Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Статьи >> Семья >> Протоиерей Максим Бойко. Хотите иметь счастливую семью – ежедневно трудитесь над этим (1)

Протоиерей Максим Бойко. Хотите иметь счастливую семью – ежедневно трудитесь над этим (1)


Читайте также:


Е.Е. Отец Максим, наш недавний разговор – просто разговор обо всём, вышел на уровень беседы, которая важна, как мне кажется, для тех, кто готовится вступить в брак, а может и кто уже в браке.
Речь пойдёт о
духовнике семейном– не таком частом явлении, к сожалению, в нашей жизни.
У вас есть удивительный личный опыт такого общения и, насколько я знаю, – некоторые результаты.
Поэтому, если можно, мы поговорим об том священнике, который стал вашим семейным духовником.
Но прежде хотелось бы так сформулировать.

Говорит апостол Павел в послании к Евреям: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».
Кого из уже отошедших ко Господу Вы могли бы назвать наставниками и кому и в чём хотели бы подражать?


О.М. – Что касается наставников, то я бы, конечно, разделил на несколько групп, потому что одни на меня духовно повлияли как примеры пастырства, с другой стороны, повлияли как хорошие семьянины. И, конечно, святители, как покойный наш Блаженнейший Владыка Владимир.
Здесь уже не пастырство, здесь уже благовестничество.  
Поэтому, что касается сегодняшнего разговора, то более уместно говорить не столько о святительстве Блаженнейшего Владимира, сколько говорить о тех людях, которые помогли и помогают мне ныне созидать домашнюю церковь.

Прежде всего, вспомнить отца Михаила Бойко – моего однофамильца.
Некоторые почему-то считают, что я являюсь его кровным родственником – внуком или сыном, но это не так.
Мне просто близок по духу этот человек.
Я с ним знаком благодаря своему духовнику – протоиерею Фёдору Шеремете.
Они были друзьями и когда они служили, мне в Кирилловской церкви приходилось общаться с батюшкой, слышать его проповеди, видеть его богослужения.
Здесь, конечно, момент был очень важный для меня: его любвеобильность – ко всем.
Для меня всегда было загадкой, откуда?
Потому что, с одной стороны, это дар Божий, как говорит апостол Павел: «Вершина совершенства», но в то же самое время, это был какой-то плод чего-то.
И вот я понял только со временем, что это плод его семейной жизни.
Он был счастливым семьянином. Семеро детей, множество внуков… И вот этой любовью он умел делиться.
В моей уже семейной жизни примеры о. Михаила Бойко не прошли бесследно.
Старшего сына я назвал Мишей.
Все знали: и жена знала, и родители знали, только удивлялись, почему именно Миша, хотя предпосылок не было таких, в моём роду не было Михаилов.
Но у меня была конкретная цель: родится у меня сын – я назову его Михаилом в честь отца Михаила Бойко.
Даже никаким образом я не связывал это с Архистратигом Михаилом, только потом мы рассматривали, кого выбирать в небесные покровители и остановились на Архангеле Михаиле. Вот то, что запечатлено как благодарный личный опыт в моей жизни – мой сын старший носит имя покойного отца Михаила.
В общем-то это свидетельство того глубокого влияния, которое оказал на меня батюшка ещё когда я был подростком, когда я учился в школе, когда я учился в институте. Поэтому здесь то, что для меня очень трогательно.
Повторюсь. В данном разговоре я не касаюсь пастырства: здесь круг намного шире, людей было намного больше.
И мой личный духовник протоиерей Фёдор Шеремета – это отдельный разговор.

А вот что касается устроения домашней церкви, то второго человека мне бы хотелось вспомнить.
Это наш семейный духовник, наш с матушкой общий, насельник Троице-Сергиевой Лавры.
В прошлом он заведовал архитектурным отделом Троице-Сергиевой Лавры.  
И
гумен Филарет (Харламов) покойный.

Е.Е. В прошлом году упокоился?

О.М. – Уже два года. Царство ему Небесное. Тоже была для нас очень болезненная утрата.
Если не ошибаюсь, 30 августа. Помню, это был, кажется, день мученицы Марины, я как раз был служащим Литургию.
Такое было необычное богослужение, потому что никто не мог понять, почему я служу в белом облачении и с красной митрой.
Должна была быть служба в красном, потому что мученикам, но я специально надел белое облачение, так как молился о упокоении нашего семейного духовника отца Филарета.
А красная митра отмечала мученический праздник. Многие удивлялись, спрашивали, что такое.
Это была очень тяжёлая утрата для нас с матушкой.
К сожалению, ушёл отец Филарет очень рано, около шестидесяти лет.
Это был второй человек, который сыграл очень большую роль в моей жизни.
Мы не отмечали его пастырского влияния на меня и на моё служение, а вот именно в плане воспитания нашей семьи, воспитания меня как главы семьи
. К сожалению, очень мало внимания уделяется напоминанию супругу – мужу, что он – глава.
Глава – это не командир, глава – это тот, кто несёт ответственность за всё. Не только тот, кто зарабатывает.
Некоторые мужчины современные считают своим долгом принести какие-то материальные блага в дом – и больше от них никто не имеет права ничего требовать.
Но это совершенно ошибочно. И я усвоил это именно благодаря отцу Филарету. У
него окормлялось очень много семей, которые живут в Сергиевом Посаде.
И остались там жить наши общие друзья с матушкой, многодетные, они продолжают посещать Троице-Сергиеву Лавру, но, к сожалению, пока они такие же сироты, как и мы с матушкой.

Е.Е. – Батюшка, прошу прощения, перебью. Отец Филарет, он был семейным человеком до принятия монашества или сразу стал монахом?

О.М. – Нет, он сразу стал монахом.  Он жил в семье…
Кстати, эту тему будем обсуждать: почему появляется есть такие «ригористы», в том числе и ригористы среди монахов
. Обычно это несчастные люди, которые сами росли в неполноценных семьях детьми.
Либо же наоборот, это люди, которые имели неположительный опыт в своей семейной жизни, не были такими счастливыми, как отец Михаил Бойко.
_________________________________________________________________________________
«Сегодня, 29 июля 2015 года, после тяжелой продолжительной болезни на 61-ом году жизни отошел ко Господу архимандрит Филарет (Харламов), настоятель Сергиевского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» – сообщение на официальном сайте Троице-Сергиевой Лавры. 
На следующий день, 30 июля, – память мц. Марины.
Возведён в сан архимандрита 17 апреля 2015 года, в пятницу Светлой седмицы, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

_________________________________________________________________________________

Отец Филарет рос в счастливой полноценной православной семье, получил достойное воспитание.
К сожалению, я лично не был знаком с его родителями и ничего подробно о нём не знаю.
Но по отношениям в семье и по тому, каким он делился опытом, ясно, что человек недолюбленный таким никогда бы быть не мог.
Он был ходячей излучающейся любовью, скоплением добра – не сентиментальности, он не был сентиментальным человеком, он был достаточно ровным, сдержанным, прямолинейным. Он мог прямо сказать, не жёстко, конечно, но прямо сказать.
Сказать так: «Я тебе не советую этого делать, а ты решай сам».
Он никогда не давил на чувства, никогда не давил на авторитет, никогда не давал намёка та то, что ты его чем-то ущемляешь.

Поэтому его уход для нас такая большая рана, она до сих пор ноет, потому что мы сейчас живём с матушкой тем, что думаем: «Как бы поступил отец Филарет
Наверное, продолжается какой-то духовный обмен, связь с потусторонним миром, когда молишься Господу: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего игумена Филарета!» и, возможно, Господь наши немощные молитвы слышит и в ответ посылает вразумления от того Духа, которым он обладал.
Да, и мы видим, как сиротливо чувствуют себя такие же многодетные семьи – у нас трое детей, а есть шесть, восемь детей в Посаде.
Когда мы звоним по скайпу, спрашиваем: «Ребята, как вы, что вы делаете?», они говорят: «Ничего мы не делаем. Филарета нет – не к кому идти. Что делать? Мы в монастырь пока не собираемся, а монашеские устои, которые нам пытаются формировать в семье, нам не подходят».


Е.Е.Как у него получалось сочетать монашеское своё устроение с таким мудрым руководством семейными людьми? Что его отличало?
Какие были черты, которые теперь никто не может заменить?  Которых вы ни в ком не находите?


О.М. – Здесь, прежде всего, общность традиции. Он был приобщён неразрывно традициям – здоровым.
Которые не прерывались, несмотря на временное закрытие Лавры.


Е.Е. – Он был связан духовно с теми монахами, которые были изгнаны из Лавры?


О.М. – Да, он был приобщён к традиции дореволюционной, он был сродни ей.
Не раз я приходил к батюшке с матушкой или сам приходил посоветоваться, и он меня удивлял.
Вроде человек с седой бородой, а он говорил: «Знаешь, приди ко мне через два-три дня»
Я говорил: «Батюшка, а что такое? Вы будете молиться?» – «Да нет, я пойду к старцам, к старикам нашим, посоветуюсь».
А стариками называл монахов лет по 90, по 100 лет.
То есть, он не стеснялся чувствовать себя юношей с седой бородой. Так поступал он и подобные ему.
А таких людей было на самом деле много, но немного было монашествующих в Лавре, которые окормляли семьи.
К сожалению, – и это правда, об этом надо говорить, – многие люди, которые в Троице-Сергиеву Лавру приезжают, в другие Лавры приходят, они приходят с болью либо разбитых сердец, либо разбитых семей, и наше пастырство больше «разруливает», если можно так модным словом сказать, ситуации негативные.

Е.Е. – А вам созидательно надо было!

О.М. – Да, нам не нужно было совета в плане того, как не надо, мы сами это понимали, нам нужен был совет, как созидательно развивать отношения.
У нас того, о чём люди говорят духовникам – у нас этого нет, проблем таких.
Зачем нам вносить смуту в семью.

Второй момент, что в нём было отличительного – это беспристрастность.
Моя матушка была его духовным чадом, и мы до супружества по согласию приняли решение, что её духовник станет нашим семейным духовником.
Но, тем не менее, в нём была беспристрастность. То есть, он нас не делил.
Скажем, из-за того, что матушка – его духовное чадо, и у неё вроде бы какие-то бонусы в его глазах, он больше ей доверяет, знает лучше.
Оказалось, человеку, просвещённому духовно, всего этого не нужно. Потому что у него светлый разум, чистое сердце – он видит насквозь.
Иногда у меня возникало такое чувство. Да что там, постоянно присутствовало.
Но чем отличалось такое чувство.
Ты понимал, что он никогда тебе не скажет, даже если что-то внутренне ощущает, правильнее сказать, видит что-то такое.
Он никогда этого не скажет тебе. До тех пор, пока ты сам не будешь готов к этому. Это, конечно, рассудительность.
Он всегда обладал удивительным даром рассудительности. Помимо беспристрастности была рассудительность.
То, что у святых отцов мы читаем и знаем, что рассудительность – это дар Божий, это правда.
Этого объяснить нельзя. Это потрогать нельзя. Это только в общении с человеком опытно можно ощутить.
Когда у меня была такая ситуация – очень тяжёлая жизненная ситуация, он сказал: «Я не хочу тебе говорить от своего имени, пойду посоветуюсь с отцами, но потом приду и всё равно тебе скажу»,
И потом мне сказал то, что буквально сбылось спустя полтора года.
И не потому, что он был прозорливым, это был дар рассудительности.
Он видел, как развиваются отношения в той ситуации, в которой мы находились, и сказал: «Будет именно так».
Когда он это говорил, я отвечал: «Отец, Вы что? Вы говорите какую-то глупость просто
Он говорил: «Ну, извини!» Наверное, он поэтому и сказал: «Пойду поговорю со старыми батюшками лаврскими, а тогда передам тебе».
Хотя я думаю, что у него ответ был уже готов.
Он просто не желал только на себя это брать, чтобы подкрепить в моих молодых глазах авторитет.


Е.Е.Это та же традиция, что бытовала между всем старцами.
Оптинские старцы: «
Да, я тебе скажу, а, в общем-то, поезжай-ка ты в Глинскую, вот там СТАРЦЫ».
Приезжает в Глинскую, там: «
Да-да, конечно, а вот тут ещё Площанская пустынь, ты заедь по дороге
Так же, как старцы Оптинские друг к другу посылали вопрошавших.


Я вот задала вопрос: «Как же? Он – монах, вы – миряне…»
А на самом деле ведь это не важно. Раньше девочек из хороших семей готовили к супружеству где? – в монастырях.
Потому что матушки ничего плохого им привить не могли.
«Кроме» – любви научить, рукоделию научить, научить общаться ровно со всеми.
То есть, тому, что и требуется в семейной жизни, на самом деле.

О.М. – Была сохранена традиция.
Что можно ещё добавить – трезвомыслие. Это был очень трезвомысленный человек.
Что я подразумеваю под трезвомыслием.
Рассудительность – это как добродетель, дар Божий, а трезвомыслие – это результат личного труда и развития.
Рассудительностью обладают только люди, одарённые Богом.
А трезвомыслие – это определённое качество, которое приходит в результате своих личных усилий, труда, честности перед собою.
Он трезво смотрел на вещи.
Он мог, допустим, мне сказать: «Максим, ты знаешь, вот будешь батюшкой, столкнёшься вот с этим, вот с этим, вот с этим.
Ты знаешь, в семье у вас будет вот это, вот это, вот это
».
То есть, трезвомыслие. Какой-то момент искренности и честности. Человек искренне, честно и прямо говорит.
И вот этот момент в отношении с ним был самым неудобным.
Ты мог услышать то, что тебе не понравится.
Он мог назвать свинство – свинством, допустим, чванство назвать чванством, в какой-то момент подлости человеческой мог сказать: «Ты знаешь, вот это подло».
Он не придумывал какие-то слова, чтобы это украсить. Он просто говорил.

Е.Е. – Обижались?

О.М. – Да, были моменты, конечно. Но обижался как – от непонимания.
Конечно, в возрасте была большая разница. Разница в возрасте между людьми в 20-30 лет – это очень большая разница.
У меня с братом разница в семь лет – это уже опыт. Надо прожить эти семь лет, чтобы его приобрести.

Ещё один из моментов его личности, которая была для нас неповторима (многие отцы, конечно, этим одарены) – это неспешность в преподавании советов.
Он никогда не говорил сию минуту. Не было таких чудес формальных, когда приходишь на исповедь, и у батюшки готовы ответы на все вопросы.
Всегда удивляла его выдержка.
Ты мог говорить, а он – нам уже не хватало терпения – молчал. Он тебя просто слушал.
Так долго, что ты уже говорил: «Отец, что ты молчишь? Что Вы молчите
И только с возрастом, когда у тебя появились уже свои дети, прошло какое-то время священства, только потом ты понимал, что человек молился. А ты ему мешал.
Потому что он ещё не слышал от Бога вразумления. Это вот тоже один из признаков мудрого человека.
И это тоже приходит только с опытом, этому тоже нельзя научиться. Вернее, научиться можно, только находясь рядом с таким человеком.
И он научился, потому что было у кого учиться.

Е.Е.А кто были его учителя? Вы знаете о ком-то?

О.М. – Могу это только спрашивать у матушки, для меня его жизнь монастырская за семью печатями.
Матушка прожила десять лет в Посаде, она больше знает эту всю кухню монастырскую, все эти взаимоотношения.
Знаю некоторых священников, к которым отец Филарет разрешал идти просто поисповедаться.
Это были отношения их внутренней жизни, а каким был уклад – это уже другая история. Я лично с этим не знаком.

И последнее. Воздействовало на нас не удивление, а подтверждение его слов.
Подтверждение его слов и советов мы на практике в жизни видели. Есть такое выражение – не пустозвон. 
Это не пустозвон, это не отсебятина.
Это серьёзный, глубокий, ответственный и – самое важное – связанный с традицией Церкви, с Преданием Церкви человек. Это самое важное.
Потому что мы потом видели всё на своей жизни – на  всём, что происходило в нашей семье, печально или не печально – в некоторых случаях это было печально, потому что не всегда мы держались того, что он нам советовал. Не всегда это выполняли.
Но благодаря его молитвам и тогда, и когда он ушёл на небо и сейчас там за нас молится, мы это чувствуем, мы всё это увидели на жизни.
Как Савл, тогда ещё не христианин, которому было сказано: «Что, трудно тебе идти против рожна?», мы тоже не раз шли против рожна, тоже наступали на грабли.


Е.Е.Как потом «выруливали»? Были ли епитимии или как всё решалось?

О.М. – Нет, епитимий не было. Был момент, наверное, очень глубокой печали, мы это чувствовали.
Он мог сказать: «Ну как вы могли так поступить
Когда сразу мы не понимали, что это принесёт очень большой вред.
В нём не было совершенно юридизма.
Потому что есть определённая категория духовенства, которая волей-неволей страдает юридизмом в понятии личного спасения.
Это отображение нашего состояния.
То есть, батюшки так делают не потому, что они такие – ай-ай-ай, а потому что мы такие ой-ой-ой, закатившиеся не куда надо.

Я думаю, что наставник, которого посылает тебе Господь на пути жизненном, на определённом твоём этапе соответствует твоему устроению.
Нас батюшка Филарет в семейной жизни сопровождал до той границы, когда нам его присутствие было необходимо.
А потом Господь его просто забрал, потому что так отдаваться пастырству, как отдавался он, умерев просто от сердечной недостаточности, болея всю жизнь сердцем – это тоже подвиг.

Е.Е.Отец Иоанн (Маслов) то же самое.

О.М. – Да, тоже сердечник. Он просто, как я понимаю, сгорел как свеча на подсвечнике, светя многим.
Но бесконечно этого делать нельзя, потому что в человеческом теле всё имеет границы и имеет последствия.
Он очень был переживательным, он очень болезненно переживал, когда видел какие-то нестроения, когда были разлады в семьях, когда были предпосылки к разводу или наоборот, когда чада не слушались совета и женились или выходили замуж совершенно неразумно.
Когда он говорил: « Я не советую тебе этого делать, потому что человек до конца тобой не понят или не раскрыт».
А потом это происходило, и батюшка очень переживал. Молился. Он такой был: он брал на себя.

Я недавно узнал одно армянское выражение. Когда армяне прощаются, они говорят «Печаль твою и скорбь я разделяю с тобой и беру на себя».
Вот в нём это очень было, очень было.
Видно было до такой степени, что не суждено ему было прожить, как многие монахи живут, до 90 лет.
Хотя поводов для того, чтобы иметь такое слабое здоровье, не было.
Я имею в виду дурные привычки или что-нибудь ещё.
Просто это вот такое растворение в проблемах других людей, самоотдача как у шахтёра, который роет до последнего, когда уже даже ссадины на коленях и на локтях.


Архимандрит Иоанн (Маслов), 1932-1991 – последний Глинский старец, многолетний насельник Троице-Сергиевой Лавры

Продолжение следует




Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Протоиерей Максим Бойко. Хотите иметь счастливую семью – ежедневно трудитесь над этим (1) | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 177