Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 102 декабрь 2010 г. >> Православная психология. Как правильно наказывать ребенка? - 3

Православная психология. Как правильно наказывать ребенка? - 3

Читайте также:

Православная психология:
Т.Л.Шишова

Как правильно наказывать ребенка? (3)

Иерархия запретов

Запреты должны быть.
Взрослые ведь тоже, хоть и любят порассуждать о том, что запретный плод сладок, тем не менее понимают, что без запретов (то есть юри-дически установленных правил, нарушать которые запрещено под страхом определённого наказания) мир погрузился бы в хаос.
И, несмотря на свои либеральные рассуждения, сами очень многих запретов никогда не нарушают и нарушать не собираются.
Например, не грабят чужие квартиры, не убивают в пылу ссоры своих обидчиков, не участвуют в террористических актах.
А многие уважают даже неписанные законы, моральные запреты: не изменяют своим супругам (хотя за это никакого юридического наказания не последует), не бросают на произвол судьбы больных детей или престарелых родителей, не дерутся, не матерятся, не пьянствуют, не потребляют наркотики.
Хотя если бы сладость запретного плода была такой невыразимо притягательной, как об этом принято говорить, все поголовно стали бы преступниками.
Так что и детская тяга к непослушанию сильно преувеличена.
Но для того, чтобы запреты действовали, их должно быть немного.
Если шаг вправо, шаг влево расценивается как побег, ребёнок рано или поздно начнёт бунтовать. Нельзя зажимать его так, чтобы было не вздохнуть.
Когда человека душат, он судорожно дёргается, пытаясь вырваться.
Так и ребёнок, слишком сильно зажатый в тиски родительской строгости, начинает на пустом месте упрямиться, проявлять агрессивность, демонстративно не слушаться.
Кроме того, необходимо установить иерархию запретов.
Сейчас в этой области чаще всего видишь эдакую кашу-размазню: ребёнка с равной строгостью (или снис-ходительностью) порицают за капризы при умывании, за отказ учить буквы и за хам-ское обращение с бабушкой.
А бывает, что за хамство и грубость вообще не наказывают, целиком сосредоточившись на вопросах соблюдения бытовой гигиены и на правилах поведения за столом.
Двойка же по английскому считается чуть ли не преступлением против человечности!
За неё и в либеральной семье ребёнок может получить нагоняй.

А ведь на самом деле непочищенные зубы или недоеденный суп - пустяк по сравнению с криками: "Мама плохая! Уйди от меня!" (А то и похлеще, типа: "Дрянь - мама! Убью! Ненавижу!"
В последние годы даже дети из интеллигентных семей подчас выдают подобные "перлы").

Грубость по отношению к взрослым - это не просто несоблюдение бытовой дисциплины.
Это - грубое нарушение заповеди ("Почитай отца твоего и матерь твою").
Ведь маленький ребёнок не нарушает почти никаких других заповедей.
Он не убивает, не прелюбодействует, не крадёт, не желает жены ближнего своего.

Так что непочитание родителей - это, пожалуй, самый тяжкий грех, в котором повинны дети.
И когда этот тяжкий грех уравнивается с мелкой провинностью, ребёнок теряет ориентиры.
Он растёт в искажённой, а то и вовсе перевёрнутой системе ценностей.
Его представления о чёрном и белом (и, соответственно, поведение) искажаются.
Совесть подсказывает, что тут что-то не так, но сам ребёнок разобраться в столь сложных вопросах не может.
Возникают хроническое раздражение, тревога, страх, которые выплёскиваются на самых близких людей. отношения в семье разлаживаются.
Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши слова имели для ребёнка вес, прежде все-го составьте для себя (лучше письменно) перечень запретов, расположив их в ие-рархическом порядке.
На мой взгляд, главные детские провинности, за которые должно следовать суровое наказание, это хамство по отношению к взрослым, ложь и демонстративное непослушание.

В последнем случае обязательно нужно понять, действительно ли это демонстративность или нечто другое.
Ведь ребёнок может вас не послушаться по разным причинам.
Может быть, он устал, перевозбуждён или просто неспособен соблюдать определённые правила.
К примеру, бессмысленно наказывать гиперактивного мальчика за то, что он вертится на уроке и мешает соседям.
Из-за особенностей своей нервной системы он не в состоянии усидеть на одном месте в течение сорока минут.
Здесь наказаниями добьёшься противоположного эффекта.
Но если мама запрещает сыну смотреть телевизор, а он нарушает её запрет, это уже демонстративное непослушание, которое ни в коем случае не должно оставаться безнаказанным.
Конечно, к разряду самых тяжёлых провинностей следует отнести и попытки воровства.
Слава Богу, этим грешат далеко не все дети, поскольку нормальные родители обычно очень рано стараются привить ребёнку уважение к чужой собственности.
В полтора-два года, играя в песочнице, практически любой малыш может схватить чужую игрушку.
Но мама (если она хоть как-то озабочена проблемой его воспитания) отнимет её и скажет, что чужое брать без спросу нельзя.
Рано или поздно большинство дошкольников усваивает эти нехитрые уроки и не поддаётся соблазну что-то украсть.

Не стоит относить к пустяковой провинности и хулиганские выходки.
Только опять-таки определитесь с тем, что называть хулиганством.
Мне не раз приходилось сталкиваться с родителями, которые считали хулиганством… детский энурез.
И ругали (а то и наказывали!) ребёнка за мокрую постель ("Я тебе говорила: "Не пей на ночь, а ты…").
Некоторые не очень внимательные взрослые считают кривляньем тики, искажающие лицо ребёнка, наказывают за такие невротические про-явления тревожности, как привычку грызть ногти и обсасывать воротник рубашки (дескать, он делает это назло).

Но если ребёнок показывает взрослым язык, кривляется в ответ на замечание, плюёт на пол, делает неприличные жесты, кукарекает на уроке и т.п., к таким "шалостям" проявлять снисхождение не стоит.
Даже очень нервные, но нормально воспитанные дети подобных выходок себе не позволяют.



Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 73