Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Иерей Вадим Коржевский. Традиции или заблуждения

Иерей Вадим Коржевский. Традиции или заблуждения


Иерей Вадим Коржевский

Традиции или заблуждения

(разговор пресвитера с прихожанкой)


Разговор 1-й (Троицкая суббота) — О поминовении за богослужением


Прихожанка. Батюшка, простите, не найдется ли у вас времени для разговора?
Пресвитер. А что случилось?
Прихожанка. Не знаю, как бы мне это сказать...
Пресвитер. Скажите, как сможете.
Прихожанка. Я недавно стала ходить в ваш храм.
Пресвитер. Да, я заметил. Но мы пока не знакомы.
Прихожанка. Раньше я жила в другом городе. Переехав, стала присматриваться, в какой храм мне ходить.
В Вашем храме мне понравилось. Понравилось, как проходит служба, как поет хор...
Меня смущает только то, что Вы не всегда делаете и говорите так, как это делают и говорят везде.
Пресвитер. А что именно вас смущает? И что я делаю не так?
Прихожанка. В двух словах этого не скажешь.
Пресвитер. Ну Вы начните, у меня есть немного времени.

Прихожанка. Вот, например, я обратила внимание, что в Вашем храме, в отличие от других, в которых мне приходилось бывать, молебны совершаются почему-то до литургии. И сегодня, в Троицкую родительскую субботу, я опоздала на службу, но рассчитывала, что после литургии, как это везде принято, будет панихида, а оказалось, что Вы ее отслужили еще до чтения часов.
Потом я заметила, что Вы никогда не читаете записки на ектеньях во время литургии.
Я сегодня даже на своей записке специально приписала «на ектенью», но безрезультатно. Все это меня очень огорчило.
Вообще у вас много такого, чего нигде не делается и в то же время не делается то, что делают везде. Почему?
Пресвитер. Ну, во-первых, это неправда, что больше нигде так не делают. Чтобы сказать, что нигде, надо везде побывать. А во-вторых, разве я не имею на это права?
Прихожанка. Не знаю. От некоторых я уже слышала осуждение в Ваш адрес. Дескать, Вы неправильно все делаете, не по принятым в Церкви обычаям.
Пресвитер. Но зато по ее правилам.
Прихожанка. Объясните?!
Пресвитер. Пожалуйста. Вот Вы упрекнули меня в том, что я не поминаю гласно на Литургии. А Вы служебник в руках держали?
Прихожанка. Нет, как я могу? Это же только для священников.
Пресвитер. Ну я же не заставляю Вас по нему совершать богослужение. Я спрашиваю, знаете ли Вы его содержание?
Прихожанка. Нет, конечно.

Пресвитер. А жаль. Я рекомендую всем ознакомиться с его содержанием, и особенно с содержанием так называемых тайных молитв Евхаристического канона, которые, видимо, путая смысл слова тайный с неизвестным, считают запретными.
А ведь тайными эти молитвы называются не потому, что их нельзя никому, кроме священнослужителей, читать, и даже не потому, что их должно якобы читать тайно, про себя, а потому, что это молитвы совершаемого Таинства.
И знать их содержание, как и содержание многого другого, необходимо всем, тогда многое станет понятней в совершаемом богослужении.
Прихожанка. Странные рекомендации. Никогда такого не слышала.

Пресвитер. Ну что же, давайте найдем ту самую сугубую ектенью за Божественной литургией.
Вот возьмите служебник, посмотрите и скажите, в каком месте я должен вставлять имена?
Прихожанка. Я не знаю. Вам видней.
Пресвитер. Ну Вы же читаете помянник в своем молитвослове?
Прихожанка. Конечно.
Пресвитер. И когда Вы поминаете своих родных и друзей?
Прихожанка. В тех местах, где имеется указание имя рек.
Пресвитер. Совершенно верно. А где Вы видите здесь такое указание?
Прихожанка. Я его не вижу.
Пресвитер. А что это означает?
Прихожанка. Что не нужно поминать?! Но почему?
Пресвитер. Вообще-то по Уставу Церкви. Но могу и пояснить.
После поминовения на проскомидии, а также ввиду предстоящего поминовения по освящении Святых Даров нет необходимости в перечитывании этих же имен на сугубой ектеньи.
Тем более что такое поминовение, как это вам ни странно, наверное, будет слышать, отвлекает внимание от главного предмета богослужения и удлиняет его.
А если говорить еще более откровенно, то продолжительное перечитывание неизвестных имен вслух только рассеивает внимание, утомляет и даже приводит к скуке и досаде. Во всяком случае, оно мало назидательно.
Это все чувствуют, но, думая, что так и положено, терпеливо ожидают окончания и вместо того, чтобы молиться о своих близких, внимательно отслеживают, когда же, наконец, будет прочитано их поминание и будет ли прочитано.
И ведь никому из них и в голову не приходит, что на общих службах должно ограничиваться общими формулами, как и предписывает Устав, предпочитая по преимуществу тайное поминовение и призывая к тому всех молящихся, а не одного лишь священнослужителя, как это сегодня стало общепринятым.

Прихожанка. Так что, значит, в Церкви нельзя никого поминать гласно?
Пресвитер. Ну почему же нельзя? Можно. Но только в более частном порядке.
Например, поминовение живых по именам и вслух назначается на молебне, на той же сугубой ектенье, где после обычных прошений следует прошение «О милости жизни... рабов Божиих (имярек)».
Ведь молебен преимущественно является богослужением частного характера, совершаемого по просьбе отдельных богомольцев и за определенных лиц. Поэтому на них естественно и возношение тех имен, за которых и поется молебен.
При этом обращаю ваше внимание, что на сугубой ектенье вечерни и утрени, как и на молебне, присоединяется такое же прошение «О милости, жизни... рабов Божиих», но только без добавления «имя рек», вместо которого дается лишь общая формула: «рабов Божиих, братии святаго храма сего», ибо как вечерня, так и утреня – службы общественные.
Это и доказывает, что за общественным богослужением Устав церковный не предполагает гласного чтения помянников.
Впрочем, если молебное употребление этого прошения и наталкивает на мысль иногда при каких-либо исключительных обстоятельствах присоединить на вечерне и на утрени имена живых, то на литургийной сугубой ектеньи этого прошения или подобного ему, в которое можно было бы включить имена живых, совсем нет.

Прихожанка. Ну хорошо, пусть я соглашусь с Вами, что поминание на общих службах должно быть общим, но тогда объясните мне еще, почему Вы никогда не поминаете на литургии даже общими словами об упокоении, тогда как в других храмах в этом отношении очень усердствуют?

Пресвитер. Во-первых, неправда, что никогда, а только тогда, когда на малом входе Устав предписывает петь тропарь об упокоении.
В остальных случаях служба считается праздничной и заупокойное поминовение отменяется.
Вообще, чем больше праздник, тем меньше Уставом дозволяется прошений о нуждах верующих.
В праздники мысли молящихся должны обращаться главным образом к прославлению виновников торжества, а не к себе.
Еще премудрый Екклесиаст говорил, что всему свое время, ...время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать (Еккл.3:1-4).
Можно скорбеть о разлуке с умершими, необходим плач о грехах как главной причине смерти и всяких разлучений, но это должно делать в свое время и в своей мере.
Вот почему в те дни, когда мы торжествуем победу над злом, грехом и смертью, из праздничного богослужения Уставом удаляется все напоминающее о господстве греха и смерти и все, что могло бы ослабить праздничную радость.


Прихожанка. А в Ваших словах есть логика.
Пресвитер. Но, кроме логики, я могу представить и множество тому доказательств.
Прихожанка. интересно было бы услышать.
Пресвитер. А можно я Вам задам вопрос?
Прихожанка. Да, конечно.

Пресвитер. Вы наверняка не понаслышке знаете, что такое каноны?
Прихожанка. Конечно, я читала их даже за богослужением в нашем приходском храме.
Пресвитер. Замечательно. А Вы обращали внимание, из скольких песней состоит канон?
Прихожанка. Из девяти.
Пресвитер. Точно?
Прихожанка. Да, я уверена.
Пресвитер. И все эти девять песней читаются?
Прихожанка. Ну да... кроме второй! Ее совсем нет.
Пресвитер. А не кажется ли Вам странным, что канон как «стихословие избранного числа девяти песней» фактически содержит в себе лишь восемь?!
Прихожанка. Гм... Действительно! А я как-то об этом не задумывалась.
Пресвитер. Но это было бы странным, если бы вторая песнь вообще не читалась, но ведь она читается!
Прихожанка. Да?! А когда?
Пресвитер. Великим постом. Вы, видимо, этого не заметили, потому что канон в это время читается непривычным для нас образом.
Вместо припевов здесь употребляются так называемые библейские песни.
На самом деле эти богодухновенные песни, содержащиеся в Священном Писании, и послужили образцом и стержнем для составления песней канона.
Их всего десять. Если интересно, я могу их перечислить.
Прихожанка. Была бы очень признательна Вам.

Пресвитер.
Так вот, 1-я песнь – это благодарственная песнь иудеев после перехода их через Чермное море (Исх.15:1-19).
2-я песнь
представляет собой обличение беззаконий иудейского народа, которые Моисей произнес во время странствования евреев по пустыне, чтобы пробудить в них чувство раскаяния (Втор.32:1-44).
3-я песнь
воспета Анной, матерью пророка Самуила, в благодарность за снятие с нее Господом позора безчадия. (1 Цар.2:1-10).
4-я песнь
состоит из некоторых стихов книги пророка Аввакума, в которых предсказывается явление Господа Иисуса Христа и выражается чувство благоговения перед Ним (Авв.3:2, 20).
5-я песнь есть моление к грядущему Избавителю, выражающее жажду мира, который должно принести Его Пришествие (Ис.29:9, 12).
6-я песнь
– это молитва пророка Ионы во чреве кита, в которой изображается пророчество о восстании Христа из мертвых (Ион.2:3-7).
7-я песнь
представляет собой славословие трех благочестивых еврейских отроков, находившихся в огненной печи Вавилонской, куда их ввергли за отказ поклоняться идолу (Дан.3:21-56).
8-я песнь
является продолжением предыдущего славословия, призывающего воздавать хвалы Богу за все (Дан.3:57-72).
9-я песнь является славословием Божией Матери, произнесенной Ею после приветствия Елизаветы, наименовавшей Ее Матерью Господа (Лк.1:46-55).
10-я песнь
– славословие Бога священником Захарией при рождении св. Иоанна Предтечи (Лк.1:68-79).

Как видите, канон состоит не из восьми или девяти, а из десяти песней.
Девятой песнью является песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа...», к стихам которой добавляется текст песни св. Космы Маюмского «Честнейшую Херувим...».
Кстати, таким же образом, как и песнь Богородицы, согласно Уставу, должен петься и весь канон, т.е. к библейским стихам должны добавляться песни, составленные в новозаветные времена, как это и делается Великим постом.

Прихожанка. Надо же!.. А я и не догадывалась.
Пресвитер. Но я сейчас хочу сказать не об этом. Обратите внимание на содержание библейских песней.
Все они прославляют Господа как Всемогущего Избавителя от зол: в них прославляется Его добродетель и сила и слава, а также содержится пророчество о воскресении Его из мертвых.
А в последних двух песнях прославляется Его Пречистая Матерь и Предтеча Его Иоанн.
Исключение составляет только 2-я песнь. В ней дается образ Господа, карающего за грехи и посылающего в огонь геенский (Втор.32:22).
Поэтому и употребляется она исключительно только в дни покаянные, т.е. во время Великого поста.
В прочее же время года, даже в малые посты, когда по Уставу поется почти великопостная служба, эта песнь опускается.
Вот почему богослужебные каноны в подавляющем большинстве своем имеют несколько необычный, а для неосведомленных даже странный счет песней: первая, третья, четвертая и далее по порядку.
Вот Вам один небольшой пример того, насколько тщательно Святая Церковь охраняет свои праздники с их радостным настроением от всего горестного и печального.

По этой же причине на Пасху, когда верующие должны как бы забыть обо всем, не исключая и своих грехов, сосредоточив все мысли единственно на радости Воскресения своего Спасителя, все покаянно-просительное исключается из богослужения.
Поэтому в день Пасхи и во всю Светлую седмицу ни на общественном богослужении, ни на частных требах, ни на домашней молитве не стихословятся псалмы, входящие в состав богослужения в качестве неизменных частей, за исключением торжественных, не поется трисвятое, потому что оканчивается оно смиренно-просительным «помилуй нас».
В молитвах вообще не слышно слов вроде «спаси», «помилуй», «сохрани».
Даже на домашней молитве в эти дни не разрешается читать помянник об упокоении.
Из всех возможных остается только одно самое важное поминовение – поминовение негласное на проскомидии и по освящении Святых Даров на литургии. Так, по мере увеличения торжественности праздников и их богослужения, сокращаются и ограничиваются заупокойные моления.

Прихожанка. А в обычные воскресные дни тоже нельзя совершать заупокойное поминание за литургией?
Пресвитер. Однозначно. Весь строй службы воскресных дней исключает всякую возможность употребления в какой-либо форме гласного поминовения усопших, как не соответствующих праздничному торжеству еженедельной Пасхи.
Даже Великим постом поминовение возможно лишь в субботу и невозможно в воскресенье.

Прихожанка. А чем еще можно подтвердить то положение, что воскресенье – это еженедельная Пасха?
Пресвитер. Да чем угодно. Хотя бы тем, что в воскресные дни не совершаются земные поклоны ни в храме, ни дома.
Прихожанка. И даже перед Святыми Дарами?
Пресвитер. Судите сами. Шестой Вселенский собор своим 90-м правилом провозглашает:
«От богоносных отец наших канонически предано не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова.
Посему, в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера».
Как видите, «церковные Уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы» 1).

Прихожанка. А почему, скажите?
Пресвитер. Потому что коленопреклонение знаменует не что иное, как рабское состояние и наше падение 2).
В дни же воскресные и в великие праздники мы славим Господа за наше восстание и с сыновним дерзновением, стоя прямо и взирая на Него открытым лицом, вопием: «Авва, Отче»!
Прихожанка. Но ведь не всегда мы можем иметь такое дерзновение?
Пресвитер. О чем и речь. Когда мы каемся, то непременно совершаем и поклонение до самой земли.
Но в дни, когда мы празднуем победу нашего Спасителя над грехом, это совсем неуместно.

Прихожанка. А откуда тогда взялась практика совершать земные поклоны в эти дни?
Я часто наблюдаю, как это делают не только прихожане, но и священники и даже епископы.

Пресвитер. Манера смотреть больше на землю, чем на небо, стала появляться у нас по мере знакомства с обмирщенным христианством Запада, где давно забыли о Богом дарованном сыновстве, проникнувшись сознанием своего рабства и грозного Отцовского гнева, готового в любую минуту обрушиться на грешников.
Характерную иллюстрацию этого представляет история изображения посещения Богоматерью преподобного Сергия Радонежского.
На иконе XVI века преп. Сергий и его ученик изображены стоящими прямо.
Они, как равные с равными, предстоят пред небожителями, откровенным лицом взирают на Богоматерь и внимают Ее словесам.
На иконах же, писанных в XVIII веке, преподобный Сергий и его ученик изображаются уже стоящими пред Богоматерью на коленях.
Еще позже стали изображать ученика преподобного Сергия не только стоящим на коленях, но и закрывшим лицо свое мантией.
А на написанной в середине XIX века картине преподобный Сергий и преподобный Михей изображены повергшимися ниц пред Богоматерью в чувстве рабского трепета 3).

Прихожанка. А разве плохо постоянно чувствовать свои грехи и каяться в них?
Пресвитер. Не покаяние плохо, а чувство рабства греху. Там, где это чувство, нет христианства.
Помните, что говорит св. апостол Павел?
«Все водимые Духом Божиим суть сыны Божии, потому что мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче»! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии.
А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу»
(Рим.8:14-17).

Прихожанка. Да-а, Вы мне прямо глаза открываете. И ведь это так просто и понятно. А можете еще привести какие-нибудь примеры?
Пресвитер. А Вы разрешите опять встречный вопрос задать?
Прихожанка. Задавайте.
Пресвитер. Вы имеете правило читать Священное Писание ежедневно?
Прихожанка. Да, я стараюсь прочитывать одну главу из Евангелия и две главы из посланий Апостольских.
Пресвитер. А откуда Вы взяли такое правило?
Прихожанка. Не знаю, мне так говорил батюшка на приходе. Да и все так говорят.
Пресвитер. Да, очень странно. Совершенно непонятно, откуда взяли это правило и почему везде его предлагают?
Прихожанка. А что плохого в таком правиле?
Пресвитер. Ну-у... оно какое-то искусственное, механическое, безжизненное что ли. Бери и читай, что попадется.
В силу этого оно и мало выполнимое. Мне часто приходится слышать на исповеди раскаяние в нарушении этого правила.
А в чем грех-то? Устав таких предписаний не дает. Святые Отцы тоже.
Например, св. Амвросий Оптинский говорит о необходимости чтения Евангелия, но «по силам», а не определенное количество.
Его обычная рекомендация: «Пусть прочитывает сколько-нибудь из Евангелия» 4).

Прихожанка. А искусственным, как Вы сказали, это правило является от того, что имеет рамки?
Пресвитер. Отчасти, что имеет именно такие рамки. Ведь деление на главы не приспособлено к богослужебной жизни.
Для богослужения Церковь разработала систему последовательного чтения евангельских текстов и Апостольских посланий, опираясь на календарный порядок воскресных дней и других церковных праздников.
Отделы, которые назначено Уставом читать на известных службах и в известные дни богослужебного года, называются «зачалами».
В каждом из четырех Евангелий свой особый счет зачал, не совпадающий с главами.
Например, в Евангелии от Матфея 28 глав и 116 зачал, в Евангелии от Луки – 24 главы и 114 зачал и т.д.
Кстати, считается, что деление Евангелий на зачала было произведено преподобными Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом, а деления на привычные нам главы сделаны Стефаном Лангтоном, архиепископом Кентерберийским в 1205 году.

Прихожанка. Что Вы говорите!? Это наводит на определенные мысли.
Пресвитер. Вот-вот. Что же касается остальной части Нового Завета, то она тоже разделена на зачала, счет которых один, общий.
Но хотя все зачала идут непрерывным порядком от первой главы книги Деяний до последней главы Послания к евреям (всего 335 зачал), читаются они не всегда по порядку, а согласно назначениям Устава и празднуемым событиям.

Прихожанка. А-а... кажется, я понимаю, к чему Вы клоните! Если регулярно читать по главам, то такое чтение не будет совпадать с тем, что читается в храме.
Пресвитер. Совершенно верно! Такое чтение обязательно будет беспорядочным, не соответствующим строю церковной жизни.
Прихожанка. И что делать?
Пресвитер. По-моему, все и так ясно. Надо читать то, что рекомендуется богослужебным Уставом, т.е. читать по зачалам, или, по крайней мере, следить за тем, чтобы ваше чтение не противоречило духу празднуемого события, как за этим тщательно следит Святая Церковь.

Прихожанка. Вы обещали пример.
Пресвитер. Так вот, знаете ли Вы, что церковный Устав не только подбирает тексты, но даже в уже выбранных текстах Священного Писания может делать сокращения, если они не соответствуют духу праздника?
Прихожанка. Надо же!..
Пресвитер. Так, например, назначая на понедельник Пасхи чтение из Деяний святых Апостолов об избрании на место Иуды Искариотского апостола Матфея, Церковь опускает рассказ о смерти предателя (Деян.1:18-20), считая воспоминание об этих печальных и ужасных подробностях несоответствующим пасхальной радости.
А в Неделю самарянки из праздничного чтения в Деяниях опускается предсказание пророка Агава о голоде, грядущем на всю вселенную (Деян.2:27-28). Даже в понедельник 4-й седмицы по Пасхе опускается предсказание Господа о судьбе предателя (Ин.6:70-72), опять же как не соответствующее продолжающейся пасхальной радости.

Прихожанка. Вот это да! Как интересно. Но сегодня ведь празднуется Троицкая суббота и значит можно молиться за усопших, не боясь нарушить тем Устава Церкви.
Пресвитер. Не только можно, но и нужно, поминая на литургии общими словами, а на панихиде поименно, как я уже объяснял.
Прихожанка. Но вот на панихиду-то я не попала из-за того, что Вы ее почему-то отслужили до литургии.
Меня это больше всего сегодня огорчило. Знала бы, ушла в другой храм, еще бы успела.
Пресвитер. Ушли бы во время литургии?
Прихожанка. Да, все равно я уже опоздала на нее.

Пресвитер. А Вы разве не знаете, что поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Святых Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравнимо ни с заздравными молебнами, ни с заупокойными панихидами?
Оно даже не может быть сравнимо с гласным поминовением на той же литургии, будь то на великой, или сугубой, или на специальной заупокойной ектенье.
Прихожанка. Да нет, я знаю. Но ведь литургия еще будет, а такая родительская суббота один раз в году.
Пресвитер. Ну, во-первых, не один раз. Подобная суббота совершается еще накануне Великого поста.
А во-вторых, эта суббота не столько родительская, сколько вселенская.
Прихожанка. А что это значит?
Пресвитер. Это значит, что сегодня совершается поминовение преимущественно всех прежде почивших христиан, а «родителей», т.е. всех родных, лишь в дополнение к этому.
Вы же думаете, судя по вашему отношению к сегодняшней панихиде, что Троицкая и Мясопустная субботы предназначены главным образом, если не исключительно, для поминовения сродников и друзей. Так ведь?
Прихожанка. Да, именно так.
Пресвитер. Простите за прямоту, но такое отношение показывает незнание содержания службы этих суббот и непонимание намерения Церкви относительно их.
Прихожанка. После того, что вы сегодня мне рассказали, я уже и не пытаюсь спорить, а только с нетерпением жду ваших разъяснений.
Пресвитер. Начнем с вопросов?
Прихожанка. Как Вам будет угодно.

Пресвитер. Скажите, есть ли такие дни, когда Вы поминаете того или иного усопшего родственника особым образом, устраиваете, как это говорят в народе, поминки?
Прихожанка. Ну, да. Обычно это делается в день кончины.
Пресвитер. Правильно. А некоторые совершают поминовение еще и в день тезоименитства.
А как же быть тем из преждепочивших о Христе братий и сестер наших, у кого не осталось на земле ни сродников, ни друзей, ни тех, кто о них мог бы помнить и молиться?
Прихожанка. Я не думала об этом.
Пресвитер. А Святая Церковь подумала и позаботилась, выделив из всех поминальных дней две субботы, в которые приглашает всех живущих на земле вознести заупокойные молитвы, прежде всего обо всех от века умерших 5), и от рода родов 6), а особенно тех, у которых по той или иной причине не было специального поминовения.
Прихожанка. Но ведь и своих родных тоже можно помянуть?
Пресвитер. Конечно, именно для того, чтобы дать удовлетворение и родственному чувству молящихся, церковным Уставом и назначается отдельная панихида для желающих.
Но при этом не нужно забывать, что главный в эти дни долг молящихся – поминать от века усопших православных христиан.
Это необходимо понимать и исполнять, чтобы тем самым, говоря языком прагматическим, как бы гарантировать поминовение не только наших любимых усопших до скончания века, но и нас самих в века последующие.
Прихожанка. Это в то время, когда уже некому будет молиться о нас?

Пресвитер. А помните, что говорит Евангелие: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда»? (Мф.5:46)
Действительно, исключительная любовь лишь к своим близким и молитва только о них, если употребить грубую терминологию житейских отношений, не выгодна. При таком порядке, когда каждый молился бы только о своих, молитва о сродниках и друзьях и о нас самих продолжалась бы лишь в течение нескольких десятилетий после кончины или пока еще живы те, кто помнит.
А дальше что? Вечное забвение вместо памяти?
Вот поэтому Святая Церковь призывает нас молить Господа не только об упокоении нами любимых, но и об упокоении всех преставившихся рабов Божиих.
К этому и направлено главным образом богослужение сегодняшнего дня.
Прихожанка. Вашими объяснениями я несколько утешилась по поводу того, что не попала на панихиду.
И все же почему ее нельзя было отслужить, как везде, после литургии?
Пресвитер. Все по тому же Уставу, который назначает ее служение после вечерни.
Прихожанка. Это значит служить ее надо вечером?

Пресвитер. А вы знаете, как переводится термин «панихида»?
Прихожанка. Нет, не знаю.
Пресвитер. С греческого оно буквально означает «всенощное пение».
То есть из самого названия Вы уже можете видеть, что оно совершается главным образом в ночное время. Ее можно совершить после вечерни, как совершается любое всенощное бдение.
Прихожанка. А разве всенощное бдение не состоит само из вечерни и утрени?
Пресвитер. Из великой вечерни и утрени, которые должны совершаться после малой вечерни.
Другое дело, что малую вечерню не служат и некоторые даже понятия о ней не имеют.
Прихожанка. Ну да, такие, как я, простите. Продолжайте, пожалуйста.

Пресвитер. Можно панихиду совершить еще во время, предназначенное для утрени или близкое к нему, так как она по своему строю есть сокращенная утреня.
Но совершать панихиду, т.е. службу «всенощную», в обеденное время, около которого обычно оканчивается литургия, несоответственно даже по времени. Самое же главное, что после литургии вообще нельзя больше совершать никаких служб.
Даже заключительная служба 9-го часа не совершается в это время, а относится на вечер.
Прихожанка. Почему?

Пресвитер. Да потому, что после того, как верующие получили из рук Самого Господа Его Пречистое Тело, их радость достигает высшей своей степени.
Это радость пасхальная, почему каждый раз после ее совершения священник и читает пасхальные стихиры: «Воскресение Христово видевше», «Светися, светися», «О Пасха велия».
Большего утешения, большей радости и торжества для христианина быть не может.
Совершать после этого панихиду все равно что поминать об упокоении на Пасху.
Прихожанка. Ну да, мы об этом уже говорили.

Пресвитер. Да и вообще после того, как получен этот Святый Дар – самый высший из даров, которые только возможно получить на земле, просить незначительного, как то: здоровья, благополучия, мира и т.п., и даже не у Господа, а всего лишь у его святых, – не будет ли, по меньшей мере, неуместно, если не оскорбительно?
Да еще молиться об этом непосредственно после того, как Господь предложил Себя, а мы отказались, так и не подойдя к Святой Чаше.
Судите сами, о каком благочестии может идти речь?

Прихожанка. Но ведь так делали и делают везде, даже в Троице-Сергиевой лавре?
Пресвитер. Опять Вы все лихо обобщаете, совершенно не заботясь о достоверности сказанного.
Если посмотреть соборные чиновники, изданные проф. А. П. Голубцовым, то будет видно, что в Древней Руси совершались различные молебны и после вечерни, и после утрени, т.е. перед литургией, но никак не после нее.
Даже так называемые царские молебны в дни тезоименитств и рождений совершались накануне после вечерни.
То же самое было и со всевозможными крестными ходами и другими разными действами.
Все такое и подобное ему заканчивалось до литургии, потому что Типикон не предусматривает возможности совершения тотчас после литургии еще каких-либо богослужений.
Даже освящение воды в навечерие Богоявления совершается собственно не после литургии, а после праздничной вечерни, с которой соединяется литургия. Хотя этот пример можно рассматривать скорее как исключение.

Что же касается Троице-Сергиевой лавры и ей подобных «авторитетов», то, по некоторым сведениям, вплоть до XX века в Московском Успенском соборе и самой Троице-Сергиевой лавре даже в престольные праздники не совершались молебны после литургии.
Ограничивалось все только торжественным молебном после малой вечерни накануне праздника.

Прихожанка. Скажите, а откуда Вы сами все это берете?
Пресвитер. Ответы и примеры на то, что мы обсуждали сегодня, практически все содержатся в одной замечательной книге святителя Афанасия, епископа Ковровского, под названием «О Поминовении усопших по уставу Православной Церкви».
В нашем сегодняшнем разговоре я Вам из нее многое пересказал по памяти. Советую ее найти и прочитать.
Вы в ней еще много интересного узнаете об особенностях православного богослужения.
Прихожанка. Я обязательно ее найду. Судя по вашим ответам, это удивительная книга. А можно мне задать последний вопрос?
Пресвитер. Последний – можно, а то время уже поджимает.
Прихожанка. Вот я послушала Ваши объяснения и поняла, что как эти, так, скорее всего, и все другие нарекания в ваш адрес – пустые.
Они от незнания и поверхностного суда. Но Вы ведь не можете всем объяснить этого.
А то, что мы обсуждали сегодня, по большому счету, мелочи жизни. И стоит ли из-за них навлекать на себя нарекания?

Пресвитер. Вы правы. Это действительно мелочи, но из этих мелочей и составляется вся красота нашего уставного богослужения.
Прекрасно об этом пишет тот же св. Афанасий. Кстати, чтобы Вам не искать, я могу прямо сейчас дать его книгу Вам для прочтения.
Прихожанка. Это было бы здорово.
Пресвитер. Тогда пойдемте ко мне в кабинет. У меня там небольшая библиотечка. Я сейчас возьму книгу и попробую найти ответ на ваш последний вопрос.
Прихожанка. С удовольствием.
Пресвитер. Подождите минуточку. Вот книга, и сейчас я найду то, что обещал. Это где-то здесь. А, кажется, нашел.

Смотрите, как он пишет:

«В Уставе православной Церкви нет ничего случайного, в нем все строго продумано.
И все, даже малейшие, детали имеют свой, часто весьма глубокий смысл, сообщают отдельным чинам и последованиям свой колорит, придают им особую умилительность и трогательность.
Как в стройном стильном здании все до мелочей на своем месте, как в хорошем музыкальном произведении все звуки сочетаются в одну стройную гармонию, как на прекрасной картине и линии, и краски, и тени расположены так, что все вместе только восхищают зрителя, так и в нашем величественном, дивном, прекрасном богослужении.
Перестановка одной части богослужения на место другой внесение несоответствующих дополнений, опущение даже небольших деталей – это также нарушает общую гармонию богослужения, как фальшивая нота в пьесе, как случайно проведенная на картине ненужная черта или клякса, как не на месте устроенное окно или карниз в стройном здании» 7).

Видите, что только по возможности точное до мелочей исполнение Устава сообщает такому высокохудожественному произведению, как наше богослужение, все его великолепие.
Эта одна причина для тщательного следования Уставу.
Есть и другая, более важная.
Но о ней давайте мы поговорим в следующий раз, когда Вы прочитаете книгу. А теперь я должен откланяться.
Прихожанка. Спаси вас, Господи, батюшка!
Пресвитер. До встречи.




Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
 | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2023 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко


Посетителей на сайте: 18