Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Статьи >> О вере, надежде, любви >> Из наследия Оптинских старцев. Молитва мирян

Из наследия Оптинских старцев. Молитва мирян

Чтение утреннего правила. Село Ивановское-на-Лехте. Фото: Василий Нестеренко
Читайте также:
В Евангелии сказано: «Всегда бодрствуйте, непрестанно молитесь».
Как можно выполнять эту заповедь людям в миру, занятым трудом, требующим непрестанного сосредоточения?
Людям, обремененным семьей, повседневными заботами и проблемами?

Молитвенное правило

В правило благочестивого мирянина обычно включаются утренние и вечерние молитвы, глава из Евангелия и две главы из Апостолов.
Хорошо прочитывать хотя бы одну кафизму из Псалтири в день, положив закладку.
Есть и сокращенное правило для больных, женщин с маленькими детьми и других людей, испытывающих сильную нехватку времени.

Оптинские старцы писали, что правило молитвенное должно быть по силе.
Пусть лучше правило будет минимальным, но ежедневно исполняемым, чем большим, но не под силу.

Преподобный Амвросий (Гренков) наставлял:

«Лучше, когда источник непрестанно течет хоть понемногу, нежели много с перерывами…
Лучше не великое правило иметь, да постоянно исполнять оное, нежели много с перерывами совершенного оставления».

Иногда враг специально внушает молящемуся увеличить количество молитв и поклонов.
Проходит несколько дней, и человек изнемогает, а затем забрасывает не только дополнительные молитвы и поклоны, но и те, которые он делал обычно.


Старец Амвросий напоминал в связи с этим:

«Пишешь, что иногда к обычному правилу прилагаешь лишние поклоны от усердия до усталости, а после и обычного не выполняешь.
Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости».

Оптинские старцы предупреждали об опасности превозношения слишком большим молитвенным правилом и вообще о превозношении над теми, кто не молится. Потому что такое превозношение губит все труды.

На просьбу благословить читать дополнительные акафисты преподобный Амвросий отвечал:

«Желаешь читать разные акафисты по усердию?
Можешь читать, но с тем, чтобы при этом не мнить о себе нечто и других не осуждать.
А когда есть возношение и других осуждение, тогда не читай».

Преподобный Никон (Беляев) предупреждал, что если возникает желание помолиться сверх обычного, то делать это можно, но не прибавляя это к своему ежедневному правилу как обязанность.
С тем чтобы потом, если не сможешь читать дополнительное правило ежедневно, не впасть в уныние и смущение:

«Иногда при желании помолиться можно и еще что-либо почитать, например несколько глав Евангелия вместо одной или акафист какому-либо святому или иконе Божией Матери и так далее, но не прибавляя этого к данному правилу ежедневно как правило».

Благословение на молитвенное правило

Молитвенное правило лучше обсудить с духовным отцом или с тем священником, которому вы обычно исповедуетесь.
Это поможет уберечься от самоволия, неразумия и превозношения.
Рассуждение с советованием – вот царский путь, который рекомендуют святые отцы.

Старец Антоний (Путилов) учил:

«Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных».

Также преподобный Антоний писал:

«Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам».

Старец Иосиф (Литовкин) предупреждал, что выполнять правило по благословению труднее, чем то, которое взял самовольно.
Можно выполнить огромное количество поклонов из тщеславия, а вот когда мы делаем что-то по благословению, со смирением, то это гораздо труднее.
Зато и полезно для души:

«Наложенное правило всегда трудно, а делание со смирением еще труднее.
Что трудом приобретается, то и бывает полезно».

Невозможность выполнить правило

В миру случаются разные не зависящие от нас обстоятельства: командировки, затянувшиеся совещания, аврал на работе, а также болезни свои и близких.
В общем, может случиться так, что даже самый благочестивый мирянин как-то будет не в силах исполнить ежедневное правило.
Старец Никон советовал при этом ни в коем случае не смущаться, а просто смиренно укорить себя в немощи:

«Правило молитвенное старайся не упускать ни утром, ни вечером, но если когда по какой-либо причине опустишь, особенно по не зависящим от тебя обстоятельствам, то не смущайся, а смиренно укоряй себя в немощи, ибо самоукорение есть невидимое восхождение, а смущение, по словам батюшки Амвросия, нигде в числе добродетелей не поставлено».

Постоянная молитвенная память

Старцы напоминали нам, что, кроме правила, нужно иметь постоянную молитвенную память, постоянно помнить о Боге и в течение дня почаще повторять: «Господи, помилуй!», «Господи, благослови»», «Господи, защити!»
Этими краткими молитвами будет освящаться наша повседневная жизнь.

«Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия», – учил старец Иларион (Пономарев).

Преподобный Никон напоминал:

«Во всякое время, что бы вы ни делали: сидите ли, идете ли, работаете ли, – читайте с сердцем: “Господи, помилуй!”»;

«Когда будешь скорбен и уныл и найдет на тебя искушение тяжкое, ты только одно тверди: “Господи, пощади, спаси и помилуй раба Твоего!”
И скорбь облегчится».

На вопрос о краткой молитве, которую можно часто повторять, преподобный Никон отвечал:

«Молитесь просто: “Господи, даруй мне благодать Твою!” И Господь пронесет мимо вас грозу».


Просьба о молитве за других

Иногда люди обращаются с просьбой помолиться за них к другим.
Бывает и так, что, заказав панихиду или молебен, сами не присутствуют на них и не молятся.

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду лишь на постороннюю молитвенную помощь, преподобный Амвросий наставлял:

«Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену-хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить – упросила».

А иногда повторял народную поговорку:

«Боже-то, поможи – да и сам мужик не лежи».

Молитвенный настрой

Оптинские старцы советовали при молитве оставлять многословие, пустословие, так как этим нарушается молитвенный настрой, отгоняется благодать. Преподобный Никон писал:

«Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском.
После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание.
Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.
Молчание подготовляет душу к молитве.
Тишина, как она благотворно действует на душу!»

Речь, конечно, не идет о необходимых деловых беседах или общении с родными, воспитании детей – имеется в виду пустословие, в которое мы так часто впадаем.

Старец Амвросий советовал:

«Умное молчание дороже всего.
Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит»;

«Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи.
Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».

Молиться нужно даже о том, чтобы научиться правильно молиться.

Преподобный Никон писал:

«Мы сами по себе, без Божественной помощи, и помолиться-то не в состоянии: не можем мы молиться как следует и не знаем, как и о чем молиться».


О молитвенных дарах

Молитвенный подвиг сопровождается дарами усердным молитвенникам.
Оптинские старцы предупреждали о том, что нельзя самовольно добиваться этих даров, таких как слезы на молитве или чистота и бесстрастие.
Это может быть опасно для неопытного молитвенника.

Старец Анатолий (Зерцалов) о слезах на молитве писал:

«Плакать могут не все, а кому Бог даст слезы.
А новоначальным Бог редко дарует слезы. А то возгордятся и будут хуже неплачущих».

Он же наставлял желающих достичь чистоты и бесстрастия:

«Смиримся, и Господь покроет, и будем святы.
А пока не смиримся и не умилостивим Бога – хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся».


Как узнать, правильно ли мы молимся?

Молитва – духовное делание, которое приносит духовные плоды.
Плоды духа: любовь, кротость, терпение, мирное душевное устроение.
Конечно, чтобы плоды созрели, должно пройти время.
Но стремиться к ним следует, духовной рост должен происходить.
Человек должен бороться со своими страстями, немощами, дурными привычками.

 

Преподобный Моисей (Путилов) учил каждый день проверять себя, испытывать свою совесть:

«Поверяй самого себя каждодневно…
Ежели плохо проведен был день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, не сокрушился сердцем ни однажды, не смирился в мысли, милости не оказал или милостыню никому не подал, не простил виноватого, не стерпел оскорбления, напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питии или в нечистых мыслях ум свой погружал, все сие рассмотрев по совести, осуди себя и положи на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое».

Преподобный Макарий предупреждал:

«Но одни правила молитвенные не могут нам принести пользы… советую стараться, сколько можно, обращать внимание ваше на дела любви к ближним; в отношении к матушке вашей, супруге и детям – пещись о воспитании их в православной вере и доброй нравственности к подчиненным вам людям и ко всем ближним».

Тот, кто правильно подвизается, идет средним, «царским» путем.
Уменьшается раздражительность и, наоборот, растет благодушие, реже приходят помыслы гнева, осуждения, ропота.
Мирное устроение, терпеливое отношение к немощам и недостаткам окружающих переживается все чаще и постепенно становится постоянным.

 

 

 


Источник  



Обсуждение статьи:
   Алексей 31.12.2012 17:56:
Преподобные отцы наши Оптинские молите Бога о нас!




Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
 Из наследия Оптинских старцев. Молитва мирян | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 160