 |
Читайте также:
Православная психология:
|
|
Т.Л.Шишова
Как правильно наказывать ребенка? (1)
|
Жизнь идёт вперёд. Ещё в конце 90-х годов в родительской аудитории
тема отмены наказаний ребёнка практически не возникала: все понимали,
что без них, увы, не обойтись, обсуждались методы и способы.
Сегодня - следующий этап поглощения нами разных западных новинок:
полный отказ от наказаний.
Параллельно же усиливаются жалобы родителей на детскую неуправляемость,
агрессивность, грубость. И ничего странного: ведь не построив,
как следует, систему поощрений и наказаний, родители лишаются рычагов
воздействия на ребёнка.
Так что теперь эта тема стала, можно сказать, "хитом сезона".
Доходит как до жирафа или дело в другом?
Кто спорит, что лучше вообще обходиться без наказаний?
Это прекрасно, когда ребёнку можно всё объяснить.
А ещё замечательней, если он вас понимает и без лишних объяснений.
Чуть только брови нахмурил - инцидент исчерпан.
Беда только в том, что таких детей - разумных, чутких, спокойных,
покладистых - сейчас довольно мало. И обычно это не мальчики.
Впрочем, и среди девочек всё больше в последнее время попадается
таких, которые могли бы послужить Шекспиру прообразом героини
его знаменитой пьесы "Укрощение строптивой".
И вообще, разве дети плохо себя ведут, потому что не понимают?
Или дело в чём-то другом?
Безусловно, бывают случаи непонимания ситуации.
Скажем, ребёнок принёс из садика матерные ругательства.
Но если он и после десятикратного объяснения, что это "плохие
слова", продолжает их повторять да ещё вызывающе глядит на
взрослых, неужели стоит продолжать разъяснительную работу?
А вот вторая ситуация. Пятилетний Гоша по сто раз на дню слышит,
что маме грубить нехорошо.
И всё равно грубит, а то и кидается в драку.
Спрашиваешь: "А как вы его за это наказываете?"
В ответ - растерянная заминка. "Ну, бывает, накричим, хотя,
конечно, это непедагогично.
Но, в основном, беседуем, внушаем, что так вести себя нельзя".
- "И давно?" -
"Что давно?" - "Внушаете" -"Да года два
уже, но почему-то никак не доходит!".
А ребёнок, между тем, уже и читать научился. Это почему-то до
него "дошло".
Да и порассуждать он горазд, за словом в карман не лезет, права
качает почти как подросток.
А вот что маму бить нельзя, никак до бедняги не "дойдёт".
И уж совсем изумляет родителей то, что их неуправляемые дети как
бы сами нарываются на наказание.
Сколько раз приходилось слышать примерно такие речи:
"Я терплю-терплю, потом сорвусь, накричу, стукну - и он как
шёлковый.
Такое впечатление, что ему даже легче становится. У меня потом
полдня на душе кошки скребут, а он… Знаете, порой кажется, он
даже доволен, что его наказали!
Правда же, это ненормальная реакция?"
Конечно, реакция ненормальная, потому что в ребёнке таким образом
взращивается садо-мазохизм, но подмечают родители правильно: нарвавшись,
наконец, на отказ, он действительно вздыхает с облегчением.
Ведь очень часто дети не слушаются вовсе не потому, что не понимают,
как надо себя вести, а потому, что не хотят понимать. Хотят
настоять на своём, показать, что они главнее.
Однако в глубине души любой ребёнок сознаёт, что поступает плохо.
Совесть-то есть у каждого.
А в детской душе, ещё по-настоящему не повреждённой пороками,
голос совести звучит гораздо отчётливей, чем у взрослых. Стыд
вызывает тревогу.
Да и ощущение, что ты сильнее родителей, не способствует укреплению
детской психики.
У таких детей всегда много страхов, поскольку маму с папой можно
не слушаться, значит, их слово ничего не весит. Стало быть, родители
- люди слабые, не авторитетные.
А как может защитить тебя слабый человек?
Вот и получается, что ребёнка снедает страх, беспокойство, чувство
вины, которые он подсознательно пытается заглушить суетливостью,
дурашливостью, кривляньем, агрессией.
И когда взрослый человек всё-таки даёт понять, кто в семье главный,
ребёнок успокаивается.
Значит, мир ещё не сошёл с ума.
Значит, это не полный хаос, в нём остались хоть какие-то опоры.
Ведь даже самые буйные, непослушные дети на самом деле жаждут
гармонии и порядка.
Жаждут, чтобы семейные роли были распределены правильно, и всё
было как у людей.
|