Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 101 ноябрь 2010 г. >> 26 ноября – память святителя Иоанна Златоустого

26 ноября – память святителя Иоанна Златоустого

Икона святителя Иоанна Златоустого  

На пути к небесному отечеству

Святые были странниками и пришельцами.
Как и каким образом?
Не называли ли они себя странниками по отношению к одной земле палестинской?
Нет, по отношению к целой вселенной, - и справедливо: они не видели в ней ничего такого, чего желали, но всё было для них странно и чуждо; они не имели ни одного друга, ни одного близкого человека, кроме немногих.
А как они были странниками?
Они не заботились о здешнем и доказывали это не словами, а самыми делами.

Как и каким образом?

Бог сказал Аврааму: "Оставь мнимое отечество и иди в землю чуждую" (ср.: Быт. 12, 1), и и он не остался там по любви к близким, но без сожаления оставил его, как бы землю чуждую.
Бог сказал ему: "Принеси в жертву сына своего" (ср.: Быт. 22, 2), и он принёс его так, как бы вовсе не имел сына, принёс сына, как бы не был облечён человеческою природою.
Имущество своё он считал общим со всеми приходящими, и ставил его ни во что: первое место предоставлял другим, подвергался опасностям, терпел бесчисленные бедствия; не строил великолепных домов, не роскошествовал, не заботился ни о чём, что бывает в здешнем мире; напротив, жил жизнию горняго града, был страннолюбив, братолюбив, милосерд, долготерпелив; презирал имущество, настоящую славу и всё прочее.

Таков был и сын его.
Когда его гнали, нападали на него, он не противился и уступал, как находящийся в земле чуждой.
И лишение жены он переносил, как странник; он жил высшею жизнию, сохраняя целомудрие и всякое воздержание; родивши сына, он не имел общения с женою; а женился уже тогда, когда прошёл цвет юности, - показал, что он сделал это не по страсти, но дабы послужить исполнению обетования Божия.

А Иаков?
Не искал ли он только одного хлеба и одежды - таких потребностей, которые свойственны истинным странникам, пришедшим в крайнюю бедность?
Будучи гоним, он не уступал ли, как странник?
Не терпел ли бесчисленных бедствий, путешествуя везде, как странник?
Перенося всё это, они показывали, что ищут другого отечества; а мы - напротив.
Когда случается какая-нибудь болезнь, то мы, бросив всё, подобно малым детям, плачем и боимся смерти, - и справедливо терпим это; потому что не живём, как странники, и не спешим туда, как в отечество, а идём как на казнь. потому мы и скорбим, что не пользуемся вещацуиьми как должно, а извратили порядок вещей; потому мы и мучимся, тогда как следовало бы радоваться; потому и трепещем, подобно убийцам и разбойникам, когда им предстоит явиться на суд и когда они припоминают все дела свои, и оттого страшатся и трепещут.

Авраам и подобные ему были, как говорит апостол, странниками для целой вселенной и искали отечества.
Какого? Не того ли, которое оставили?
Нет; ибо что препятствовало им, если бы они хотели, возвратиться туда и быть его гражданами?
Они искали отечества небесного.
Так спешили они удалиться отсюда и таким образом угождали Богу; посему и Он не стыдится называться их Богом.

Он не только не стыдится называться их Богом, но и Сам говорил: Я… Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3, 6).
Будем, возлюбленные, и мы странниками, дабы не стыдился нас Бог, не стыдился и не предал геенне.
Что же, скажете, делать нам, дабы спастись?

Начнём упражняться в добродетелях, пока есть время.
Разделим для себя добродетели, как земледельцы разделяют земледелие: в один месяц преодолеем в себе склонность к злословию, дерзость, несправедливый гнев, положим для себя законом и скажем: ныне исправим это; в другой месяц поучимся терпению; в третий - ещё одной добродетели, и, приобретши в ней навык, перейдём к новой, подобно тому, как в учении мы, сохраняя прежнее, приобретаем новое.

После того перейдём к презрению богатства; и во-первых, будем удерживать руки от любостяжания, а потом творить милостыню; не будем смешивать всего вместе, - одними и теми же руками и похищать, и подавать милостыню.
Затем приступим к другой добродетели, а от ней ещё к иной.

"Сквернословие, - говорит апостол, - пустословие и смехотворство не приличны вам и не должны даже именоваться у вас" (Еф. 5, 4, 3).
Исполним и это. Здесь не требуется ни издержек, ни трудов, ни усилий.
Довольно только хотеть - и всё сделается.
Не нужно для этого предпринимать далёкого путешествия или переплывать беспредельное море, но только постараемся оказать усердие и воздерживать язык от неуместных оскорблений.

Исторгнем из души своей гнев, порочные похоти, склонность к чувственным удовольствиям и роскоши, сребролюбие, навык к клятвам и клятвопреступлениям.

Если мы будем таким образом возделывать самих себя, сначала исторгая терпение, а потом насаждая небесное семя, то можем получить обетованные блага.

Святитель Иоанн Златоуст



Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 17