Я не раз с интересом читал материалы
о семейной жизни — очерки о православных семьях, советы
священников, которые лично мне давали ответы на многие вопросы.
Теперь есть вопрос и у меня. Я женат уже семь лет. Первое
время мы были очень счастливы, но потом незаметно улетучилась
та самая влюбленность, которая была до и после свадьбы.
Родился сын, следом — дочь. Появились свои сложности. А
бытовые семейные заботы постоянно ставят вопрос о семейной
иерархии. Кто главный в семье?
Библия говорит, что муж. Но с такой
идеей часто не соглашаются и верующие жены, не только неверующие.
Если нужно, я всегда готов уступить и не ждать подчинения. Но
где эта мера, когда нужно уступить, а когда настоять? И как
настоять так, чтобы меня не обвинили в горделивом желании командовать?
Владислав, Киев.
Отвечает протоиерей Сергий Бегашов, настоятель храма Святой Троицы,
город Бердянск, Украина.
Чего бояться?
Моя супруга — дочь священника.
И поначалу мне казалось, что построить христианскую семью нам
будет очень легко.
Открываешь ей Библию, читаешь: «жена да убоится своего мужа»,
«жена, слушайся мужа во всем, как Господа» — и все! Вопрос первенства
решен окончательно и бесповоротно.
Но жизнь быстро показала, что эти слова сами по себе не работают,
а если забывать все остальное, что сказано в Священном Писании
о браке, могут стать и благословением на прямой деспотизм.
Когда я это понял, когда увидел, что даже с очень верующей женой
призывы к послушанию не срабатывают, я попытался разобраться.
Неужели мне Господь дал самую худшую жену?
Размышления над всем этим привели меня к открытию.
Дело в том, что в Священном Писании есть места, которые написаны
именно для мужчин, а другие – именно для женщин.
Апостол Павел сам предваряет: «жена…».
Это значит, что, видя эти слова, мужчина может спокойно пропустить
часть текста и искать обращение уже к нему.
А вот для него там написано, что мужья так должны любить своих
жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
В
другом месте находим призыв относиться к жене, как к хрупкому,
немощному сосуду, который от неосторожного с ним обращения может
треснуть или даже разбиться.
Иными словами, нам заповедано ходить возле жены и нежной щеточкой
смахивать с нее пылинки.
А любые сложности и недопонимания списывать на ее немощи и свойственную
женщинам эмоциональность.
Суть в том, что сила мужчины вовсе не в размере бицепсов и даже
не в степени мужества.
Зачастую женщины гораздо смелее мужчин.
Вспомним хотя бы жен-мироносиц, оказавшихся куда мужественнее
апостолов, которые убоялись и разбежались.
Подлинная мужская сила заключается в способности быть выше собственных
эмоций.
Женщина же по своей природе существо эмоциональное. Она все
фильтрует сердцем.
И оттого все, что она видит и слышит, оставляет в ней глубокий
отпечаток, а иногда и рану.
Поэтому, в конце концов, я пришел к простому, но очень важному
для себя выводу: мое мужское первенство в семье означает видеть
слабости супруги и прощать их, понимая, что это именно слабости.
Она не может их побороть, потому что она эмоциональна по своей
природе.
А мне следует быть рациональным, и значит, стоять над эмоциями.
Вот не может она сдержаться, шумит… ну так уж она устроена.
А я — мужчина, я должен быть выше эмоций, и хотя мне хочется
громко стукнуть по столу, я сдержусь, ведь я – сильный.
Апостол Павел говорит:
Носите бремена друг друга, и таким образом исполните
закон Христов (Гал 6:1-10).
То есть сильные должны носить немощи слабых.
Кто здесь мы, к кому обращен этот призыв?
А это я и есть – сидящий и читающий эти слова.
Впрочем, вынужден признаться, что у меня самого очень редко
получается жить так, как я об этом рассказываю.
И поэтому я называю брак самым сложным делом в своей жизни.
Наверное, он и создан для того, чтобы побороть тяжелейший грех
— гордыню.
Брак бьет именно в ее сердцевину.
И потому, если ты хочешь, чтобы твой брак существовал вечно,
ты должен убить в себе желание найти и извлечь из него что-то
свое.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь
не превозносится, не гордится,не бесчинствует, не ищет своего
(1 Кор 13:4-7).
Какую власть мы имеем?
Муж действительно имеет власть над женой.
Однако какую власть? Власть любви.
Никто не требует от мужчины уступать жене во всем и постоянно.
Но мужу следует вести себя с женою, как Христос вел Себя по отношению
к Церкви.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал
Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством
слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею
пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята
и непорочна. (Еф 5:25-27).
Да, мы должны воспитывать жен, ведь они вверены нам Господом,
но мы же и отвечаем за их спасение.
И потому воспитание это не похоже на воспитание детей, которое
требует беспрекословного подчинения до определенного возраста.
Это такое воспитание, которое не исключает свободного права выбора.
Нужно с любовью оценить мнения сторон и определить возможность
супруги принять в данный конкретный момент твое замечание.
И сделать его нужно так, чтобы у нее даже в мыслях не было, будто
это упрек.
Иначе говоря, при любых обстоятельствах я как муж должен лезть
из кожи вон, чтобы угодить Богу и не обидеть жену.
Для чего нужна семья
Другой не менее важный момент: никогда не забывайте, ради чего
создается семья.
Обычно православные говорят, что цель брака — деторождение.
Я соглашусь, но с существенной оговоркой: это лишь одна из целей
брака, и, по сравнению с другими целями, она занимает отнюдь не
первое место.
Главная цель брака — обрести полноту бытия в своей половине,
найти свое второе «я», найти того человека, с которым ты сможешь
слиться воедино, стать одной душой и одной плотью.
Ведь сказал Господь: «не хорошо быть человеку одному» (Быт
2:18-25).
Некая самость, пребывание в эгоизме не дают нам посмотреть на
себя извне.
Я глубоко убежден, что человек не способен влюбиться до тех пор,
пока не поймет, что есть он сам и что ему кто-то нужен.
Со мной случилось именно так.
Я понял, что многого достиг, но возрастать, совершенствоваться
сам, один дальше уже не смогу.
Именно тогда я, наконец, созрел для того, чтобы полюбить.
Скажу больше: человек не сам находит свою вторую половину, а лишь
соглашается с волей Бога, пославшего ему любимого человека.
Любовь — это и дар, и некое Божье предопределение в рамках свободы
нашей воли.
Но это Божье предопределение побуждает меня думать, что она (моя
жена) родилась и воспитывалась именно для меня.
И наше супружество — чудо, к которому меня вел Господь.
Вторая цель брака — достижение целомудрия.
Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего
мужа (1 Кор 7:1-9), говорится в Писании.
Ведь пока ты себя кому-то не вручишь, ты остаешься неполноценным,
ничьим.
Для того, чтобы обрести целостность, ты должен себя кому-то подарить.
И только третья цель брака — деторождение.
Что может быть для человека тяжелее, чем научиться жертвенности?
Ведь Христос говорит:
Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Лк
9:18).
Брак, супружество — это тот институт, в который Господь погружает
человека с тем, чтобы тот осознал полноту и красоту жизни.
Влюбленность затмевает все плохое в любимом.
И если бы она продолжалась дольше, чем положено, то не позволяла
бы видеть друг в друге недостатки, а значит, мы не смогли бы менять
друг друга и рука об руку совершенствоваться.
Именно поэтому Господь помогает нам перерасти влюбленность, на
смену которой приходит упорнейший труд над собой, который и называется
достижением любви.
Несколько слов о любви
Любовь — это не константа. Любовь — это то, что возрастает постепенно.
За прожитые в супружестве годы я понял, что люблю свою жену все
больше, но чем дольше живу, тем яснее осознаю, что чувство, которое
испытываю к ней, — еще не любовь.
Легко сказать: «Я отдам за тебя жизнь!».
И куда сложнее, вместо подвига на словах, ежедневно делать ради
жены простые вещи — сдерживать свое раздражение, не обижаться,
прощать….
Именно этого от нас ожидает Христос.
И потому семейные споры способны открыть нам глаза на наши собственные
слабости.
Как говорил апостол Павел,
надлежит быть и разномыслиям (спорам) между вами,
дабы открылись между вами искусные (1 Кор 11:19).
И пусть апостол говорил о церковной общине, но это касается и
семьи.
Ибо семья построена по принципу Церкви.
Обличение между супругами возможны, но им следует быть кроткими:
если и впадет человек в какое согрешение… исправляйте
такового в духе кротости (Гал 6:1-10).