Евангельский рассказ о необыкновенной звезде, восшедшей над Вифлеемом,
уже более 2000 лет волнует человечество.
В древние времена появление или исчезновение звёзд связывалось
с рождением или смертью великого человека, именно от таких представлений
сохранилось крылатое выражение "взошла звезда" и "погасла
звезда".
В существование зависимости жизни людей от небесных тел верили
греки, римляне, персы и другие народы.
Однако может показаться странным, что восточные мудрецы-звездочеты,
увидев необыкновенную звезду, немедленно отправились на поиски
Царя именно в Иерусалим.
Дело в том, что по всему Востоку было распространено убеждение,
что в ближайшее время, причем именно в Иудее должен родиться Спаситель
мира, Которому будут поклоняться все народы.
Об этом напряженном ожидании Царя Иудейского свидетельствуют в
своих произведениях историки Корнелий Тацит ("Истории"),
Светоний Транквилл ("Жизнь Веспасиана") и Иосиф Флавий
("Иудейская война").
Вергилий в своей поэме "Буколики" за 40 лет до Рождения
Иисуса Христа писал: "грядет новое время, грядет событие,
к которому давно стремится история - космического, вселенского
масштаба, дающее времени новый отсчет".
Кстати, именно за это пророчество Вергилия изобразили на стенах
притво-ра Благовещенского храма в Московском Кремле.
Считается, что о грядущем Рождестве Спасителя и о предшествующей
Ему звезде говорится и в Книге Чисел (глава 24, стих 17) Ветхого
Завета:
"Восходит звезда от Иакова и восстанет жезл от Иакова".
Евангелие от Матфея свидетельствует, что волхвы с востока, пришедши
в Иерусалим, уверенно спрашивают:
"Где родившийся Царь Иудейский?"
"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни Царя
Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся
Царь Иудейский?
Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему <...>
Они, выслушав царя, пошли.
И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как
наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и,
войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились
Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан
и смирну". (Матф 2, 1-2, 9-11).
Евангелие говорит, что волхвов в Вифлеем привела шедшая перед
ними звезда.
Что это была за звезда?
Христианские писатели первых веков (Игнатий-Богоносец, Ориген
и Евсевий) думали, что это была особенная, специально сотворенная
для такого случая звезда.
Святой Иоанн Златоуст (IV век) и Блаженный Феофилакт Болгарский
(XI век) считали, что это божественная разумная сила явилась в
образе звезды.
Вот что по этому поводу пишет блаженный Феофилакт Болгарский в
своем толковании 2-й главы Евангелия от Матфея:
"Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами:
нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе
звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь
и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря,
изумив множеством рыб, привлек ко Христу.
А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко
светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они:
особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг,
где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу".

Знаменитый
астроном Иоганн Кеплер предложил естественное объяснение необыкновенного
явления. Он доказывал, что виденная волхвами звезда появилась
в результате редкого совпадения в одной точке наиболее ярких планет:
Юпитера, Сатурна и Марса.
Наблюдая такое сочетание планет в 1603 году, Кеплер вычислил,
что подобное "соединение планет" должно было происходить
и в 747-748 годах от основания Рима.
Интересно, что в Лондонской обсерватории в 60-е годы нашего столетия
посетители могли видеть воссозданную английскими астрономами картину
звездного неба в год рождения Иисуса Христа с яркой звездой.
Какая бы версия ни была верной (а Церковь не отрицает возможности
существования различных объяснений этого удивительного факта),
не нужно забывать, что Библия - не учебник по астрономии, а Евангельская
история Рождества не является описанием атласа звездного неба
над Вифлеемом и Иерусалимом.
Евангелие в последнюю очередь является хронологией происходивших
2000 лет назад событий. Евангелие - Благая Весть (именно так слово
евангелие переводится с греческого) всему человечеству о Спасении
его от вечной смерти Богом Иисусом Христом.
Волхвы, идущие за звездой поклониться рожденному Иисусу Христу,
символизируют все народы, идущие к Источнику Вечной Жизни.
Но в этом символе можно прочесть и обращение к нам, живущим через
2000 лет, - а мы, кто такие?
Пойдем ли мы за Вифлеемской звездой?
Праздник Рождества Христова, 2000 г.