Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. (044) 451-07-41
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Статьи >> О вере, надежде, любви >> Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Размышление о Страшном Суде

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Размышление о Страшном Суде

Страшный суд
Читайте также:


Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Эта проповедь не была издана при жизни о. Иоанна

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 «Помышляю день страшный и плачу деяний моих лукавых, како отвещаю Бессмертному Царю»

(Седален покаянен, гл. 6. Окт. Понед. Утра )

Дорогие братья и сестры! 
Во всем Евангелии нет истины столь страшной,  как истина Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа и Его всемирного Суда.

Воистину страшен Суд Твой, Господи!

Когда в мире должно произойти что-нибудь значительное, Бог обыкновенно задолго дает некоторые предуказания о имеющем быть событии. 
По слову Господа так будет и пред тем великим и страшным днем.

«Дам чудеса на небеси горе и знамения на земли низу» - обещает Он через пророка Своего Иоиля.

Чудеса на небеси: солнце без лучей холодное и темное; луна без сияния – темный кровавый диск.
Знамения низу:  войны людей такие, что лицо земли покроется кровью; и кого не убила война, убьет голод; кто убежит глада, будет погибать от моровой язвы.
Море, взволнованное бурями; суша, колеблемая землетрясениями, будут последними предуказаниями конца веков.
И когда все обратится в безобразный хаос, послышится последний трубный глас. И это будет миг всеобщего воскресения.
Воскреснут все мертвые, кого похоронила под собой земля, кого поглотило море, кого растерзали звери.
Все родившиеся до сего времени мужи, жены, дети, юноши, старики, праведные и грешные восстанут в одном возрасте и состоянии, получив одеяние прежней плоти, только с различием собственных дел.
И все, все без исключения будут призваны к Страшному и великому Судии.

Каждый из нас верующих ежедневно исповедует эту великую истину в Символе веры:

«Верую в Господа Иисуса Христа < …> грядущего со славою судити живых и мертвых» (7-й член Символа веры).
Иисус Христос, праведный Судия, приидет судить живших на земле людей:
«и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения».

Когда все народы предстанут  пред страшным судилищем, тогда в этом сонме будем стоять в трепете и мы, и рукописание наших дел, слов, тайных помышлений и чувств будет отражено на нашем облике, без свидетелей обличая нас.

Други мои!
Вообразим на минуту, что час этот настал,  устремим взор пред собой;
Кто нас судит?
А затем обратим взгляд на себя; кто же подсудимый?
Судящий Бог, а подсудимый – я, грешный человек.

Бог Судия – весь гнев без милости.
Подсудимый грешник – виновник без оправдания.
Вспомним Христа  Бога на вершине Фаворской горы, когда апостолы пали ниц, устрашившись Славы Его,  Его Света.
А ведь, там на Фаворе, был только луч сияния Божества.
Но Бог, явившийся ради правосудия, каков будет Он тогда для нас в Своем естественном Величии, в Своем праведном гневе?
И в тот миг все увидят и поймут какое  безграничное зло совершали, оскорбляя грехами Владыку.
В тот последний и единственный день все мы станем или оправдаными или осужденными.

Суд над нами свершится во мгновение.
Совестные книги нашей жизни отобразят дела, слова, думы и все то, что мы тщательно хранили от глаз людских и что пытались утаить и от Бога.
Тогда взыщет Судия праведный с каждого из нас веру православную, самой жизнью явленную и исповеданную; несокрушимость печати Дара Духа Святого, в крещении нам дарованной; неоскверненного хитона тела и души, обетами сохраненного.

И, освященные светом Евангельских Истин,  все увидим деяния свои во всей неприглядности: каждый лукавый наш помысл явится шипом в терновом венце Спасителя, каждое непотребное слово, плюновением на Его Божественный Лик, и каждый смертный грех поставит нас в ряды распинателей пригвоздивших Христа Бога ко Кресту.
В миг Суда мы « воззрим Нань, Его же прободоша».
Увидим себя соучастниками человеческого злодеяния против Спасителя – Бога.
Тогда страшно станет нам, страшно и горько о жизни безвозвратно погубленной, и позднее раскаяние прожжет души.
Но оно будет бесполезно, наш жизненный искус подошел к концу, время милости Божией окончилось.
Суд Божий – это тот экзамен, который определит нашу вечную участь.

Так пусть теперь еще мы все это предувидим и устрашимся будущего.
Для нас, Слава Богу, время последнего Суда еще не наступило, и в нашей власти повлиять на будущее решение.
При жизни мы стоим между раем и адом, между светом и тьмою. Есть еще нам время и возможность оправдаться покаянием и слезами.
И вздохом благоразумного разбойника с креста - «Помяни мя, Господи во Царствии Твоем»; гласом мытаря - «Боже, милостив буди мне грешному», сокрушением сердечным  потщимся снискать милость Спасителя к нам падшим. 

Но вернемся к размышлению о Страшном Суде.
Подсудимому всегда предъявляется обвинение, ждет оно и нас.
Все вины, за которые дадим ответ пред Богом, делятся на четыре рода.
Напечатлеем же их на скрижалях сердец наших, чтобы по ним самим судить себя еще при жизни.
И это будет тот благотворный суд, который  породит истинное покаяние, без следа стирающее рукописание грехов наших.

Первый род зол – это те преступления против Закона Божьего, что мы совершали сами.
Второй – грехи, соделанные другими из-за нас и ради нас.
В третьем роде зол – обвинят нас блага и добрые дела, которые мы могли сделать и не сделали.
Четвертым  обвиненителем будут блага, не совершенные другими из-за нас и по нашей вине.

И сама жизнь наша станет обличать нас в клятвопреступлении, как не выполнивших обетов, данных Богу.

И дела, слова, помышления предстанут нелицеприятными  свидетелями наших зол.
И ничего не будет сокрыто, не будет тайн и таинственности.
Но, всё увидят все, в том истинном виде, и в той обстановке, в какой это действительно происходило, и сами мы познаем себя.

Пастырям Церкви явятся их ставленнические грамоты, взятые при рукоположении. 
И в мгновение во свете обетов озарится жизненный путь – Церковь, паства, семья, собственные дети.
И дай Бог, чтобы они не стали нашими обвинителями.

Обеты монашествующих, данные при постриге; обеты каждого христианина, принятые при крещении; обеты мужа и жены, произнесенные при таинстве венчания – при теперешней бездумной нашей жизни не станут ли бедой, когда все мы будем безответны на Суде.

А Господь скажет нам:

«Я не требовал от вас великих подвигов, их брали на себя добровольно те, кто ощущал в себе силу духа и кто имел в себе великую любовь ко Мне.
Я только ждал, что вы будете исполнителями тех Моих Заповедей, которые не только по силам вам, но исполнение которых доставляет человеку истинное счастье.
О них сказал Я: « Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть».

Я звал вас:

«Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд. Любите друг друга. Не судите, да не судимы будете. Блаженнии чистые сердцем».
Разве трудно исполнять эти Заповеди? Разве не дали бы они, как Я и обещал, покой душам вашим»?  

Да, не будет у нас оправдания пред Богом!
Сколько даров всяческих естественных и духовных получили мы и умножили ли их в жизни своей?
Кто то был даровит и мог стать образцом добродетели и мудрости, но уклонился гордыней в погибель.
Кому то вручено богатство чтобы благотворить нуждающимся – вдовам, сиротам и немощным, но  скупость и сребролюбие превозмогли и не в Бога стала богатеть душа.  Избранный быть служителем в Церкви Божией, без борьбы победился миром, плотью и диаволом и похоронил данные таланты.
Вместо учителя, стал соблазнителем. 
Не устояли мы в добром произволениии, возлюбив грех, им изгнали божественную благодать, освящающую и помогающую труждающимся на пути спасения.
Предали любовь Божию на попрание врагу.

О Страшный Суд Божий! О страшнейшее его решение!

И произойдет великое разделение людей по слову Господню:

«Приидите, благословеннии Отца Моего…», (Мф. 25, 34) и «идите от Меня, проклятии…» ( Мф. 25, 41). 

«Приидите и отъидите» - все, - решение окончательное. 
И тотчас станут народы по правую и по левую сторону от судного престола и  великая пропасть разделит их на вечность. 
И великий вопль огласит всю вселенную; последний земной радостотворный плач помилованных и первый - предвозвестник вечного стона, осужденных.

Дорогие мои, други наши, кто из нас может с уверенностью сказать о своей участи в тот поистине страшный день.
Живем между надеждой и отчаянием, ин суд Божий, и ин суд человеческий. И нет человека иже жив будет и не согрешит.
Но Правда Божия – Правда во век и Слово Его – Истина.

Будем же при жизни помнить  слова Спасителя , что пришел Он спасать не праведников, а грешников, от них же первый есть я.
Отдадим уже с этого момента суд весь Богу, любящему праведников и милующему грешников кающихся.

«Боже, милостив буди мне грешному»!
И веру нашу Господь оправдает, надежду не посрамит, милостью покроет нас немощных.

Други наши, услышим к нам обращенные слова св. мужа, делателя истинного покаяния,  преподобного Ефрема Сирин, проникшего в тайну будущего:

«Именно тех, которые соблюли Заповеди Господни; милосердны, нищелюбивы, сиротолюбивы, странноприимны, одевают нагих, посещают заключенных и больных, заступаются за угнетенных; плачут ныне, обнищали при жизни ради богатства небесного, прощают прегрешения ближних, которые соблюли несокрушимою печать веры и чистоту души и тела – поставит Господь одесную; а тех, которые бесплодны, прогневали Бога высокомерием, гордостью, которые в настоящее время покаяния играют и нежатся в обьядении, пьянстве и жестокосердии подобно тому богачу, который никогда не оказывал милости бедному Лазарю, будут осуждены на вечный стыд и мучение.
И горе всем, которым  в тот страшный день выпадет решение стоять по левую сторону.
Они покроются тьмою и восплачут, когда услышат приговор: «Идите от Меня проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».
И каждый грешник сам пойдет в муку вечную, почувствовав, что не место ему между праведниками.
И горькие рыдания и раскаяние о безвозвратно ушедшей возможности получить помилование и прощение, сожаление о утраченной возможности истинного счастья и радости бытия с Богом в Его неизреченной любви, тоска по добру – все эти переживания не изменят решения о вечной судьбе осужденного.

О, сколько времени погубили мы в нерадении!
О, как насмеялся над нами суетный мир!

Почему же, видя, что другие подвизаются, сами мы не внимали ни их примеру, ни гласу Божию в Церкви Христовой звучащему?
Что пользы принес нам целый мир? Где друзья, где родные, где богатство? И нет нам от них никакой пользы! 

Но, други наши! Слава Богу!
Время Страшного Суда близится, но еще не наступило и Праведный Судия еще ждет нашего покаяния, Его любовь не хочет смерти грешника, но «еже обратитися и живу быти ему».

Одумаемся, припадая в покаянии к стопам Спасителя в надежде на Его милость.
Принесем Ему, если не дела, на которые у многих из нас нет сил, но наше доброе произволение, несомненную веру и надежду на милость к кающимся.
Мы немощны, а сила борителя нашего крепка.
Апостол Павел взывает к нам:
«Наша брань не против крови и плоти, но против<…> властей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф.6, 12)
Итак станем на страже души и сердца своего, вооружившись Верой и Истиною, а наипаче оградимся доверием Слову Божию.
«Не судите, да не судимы будете» и  «Суд без милости, не сотворшим милости, милость превозносится над Судом».
Так можно избежать будущего страшного приговора. 
Прося к себе милости Владыки, будем милостивы и сами ко всем, чтобы услышать милующий нас приговор:
«Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира». (Мф. 25,34)

Аминь.



Обсуждение статьи:
   Надежда 22.02.2017 13:14:
Большое спасибо. Ибо об это как раз и редко задумываешься.


Добавить комментарий:
Ваше имя *:

Ваш комментарий:



Введите число на картинке(защита от спама): 

Внимание! Тексты, содержащие ссылки сохранены не будут!


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Размышление о Страшном Суде | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 19