Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. (044) 451-07-41
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Иерей Вадим Коржевский. Традиции или заблуждения

Иерей Вадим Коржевский. Традиции или заблуждения


Иерей Вадим Коржевский

Традиции или заблуждения

(разговор пресвитера с прихожанкой)


Разговор второй (Неделя всех святых)

Традиции Церкви или старые заблуждения?

Прихожанка. Батюшка, благословите!
Пресвитер. Мир Вам!
Прихожанка. Я хотела вернуть Вашу книгу.
Пресвитер. Прочитали?
Прихожанка. Вы еще спрашиваете. Я почти всю ее прочитала в первую же ночь.
Там так много оказалось интересного, а самое главное, необходимого. А почему такие книги проходят мимо нас?
Пресвитер. Наверное, потому что Вас интересует другое?
Прихожанка. Что Вы имеете в виду?
Пресвитер. Скорее всего, Вам интересно все необычное, чудесное, точнее, нереальное.
Прихожанка. Нереальное в смысле несуществующее?
Пресвитер, улыбаясь: Вы совершенно верно уловили мою мысль.
Прихожанка. А можно я впредь буду советоваться с Вами в выборе книг?
Пресвитер. Всегда рад помочь. Только хотел бы заметить, что подобные книги «запоем» не читаются.
Их нужно читать более основательно, чтобы освоить и усвоить содержание.
Прихожанка. Да я потом ее еще не раз перечитывала...

Пресвитер. Неужели Вас эта книга так впечатлила? Ведь по своему содержанию она – мини-типикон.
А каждый семинарист не понаслышке знает, что Типикон – «скучнейшая вещь».

Прихожанка. Не знаю, отчего скучают семинаристы, может, их что-то другое интересует, но для меня многое в ней было откровением.
Да, я, кажется, поняла еще одну причину, по которой вы стараетесь соблюдать все «мелочи» уставных предписаний.

Пресвитер. И что же это за причина?

Прихожанка. Послушание Церкви.

Пресвитер. Вернее, любовь к Богу, выражающее себя через послушание Его Церкви.
Ведь в Писании точно определено, как выражается любовь к Богу:

«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин.14:23).
И соблюдение это должно быть не только в целом, но и в частностях, ибо неверный в малом может ли быть верным в великом? (Лк.1:10)
Помните условие для получения более великого?
«В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф.25:23), – так Господь сказал рабу, исполнившему сначала небольшое Его поручение.
Святитель Афанасий, как Вы помните, относит эти слова и к уставным «мелочам».

Прихожанка. Да, да. Я обратила на это внимание. А еще я поняла, что нельзя предпочитать вещи более важные менее важным.
И если кажется что-то «несправедливым» в церковных установлениях, то нужно или смириться с тем, что ты что-то не понимаешь, или найти объяснение.
Как в случае, когда я жажду помолиться о родных, а Церковь не разрешает по той или иной причине.

Пресвитер. Совершенно верно.
Если Вы не желаете ограничиться дозволяемым Уставом, по причине, например, сильной любви к родным, то не показываете ли этим своим своеволием, что не только не хотите слушаться как будто бы не в достаточной мере исполненных духом христианской любви установлений Святой Церкви, но и не обращаете внимание на слова Господа:

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37).

Нельзя же любить даже родных своих больше, чем Господа.

Прихожанка. Да и будет ли Господь слушать того, кто не слушает Его Церкви?
Я где-то слышала выражение, что «кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец».
Не знаю, правда, чье это высказывание? Может, оно и неверное?

Пресвитер, улыбаясь: Да нет, верное. Это сказал св. Киприан Карфагенский.
А вот я смотрю сейчас на Вас и удивляюсь, как это Вы за столь короткое время научились так здраво рассуждать?

Прихожанка. Вы смеетесь надо мной?

Пресвитер. Нисколько. Вы действительно правы.
Не помню где, но кто-то сказал очень верно:
«Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах».
А что нарушение установленного чина богослужения является тяжелым преступлением, видно из истории Надава и Авиуды (Лев.10:1-2).
Помните резюме святителя Афанасия по поводу этого, когда он сказал, что самочиние в богослужении и отступление от узаконений Устава приравнивается к грубым грехам корыстолюбия, жадности, несправедливости и даже разврата 8).
При этом он ссылался на мнение преподобного Андрея Критского 9).

Прихожанка. Очень хорошо помню. И это меня так поразило!

Пресвитер. А пример Саула, оправдывавшего свое самочиние и непослушание желанием увеличить торжественность богослужения более обильным принесением жертв.
Как оказалось, торжественные богослужения, когда соединяются с нарушением заповеди и установленных норм, могут быть неугодными Богу и гибельными для совершающих их.
Помните, что было Саулу сказано через пророка:

«Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа?
Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов.
Ибо непокорность есть такой же грех, что и волшебство, и противление то же, что идолопоклонство»
(1 Цар.15:22-23).
Итог: от него отступил Дух Господень (1 Цар.16:14).

Прихожанка. Как страшно.
Пресвитер. Так вот лучше бояться Бога, нежели осуждения со стороны кого бы то ни было или даже притеснения.
Прихожанка. Теперь у меня в связи с этим другой вопрос: «Если все так серьезно, то почему никто не соблюдает Устав»?
Пресвитер. Опять Вы все обобщаете. Кто Вам сказал, что никто не соблюдает?
Прихожанка. По крайней мере, многие.

Пресвитер. С тем, что многие, я согласен. И это печально. Но здесь могут быть разные причины.
Во-первых, могут не знать или знать, но не придавать этому большого значения.
Во-вторых, могут идти на нарушения по снисхождению к незнанию других, в частности, тех, кто привык к неправильным обычаям, считая соблюдение их своим долгом. Вспомните свое недавнее возмущение.

Прихожанка. Это точно.

Пресвитер. В-третьих, к сожалению, могут идти на нарушения и из-за своих страстей, как-то человекоугодия, особенно в отношении сильных мира сего, или корыстолюбия, что чаще всего случается.

Прихожанка. Но ведь это неправильно.
Пресвитер. Что неправильно?

«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища и что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника»? (1 Кор.9:13)
Это не я говорю, а св. апостол Павел. Другое дело, что священнодействующим часто приходится искать средства для жизни, а не заботиться всецело об исполнении своего долга.

Прихожанка. Что Вы имеете в виду?

Пресвитер. А то, что сегодня большинство из прихожан не имеет сознания, что священника они должны содержать по заповеди, а не предоставлять ему свободу самому изыскивать способы для своего пропитания. Вот и получается, что приходящие за духовной помощью не жертвуют священнику, не имеющему возможности зарабатывать себе на хлеб другим (кроме благовествования) способом, а платят как бы за труд молитвы (причем ту цену, которую не они посчитают нужным дать, а он им назначит), и он, осуетившись постоянным изыскиванием средств для строительства храма, для содержания причта и своей семьи, для оплаты взносов и налогов и прочего, постепенно увлекается этим делом и от духовной жизни обращается к житейской и в конечном итоге становится неспособным оказать реальную помощь духовно-страждущим.
Потому что никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.
Но самое печальное, что при выборе между Богом и мамоной предпочтение наша падшая природа отдает больше мамоне, нежели Богу (Мф.6:24).

Прихожанка. К сожалению, это так.

Пресвитер. Но все же основная причина: незнание того, как это должно быть на самом деле, ибо многое, будучи заблуждением, приобрело статус традиции.

«Теперь, – по замечанию святителя Афанасия Ковровского, – уставным считают не то, что действительно соответствует букве и духу церковного устава, а то, к чему привыкли, как к установившемуся» 10).

Прихожанка. А с какого времени стала появляться такая привычка?

Пресвитер. Где-то с XVIII века, когда миряне перестают интересоваться церковным Уставом, а совершители богослужения, идя навстречу вкусам и желаниям мирян, постепенно переходят «к тому бесцветному, однообразному, шаблонному богослужению» 11), которое мы повсюду теперь наблюдаем. Только Московский Успенский собор и некоторые строгие иноческие обители еще долго оставались хранителями уставного богослужения.

Прихожанка. Скажите, а чтобы восстановить былое благообразие или проверить правильность существующего обычая, достаточно изучать только Типикон?

Пресвитер. Нет, к сожалению, там далеко не все прописано.
Какие-то вещи были когда-то понятными всем и поэтому не записаны, а на какие-то вещи дается только намек.
И, как правило, причины тех или иных установлений Типикона не объясняются.
Оттого и кажутся они лишними или несообразными, и только через опыт духовной жизни, размышление и сопоставление, а также святоотеческие высказывания можно понять истинный смысл того или иного указания.
А кроме того, согласно вышеприведенному замечанию святителя Афанасия, не все может соответствовать букве.
Иногда соответствие может быть только по духу, не совпадающее по букве.
В силу этого и традиции могут быть разными между различными Церквями, а могут дополняться или изменяться со временем.

Прихожанка. А каковы критерии?

Пресвитер. Согласно принципам церковного права для признания законности обычая требуются его разумность и непротиворечивость церковным правилам.
Как говорил еще св. Киприан Карфагенский: «Обычай без истины есть застарелое заблуждение».

Прихожанка. А Вы можете для наглядности привести какой-нибудь пример?
Пресвитер. Ну, за примерами ходить далеко не нужно. Вы бывали когда-нибудь на всенощном бдении?
Прихожанка. Что за вопрос? Ведь всенощное бдение у нас совершается каждую субботу и под праздники.

Пресвитер. Вот именно, что у нас. Недавно я ездил в Грецию и там заходил в обычный приходской храм на воскресное богослужение.
И... никакого бдения не увидел.
Прихожанка. А что было?

Пресвитер. Вечером была отслужена вечерня, а утром – утреня в соединении с литургией. Вот вам две традиции. Какая из них правильней?

Прихожанка. Ну, может быть правильна и та, и другая, судя по тому, что вы до этого сказали?
Пресвитер. Не думаю. Скажите, из чего состоит наше «бдение»?
Прихожанка. Из вечерни, утрени и первого часа.
Пресвитер. Правильно. А в какое время оно совершается?
Прихожанка. Обычно с пяти до семи или восьми вечера.
Пресвитер. Хорошая «всенощная», не правда ли? Даже до ночи не дотягивает.
Прихожанка. А действительно. Я как-то об этом не задумывалась.

Пресвитер. Но я сейчас не об этом. Вы лучше задумайтесь о том, не противоречит ли разумности служить утреню вечером?
И еще задолго до сна читать утренние молитвы, благодаря Бога за якобы уже благополучно прошедшую ночь (это каждый раз должен делать священник во время шестопсалмия)?

Прихожанка. Думаю, что неразумно.

Пресвитер. А еще интересней, когда после вечером отслуженной утрени, не в полночь, а с утра начинают служить «полунощницу», которую хотя бы по порядку служб необходимо служить до утрени. Это я встречал во многих наших монастырях. Оказывается, им надо ее «вычитать».
А Бог пусть разбирается, что они хотят Ему сказать, когда вечером, после захода солнца, вопиют: «Слава Тебе, показавшему нам свет»,
а после пройденной ночи: «Се Жених грядет в полунощи».
Не напоминает ли это некоторого рода с-ума-сшествие?

Прихожанка. Ваша логика убивает, и на это я могу повторять только одно: «Такова у нас древняя традиция».
Пресвитер. Точнее, традиционный беспорядок, хотя далеко не древний.
Прихожанка. Что вы имеете в виду?

Пресвитер. А то, что еще в XIX столетии у нас в России не было столь многочисленных бдений, как сейчас.
Всенощные бдения под воскресные дни и другие праздники, кроме великих и храмовых, совершались лишь в виде исключения, и то по преимуществу в домовых церквах, с особого разрешения вышестоящего начальства и без звона, как нечто неуставное.

Прихожанка. А почему неуставное?

Пресвитер. Потому что Святая Церковь никогда не считала обязательным совершение всенощных бдений во всех храмах в каждый воскресный день.
Это можно понять уже из 6-й главы Типикона, где говорится о высоком идеале частых всенощных молений палестинских отцов.
А в 7-й главе того же Типикона мы прямо читаем следующее:

«Вестно же буди, яко в малых обителях и соборных и приходских храмах, во дни недельныя идеже всенощныя не бывает или настоятель не изволит, поется вечерня великая, такожде и утреня в свое время».
Смысл понятен?

Прихожанка. Честно говоря, я не совсем его уловила. Славянский текст все еще остается трудным для моего восприятия.

Пресвитер. А смысл тот, что в малых обителях и в приходских храмах обычно бдения не совершаются, потому что частое совершение всенощных молений, если буквально понимать это словосочетание, не под силу не только мирянам, но и большинству иноков.
Оно возможно лишь в больших обителях, где много чтецов и певцов, которые, чередуясь, без особого напряжения смогут всю ночь совершать непрерывное богослужение.

Прихожанка. Но ведь наши всенощные не такие продолжительные.

Пресвитер. О чем и речь. Помните, как характеризовал их и вообще картину нашей богослужебной жизни св. Афанасий:

«Так называемые всенощные бдения, не только не занимающие всей ночи, но укладывающиеся в один час, а то и в 40 минут, и оканчиваемые задолго до начала ночи, до захода солнца, совершаются без числа и без меры, едва не ежедневно, и пресытившиеся ими относятся к этому особенно торжественному роду службы как к самым заурядным вещам.
А людей, понимающих церковный устав, любящих его и сознательно к нему относящихся, едва не тошнит от этих имитаций церковных служб, если не сказать: пародий».

Прихожанка. Ох, как сильно он сказал. А где это? Я что-то не припомню.

Пресвитер. Это он говорит в одной из сносок 12).
И самое печальное, что по такому принципу у нас стали служить не только «бдения», но и все другие службы, даже великопостные, оправдывая себя тем, что неудобно служить утреню утром. А Богу как будто «удобно» слушать наши несуразные моления!?

Прихожанка. А что делать, вся наша Церковь так молится!

Пресвитер. В том-то и дело.
«Но следует ли отсюда, – говорит святитель Афанасий, – что со всем этим надо мириться, что опасение чеховского «человека в футляре», «как бы чего не вышло» надо поставить выше необходимости принятия неотложных мер против беззаконного нарушения и искажения церковно-богослужебных законоположений и что надо отказаться от попыток вернуть в законное церковное русло далеко уклонившуюся от него современную церковно-богослужебную практику? Конечно, нет»! 13)

Прихожанка. А как это сделать?

Пресвитер. Прежде всего надо вспомнить о своем долге послушания Матери Церкви и оживить в своей душе страх Божий.
Затем объявить войну своим страстям: лени, корыстолюбию, человекоугодию, которые мешают любить Бога.
В результате появятся и попытки исполнения Его святых установлений.
Если это применить к тому, что мы только что обсуждали, то при таком условии обязательно появятся попытки более точного исполнения суточного круга богослужения.

Прихожанка. Но ведь привыкшие к нашим «бдениям» люди не поймут.
Пресвитер. Следовательно, надо постепенно «приучать» к нормальному ходу службы, объясняя и делая это сначала хотя бы по будням.
Прихожанка. Вот почему, когда я пришла среди недели, Вы утреню служили перед литургией!

Пресвитер. Да, к сожалению, в дни воскресные я пока не могу сделать того же.
Приходится считаться с тем, что ко многим отступлениям у нас привыкли настолько, что, не зная уставных норм, нарушение их считают за норму.
И поэтому я пока ограничиваюсь только опущением утренних молитв, которые необходимо читать во время шестопсалмия, и на просительной ектеньи вместо исполним утреннюю молитву, говорю вечернюю, потому что не поворачивается у меня язык призывать верующих к утренней молитве глубоким вечером.
Но надеюсь, что скоро смогу совершать нормальные службы и накануне воскресных дней.
Во всяком случае, я, согласно Уставу, имею на это полное право.

Прихожанка. Простите за бестактность, но допустимо ли Вам самовольно, без каких-то соборных решений или определений, менять или опускать что-либо в богослужебном чине?

Пресвитер. Ну если это так легко делают другие, вводя по своему личному усмотрению акафисты во время всенощной, пение концертов и кантов после запричастного стиха, возглашение «вечной памяти» во время Литургии и т.п., то почему мне нельзя?

Прихожанка. А если серьезно?!

Пресвитер. А я вполне серьезно говорю. Кто Вам сказал, что такие и подобные им вещи определяются соборно?
По крайней мере, опыт церковной истории показывает, что административным путем практически никогда не совершались богослужебные реформы, а попытки в этом направлении не увенчивались успехом.
Вспомните для примера хотя бы реформу патриарха Никона...

Прихожанка. А в древней Церкви разве не соборно все определялось?

Пресвитер. Все, да не все. По крайней мере, литургических определений мы почти не имеем.
Скажите, например, на каком Соборе был утвержден чин совершаемой нами Литургии?
Прихожанка. Я не знаю?
Пресвитер. И я не знаю. Вообще, кроме споров о времени празднования Пасхи, соборы древней Церкви, пожалуй, ничего более не сказали по вопросам церковного Богослужения.
Это и понятно, ведь церковное Богослужение – это область искусства.
И как всякое искусство, оно осуществляется не постановлениями, а вдохновениями.
Поэтому Богослужение всегда развивалось в свободе живого творчества и местного предания.
Новшества возникали и приживались, становясь традицией, или не прививались и исчезали бесследно.

Прихожанка. Но так было, наверное, пока Богослужение развивалось. А когда оно установилось, то и развитие прекратилось?..

Пресвитер. Вы отчасти правы, ибо действительно процесс литургического развития совершался во все замедляющемся темпе.
И в позднейшей истории в отношении к формам церковного Богослужения наблюдается больше устойчивая консервативность, нежели развитие новых форм.
В нашем же народе такая литургическая консервативность с особенной силой выявилась со времен старообрядчества, которая к тому же слилась с суетной верой в магическую силу и священную неприкосновенность обряда.
И такое суеверие до сих пор живет не только среди старообрядцев, но и среди нас.

Прихожанка. И в чем же оно выражается?

Пресвитер. Согласно такому суеверию считается, что формы русского церковного Богослужения абсолютны и что изменять их не позволительно никому и никогда. К тому же все это усугубилось еще и неудачной попыткой Московского Собора 1917 года, ставившего задачу улучшения обрядовой стороны и даже создания, в конце концов, так необходимого нам церковноприходского устава.
И когда Собору не удалось сделать ничего реально ощутимого, то многие ради достижения поставленной Собором цели встали на путь скомпрометировавшего себя обновленческого движения.
А так как результат такого движения оказался плачевным, то вместо литургического возрождения возникло опасение всякой попытки подобного рода и великая терпимость к явным нарушениям церковного устава из-за боязни, как бы не вызвать нового раскола попытками исправления этих нарушений.

Прихожанка. Но, может быть, это и правильно. Если мы не можем ничего лучше придумать, то пусть остается хотя бы то, что досталось нам от предков.

Пресвитер. Так весь вопрос именно в том, от каких предков и что досталось нам!

Прихожанка. Не понимаю, что значит от каких? Ясно, что от святых и святое!

Пресвитер. Но на поверку оказывается, что это не всегда так и есть.
Во-первых, есть вещи, древность которых определяется привычками одного-двух поколений, не более, и о православности их вообще стоит большой вопрос, а есть вещи, которые хотя и освящены уже тысячелетней традицией, но по-прежнему остаются сомнительными.

Прихожанка. Например?

Пресвитер. Например, в нашей богослужебной практике очень популярным сегодня стал «Чин Погребения Богородицы», представляющий собой переложение службы Великой Субботы и прямо говорящий о Воскресении и Вознесении Богоматери.

Прихожанка. А что в этом плохого?

Пресвитер. Этот «Чин» всем своим тоном и духом резко отличается от уставного Богослужения, положенного на день Успения Пресвятыя Богородицы.
Да и сама идея приспособления к празднику Успения песнопений Великой Пятницы и Великой Субботы, по меньшей мере, странная.

Прихожанка. Что же в ней странного?!

Пресвитер. События погребения Божией Матери существенно отличаются от событий «Страстной» седмицы, когда еще не было Воскресения, не было победы над смертью.
Сами названия воспоминаемых событий указывают на различия их по духу и смыслу.
С одной стороны, – смерть, и смерть крестная, а с другой – успение, сон с надеждой на восстание.
И здесь нельзя копировать одно событие, просто перенося его на другое.
А если при этом разобрать еще и песнопения «Чина Погребения Богородицы», то окажется, что по содержанию своему они являются непригодными для описания такого события.

Прихожанка. А откуда взялся этот «Чин»?

Пресвитер. Он первоначально предназначался для богослужения в Гефсимании, в противодействие влияниям тамошних католических богослужений.
Но неожиданно получил распространение и в нашей Церкви.

Прихожанка. Насколько я поняла, лучшим является точное, что называется буквальное следование Уставу Церкви, без каких-либо отступлений!

Пресвитер. К сожалению, не все так просто. Само по себе строгое следование по букве неразумно и даже небезопасно.
Помните, как сказал св. Апостол, что Бог дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит! (2 Кор.3:6)
И если следовать только букве, то можно получить вред не только от церковных установлений, но и от установлений самого Бога!

Прихожанка. То есть к Уставу Церкви тоже необходимо подходить с рассуждением?

Пресвитер. Мы всё должны делать с рассуждением.
И если, к примеру, мы сообразим, что Типикон, которым до сих пор пользуется наша Церковь, есть устав монашеской жизни, то, исходя из одного этого, уже поймем, что не все в нем применимо к жизни приходской.

Прихожанка. Например, уставы постов!

Пресвитер. Да, хотя бы и это взять.
Ведь одна смена климатических условий уже предполагает разные виды пощений, не говоря об образе жизни и деятельности.
Помнится как св. Игнатий Брянчанинов обращал внимание на то, что «овощи и плоды средней России несравненно сильнее северных, а произведения южной России столько же сильнее среднеполосных; плоды же и овощи Цареграда и Афона равняются питательною силою рыбе северных краев и даже превосходят ее» 14).
И по этой причине преп. Иоанн Кассиан для монахов Галлии не просто скопировал устав египетских монахов, а приспособил к условиям той местности.
А Устав, которым руководствуется наша Церковь, до сих пор есть не просто устав монашеский, но и такой, который составлялся в сильно отличающихся от наших климатических условиях.

Прихожанка. Не по этой ли причине он плохо соблюдается не только нами, но и нашими монахами!?
Пресвитер. Отчасти и по этой причине...
Прихожанка. Тогда и сокращение служб в приходских храмах оправдано, раз службы предназначены для монахов!

Пресвитер. В какой-то степени, конечно. Хотя можно встретить ревнителей и среди прихожан, которые сетуют на эту тенденцию к сокращению служб, говоря: «Зачем сокращать службы? Ведь когда придем домой, там будем только празднословить. Не лучше ли в храме задержаться и помолиться»?
Такое воззрение заслуживает уважения.
Но надо признать ту истину, что хотя наш церковный народ и проявляет иногда изумительное терпение, но пользоваться церковными книгами мы можем только с огромным сокращением текстов, приписываемых Типиконом.

Прихожанка. В конце концов, ведь суббота для человека, а не человек для субботы! (Мк.2:27)

Пресвитер. Да, так и есть! Хотя и соблюдение «субботы» это правило все-таки не отменяет.




Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
 | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 21