|
-
Господи, помоги ценить данное время - каждый
день, час и того меньший отрезок времени!
- Всегда неизменно помышляй, что ты временный здесь
посетитель.
Туда перейдёт весь твой внутренний облик, какой
он был на сегодняшний день. Хорош ли?
- Каждое знакомство, встреча - всё должно быть
направлено к духовным целям.
- Привыкай наступающий день считать последним в
своей жизни, а также каждую встречу, дело, разговор
считай последним.
|
Вопрос: Если человек не очень уже печётся
о земных благах, довольствуясь тем, что есть, и всё-таки живёт
в суете и тяготится, то ему что делать?
Ответ: Попечение о земном - это не только забота о богатстве,
об удовольствиях, выгодах и так далее.
А желание настоять на своём? А неуступчивость? А привычка к пустословию?
А быстрая реакция на чужие грехи с разглашением и осуждением?
А неуживчивость? Нетерпение, болтливость, раздражительность, подозрительность,
недовольство всем и так далее?
Что, это всё - небесное?
Не это ли всё - "земля и близкое к ней обращение", по
слову Исаака Сирина?
Конечно, если не заботиться об искоренении этого "наследия"
греховной жизни, то какого мира ждать и радости искать?
Вся беда в том, что и здесь от обилия таких качеств всем плохо,
и там они не нужны.
Вопрос: Почему так получается, что
умом хотелось бы Бога любить, а сердце не отзывается?
Ответ: Преподобный Серафим говорил: "Кто любит себя, тот
Бога любить не может".
Собой душа полна, себя жалеть привыкла, вот и нет Богу того
простора, какого хочет ум; едва ли тесный уголок отыщется, и
то не всегда.
Вопрос: Если ещё здесь что-то можно
сделать для будущего, то что конкретно?
Ответ: Важны не так дела сами по себе, как то, с каким чувством
и во имя чего они делались.
Если мы добро делаем, оказывая его другому в расчёте, что он
когда-нибудь нам сделает нужное, - то тут просто расчёт.
Если мы сможем, вспомнив слова Христа, дать тем, кто не имеет,
чем воздать, - это будет дело во имя Божие. Если по заповеди
простим, не укорив больше никогда, - тоже дело хорошее.
Если поступим по совести (когда этого никто не увидит и не оценит)
- только потому, что так Господь велел, то всё это ради послушания
Господу будет изменять нашу душу.
Богу нужен не перечень и не количество дел, а новое отношение
- Его отношение - к жизни, к людям, к Его ценностям, которые
мы приняли б и сделали своим мерилом во всех поступках.
Вопрос: Кроме своего усердия, выраженного
в делах, может ли ещё что помочь в будущем веке?
Ответ: Прежде всего для обновления ветхого человека необходимо
взаимодействие воли человека и благодати Божией. Проявляя волю
к добру в делах, мы приобщаемся благодати в Таинствах Церкви.
Вот как об этом писал Николай Кавасила: "Только под действием
Таинств и могут родиться органы восприятия духовной жизни, которые
и да-дут возможность в день "оный" войти в общение
со Христом".
Вопрос: Почему, так мучительно переживая свою духовную слабость,
всё-таки про-должаешь тонуть в ней?
Ответ: У святых Варсонофия и Иоанна на этот вопрос есть ответ:
"Уклоняйтесь от бесед о многом, ибо от них рождается нерадение,
расслабленность, непокорство и лютая дерзость."
Современная жизнь с её шумом, многословием, обилием информации
уже берёт мас-су сил и разбрасывает внимание.
К этому мы сами добавляем: у себя же берём и разбрасываем на
ветер остатки внима-ния и удивляемся, почему от пустословия
сил не прибывает.
От нерадения ревность не множится!
Вопрос: Когда кто-нибудь начинает говорить
о возможности наступления трудных времён, то как хранить душу
в мире?
Ответ: Чтобы никаких перемен не бояться, хорошо помнить слова
Василия Великого: "Бог нам прибежище и сила.
Не убегай, чего должно, и не прибегай, к чему не должно; пусть
будет у тебя одно избегаемое - грех и одно прибежище - Бог".
Если так себя настроить и просить только укрепления веры и преданности
Богу, то все внешние перемены ничего неполезного душе не принесут.
Вопрос: От жизни устаёшь, от молитвы
устаёшь… Где искать себе силы и мира?
Ответ: Преподобный Ефрем Сирин говорил: "Не вдавайся в
непомерную работу, потому что хорошо и полезно всё делать в
меру и в порядке".
Он прав. Мы устаём не столько от своих дел, сколько от излишней
торопливости, желания успеть больше, чем можем. Надо уметь себя
сдерживать во всём.
Вопрос: Есть ли среди наших обычных
слабостей такие, которые незаметно для нас самих топят нас в
грехах?
Ответ: Есть. Авва Пимен (прп. Пимен Великий) назвал всего одну:
как раз ту, которую мы ни за грех, ни бедой не зовём, но от
которой много теряем.
Он сказал: "начало всех зол - рассеянность".
"Печаль ваша в радость будет" - тонкая, пронзительная
книга, её подзаголовок "Воспоминания о жизни протоиерея
Григория Пономарёва и его супруги Нины Сергеевны, проживших
вместе 61 год и почивших в один день 25 октября 1997 года",
написанные дочерью, музыкантом Ольгой Пономарёвой.
10 лет отец Григорий пробыл в лагерях и ещё 6 лет не мог вернуться
домой: не было денег на билет из Магадана, да и не на чем было.
Самолёты тогда летали редко, люди записывались на рейс "на
материк" за несколько лет вперёд.
Кроме очень тёплых, хоть и основанных на документальных свидетельствах
семейных воспоминаний, эту книгу составили часть дневника отца
Григория, письма к дочери и "Сто вопросов и сто ответов
на запросы христианской души", составленные им для наставления
духовным чадам.
Часть из них Вы уже прочли.