«Пятидесятницу празднуим и Духа пришествие…»
Этим радостным утверждением начинает Церковь празднование Пятидесятницы, о происхождении и смысле которого мы уже говорили.
А сегодня я хочу призвать всех обратиться мысленным взором к Духу Святому, пришествие Которого и составляет никогда не стареющую сущность этого праздника. Что разумеем мы, произнося эти слова – «Дух Святой»?
Кто Он и что значит Его пришествие или сошествие?
О чем молимся мы, обращаясь к Нему и говоря:
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, сокровище благих и жизни Подателю! Прииди и вселися в ны…»?
На современном языке слово «дух» употребляется в самых разных значениях: мы говорим о «духе народа», о «духе произведения искусства», о человеке, что он «не в духе»…
И однако, сколь бы ни различались эти значения, есть в них и нечто общее.
Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что слово «дух» мы употребляем применительно к тем явлениям или состояниям, которые невозможно ни описать, ни определить в привычных для нас категориях меры, веса, цвета, т.е. в категориях чувственного, материального мира.
Например, когда мы говорим, что «дух пушкинской поэзии» светлый, мы, с одной стороны, сразу же ощущаем, что это правда, и не только правда, но и главная, так сказать, правда о пушкинской поэзии, но, с другой стороны, мы затруднились бы строго научно определить, в чем этот «светлый дух» состоит.
А значит, сколько бы нам ни твердили, что все в мире материально, мы знаем каким-то внутренним, несомненным, хотя нередко и безотчетным знанием, что это не так.
Мы знаем, что есть, реально существует дух, к материи несводимый, знаем, что никто и никогда не объяснит нам законами материи самоочевидный для нас и никаких объяснений не требующий светлый дух пушкинской поэзии.
Но пойдем дальше. Вот про какого-то человека мы почти невольно говорим: «Это – одухотворенный человек».
Что это значит? Красивый – понятно, стройный – понятно, умный – понятно, но «одухотворенный»?..
А ведь каждый из нас встречал в своей жизни человека, излучающего нечто такое, что иначе не назовешь, – человека, который самим собой удостоверяет реальность духовного мира. Наш анализ слов «дух» и «духовное» можно было бы продолжить.
Но и сказанного достаточно, чтобы подтвердить реальность духовного в нас, сколько бы мы ни отвергали рассудком реальность того, что глубже рассудка.
И в лучшие минуты мы ощущаем это духовное как несомненную реальность и этой реальностью оцениваем свою жизнь.
Эту-то духовную реальность христиане и возводят к Богу. Бог есть дух (Ин. 4:24), – говорит Евангелие.
И вера в конечном счете есть не что иное, как внутреннее и духовное знание, уверенность, что за всем видимым, осязаемым, измеримым и исчисляемым стоит нечто невидимое, неосязаемое, неизмеримое и неисчисляемое и эта духовная реальность есть присутствие Духа Божия.
Тут ничего не докажешь, но при таком единстве опыта и таком единодушии в его изложении впору лишь дивиться тому, как много остается на свете материалистов, которые смотрят и не видят, слышат и не разумеют.
Так и хочется им сказать: неужели вы не видите, как вся жизнь человека в конечном итоге есть сплошная жажда духа и одухотворения, сплошная мольба: «Приди и вселись в нас!»?
И что подобно тому как все в природе жаждет света и влаги, так и человек есть существо, тоскующее по духу, изнывающее по одухотворению?
Но тогда и праздник пришествия Святого Духа есть одновременно праздник этой жажды и праздник ее удовлетворения.
Это праздник исполнения главной, конечной, всеобъемлющей мечты человеческой.
Эта мечта так часто затемняется в нас, покрываясь волнами житейских треволнений!
Но нет и не было человека, который не ощутил бы хоть раз в жизни правду слов, с которых начинается пушкинский «Пророк»: «Духовной жаждою томим…»
И вот на это томление, на эту жажду и отвечает Бог, посылая нам Духа Святого, а значит – являя Себя Самого как исполнение всех желаний, как ответ на все вопросы, как вершину и венец нашей жизни.
Мы не случайные пузырьки в океане бессмысленной материи, мы не животные, у которых неизвестно откуда возник и развился разум, но духовные существа, призванные к одухотворению всего мiра и самой материи. «Кто жаждет, пусть придет ко Мне и пьет. И тот, кому Я дам воду живую, не возжаждет вовек» (ср.: Ин. 7:37, 4:14).
Пришествие Святого Духа… И если украшаем мы в этот «последний и великий день» наши храмы зеленью и цветами, если снова и снова повторяем ликующую мольбу: «Прииди и вселися в ны…», то потому, что всем сердцем, всем существом ощущаем в себе и в мiре дуновение Духа, Его пришествие и вхождение в нашу жизнь. Христос сказал: Не оставлю вас сиротами (Ин. 14:18). И вот, кончено сиротство и одиночество человека на земле. С ним и на нем Дух Божий, Дух истины и красоты, Дух Святой, Который уже теперь, уже здесь дарует нам блаженное причастие «жизни нестареющей», дает прикоснуться к тому, что твердо, вечно, неизменно, – ту радость, которую, по слову Христа, никто не отнимет от нас (см.: Ин. 16:22).