Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. (044) 451-07-41
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 103 январь 2011 г. >> Слово о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа

Слово о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа

Икона «Рождество Иисуса Христа»
Читайте также:

Празднование 25 декабря/ 7 января

Игумения Мария (Воробьёва),
настоятельница Свято-Успенского
Пермского монастыря

"Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума".

Уже первая строчка праздничного тропаря говорит о величайшей значимости события, которое про-изошло во Вселенной два тысячелетия тому назад.
Что произошло?
Воссиял для мира свет разума!
Со времени грехопадения Адама человеческий род находился во тьме, в великом унижении.
Диавол смеялся над человеком, обманывая его, обещая Еве, что они с Адамом, словно боги, будут знать добро и зло. Сатана солгал.
Первые люди, соприкоснувшись со злом, не только не стали богами, но и потеряли пресветлый совершеннейший рай, они утратили своё богоподобное достоинство.
Не только они сами, но и их потомки - весь род человеческий - впали в неисчислимые беды.

Чему научил человека диавол? Только злу.
Каин убил своего брата Авеля, и постепенно люди утратили всякое представление о Боге.
Диавол научил их поклоняться солнцу, звёздам, луне, другим творениям Божиим, то есть твари вместо Творца, причём падшей твари.

И только лучшие из людей - пророки - Духом Божиим свидетельствовали, что придёт Спаситель, Мессия, сам Бог во плоти, и спасёт погибающее человечество.
Время пришествия Мессии было точно предсказано пророками, в частности пророком Даниилом, - знаменитые "Даниловы седмины" - годовые седмицы.

2000 лет назад истёк срок "Даниловых седмин".
Весь мир находился в ожидании мистических перемен.
Не только время, но и место явления Искупителя было предсказано довольно точно.
Европейцы ожидали Его с Востока, Индия и Китай - с Запада, но никакие народы, даже те, которые в своей гордости считали себя потомками богов, не приписывали себе грядущее явление Мессии.
Все смутно разумели иудею.
Римский историк Тацит писал: "Общим убеждением было, что в древних священных письменах говорится, будто Восток возымет силу".

Именно в это полное ожиданий время в необъятной Римской Империи вышло повеление о всенародной переписи.
В Евангелии от Луки мы читаем:
"В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле…
И пошли все записываться, каж-дый в свой город.
Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою…" (Лк. 2, 1-5).
У евреев был обычай - вести народные переписи по коленам и племенам.
Всякое колено и род имели свои определённые праотеческие города.
Повеление кесаря, конечно же, привело в движение всю Иудею.
Итак, плотник Иосиф с обручённой ему для хранения девства дивной Девой Марией, готовившейся стать Матерью, тоже должны были подчиниться императорскому повелению.
Для этого им следовало проделать утомительный переход из Назарета в далёкий Вифлеем, отеческий город царя Давида, потому что оба они происходили из царских родов.
Впрочем, они уже не имели никаких знатных отличий, кроме пресветлой чистоты души, которая делает человека подлинно великим в очах Божиих.

Вся история этого глобального для вселенной события не поддаётся измерению человеческими мерками.
Библейская мудрость гласит: что велико пред людьми, то мерзость перед Богом.
Что же велико перед людьми?
Материальное благополучие, суетная человеческая слава, дутая гордость.

Или, к примеру, сейчас нас пытаются ориентировать то на западные ценности, то на восточные.
Конечно, Запад Одному Богу ведомой ценой сегодня кичится блеском материального благополучия.
Но отчего же так ностальгирует и страдает тот, кто покинул нищую Россию?
И ведь так было во все времена.
Вспомните, как писатель Набоков говорил о покинутой Родине: "Отвяжись от меня, умоляю!"
Образ России постоянно стоял перед ним.
Так было и с другими эмигрантами. Они не могли забыть Россию, потому что в ней сияет свет Православия. Это кажется иррациональным, не подлежащим умозрительному анализу, но именно этот Свет разума - Православие - определяет суть той подлинной духовности, которая свойственна нашему Отечеству.

Вернёмся к событию 2000-летней давности - Рождеству Господа Иисуса Христа.
Каким представлялся в человеческих умах приход Мессии?
Конечно, помпезным, в ослепительном блеске человеческой славы.

И вместо этого читаем у евангелиста Луки:
"Когда же он были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк. 2, 6,7).
О таком великом событии и так просто!
Не нашлось места в гостинице! Какое смирение!
Конечно, маленький Вифлеем был переполнен пришедшими туда для переписи.
И так вышло, что Мессии - воплотившемуся Богу и Той, Которой промысл Божий судил стать Царицей Неба и Земли, не нашлось места в гостинице.
Они нашли прибежище за городом, в пещере, куда загоняли в непогоду скот.
Какое смиренное убожество и какая простота!

И вместе с тем - какое величие!
Немыслимо представить, чтобы в какой-либо суетной гостинице или даже в царских палатах родился Сотворивший Небо и Землю.

Провидение судило Сыну Божию родиться вдали от человеческой суеты, среди полной тишины и свободы, при незримом присутствии Бога Отца и святых ангелов.
Как точно сказал об этом три тысячи лет назад премудрый Соломон:
"Когда всё окружало тихое безмолвие и ночь в своём течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее Слово Твое" (Прем. 18, 14-15).

Как грозный Воин сошёл Бог Слово. Весь мир был погружён в сон - нравственный и физический.
Никто не спешил поклониться родившемуся Спасителю, воплотившемуся Богу.
Первой поклонилась Младенцу, положив Его в смиренные ясли, Пресвятая Дева - Та, что стала Матерью Божией.
Потом с благоговейной любовью поклонился Её земной ангел-хранитель и дивный старец - Иосиф Обручник.
Он увидел воочию исполнение пророчества Исайи:
"Слушай же, дом Давидов! Се, Дева во чреве примет и родит Сына" (Ис. 7, 14).
Кто же поклонился вслед за ними?
Как удивительно сходятся противоположности: великая простота и высокая мудрость - именно то, что свойственно Истине!
Читаем дальше в Евангелии от Луки:
"В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак; вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях" (Лк. 2, 8-12).
Сколько пророчеств о пришествии Спасителя знали книжники и фарисеи, но не они, а простецы-пастухи первыми получили весть о Рождестве Христовом.
Они оказались достойнее всех ради той чистоты, которая была свойственна их душам.

И так велико было вселенское значение этого события, что небеса не вмещали всей радости, и вслед за Ангелом явились воины небесные, как повествует евангелист Лука, и пели дивную песнь, которая и сейчас украшает службы Православной Церкви:
"Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение".
Вслед за Иосифом Божественному Младенцу и Его Матери поклонились смиренные пастухи, а затем уже, как повествует другой евангелист - Матфей, пришли поклониться мудрецы-звездочёты, которых привела явившаяся на небе новая звезда.
И не в царских палатах, а в немыслимой простоте они впервые увидели Царя Славы Иисуса Христа, воплотившегося Бога Слово.

Как же всё повторяется в нашем мире!
Современные книжники и фарисеи так же в своей гордости не принимают веры своих отцов.
Они предпочитают переполненные зрителями концертные залы и стадионы, где псевдомудрецы вещают псевдодуховные пошлости.
Они готовы поверить самой нелепой и чудовищной секте, которая для того только и объявилась, чтобы уничтожить Россию.
Высокая простота Православия не устраивает гордые умы.
Богословы говорят:
"Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная Вселенную утвердила".
Об этом свидетельствует вся история.
В каком состоянии находился мир в эпоху поздней античности?
Все мы знаем о девизе тех времён: "Хлеба и зрелищ!"
На какую нравственную высоту подняла человечество православная вера!
Непрестанное свидетельство могущества этой веры - великая история России.

Каждый год Господь являет утверждение истинности Православия в чуде схождения с Неба Благодатного Огня, которое совершается только в православную Пасху и только по молитвам православного Патриарха.
Известно, что первоиерархи других конфессий не получают Святого Огня.
Философы сказали бы, что Благодатный Огонь - это объективная реальность, данная нам в ощущении, то есть, вещественное подтверждение Божественного всемогущества и истинности Православия.
Тем труднее понять, почему же многие наши сограждане празднуют Рождество Христово 25 декабря - вместе с католиками?
Разве мы живём на католическом Западе?
Представьте, что вы пришли поздравить человека очень высокого ранга с днём рождения на 13 дней раньше, а в сам праздник и не вспомнили бы о нём.
Вряд ли этот человек был бы доволен вами.
Тем более, недопустимо столь небрежное отношение к Богу.
И вот мы услышали, что в такое мнимое Рождество в Европе, - может быть, в наказание за то, как обошлись с православной Сербией, - бушевал невиданный по силе ураган.
Это, безусловно, Божие свидетельство того, что господь не приемлет сего празднества, не дороги Ему пышная помпезность и яркая иллюминация.
Не фейерверков ждёт Господь, но покаяния и той высоты, имя которой Истина.

Нам ли унижать наше великое Отечество?
За богоотступничество нам уже попущено Богом печальное безбожное время, видимо, для того, чтобы мы одумались и вспомнили, в какую эпоху мы живём, наследниками какой культуры являемся.
Основа этой культуры есть Православие.
Это тревожное время давно предсказывали и прп. Серафим Саровский, и прав. Иоанн Кронштадтский, и многие другие святые.
Но они предсказывали и то, что Россия через покаяние, через обращение к православной вере вернёт своё величие.
Как скоро поднимется наше Отечество из руин, зависит от каждого из нас.

В эти дни, когда мы готовимся встретить великий праздник Рождества Христова, каждому человеку необходимо заглянуть в свою душу и обратиться к Богу.
Вспомним, ради чего сошёл господь на средину погибельной земли.
Разве Ему это было нужно?
Он, Дух, всё исполняющий, обнищал нашего ради спасения, принял человеческий вид, чтобы взять на Себя клятву, которую некогда Сам дал Адаму: "Смертию умрешь".
Родился, чтобы умереть за грехи Адама и всего человечества - за каждого из нас.
И умер, и воскрес, совершив спасение человека - деяние, превышающее даже сотворение мира.
Бог стал человеком, чтобы человек стал богом.
Благодаря таинствам Православной Церкви, основанной Самим Христом, человек реально приобретает силу господствовать над своими страстями, то есть становится подлинно свободным.
Это не та свобода, которую обещает диавол и его слуги, говоря: "Хочешь - кури, хочешь - пей, хочешь - развратничай".
Только где же тут свобода?
Любой разумный человек понимает, что такая мнимая "свобода" оборачивается страшной формой рабства.
Спросите у курильщика, легко ли ему без табака? Алкоголику - без спиртного? А уж тем более, наркоману - без наркотиков?

Многие сектанты говорят, что уже совершилось дело человеческого спасения, мы сейчас свободны и можем весело жить ради бизнеса. Это полуправда.
Конечно, свершилось спасение человеческого рода, за которое была заплачена очень высокая цена: Господь принёс в жертву Своего возлюбленного Сына.
Но и человеку необходимо сделать шаг навстречу Богу.
Надо восстановить в себе образ Божий, осмыслить свою жизнь, вникнуть в её суть, научиться отличать главное от второстепенного и, отбросив всё дешёвое, примитив-ное, пошлое, вернуться к своему великому наследию - православной вере.
Сказано: кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец.
Покаянием человек может стереть грязные пятна со своей совести.
Покаяние - это возвращение человека к Богу.
Когда мы найдём мужество обличить себя на исповеди, тогда и случится таинство освобождения человека от проказы греха.
И только в этом случае человек имеет право приступать к Причастию, то есть породниться с воплотившимся Богом.
Какой это бесценный дар не только для каждого человека в отдельности, но и для всего рода человеческого!
Преподобный Серафим Саровский говорил:
"Кто истинно причащается Тела и Крови Христовых, тот вступает в особое родство с Богочеловеком Христом. И благодать причащения столь велика, что она запечатлевается на всём роде причащающегося".
Вот как дорого Причастие, ибо в нём происходит примирение человека с Богом.

Дай, Господи, чтобы явленный Тобою в мир 2000 лет назад Свет заблистал в душах наших и в душах тех, кто нам дорог, и во всём нашем многострадальном Отечестве!

Праздник Рождества Христова, 2000 г.



Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 24