В нашем городе, всемирно известном честными мощами киево-печерских
угодников Божиих (ок.130) и прочими нашими "местными"
святыми (прпп, Иона и Алексий Голосеевский, Феофил и Досифея
Китаевские, Анастасия Покровская, Елена Флоровская, Димитра
и Олимпиада Арзамасская…) находится ещё одна святыня - честные
мощи великомученицы Варвары Илиопольской, Сирийской († ок.
306 г.)
В VI веке мощи святой Варвары были перенесены из Илиополя
(нынешняя Сирия), где она претерпела мученическую смерть и
была погребена, в Константинополь.
Первою супругою великого князя Киевского Святополка Изяславича
(внука Ярослава Мудрого), нареченного во святом крещении Михаилом,
была греческая царевна Варвара, дочь Византийского императора
Алексия Комнена.
Перед своим отъездом из Царьграда в Россию царевна Варвара
упросила отца даровать ей мощи святой великомученицы Варвары,
которые и привезла с собою в Киев.
Муж её, великий князь Михаил, выстроив в 1108 г. в Киеве каменную
церковь во имя святого Архистратига Михаила, заступника своего,
с честью положил в ней святые мощи великомученицы.
Во время нашествия на Русскую землю татарского хана Батыя,
мощи святой великомученицы были сокрыты церковнослужителями
в тайном месте под ступенями каменной лестницы, ведшей на
верх храма.
Спустя много лет после Батыева погрома, честные мощи, по благоизволению
Божию, были обретены, вынуты из-под спуда, и открыто положены
с честью в том же храме.
В Михайловском Златоверхом монастыре мощи вмц. Варвары открыто
почивали в названном в её честь придельном храме.
Покоились они сначала в кипарисовом гробу, затем в позолоченной
раке из серебра, устроенной на средства гетмана Ивана Мазепы
и, наконец, в драгоценной гробнице замечательной чеканной
работы, созданной в 1847 г. петербургским мастером Андреевым
на средства графини А. А. Орловой-Чесменской.
Ежегодно мощи св. вмц. Варвары 4 декабря (в память чудесного
избавления всех живущих в монастыре от моровой язвы в 1710
и 1770-71 и холеры в 1830 и 1847) и 11 июля (в воспоминание
о торжественном праздновании 800-летия поло-жения в монастырь
мощей св. вмц. в 1908) обносились вокруг монастыря при многочисленном
стечении народа.
В 30-х гг. XX в. мощи были перенесены в Киево-Печерский музей-заповедник.
Очевидцы описывают мощи (без головы и кистей обеих рук) как
нетленные, темные и очень твёрдые по сравнению с мощами печерских
подвижников.
В настоящее время они находятся в киевском Владимирском соборе,
по неведомой нам до поры Божьей воле остающимся у филаретовцев.
Следует также упомянуть и о левой руке святой великомученицы,
с древних лет не находящейся при её нетленном теле: она была
оставлена в Греции.
По прошествии многих лет, при Киевском митрополите Петре Могиле,
она принесена была в Польшу переселившимся туда греком Мозелем
из царского рода Кантакузиных.
Эта святыня была похищена иудеями, раздроблена и сожжена.
Пепел и коралловый перстень хранились в соборной церкви апостола
Иоанна Богослова города Луцка, а затем были перенесены митрополитом
Гедеоном в храм Святой Софии Киевской.
В 30-х гг. XX в. они были вывезены из СССР липковцами и теперь
находятся в Эдмонтоне (Канада, провинция Альберта).
При мощах вмц. Варвары засвидетельствованы многочисленные
чудеса.
Так, архиепископ Черниговский Лазарь Баранович ещё прежде,
чем занял епископскую кафедру, с 1640 г. трудился над проповеданием
слова Божия.
Проповедуя, между прочим, в праздник святой великомученицы
Варвары при честных её мощах, он с глубокою благодарностью
и умилением прославил чудо своего исцеления от тяжкой болезни,
полученное от тех святых мощей.
И, непрестанно прослав-ляя сие чудо, поведал о нем в своей
книге "Труды праздничные", напечатанной в 1674 г.,
следующее:
"Одержимый тяжкою болезнью, я не обращался ни к какому
другому врачу, но прибег с мольбою к мощам святой великомученицы
Варвары, с верою пил воду, в которой была омочена рука великомученицы,
и чаша этой воды была мне во спасение".
Настоятель Свято-Михайловского Златоверхого Киевского монастыря,
иеромонах Феодосий, повествует, что когда он, по благословению
Киевского митрополита Сильвестра Коссова, в 1655 г. принял начальство
над обителью, то в тот год пришел к нему некий гражданин Слуцкий
и принес ему сделанную из серебра руку, ко-торую и просил повесить
при мощах святой великомученицы Варвары.
Когда же пришедшего спросили, для чего он это сделал, он откровенно
рассказал следующее:
"Рука моя была поражена тяжкою болезнью, и так была скорчена,
что я не мог даже разогнуть ее.
Страдая такою неисцельною болезнью, я вспомнил о чудесах,
проистекающих от честных мощей святой великомученицы Варвары.
Я помолился святой великомученице об исцелении моей руки и
дал обет идти на поклонение её святым мощам.
И вот, помощью святой Варвары, скорченная рука моя исцелилась,
я же, исполняя обет свой, пришел сюда с благодарением и эту
серебряную руку, в знак исцеления моей руки, принес к святым
мощам великомученицы".
По сложившейся традиции к вмц. Варваре прибегают с прошением
не умереть внезапно, без покаяния и Причастия.