый день мы читаем молитву того же Макария Великого:
«Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою…» — постоянное сознание своего недостоинства.

Когда Петр, по слову Господа, закинул сеть и выловил так много рыбы, что прорывалась сеть, он припал к коленям Иисуса и сказал.
- Изыди от мене, яко муж грешен есмъ, Господи (Лк. 5, 8).
Это пример того, какой силы покаянное чувство у Петра.
То есть при соприкосновении со святыней, с благодатью, первое чувство, которое она вызывает, — чувство своего недостоинства, своей греховности.

Пророк Исайя восклицал:
Я человек с нечистыми устами… и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен (Ис. 6, 5-7).

У святых людей все время было сознание своей греховности, и чем выше человек духовно поднимался, тем больше чувствовал свою греховность.

Когда одному подвижнику говорили:
«Ты утверждаешь, что ты грешнее всех. Как же так? Ты же не совершаешь многих грехов», —
то он сказал:
«Не сбивайте меня, я не могу вам объяснить, но я чувствую, что я грешнее всех».
Покаянное чувство настолько присуще святым, что они, даже видя чудеса, благодать, которая через них действовала, все равно чувствовали себя грешными людьми.

Покаянное чувство, собственно, и заключается в стяжании такого духовного состояния, в котором постоянно сознаешь свою греховность. То, что у нас называют «покаялся», — это не совсем то, потому что часто путают две вещи: считают, что покаяние — это когда человек пошел и исповедал свой грех. Но исповедь греха — это только часть покаяния. Первый шаг — это сознание своей греховности. Следующий — когда человек исповедал грех. И это тоже лишь ступень к стяжанию покаянного чувства.

Отец Сергий Мечёв обращал внимание на то, что если грехи исповеданы, то почему тогда в разрешительной молитве сказано: «подаждь им образ покаяния»?
А что было до этого?
Читается уже разрешительная молитва, а в молитве — «подаждь им образ покаяния»? Как это понять?
Это именно так и следует понимать: исповедь — это есть шаг к стяжанию покаянного чувства.
Поэтому Сисой Великий и сказал: «Я не знаю, положил ли я начало покаянию».
Не для красного же словца он это говорил! Он так искренне чувствовал.

Самое важное — понять, что ты грешен.
Самая тяжкая греховность заключается в том, что человек не сознает свою греховность.
А уж бездна греха — это когда человек упорствует в своей греховности, говорит: «Что я такого сделал?»
Обычно в жизни мы возмущаемся, если ребенок провинился, а говорит: «А что я такого сделал?!» — «Так говорить дерзко, ведь ты же виноват!»
А сами поступаем точно так же…

Вспомним притчу о блудном сыне (Лк. 15, 11-32): блудный сын ушел от отца и растратил все свое имение, потом пришел в себя, то есть задумался над своей жизнью, вспомнил дом отца своего и сказал: Пойду к отцу моему и скажу ему… — и дальше он начинает исповедовать: …я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Это и есть начало покаяния. Начало покаянного состояния человека — это когда он осознает свою греховность.
Неважно, что он грешник, но он грешник, сознающий себя грешником — это очень важно.

Кстати, это постоянная проблема, которая возникает на исповеди.
Стоит священник, подходит человек, тот, кто пришел на исповедь (я не говорю — «исповедающийся», я говорю — «тот, кто пришел на исповедь»), и смотрит на священника.
Батюшка ждет, когда тот начнет исповедоваться, а тот ждет, что батюшка будет его спрашивать.
И тогда батюшка (ведь каяться надо, а человек молчит) начинает его спрашивать: «Ну, чем грешен?»
Человек отвечает: «Да всем грешен».
А иногда бывает еще хлеще: «Да у меня нет никаких грехов!» -это значит, что уже совсем дело плохо.
Когда «всем грешен» — это значит: «Давай, батюшка, скорее кончай, чего тут говорить».
Но если «нет никаких грехов» — то тут даже исповеди нет, а о покаянии и речи быть не может, значит, совершенно нет осознания своей греховности.

Поэтому самое сложное в духовном делании — это видеть свои грехи, почему святые отцы и говорят, что видеть свои грехи — это выше, чем видеть Ангелов.
Большая часть из нас Ангелов не видит, а грехи тем более.
Кстати, это изречение — очень глубокое, потому что когда на самом деле человек начинает видеть свои грехи, то он видит всех других лучше себя, а не грешнее, видит, что другие ближе к Ангелам.
Поэтому человек, начинающий видеть свои грехи, начинает видеть ангелов, то есть людей, которые безгрешны, а когда человек не видит своих грехов, то он начинает видеть вокруг демонов.
У святых отцов есть такой пример: пришел человек в монастырь, какое-то время пожил, его спрашивают: «Как ты себя чувствовал, когда пришел в монастырь?» Он говорит.- «Я смотрел на всех, как на Ангелов». — «Ну, а теперь?» — «А теперь — как на демонов».

Это значит, что он перестал видеть свои грехи, поэтому перестал видеть в людях ангелов, вернее, образ Божий.
Эта беда — когда человек начинает смотреть на грехи других людей — она, собственно, и является главной причиной того, что он не видит свои грехи.
Если у человека есть покаянное чувство, то он, видя грех другого, прежде всего обращает взор на свои грехи.
А если покаянного чувства нет, то человек видит грехи только у других, и еще их осуждает и другим рассказывает.
Когда привели женщину, взятую в грехе, Господь сказал:

Кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин. 8, 7).
Тогда многие задумались, что все не без греха, и никто камень в нее не бросил. А мы как раз начинаем «бросать камни»…

Как образец покаяния нам дан Великий канон преподобного Андрея Критского, Покаянный канон.
Там представлены многие примеры покаянного чувства, в том числе и конкретных личностей. И как прообраз покаянного состояния, которое человек должен стяжать, когда видит грех другого, дан пример Ноя и его сыновей.
Эти слова замечательные: срама ближнего не покрыла ecи, душе, зря вспять обратившись, то есть не покрыли греха ближнего своего, повернувшись назад, на свой грех.
А ведь известно, что мы видим в других только то, что нам понятно, то, что есть в нас.

Удивителен в этом отношении пример, который приводит святитель Игнатий Брянчанинов, рассказывая о том, что постигло Содом и Гоморру.
Господь -Всеведущий Бог! — говорит: Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю (Быт. 18, 20-21).
Всеведущий Бог говорит: сойду и посмотрю.
Во-первых, чтобы показать нам пример того, как никогда нельзя доверять ничему плохому.
А во-вторых, Господь свидетельствует, что Он не видит греха.
Это такая глубина! Просто непостижимое изречение! Сойду и посмотрю! Всевидящий Бог — не видит!
Именно в этом смысле сказано: Господь не видит греха, потому что в Нем все чисто.

То есть это то состояние, в котором находились и святые люди — они не видели плохого вокруг себя, ведь когда человек видит что-то — он видит глазами, а сущность этого проходит в сознание и там запечатлевается, но ничто нечистое не может войти в чистое.
Это свойство греха — он замкнут сам в себе. Он, как источник греховности, постоянно возвращается в свое первоначальное состояние, грех — это небытие.
Поэтому человек из небытия был вызван к жизни, в бытие.
Удаление от Бога — это и есть как раз уход в небытие.
Поэтому и грех как состояние человека, любого создания, любого тварного естества есть удаление от Бога.
Поэтому греховное состояние является мучением для того, кто в нем находится.

У нас понимают греховное состояние как наслаждение, естественно греховное.
Но дело все в том, что греховное состояние — это обращение только к плоти.
Из небытия был вызван весь мир, духовный и материальный. Обращение только к материи есть уход от духовного.
А поскольку человек из духовного начала и материального, то при уходе от духовного в материальное, как говорят святые отцы, телесные желания начинают приобретать свойства духовные.
Сущность человеческая в своем стремлении должна быть беспредельной, потому что человек должен уподобляться Богу, а уподобление Богу — бесконечное, это постоянное стремление к Богу.
Никогда нельзя будет сказать: «Я достиг». Как я понимаю, здесь речь идет о стяжании Духа Святаго.
Но состояние даже святых, находящихся уже в Духе Святом, тоже меняется: они все больше возвышаются в духовном смысле.
А когда человек отпадает, то стремление к Вечной Радости, к Источнику жизни сменяется на обратное движение — от Источника жизни в вечный мрак.
Телесное состояние, как говорят святые отцы, приобретает ненасытность, и поэтому человеку всего становится мало.

Древние римляне, когда занимались чревоугодием, периодически выходили в специальный зал, где принимали рвотное, потом возвращались и продолжали есть.
До такого безумия доходило. В крайних своих проявлениях греховные состояния, как бесы — мерзкие и отвратительные, но вначале затягивают, манят чем-то, интригуют, завлекают, и только потом становятся страшными и мучительными.
Ведь если человек не избавляется от греха — он становится его рабом.
А с рабом как обращаются, да еще если владыка — грех, диавол, как сказано, зверонравный? Грех обращается со своими рабами очень жестоко.

Пример тому — в местах заключения преступников царит страшное состояние жестокости, зла.
Это то, что люди себе устраивают, уходя от Бога.
А в аду будет еще страшнее, потому что здесь, на земле, эта взаимная злоба выливается друг на друга или на какой-то объект, а там, в аду, люди почувствуют свою богооставленность, зло в себе.
Состояние одиночества — это состояние, противоположное состоянию любви, потому что любовь всегда имеет перед собой объект любви.
А у людей в аду ничего нет, каждый сам с собой — это страшное состояние.

Почему Господь сотворил человека? Ведь Господь уже был Отцом Небесным, были уже другие творения, однако нужен был подобный Ему. И женщина является не тем, что она представляет собой обычно в современной жизни, а костью от кости, плотью от плоти мужа, помощником и собеседником. Она человек, на которого должна изливаться любовь.
Грех — это все себе, это замкнутость в себе, «себя люблю», это эгоизм. Кажется, Хомяков сказал, что в ад каждый идет своим путем, то есть в одиночку, а в рай можно войти только вместе. Это очень глубокая мысль. Друг друга тяготы носите…-(Гал. 6, 2). Поэтому грех -это то, что разделяет людей. Но сознание своей греховности — это не то, что замыкает в себе. Это понимание того, что ты живешь среди людей и ты должен проявлять снисхождение, смирение, терпение. Покаянное чувство тесно связано со смирением, а греховность -если она есть, то всегда найдется причина согрешить.

Есть такой замечательный пример — когда один монах просился в пустыне жить, а ему говорили: «Нет, тебе надо сначала в монастыре пожить».
А он: «Нет, я хочу в пустыне». — «Ну ладно, иди».
Ушел, сначала все было хорошо, но захотел есть — оказался все-таки не бесплотным.
Стал готовить, горшочек поставил, начал мешать — горшочек перевернулся, все вылилось. Опять приспособил — опять все вылилось.
Опять приспособил, почти все приготовил — опять задел горшок, все вылилось. И в гневе разбил горшок.
Что делать? Побежал в монастырь. Настоятель спрашивает: «Что случилось?» — «Да я… там…» — «Что, с горшком не ужился? Ну, живи в монастыре».

То есть если в человеке есть греховность, то она всегда найдет объект — человек ли это, вещь или животное.
Комар пищит, муха жужжит, мышь скребется -все раздражает.
Когда же человек находится в покаянном чувстве, он все воспринимает с мыслью, что достойное по делам моим приемлю.
Покаянное чувство, в отличие от греховного, связано с тем, что человек в отношении всего считает причиной себя, а не других.
«Если у меня чего-то не получается — значит, я такой…»
Отец Николай Гурьянов говорил, что у человека должна быть любвеобильность ко всему, что его окружает, и к живому, и к неживому.
Отец Сергий Мечёв говорил, что должно быть хранение совести в отношении не только людей, но и вещей.
Небрежно бросить вещь -это тоже, в общем-то, грех, надо положить на место.



Источник: Путь покаяния. М., Даниловский Благовестник, 2007 г.
Источник



Обсуждение статьи:
   Василий 19.10.2014 18:13:
Спаси Господи автора статьи,очень многое я многогрешный почерпнул для себья.
   Лариса 05.10.2012 22:55:
Спасибо, помогло увидеть себя сегодня , хотя я баптистка
   владимир 13.03.2012 21:00:

Спасибо.


Добавить комментарий:
Ваше имя *:

Ваш комментарий:



Введите число на картинке(защита от спама): 

Внимание! Тексты, содержащие ссылки сохранены не будут!


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
 Протоиерей Валериан Кречетов. О стяжани покаянного чувства | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 7