Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Статьи >> Семья >> Протоиерей Сергий Бегашов. Вверенная Господом, или О семейной иерархии

Протоиерей Сергий Бегашов. Вверенная Господом, или О семейной иерархии

Читайте также:

Я не раз с интересом читал материалы о семейной жизни — очерки о православных семьях, советы священников, которые лично мне давали ответы на многие вопросы. Теперь есть вопрос и у меня. Я женат уже семь лет. Первое время мы были очень счастливы, но потом незаметно улетучилась та самая влюбленность, которая была до и после свадьбы. Родился сын, следом — дочь. Появились свои сложности. А бытовые семейные заботы постоянно ставят вопрос о семейной иерархии. Кто главный в семье?

Библия говорит, что муж. Но с такой идеей часто не соглашаются и верующие жены, не только неверующие. Если нужно, я всегда готов уступить и не ждать подчинения. Но где эта мера, когда нужно уступить, а когда настоять? И как настоять так, чтобы меня не обвинили в горделивом желании командовать?

Владислав, Киев.


Отвечает протоиерей Сергий Бегашов, настоятель храма Святой Троицы, город Бердянск, Украина.

Чего бояться?

Моя супруга — дочь священника.
И поначалу мне казалось, что построить христианскую семью нам будет очень легко.
Открываешь ей Библию, читаешь: «жена да убоится своего мужа», «жена, слушайся мужа во всем, как Господа» — и все! Вопрос первенства решен окончательно и бесповоротно.

Но жизнь быстро показала, что эти слова сами по себе не работают, а если забывать все остальное, что сказано в Священном Писании о браке, могут стать и благословением на прямой деспотизм.
Когда я это понял, когда увидел, что даже с очень верующей женой призывы к послушанию не срабатывают, я попытался разобраться.
Неужели мне Господь дал самую худшую жену?

Размышления над всем этим привели меня к открытию.

Дело в том, что в Священном Писании есть места, которые написаны именно для мужчин, а другие – именно для женщин.
Апостол Павел сам предваряет: «жена…».
Это значит, что, видя эти слова, мужчина может спокойно пропустить часть текста и искать обращение уже к нему.
А вот для него там написано, что мужья так должны любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

Отец Сергий с супругойВ другом месте находим призыв относиться к жене, как к хрупкому, немощному сосуду, который от неосторожного с ним обращения может треснуть или даже разбиться.
Иными словами, нам заповедано ходить возле жены и нежной щеточкой смахивать с нее пылинки.
А любые сложности и недопонимания списывать на ее немощи и свойственную женщинам эмоциональность.

Суть в том, что сила мужчины вовсе не в размере бицепсов и даже не в степени мужества.
Зачастую женщины гораздо смелее мужчин.
Вспомним хотя бы жен-мироносиц, оказавшихся куда мужественнее апостолов, которые убоялись и разбежались.
Подлинная мужская сила заключается в способности быть выше собственных эмоций.
Женщина же по своей природе существо эмоциональное. Она все фильтрует сердцем.
И оттого все, что она видит и слышит, оставляет в ней глубокий отпечаток, а иногда и рану.

Поэтому, в конце концов, я пришел к простому, но очень важному для себя выводу: мое мужское первенство в семье означает видеть слабости супруги и прощать их, понимая, что это именно слабости.
Она не может их побороть, потому что она эмоциональна по своей природе.
А мне следует быть рациональным, и значит, стоять над эмоциями.
Вот не может она сдержаться, шумит… ну так уж она устроена.
А я — мужчина, я должен быть выше эмоций, и хотя мне хочется громко стукнуть по столу, я сдержусь, ведь я – сильный.

Апостол Павел говорит:

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6:1-10).
То есть сильные должны носить немощи слабых.
Кто здесь мы, к кому обращен этот призыв?
А это я и есть – сидящий и читающий эти слова.

Впрочем, вынужден признаться, что у меня самого очень редко получается жить так, как я об этом рассказываю.
И поэтому я называю брак самым сложным делом в своей жизни.
Наверное, он и создан для того, чтобы побороть тяжелейший грех — гордыню.
Брак бьет именно в ее сердцевину.
И потому, если ты хочешь, чтобы твой брак существовал вечно, ты должен убить в себе желание найти и извлечь из него что-то свое.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,не бесчинствует, не ищет своего (1 Кор 13:4-7).

Какую власть мы имеем?

Муж действительно имеет власть над женой.
Однако какую власть? Власть любви.

Никто не требует от мужчины уступать жене во всем и постоянно.
Но мужу следует вести себя с женою, как Христос вел Себя по отношению к Церкви.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. (Еф 5:25-27).



Да, мы должны воспитывать жен, ведь они вверены нам Господом, но мы же и отвечаем за их спасение.
И потому воспитание это не похоже на воспитание детей, которое требует беспрекословного подчинения до определенного возраста.
Это такое воспитание, которое не исключает свободного права выбора.
Нужно с любовью оценить мнения сторон и определить возможность супруги принять в данный конкретный момент твое замечание.
И сделать его нужно так, чтобы у нее даже в мыслях не было, будто это упрек.
Иначе говоря, при любых обстоятельствах я как муж должен лезть из кожи вон, чтобы угодить Богу и не обидеть жену.

Для чего нужна семья

Другой не менее важный момент: никогда не забывайте, ради чего создается семья.
Обычно православные говорят, что цель брака — деторождение.
Я соглашусь, но с существенной оговоркой: это лишь одна из целей брака, и, по сравнению с другими целями, она занимает отнюдь не первое место.

Главная цель брака — обрести полноту бытия в своей половине, найти свое второе «я», найти того человека, с которым ты сможешь слиться воедино, стать одной душой и одной плотью.
Ведь сказал Господь: «не хорошо быть человеку одному» (Быт 2:18-25).

Некая самость, пребывание в эгоизме не дают нам посмотреть на себя извне.
Я глубоко убежден, что человек не способен влюбиться до тех пор, пока не поймет, что есть он сам и что ему кто-то нужен.
Со мной случилось именно так.
Я понял, что многого достиг, но возрастать, совершенствоваться сам, один дальше уже не смогу.
Именно тогда я, наконец, созрел для того, чтобы полюбить.

Скажу больше: человек не сам находит свою вторую половину, а лишь соглашается с волей Бога, пославшего ему любимого человека.
Любовь — это и дар, и некое Божье предопределение в рамках свободы нашей воли.
Но это Божье предопределение побуждает меня думать, что она (моя жена) родилась и воспитывалась именно для меня.
И наше супружество — чудо, к которому меня вел Господь.

Вторая цель брака — достижение целомудрия.
Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1 Кор 7:1-9), говорится в Писании.
Ведь пока ты себя кому-то не вручишь, ты остаешься неполноценным, ничьим.
Для того, чтобы обрести целостность, ты должен себя кому-то подарить.

И только третья цель брака — деторождение.
Что может быть для человека тяжелее, чем научиться жертвенности?

Ведь Христос говорит:
Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Лк 9:18).
Брак, супружество — это тот институт, в который Господь погружает человека с тем, чтобы тот осознал полноту и красоту жизни.
Влюбленность затмевает все плохое в любимом.
И если бы она продолжалась дольше, чем положено, то не позволяла бы видеть друг в друге недостатки, а значит, мы не смогли бы менять друг друга и рука об руку совершенствоваться.
Именно поэтому Господь помогает нам перерасти влюбленность, на смену которой приходит упорнейший труд над собой, который и называется достижением любви.

Несколько слов о любви

Любовь — это не константа. Любовь — это то, что возрастает постепенно.
За прожитые в супружестве годы я понял, что люблю свою жену все больше, но чем дольше живу, тем яснее осознаю, что чувство, которое испытываю к ней, — еще не любовь.

Легко сказать: «Я отдам за тебя жизнь!».
И куда сложнее, вместо подвига на словах, ежедневно делать ради жены простые вещи — сдерживать свое раздражение, не обижаться, прощать….
Именно этого от нас ожидает Христос.
И потому семейные споры способны открыть нам глаза на наши собственные слабости.

Как говорил апостол Павел,
надлежит быть и разномыслиям (спорам) между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор 11:19).
И пусть апостол говорил о церковной общине, но это касается и семьи.
Ибо семья построена по принципу Церкви.

Обличение между супругами возможны, но им следует быть кроткими:
если и впадет человек в какое согрешение… исправляйте такового в духе кротости (Гал 6:1-10).

Источник




Обсуждение статьи:
   Ирина 07.03.2011 20:38:
Спаси Господи! Одна из лучших статей на тему семьи
   владимир 03.03.2011 19:12:
дай Бог понять эти мысли молдым


Добавить комментарий:
Ваше имя *:

Ваш комментарий:



Введите число на картинке(защита от спама): 

Внимание! Тексты, содержащие ссылки сохранены не будут!


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
 Протоиерей Сергий Бегашов. Вверенная Господом, или О семейной иерархии | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 27