Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта

О поминовении усопших

Святой Димитрий
Читайте также:

 

Из бесед на Пермском радио
настоятельницы Успенского монастыря
игумении Марии (Воробьёвой)

В ближайшую субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, который мы отмечаем 8 ноября по новому стилю, Православная Церковь совершает поминовение усопших - так называемую Димитриевскую субботу.
Наша любовь к ближним простирается и в загробный мир. Весь год отмечен специальными днями памяти умерших - "родительскими субботами".
Обычай поминовения воинов в канун памяти Димитрия Солунского связан с Куликовской битвой.
Традиция возникла после завершения сражения на Куликовом поле, которое, как известно, состоялось в день Рождества пресвятой Богородицы.
Божия Матерь любит Святую Русь, поэтому в день Своего Рождества даровала нам эту замечательную победу.
Тогда было убито огромное количество русских воинов, и потребовался целый месяц и даже более, чтобы завершить их захоронение. Когда все воины были погребены, по ним была отслужена Великая панихида. После этого начальник русского войска, благоверный князь Димитрий Донской, постановил: ежегодно совершать поминовение воинов в субботу, предшествующую дню памяти святого Димитрия Солунского - его небесного покровителя.

Со временем стёрлась память о причине возникновения этой традиции, но Димитриевская суббота осталась в православной жизни, и христиане её свято чтят. Помните, как написано у царя Давида: "Душа моя яко земля безводная тебе". Вот так же и душа человеческая, словно земля безводная, жаждет богообщения, как благо-датного дождя, без которого ничего доброго не произрастает. Когда мы живём на земле в физическом теле, то должны стараться прожить отмеренный нам срок очень достойно, необходимо заплатить все долги, ведь иначе мы умрём должниками и с нас взыщется после смерти. Однако после смерти мы будем не в состоянии вернуть то, что задолжали здесь, на земле, потому что вновь станем скуделью, то есть растворимся в земле, из которой когда-то был взят наш праотец Адам.Настоятельница Успенского монастыря  игумения Мария (Воробьёва)

Когда человек умирает, то на похоронах его близкие проливают много слёз.
Они оплакивают не тело, а родную и дорогую душу.
Сказано: "Персть во гробе не поет и прегрешений не избавляет", - то есть сами умершие не имеют дерзновения молиться Богу о себе, о своей душе, а вот о нас они молятся Богу и ждут, чтобы и мы о них ходатайствовали.
Как нужно ходатайствовать об умерших?
Добрыми делами, совершаемыми в их память, милостыней - духовной или материальной.
На земле всегда столько нуждающихся, поэтому важно оказать помощь кому-нибудь ради памяти об умершем родственнике или друге, это много значит в очах Божиих.
И конечно, самое высокое поминовение - это поминовение в церкви.
Иногда люди спрашивают, как лучше поступить: пойти с утра на литургию (то есть в церковь) или - на кладбище?
Конечно, ради умершего надо пойти на литургию, подать в алтарь записки с их именами.
Это называется "проскомидия", во время которой за христиан вынимаются частицы из просфоры и кладутся в Чашу для причастия.
Эти частицы омываются в Крови Господа Иисуса Христа, следовательно, омываются человеческие грехи и, для умершего, поверьте, нельзя сделать ничего больше этого.
Правда, есть одно уточнение: если покойный не был крещён или если он оказался самоубийцей, то Церковь его поминать не может.
Теперь только самые близкие ему люди могут ему помочь.
Они должны о нём молиться, но, повторяю, не имеют права по-дать записки в алтарь.
Если же они позволят себе подобную дерзость, то и умершим пользы не будет, и с них самих за этот грех взыщется, и могут начаться большие скорби.
Поэтому если мы действительно любим тех, о ком молимся, то должны быть смиренны и покорны воле Божией.
Наша задача не самоуправствовать, а вымаливать прощение своим близким.

Существует особая молитва, написанная Оптинскими старцами, о тех, кто умер без покаяния.
Позволю себе зачитать её:

"Взыщи, Господи, погибшую душу (называется имя), и аще возможно есть, помилуй её.
Неисследимы пути Твои, не поставь мою молитву во грех, но да будет на всё Твоя святая воля.
Аминь".
Вот такая смиренная молитва.
Оптинские старцы знали, как молить Бога, чтобы действительно помочь умершему.

Нередко бывает, что люди с затаённой хитростью посылают в алтарь записки о тех, о ком не положено молиться в церквах, и этим отягощают участь своих умерших родственников и друзей, да и свою жизнь осложняют, потому что бесы начинают над ним глумиться.
Было бы гораздо лучше, если бы они приобрели "Псалтирь" и читали её, поминая умершего человека.

У некоторых прихожан пока ещё очень примитивное представление о церковных таинствах, им кажется, что они купили себе индульгенцию, если заплатили деньги за свечи, заказали сорокоуст, что-либо на панихидный стол положили и подали записки в алтарь.
Им кажется, что они сделали главное и больше от них ничего не требуется - долг выполнен.
А на самом деле умершие в первую очередь ждут наших молитв.

Был один архиепископ по имени Лука, в миру его звали Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий.
Он был профессиональный хирург и человек великой судьбы.
Святитель Лука прошёл через гонения, тюрьмы и лагеря, очень много пережил, а в конце жизни на-писал книгу воспоминаний.
Там он рассказывает о своём брате, страдавшем жестокими запоями, который умер, так и не примирившись с Богом.
Архиепископ Лука много и со слезами молился о своём брате.
И вот однажды после молитвы он задремал и ему приснился брат, который поцеловал его таким ледяным поцелуем, что от холода этого прикосновения архиепископ проснулся.
Как человек духовный он понял, что вымолил для брата послабление в наказании: огненная геенна ему заменена тартаром. В аду ведь существуют разные виды мучений.
Нашу душу дьявол убить не может, потому что она бессмертна, и те, кто стали слугами сатаны, наследуют вечный ужас и вечные муки.
По молитвам святителя Луки его брат был переведён в другое адское узилище, где, видимо, муки легче.
Возможно, владыка со временем всё же вымолил своего брата даже из тартара, и тот получил лучшее место в потустороннем мире.

Если мы действительно любим своих близких, ушедших в мир иной, то постоянно должны молиться о них. На вечерних и утренних молитвах следует поминать всех, кто нам дорог - живых и умерших.

У человека должно быть какое-то общение с Богом, нужно нарабатывать традиции богообщения!
У нас есть Псалтирь, её следует читать, поминая своих близких.
Но многие хотят свалить эти обязанности на Церковь - мол, пусть священнослужители и монахи молятся, а мы положим сколько-нибудь рублей и купим себе отпущение грехов.

Богу нужны не деньги, а наши сердца.
Велика и искупительна жертва на храмы, монастыри, на помощь нуждающимся.
А сколько их в наше время!
Не стоит испытывать Божие долготерпение, лучше постараться приобрести надёжный духовный капитал, чтобы построить чертоги в Царствии Небесном - себе и своим детям.


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 18