Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 100 октябрь 2010 г. >> Что значит Покров Пресвятой Богородицы

Что значит Покров Пресвятой Богородицы

Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы
Читайте также:

Из бесед на Пермском радио настоятельницы
Успенского монастыря игумении Марии (Воробьёвой)
Праздник Покрова празднуется 1 октября по старому стилю, а по новому - 14 октября.

Киево-Печерская икона Успения Пресвятой БогородицыСобытие, которое легло в основание этого праздника, относится к Х веку.
Было это в столице Византии - Царьграде или Константинополе.
Там в то время жил один русский человек, известный миру как Андрей Христа ради юродивый.
В своё время он был доставлен в далёкий Константинополь в числе военнопленных. Блаженный Андрей своим благочестием и подвигом веры украсил православный небосклон и вошёл в агиографию Греческой и Русской Церквей.
Сейчас иногда говорят, будто Православие было насильно навязано русскому народу. Это не так.
Промысел Божий действует от начала века, и мы знаем, что даже до Крещения Руси в 988 году было много праведников на русской земле.
Историк Лев Николаевич Гумилёв писал, что Православие пришло "к народу светлому, неистовому и было принято с любовью", потому что было близко душе русского человека.

Как раз в Х веке на Византию напали варвары, и греки оказались в очень трудных обстоятельствах.
Однако они возложили упование на Бога и собрались в Царьграде, во Влахернской церкви, где всю ночь молились Божией Матери, прося Её заступиться за Константинополь.
Среди богомольцев был блаженный Андрей со своим учеником Епифанием.
И было им видение: святой Андрей увидел, как купол церкви вдруг разверзся и в вышине явилась Божия Матерь, простирая над всеми молящимися Свой Покров. Рядом стояли сопровождающие Её Иоанн Креститель и Иоанн Богослов, а немного поодаль - цари, пророки, святители и ангельские воинства.
Когда блаженный Андрей увидел этот дивный небесный сонм, он спросил Епифания, видит ли и он Пречистую Деву, а с Нею святых и ангелов?
Епифаний ответил утвердительно: "Вижу Пречистую и ужасаюсь".
Отметим, что впоследствии ученик святого Андрея Епифаний стал епископом.

Этим знамением во Влахернской церкви было показано, что Божия Матерь простирает Свой святой омофор над всеми верующими и всеми любящими Её.
Удивительно, что этот праздник почему-то не празднуется Греческой церковью.
Видимо, мистически так сложилось: раз уж блаженный во Христе - наш соотечественник, то и праздник Покрова почитается на Руси.
Его стали отмечать в XII веке, когда другой Андрей, прозванный за свою любовь ко Христу Боголюбским, утвердил этот праздник в Русской Церкви.

Покров Пресвятой Богородицы. Последняя четверть XVII века. Москва.В XII веке Киевская Русь испытывала сильное влияние Запада, ей пытались навязать католичество.
В тех условиях непросто было сохранить в чистоте правую веру в киевских пределах, поэтому князь Андрей Боголюбский решил оставить Киев.
Он унёс с собой величайшую православную святыню - всеми чтимую икону Божией Матери.

Князь Андрей хотел увезти её в Ростов Великий, но в Боголюбове, пригороде Владимира, во время молитвы ему явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить образ во Владимире.
Князь Андрей построил для святыни великолепный белокаменный Владимирский собор, отсюда и название иконы - Владимирская.
Белый камень он брал где-то на берегах Камы и привозил во Владимир.
Из этого же камня он построил непревзойдённую по красоте церковь Покрова на Нерли.
Потом по всей Руси появились Покровские храмы.
Например, в Перми улица Ленина раньше называлась Покровской в честь церкви Покрова Божией Матери, находившейся недалеко от Вознесенской церкви.
Улицу переименовали, когда взорвали Покровский храм.
Потом на его месте построил баню, и это, конечно, омрачило историю нашей земли, потому что нельзя в святилище Божьем устраивать баню, где сливаются нечистоты!

В России по сей день почитают праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Которая является Хранительницей Руси и свой Покров простирает над всеми христианами, являясь посредницей между Богом и людьми.

Однажды в Константинополе случилась очень холодная зима.
В один из дней блаженный Андрей буквально замерзал от холода, и душу его уже Ангел водил по райским чертогам.
Он видел даже Самого Царя Славы, восседающего на Престоле.
Блаженному Андрею хотелось увидеть и Матерь Божью.
Ангел Господень ответил на его помысел, сказав, что Пречистой сейчас нет в Царствии Небесном, Она на земле - помогает скорбящим и утешает страждущих.

О том, что Она помогает скорбящим, люди убеждались во все времена.
Вот один яркий пример.
После революции один из монахов Троице-Сергиевой Лавры, старец Исайя, был заключён в Бутырскую тюрьму.
Он был уже стар, немощен и тяжело болен.
Однако никто не видел его унывающим, он всегда радовался, чему сокамерники удивлялись.
Они спрашивали отца Исайю: "Чему ты радуешься?"
А он отвечал: "Как мне не радоваться, если Сама Госпожа за мной ухаживает".
И те, конечно, думали, что у него от горя помрачился рассудок.
Заключённые спрашивали: "Что ещё за госпожа?"
Старец отвечал: "Мария Иоакимовна".
Родителей Божией Матери звали Иоаким и Анна, то есть, по нашим правилам, Её бы в земной жизни могли называть "Мария Иоакимовна".
Стало быть, Богородица так утешала старца в тюрьме, что он был счастлив и спокоен.
А ведь часто люди даже среди полного благополучия бывают глубоко несчастливы и подавлены духом.
Вот так и нам Божия Матерь всегда помогает, не случайно Россия называется Домом Пресвятой Богородицы.

Есть книга Евгения Поселянина "О том, как чудом Божиим строилась земля русская".

Украинская икона сер. XVII в. "Покрова Богородицы"Автор описал в ней одно историческое событие. В 1396 году на Москву двинулись войска Тамерлана.
Прошло всего 16 лет после Куликовской битвы, и Русь ещё не восстановила свои силы, потому что потеряла на поле брани очень много воинов.
Казалось, что спасения нет.
Супруга Димитрия Донского, благоверная княгиня Евдокия (прп. Евфросиния Московская), подала такую мысль: нужно взять Владимирскую икону Божией Матери и нести её из Владимира в Москву.
Около 10 дней длилось это шествие - люди несли святыню на руках.
Узнав об этом, жители окрестных городов и деревень выходили из своих домов и становились перед образом на колени, молясь: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!"

И действительно, совершилось чудо.
Когда икону принесли в Москву, Тамерлану в сонном видении явилась боголепная Жена, окружённая небесным воинством.
Угрожая мечём, Она повелела ему отойти от Москвы. Тамерлан понял, что Её воинство непобедимо.
Когда он очнулся, то был так потрясён этим сном, что призвал всех своих советников и мудрецов, чтобы они растолковали ему ночное видение. Советники решили, что ему явилась Мать Русского Бога, сила Которой неодолима, и что, действительно, лучше убраться отсюда подобру-поздорову.
Огромное войско непобедимого Тамерлана ушло от совершенно беззащитной Москвы на юг, к Ахтубе, туда, где сейчас находится Астрахань.
Тогда это была богатая столица Орды - Сарай Берке. Тамерлан разрушил Ахтубу до основания.
Среди экспонатов Эрмитажа есть большой камень, на котором высечено по-арабски:
"Я, Тимур, и со мной 200 тысяч воинов, идём искать крови Тохтамыша".
Тамерлан разгромил армию Тохтамыша, чем оказал Руси ещё одну услугу.
Так Матерь Божия помогла русскому государству в трудный для него период.
Да и Куликовская битва состоялась в День Рождества Богородицы, что свидетельствует: Покров Богородицы над Россией был всегда.
Дай нам всем Господь вернуться к своим истокам, к святому Православию, чтобы стяжать любовь нашей Заступницы и Предстательницы, Которая ходатайствует за род человеческий, за нашу Россию.

Будем же и мы молиться Ей:

"Матерь Божия, спаси землю Русскую!"

 


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 184